Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Недопустимость расточать знание ради достижения мирских целей.
Воздержанность и нежелание обладать тем, что имеют другие. Величие ученых. Отстранение от правителей и султанов. Истинные короли. Недопустимость расточать знание Ради достижения мирских целей
Я б знанию должным не воздал, коль, опираясь на него, Достичь стремился б всякое корыстное желание. А те, кому же знание дано, оно бы их оберегало, Коль уберечь его (пришло б к ним осознание). А ежели они в душе своей его восславят, Приобретет оно величие свое, а коль принизят, обесславят И запятнают честь его своими алчными мечтами, То омрачится лик его, и силу знание потеряет. ‘Али, да будет доволен им Аллах, сказал: «Если бы обладатели знания использовали его по назначению, то Великий и Могущий Аллах полюбил бы их, а также Его ангелы и Его послушники из числа людей. Но они использовали его ради достижения мирских благ, и Аллах возненавидел их, и они потеряли уважение людей». Ибн Мас‘уд сказал: «Если бы обладатели знания оберегали его и ставили на службу тем, кто этого заслуживает, то руководили бы своими современниками. Но они поставили его на службу людям с высоким положением, чтобы добиться мирских благ, и потеряли их уважение». Суфьян ибн ‘Уйайна сказал: «Если бы обладатели знания постигали его ради награды, уготованной им Аллахом, то люди питали бы к ним уважение. Но они постигали его ради приобретения мирских благ и потеряли уважение людей». ‘Усман ибн Абу Шайба сказал: «Пройдет совсем немного времени, и мухаддисы будут стучаться в двери к людям и говорить: “Хотите (послушать) мухаддиса, который расскажет вам (хадисы)? ”. А они будут отвечать ему: “Нет”. И искатель знания «должен оберегать его, как оберегали его ученые-предшественники, и сохранять те величие и достоинство, которыми наделил Всевышний Аллах знание. Он не должен принижать его, ходя к знатным людям, не достойным знания, без особой нужды и необходимости, или к тем из них, кто берет у него уроки, даже если они важные и занимающие высокое положение люди. Аз-Зухри сказал: «Унизительно для знания, если ученый несет его в дом ученика». И высказываний подобного рода, изреченных нашими предшественниками, много. Абу Шуджа‘ аль-Джурджани сказал прекрасные слова: Не для того я знание постигал, не покладая рук, Чтобы прислуживаться всем, кого не встречу, Но чтобы мне служили. А если знания семена сажал, терпел невзгоды, Чтобы плоды затем собрать, И в унижении прожить оставшиеся годы, Тогда невеждою остаться лучше во сто крат. Но если это нужно и необходимо или делается во благо религии, чтобы предотвратить дурное дело, то пусть ученый подарит им свое знание, имея добрые и искренние намерения, и в этом нет ничего плохого, если на то будет воля Аллаха. ( ин ша’Аллах). Именно поэтому считается допустимым то, что некоторые имамы из числа предшественников ходили к королям и правителям, подобно аз-Зухри, аш-Шафи‘и и др., но не потому что они желали добиться каких-то излишних мирских благ. А также если тот, кого посещает ученый, обладает высокой степенью знания и отрешенности от мирских благ, то нет ничего страшного в его визитах, совершаемых к нему для того, чтобы поучить его. Так Суфьян ас-Саури ходил к Ибрахиму ибн Адхаму и обучал его».[232] Когда Тахир ибн Абдуллах жил в Багдаде, он захотел послушать (уроки) Абу ‘Убайды и чтобы тот приходил к нему домой. Абу ‘Убайд отказался, пока тот сам не стал приходить к нему. Когда пришли ‘Али ибн аль-Мадини и ‘Аббас аль-‘Анбари, желая научиться у него малоизвестным хадисам (гариб аль-хадис), он каждый день брал с собой свою книгу, отправлялся к ним домой и учил их хадисам. Аль-Хатиб аль-Багдади сказал: «Абу ‘Убайд отказался приходить в дом к Тахиру только лишь из уважения к знанию, а в дом к ‘Али ибн аль-Мадини и ‘Аббас аль-‘Анбари он ходил из покорности и смирения. И в этом нет ничего плохого, поскольку они были достойными людьми и стояли на высокой ступени знания».[233] Мухаммад ибн Сулейман, правитель Басры, послал за Хаммадом Ибн Салама, требуя его к себе по какому-то вопросу, с которым ему пришлось столкнуться. Хаммад же передал ему: «Мы застали ученых, и они никогда ни к кому не ходили. А если ты столкнулся с каким-то вопросом, то приходи к нам и спроси нас о том, что у тебя случилось». Передают со слов аль-Байхаки[234] и др., что, когда аль-Махди прибыл в Медину, совершая хадж, к нему пришел Малик и поприветствовал его. Аль-Махди велел своим сыновьям Мусе аль-Хади и Харуну ар-Рашиду послушать у него уроки, и они пригласили его к себе. Он отказался, за что аль-Махди высказал ему порицание. Малик же ответил: «О повелитель правоверных! Поистине, знание имеет свою прелесть: (люди всегда) приходят к его обладателям». В другой версии: «Знание достойно уважения, ибо (люди всегда) приходят к его обладателям». Тогда их отец велел им идти к нему. А их воспитатель попросил Малика почитать им, на что тот ответил: «Жители этого города сами читают ученому, как дети читают своему учителю, а когда они ошибаются, то он их поправляет».
Воздержанность и нежелание обладать тем, Что имеют другие
Искатель знания! Не смотри на людей, обладающих благами в этом мире, даже если они являются царями. Ведь Аллах дал тебе над ними превосходство в том, что выбрал для тебя дорогу знания, и завидуют тебе, а не им. Пророк, , сказал: ل ا ح َ س َ د َ إ ِ ل ا ّ َ ف ِ ي ا ث ْ ن َ ت َ ي ْ ن ِ : ر َ ج ُ ل ٌ آ ت َ ا ه ُ ا ل ل ّ َ ه ُ م َ ا ل ا ً ف َ س ُ ل ّ ِ ط ه َ ع َ ل َ ى ه َ ل َ ك َ ت ِ ه ِ ف ِ ي ا ل ْ ح َ ق ّ ِ ، و َ ر َ ج ُ ل ٌ آ ت َ ا ه ُ ا ل ل ّ َ ه ُ ا ل ْ ح ِ ك ْ م َ ة َ ف َ ه ُ و َ ي َ ق ْ ض ِ ي ب ِ ه َ ا و َ ي ُ ع َ ل ّ ِ م ُ ه َ ا «Не следует завидовать (никому), кроме (людей, обладающих) двумя качествами: человеку, которому Аллах даровал богатство и который был направлен к тому, чтобы без остатка потратить его на должное[235], и человеку, которому Аллах даровал мудрость[236] и который судит сообразно ей и переда¸ т е¸ (другим)».[237] Смотри, искатель знания, не пренебрегай милостью, оказанной тебе Аллахом, которую нельзя оценить в деньгах. Даже если я поклянусь тебе Аллахом, то буду абсолютно прав, сказав, что ты богат, а обладатели мирских благ – бедны. Как известно, ‘Али сказал Кумайлю ибн Зийаду: «Знание лучше денег, потому что деньги охраняешь ты, а знание охраняет тебя… Хранители денег умирают, будучи живыми, а ученые остаются живыми, пока живо время…». Искатель знания, не тянись с вожделением к тому, что (ты видишь) в руках у богатых и состоятельных людей, и поразмышляй над словами Всевышнего:
И не устремляй свои взоры на блеск этой жизни – то, чем наделили Мы некоторых людей, чтобы испытать их в этом, ведь удел (от) Господа твоего лучше и долговечнее! [238] («Та ха», 131). В хадисе говориться: ع ِ ز ّ ُ ا ل م ؤ م ن ِ ا س ت ِ غ ن ا ؤ ه ع ن ا ل ن ّ َ ا س ِ «Сила верующего в том, что он не нуждается в людях».[239] Ибн аль-Джаузи сказал: «И человек, прохаживаясь какое-то время по рынку, под впечатлением увиденного забывает то, что знает. А что если еще к тому же он постоянно навещает богатых людей прельщается их богатством?! »[240] Также он сказал: «Я видел, что все богачи пользуются услугами ученых и унижают их тем малым, что выплачивают им, давая очистительную милостыню со своего имущества. Если у кого-то из богачей будет хатма (прочтение всего Корана), то он скажет: «Такой-то не пришел». А если заболеет: «Такой-то не навестил». И любое его благодеяние, оказанное ему, незначительно и является для него обязанностью. И ученые смирились с подобным унижением в силу необходимости. Но я считаю это незнанием учеными того, что они должны оберегать знание, и к решению этой проблемы следует подойти с двух сторон: 1. довольство малым. Ведь говорят: «Кто довольствуется овощами и уксусом, того никто не поработит». 2. Выделение части своего времени, занятого делами, совершаемыми ради знания, на приобретение мирских благ. Ведь это причина, возвеличивающая знание, и это лучше, чем проводить все свое время в учебе, подвергая себя вероятности подобного унижения. Кто задумается над тем, над чем размышлял я, и в нем проснется сознание собственного достоинства, тот определит свои затраты на пропитание и будет беречь то, что у него есть, или стремиться заработать столько, сколько будет для него достаточным, (чтобы прокормить себя). Кто ж не отвратится от вещей подобного рода, то уделом его знания станет лишь внешняя его форма без внутреннего содержания».
Величие ученых
Они говорят мне: ты слишком застенчив, (ты нас избегаешь). Но видят они лишь того человека, что привык сторониться, Где его унижают, (поймите же вы)[241]. Величие является одним из тех качеств человека, которыми должен обладать искатель знания, и его отсутствие говорит о неполноте таухида[242] и веры (человека). Всевышний Аллах сказал:
Величие и сила принадлежат только Аллаху, Его посланнику и верующим, но лицемеры (этого) не знают («Лицемеры», 8). Искатель знания покоряется только Аллаху, а не богачам и правителям. Как же он может унижаться (перед ними), когда он собирается научать своих верующих братьев величию, а (человек) не может дать то, чего не имеет! Искатель знания, остерегайся угодничества, но это не есть обходительность. Ведь угодничество проявляется за сч¸ т религии, а обходительность имеет место в делах мирских и является результатом сочетания двух качеств: скромности и мудрости. Искатель знания, остерегайся того, чтобы «об тебя вытирали ноги знатные особы, а глупцы садились тебе на голову, ведь тогда ты станешь угождать им в своих фетвах, судебных решениях, дискуссиях, проповедях… И не стремись нести знание к обладателям мирских благ, не обивай их порогов и не расточай его, раздавая тем, кто этого не достоин, даже если они занимают высокое положение. Услаждай свой взор и ум чтением биографий и историй жизни прежних имамов, и ты увидишь, как они отдавали всего себя, чтобы уберечь знание. Особенно (удели внимание тем авторам), кто собрал примеры подобного рода. Например: книга «Мин ахлак аль-‘улама» («Нравственные качества ученых») Мухаммада Сулеймана, да смилуется над ним Аллах, «аль-Ислам байна-ль-‘улама ва-ль-хуккам» («Ислам: ученые и правители») ‘Абдуль‘азиза аль-Бадри, да смилуется над ним Аллах, «Манахиджу аль-‘улама фи-ль-’амри би-ль-ма‘руфи ва-н-нахйи ‘ани-ль-мункар» («Методы ученых в побуждении к одобряемому шариатом и удерживании от порицаемого им») Фарука ас-Самура’и. И я надеюсь, что еще больше ты найдешь в книге «‘Иззат аль-‘улама» («Величие ученых»), да поможет Аллах завершить и издать ее.[243] Ученые заставляли своих учеников заучивать наизусть касыду аль-Джурджани ‘Али ибн ‘Абдуль‘азиза, да смилуется над ним Аллах, и ее мы можем найти у многих авторов, писавших его биографию. Она начинается словами:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-05-06; Просмотров: 300; Нарушение авторского права страницы