Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


СЛОВАРЬ САНСКРИТСКИХ ТЕРМИНОВ



 

Авадхути, или дхути, центральный канал энергии (праны)в человеческом теле.

Амрита нектар бессмертия или духовной жизни.

Бодхисаттва будущий будда, давший обет помогать всем живым существам, а не наслаждаться состоянием просветления только ради себя самого. Божественные бодхисаттвы символизируют деятельность просветлённого ума в жизни.

Брахман член высшей жреческой касты в Индии.

Брахмарандхра, «отверстие Брахмана», отверстие в темени, в верхней точке центрального энергетического канала. Чтобы достичь освобождения, сознание после смерти должно выйти из тела через это отверстие.

Будда «пробужденный», «просветлённый». Этим термином обозначаются как божественные будды аспекты принципа просветления, так и все просветлённые существа, в том числе и Гаутама Будда, исторический основатель буддизма. Кроме того, имя «Будда» носит один из пяти родов.

Ваджра тантрический ритуальный предмет, представляющий собой сферу, из которой исходят противоположно направленные симметричные пучки изогнутых зубцов, обычно по пять или девять в каждом пучке. Символизируя одновременно молнию и алмаз, ваджра заключает в себе все их качества: могущество, несокрушимость, чистоту и непобедимость. Также имя одного из пяти родов будд.

Видьядхара, «хранитель знания, хранитель прозрения», энергия открытия и коммуникации.

Гандхарвы божественные музыканты, ассоциирующиеся также с зачатием. «Город гандхарвов» — образное выражение, означающее «иллюзия, мираж».

Гаруда мифическая птица, сочетающая в себе черты человека и орла. Символизирует уверенность и силу йогина, пожирает змей ядовитые эмоции. Шанг-шанг (тиб.) разновидность гаруды, в полёте играет на кимвалах.

Гаури, «Белая», имя богини, а также название группы из восьми богинь, которую она возглавляет. Гаури являются на двенадцатый день бардо.

Гурурелигиозный наставник, именуемый также «духовным другом».

Дакини принцип женской энергии, связанный со знанием и разумом; может проявляться как в разрушительной, так и в созидательной форме.

Дхарма истина, религия, закон. Во множественном числе основополагающие составные части.

Дхармадхату (дхату — «пространство», «сфера» или «область») всеобъемлющая структура, в рамках которой возникают и исчезают все явления

Дхармакайя, «тело истины», абсолютная природа будды. См. Кайя.

Дхармата совокупность всех составных частей, сущность реальности.

Дхути см. Авадхути.

Йога психофизический метод духовного развития, основанный на управлении энергией и сознанием.

Йогин практикующий йогу.

Йогини женщина, практикующая йогу; здесь этим термином обозначается только группа богинь, являющаяся на двенадцатый день бардо.

Кайя тело; в выражении «три кайи» этот термин используется в абстрактном смысле. Первая из трёх кай, дхармакайя, тело дхармы, или истины, абсолютная природа будды; вторая, самбхогакайя, тело наслаждения, аспект природы будды, сообщающий дхарму и проявляющийся в формах мирных и гневных божеств; третья, нирманакайя, — «тело творения», в котором природа будды проявляется в земной жизни. Их объемлет и превосходит четвёртая кайя свабхавикакайя, абсолютное тело основополагающей природы.

Карма действие. Имя одного из пяти родов будд. Учение о том, что каждое действие влечёт за собой неизбежные последствия; закон действия и противодействия или причины и следствия.

Мандала расположение божеств или их эмблем, обыкновенно в форме круга, из центра которого исходят их эманации. Условное изображение энергетической структуры.

Меру золотая гора в центре Вселенной, окружённая четырьмя континентами. Центр космической мандалы.

Нади канал энергии (праны) в человеческом теле. Система нади это структура реакций человека на реальность.

Нирманакайя, «тело творения», земная форма Будды и прочих просветлённых существ. См. Кайя.

Падма лотос; имя одного из пяти родов будд.

Пишачи группа богинь с головами животных, являющаяся на двенадцатый день бардо.

Ирана энергия, жизненная сила; носитель ума и сознания.

Ратна драгоценность; имя одного из пяти родов будд.

Садхана текст, в котором описывается, как визуализировать то или иное божество и как ему поклоняться; также сама духовная практика.

Самадхи медитация, в которой исчезает различие между субъектом и объектом.

Самайя священный обет, связывающий тантрического йогина с его практикой.

Самбхогакайя, «тело наслаждения», аспект природы будды, связанный с визуализацией и коммуникацией. См. Кайя.

Сангха община практикующих дхарму.

Сансара круговорот существования, основанный на невежестве и характеризующийся страданием.

Свабхавикакайя, «тело основополагающей природы». См. Кайя.

Сиддха йогин, достигший духовного совершенства и обретший сверхъестественные способности.

Скандхи пять психологических компонентов человеческой личности.

Ступа куполообразное культовое сооружение, в котором хранятся священные реликвии или религиозные тексты.

Сутра рассуждение Будды о медитации и философии.

Тантра трактат, посвящённый той или иной духовной практике, связанной с преображением энергии; также сам метод практики. Собственно «тантрами» называют только главные, основополагающие, тексты такого рода, однако существует множество близких им трудов, которые также можно назвать «тантрическими», и «Бардо Тхёдол» относится к их числу

Татхагата то же, что и будда, но чаще всего этим термином обозначают пятерых будд самбхогакайи.

Херука принцип мужской энергии в гневной форме.


БИБЛИОГРАФИЯ

 

Этот список книг не общая библиография по тибетскому буддизму. Мы включили сюда только книги, имеющие отношение к «Бардо Тхёдол», его иконографии и культурно-историческим корням, а также переводные издания текстов, содержащих связанные с ним учения.

Bhattacharrya, В. The Indian Buddhist Iconography. Calcutta: Firma K.L. Mukhopadhyay, 1968.

Bhattacharrya, В., ed. Sadhanamala. Baroda: G.O.S. XXVI & XLI, 1925- 1928.

Chang, C.C. Esoteric Teaching of the Tibetan Tantra. Lausanne: Aurora Press, 1961.

Chang, C.C. Teachings of Tibetan Yoga. Hyde Park: University Books, 1963.

Chang, C.C. The Hundred Thousand Songs of Milare-pa. Hyde Park: University Books, 1962.

Clark, W.E. Two Lamaistic Pantheons. Cambridge: Harvard University Press, 1937.

Evans-Wentz, W.E. The Tibetan Book of the Dead. Oxford: Oxford University Press, 1957.

Evans-Wentz, W.E. The Tibetan Book of the Great Liberation. Oxford: Oxford University Press, 1954. // Рус. пер.: Эванс-Вентц У.Й. Тибетская книга о Великом Освобождении. Самара: Агни, 1998.

Evans-Wentz, W.E. Tibetan Yoga and Secret Doctrines. Oxford: Oxford University Press, 1967. // Рус. пер.: Эванс-Вентц У.Й. Тибетская йога и тайные учения. Самара: Агни, 1998.

Evans-Wentz, W.E. Tibet's Great Yogi Milarepa. Oxford: Oxford University Press, 1969. // Рус. пер.: Эванс-Вентц У.Й. Великий йог Тибета Миларепа. Самара: Агни, 1998.

Gordon, A. The Iconography of Tibetan Lamaism. New York: Paragon, 1967.

Gordon, A. Tibetan Religious Art. New York: Columbia University Press, 1952.

Govinda, A. Foundations of Tibetan Mysticism. London: Rider; New York: Weiser; 1959. // Рус. пер. в сб.: Лама А. Говинда. Психология раннего буддизма. Основы тибетского мистицизма. — СПб, 1993, с. 194- 463.

Guenther, H.V The Life and Teaching of N агора.Oxford: Oxford University Press, 1963.

Newark Museum. Catalogue of the Tibetan Collections. Vol. III. Newark: Newark Museum, 1971.

Olschak, B.C. Mystic Art of Ancient Tibet. London: Allen & Unwin; New York: McGraw-Hill, 1973.

Pal, P., and Tseng, H.C. Lamaist Art: The Aesthetics of Harmony. Boston: Museum of Fine Arts.

Pott, P.H. Introduction to the Tibetan Collection. Leiden: Brill, 1951.

Pott, P.H. Art of the World: Burma, Korea, Tibet. (Tibetan Section.) London: Methuen; New York: Crown; 1964.

Raghuvira and Lokesh Chandra. A New Tibeto-Mongol Pantheon. New Dehli: IAIC, 1961.

Rawson, P. The Art of Tantra. London: Thames & Hudson; Greenwich: New York Graphic Society, 1973.

Snellgrove, D., and Richatdson, H. A Cultural History of Tibet. London: Weidenfeld & Nicolson, 1968.

Tibetan Nyingma Meditation Center. Sacred Art of Tibet. Berkeley: TNMC, 1972.

Toussaint, G-C. Le Diet de Padma. Paris: Leroux, 1933.

Tucci, G. // Libro Tibetano dei Morti, Milan: Fratelli

Bocca, 1949. Tucci, G. Tibetan Painted Scrolls, Rome: ISMEO, 1949.

Tucci, G. The Theory and Practice of the Mandala. London: Rider; New York: Weiser, 1961.

Tucci, G. Tibet: Land of Snows. London: Elek, 1967.

Waddell, L.A. The Buddhism of Tibet or Lamaism. Cambridge: Heffer, 1971.


[1] Танка раскрашенный или расшитый священный свиток. По традиции такими свитками украшают стены и потолки буддистских храмов. — Прим. ред.

[2] Тиб. bar-do'i-thos-grol. — Прим. авторов.

[3] Здесь и далее значение санскритских терминов см. в «Словаре» (стр. 150). — Прим. ред.

[4] См.: Русские переводы версии У.Й. Эванса-Вентца см.: Тибетская книга мертвых/ Пер. с англ. В. Кучерявкина, Б. Останина. СПб.: Изд-во Чернышева, 1992; Тибетская книга мертвых/Пер, с англ. О.Т. Тумановой. — М.: Фаир-Пресс, 2000; Книга мертвых. СПб.: Амфора, 2001. — Прим. ред.

[5] Эта метка содержится во всех текстах терм (см. «Предисловие»), символически скрепляя их и защищая. Ее используют на протяжении всего текста вместо обычного тибетского знака препинания короткой вертикальной черты. В английском языке пунктуация более сложная, вследствие чего в переводе метки термы ставятся лишь в конце абзацев и стихотворений. — Здесь и далее примечания авторов.

[6] «Исторжение сознания» (тиб. 'pho-ba) прием из практики «чистой земли» и одна из «шести йог» Наропы. Йогин обучается толчком выводить свое сознание через темя и перемещать его в визуализированный образ, благодаря чему в момент смерти он сможет перенести свое сознание в дхармакайю. Подробно об этом методе см.: Герберт В. Гентер. «Жизнь и учение Наропы» (Herbert V. Guenther. The Life and Teaching of Naropa. Oxford); Гарма Чанг. «Эзотерические учения тибетской тантры» (Garma С.С. Chang. Esoteric Teachings of Tibetan Tantra. Aurora Press).

[7] Братья по дхарме ученики одного гуру.

[8] Три Сокровища это Будда (принцип просветления), Дхарма (учение о достижении просветления) и Сангха (община, практикующая дхарму).

[9] В этой позе лежа на правом боку, вытянувшись в полный рост и подложив правую руку под голову, умер Гаутама Будда.

[10] Великий Символ (тиб. phyag-rgya-chen-po, санскр. махамудра) это тантрическая медитация, в которой вся совокупность опыта преображается в определенное божество и мандалу; в этом состоянии практикующий достигает великого блаженства (махасукха), соединяя мужской и женский аспекты практики искусные средства или сострадание со знанием или пустотой (упайю с праджней). Это непосредственное восприятие святости и яркости бытия.

[11] Самантабхадра и Самантабхадри (тиб. kun-tu-bzang-po и kun-tu-bzang-mo) символизируют неразрывную связь сострадания и знания двух слагаемых просветления. Как воплощение дхармакайи они суть исток пяти родов будд, возникающих из них и проявляющихся на уровне самбхогакайи. В этом смысле в традиции ньингма Самантабхадра считается адибуддой первозданным буддой. То же имя носит один из бодхисаттв, являющийся на третий день бардо.

[12] Эти практики два взаимодополняющих метода медитации в тантрической йоге. В «практике визуализации» (тиб..bskyed-rim, санскр. утпаттикрама)йогин визуализирует божества и сам отождествляется с ними, а в «полной практике» (тиб. rdzogs-rim, санскр. сампаннакрама)все растворяется в пустоте, лишенной всяких форм.

[13] Идам это конкретное божество, олицетворяющее исконную просветленную сущность ученика, избранное гуру в соответствии с личными особенностями ученика и методом практики, которому тот следует. Считается, что Авалокитешвара, Владыка Великого Сострадания, подходит в этом качестве всем без исключения, поэтому именно на него следует медитировать «обычному человеку», не получившему своего идама.

[14] Изображения и описания восьми бодхисаттв женского рода можно найти в различных источниках, в т.ч. в «Двух ламаистских пантеонах» У.Э. Кларка (W.E. Clark. Two Lamaistic Pantheons. Lokesh Chandra) или «Иконографии индийского буддиста» Б. Бхаттачарьяи (В. Bhattacharyya. The Indian Buddhist Iconography), в которой они именуются «танцующими божествами» и «богинями направления». Уоддел называет их мэтрами (санскр.), т.е. богинями матерями, но, по мнению Эванса-Вентца, они не тождественны индуистским матрам. По существу, это богини поклонения, приносящие объекты чувственного удовольствия в жертву принципу просветления.

[15] Имеются в виду десять стадий в развитии бодхисаттвы.

[16] В тибетском тексте здесь приведены три термина: gdung, ring-brsel и sku-gzugs. На санскрите соответствующие предметы называются «сарирам». Это три схожие между собой разновидности останков от сожженного трупа сиддхи или йогина, достигшего совершенства. Они подобны сияющим круглым камням и окрашены в белый или зеленоватый цвет. Их носят при себе как священные реликвии, а перед смертью зачастую проглатывают.

[17] О Великом Символе см. прим. на стр. [36 оригинала]. Великая Завершенность (тиб. rdzogs-pa-chenpo, санскр. махасампанна) это стадия медитации, тождественная атий-оге или маха-ати. Медитирующий превосходит даже кажущееся предельным видение Великого Символа и погружается в переживание опыта открытости и отсутствия форм. В этой практике наставлял Вималамитра, современник Падма-самбхавы; позднее ее развивали в традиции Ньингма. Рангджунг-Дордже, третий Кармапа, объединил две эти практики медитации на Великий Символ и Великую Завершенность.

[18] «Освобождение посредством ношения» (тиб. btags-grol) еще одно из шести наставлений Падмасамбхавы о бардо. Это краткий текст, состоящий, главным образом, из мантр. Его привязывают к трупу как амулет.

[19] Великий Славный Будда-Херука это слитые в один образ Будда-Херука и Великий Херука, породивший херук пяти родов, как описано в «Комментарии». На изображениях (танках) гневных божеств Великий Херука помещается в центре (как аналог Самантабхадры из мандалы мирных божеств), а Будда-Херука под ним.

[20] Гаури (букв, «белая») это группа из восьми богинь, в совокупности называемая по имени первой из них, единственной обладательницы белого цвета. В тибетских списках «Бардо Тхёдол» имена их приводятся на санскрите, но, как правило, в искаженных формах, несколько различающимися в разных ксилографиях (Эванс-Вентц, например, называет этих богинь «кеури»). Фигурируют они и во многих других тантрических текстах, но два имени, приведенные здесь, отличаются от вариантов, данных в большинстве других перечней. Прамоха, или Прамо (букв, «обманщица»), вероятно, соответствует Домби женщине из низшей касты, в тантрической поэзии символизирующей страсть; а Шмашани, «обитательница площадки для кремаций», самый подходящий санскритский аналог тибетской формы Смешани, и ее, по-видимому, следует поставить в соответствие Шавари — «отшельнице». Идентифицировать этих богинь по одним только описаниям невозможно, так как в различных источниках они изображаются по-разному. Пишачи (тиб. phra-men-ma) это богини с головами птиц и животных, пожирающие плоть. Общее название их означает «полосатые» или «пестрые» и объясняется тем, что головы и туловища у них окрашены в разные цвета.

Йогини именуются также «могущественными владычицами» (тиб. dbang-phyug-ma, санскр. ишвари).Большинство из них первоначально были индуистскими богинями, но впоследствии вошли в буддийскую традицию. В оригинале этого текста даны их тибетские имена, но здесь мы используем санскритские варианты, так как многие из последних широко известны.

 

[21] Состоящая из шести слогов мантра Авалокитешвары: «Ом мани падме хум».

[22] Престолом ваджры называется место, на котором восседал Гаутама Будда в Бодх-Гае, когда достиг просветления.

[23] Имеется в виду «формула прибежища», выражающая преданность буддийскому пути: «Я нахожу прибежище в Будде, я нахожу прибежище в Дхарме, я нахожу прибежище в Сангхе».


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-06; Просмотров: 481; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.035 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь