Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Вопрос. Становление белорусской государственности в XIII-XVI вв.



Литовско-белорусский период (XIII–XVI вв.). В XIII в. на территории Беларуси началось формирование одного из крупнейших государств Восточной Европы эпохи Средневековья – Великого княжества Литовского, Русского, Жемойтского и других земель, границы которого во второй половине XIV в. простирались от Балтийского до Черного морей с севера на юг, от Брестчины до Смоленщины с запада на восток. Произошло это по причине того, что, начиная с XIII в. белорусские земли находились под постоянной угрозой нападения с юго-востока со стороны монголо-татар и с северо-запада со стороны крестоносцев Тевтонского и Ливонского орденов, обосновавшихся в Пруссии и Прибалтике. Для защиты от внешней угрозы местные князья приняли участие в создании Великого княжества Литовского, подчиняясь с одной стороны литовским князьям, которые имели сильные военные дружины, но с другой стороны оказывая на них культурно-цивилизационное, религиозное и языковое влияние. При политическом господстве литовской княжеской династии административное управление Великого княжества, его социально-экономическое и культурное развитие по большей части определялись восточнославянскими землями, которые составляли 9/10 всей территории государства. Язык этих земель (древнебелорусский), еще в XIII в. приобретший специфические черты и особенности, стал государственным языком Великого княжества Литовского, на котором издавались законы, и велась официальная переписка.
В течение XIV – XVI вв. на основании политического объединения в рамках Великого княжества Литовского, этнических, культурных и экономических связей между отдельными областями будущей белорусской территории формируется белорусская народность. Однако в силу географического положения на границе западноевропейской и русской культур, ареалов распространения православия и католицизма территория Беларуси часто подвергалась переделу, а ее население и культура находились в условиях полилингвизма, когда общение и творчество осуществлялось не только на государственном старобелорусском, но и на церковнославянском, латинском и польском языках. Этим объясняется национальная неоднозначность и то, что самоидентификация и самоназвание населения Великого княжества Литовского носили, в основном, локальный характер и основывались больше на принадлежности к определенной территории, местности, региону, социальной или религиозной группе (православные, католики, шляхта, мещане и т.д.). В предыдущий период все население восточнославянского региона носило общее название «русские», а территория — «Русь». В конце XIV в. впервые встречается термин «Белая Русь», первоначально употреблявшийся в отношении Полоцкой земли, а позже распространившийся на Подвинье и Поднепровье и центральную часть белорусских земель. Термины «Белая Русь» и «Русь» довольно часто выступали как тождественные, однако, например, для Ф. Скорины содержание понятий «Русь» и «русский» имело не столько общее восточнославянское, но скорее западнорусское (белорусское) значение. Белорусские земли и их население в документах также назывались «Литва» и «литовцы» или «литвины», в соответствии с их принадлежностью к подданным Великого княжества Литовского, в отличие от граждан Московского государства. Например, в документе середины XVI в., жители Великого княжества Литовского назывались «народом христианским русским литовским», а Московского государства – «народом русским московским».
Объединение белорусских земель в границах одного государства, формирование белорусского языка и народности вело за собой становление и развитие самобытной белорусской культуры (литературы, архитектуры, изобразительного, прикладного искусства и т.д.), которая, будучи наследницей восточнохристианской и древнерусской традиции, смогла освоить и органически впитать черты и особенности западноевропейской культуры и цивилизации. В 14–15 вв. развивается белорусская литература, возникает уникальный архитектурный стиль – «белорусская готика», появляется белорусская школа иконописи. Самым ярким деятелем белорусской культуры эпохи Великого княжества Литовского является уроженец Полоцка Франциск Скорина (ок. 1490–1541). Он получил блестящее образование в Краковском и Падуанском университетах и представлял собой просветителя-гуманиста эпохи Возрождения с широким кругом интересов и устремлений (издатель, философ, переводчик, поэт, художник, медик, естествоиспытатель, педагог и т.д.). Его важнейшая роль в развитии белорусской культуры состоит в том, что, начиная с 1517 г. в Праге он издал на старобелорусском языке 22 книги Библии, положив, таким образом, начало белорусскому и восточноевропейскому книгопечатанию. Печатая Библию, в которой он видел источник мудрости и знаний в различных областях (логике, математике, музыке, педагогике и т. д.) на народном языке, Ф. Скорина хотел, чтобы все его соотечественники («люд посполитый»), сохраняя свою национальную идентичность, смогли приобщиться к широкому спектру знаний и богатому опыту человечества. С той же целью Ф. Скорина первым предложил для отечественного просвещения образовательную программу «семи свободных наук», которая затем была взята на вооружение братскими школами и сыграла значительную роль в развитии восточнославянской системы образования, философской мысли, сблизив отечественную культуру с наследием Западной Европы. Культурно-просветительские и патриотические идеи Ф. Скорины оказали большое влияние на литературных, политических и религиозных деятелей XVI в. Николая Гусовского (ок. 1480 – после 1533), Симона Будного (1530–1593), Василия Тяпинского (ок. 1540–1603), Льва Сапегу (1557–1633 гг.) и многих других. Они также описывали красоту родной земли и отстаивали ценность родного языка как основополагающего средства самовыражения народа, сохранения его истории и культуры.
Государственное устройство Великого княжества Литовского формировалось на основе освоения и приспособления к местным (древнерусским) правовым, политическим традициям и обычаям ведущих достижений западноевропейской правовой и политической мысли. Первоначально Великое княжество состояло из удельных княжеств и областей, находившихся в федеративных отношениях с центральной властью. В начале XV в. великий князь Витовт создал новую административную систему, преобразовав княжества в воеводства и поветы. Государство стало представлять собой монархию во главе с великим князем, который избирался шляхтой из представителей княжеской династии (шляхетская демократия). В XV–XVI вв. в Великом княжестве Литовском был создан уникальный для того времени строй государственного управления предполагавший зачатки разделения ветвей власти и позволившей сосуществовать и сотрудничать разным народам, социальным группам и конфессиям. Этот строй был значительно ближе к ценностям и нормам современной демократии, нежели общественные порядки многих других государств того времени. При великом князе был создан орган, который первоначально действовал как совещательное собрание высших государственных чиновников и членов княжеской семьи (паны-рада), затем вместе с князем осуществлял законодательную, исполнительную и судебную власть, и, наконец, объединившись с вальным (общим) сеймом (существовавшим с 1401 г.) к середине XVI в. превратился в шляхетский двухпалатный парламент – законодательный орган, который состоял из Государственного совета, или Сената, и собрания депутатов – поветовых послов (Посольской избы). Функции исполнительной власти осуществляли канцлер (премьер-министр), гетман (командующий армией) и земский подскарбий, ведавший государственной казной. Во главе местной власти в воеводствах стояли воеводы, их заместители каштеляны, в поветах во главе администрации стояли старосты, а в городах – войты. Высшей судебной инстанцией в государстве был великокняжеский суд, а также суд панов–рады и Сейма. В 1581 г. был создан Главный Трибунал Великого княжества, который рассматривал наиболее важные государственные дела. На местах действовал общесословный замковый суд, который рассматривал уголовные дела шляхты, мещан и крестьян; дела шляхты, князей и бояр рассматривал земский суд; земельными тяжбами занимался подкоморский суд.
В XIV–XV вв. в административной и судебной практике наметился переход к письменному праву. Важным шагом в этом направлении было объединение криминального, административного и процессуального права в Судебнике Казимира (1468 г.), установившем единые для всей страны виды наказания за совершенные преступления. Вершиной систематизации и кодификации норм права, первым общегосударственным сборником законов стал Статут Великого княжества Литовского (1529 г.), получивший затем вторую (1566 г.) и третью (1588 г.) редакции, которая на протяжении 252 лет оставалась действующим документом, и была отменена лишь в 1840 г. Эти статуты представляли собой своеобразные «конституции», не имевшие аналогов в Европе того времени. Издание Третьего Статута в 1588 г. связано с именем выдающегося политика и государственного деятеля Льва Сапеги (1557–1633 гг.), который участвовал в подготовке Статута, написал к нему предисловие и на свои средства осуществил его издание. В предисловии Л. Сапеги и самих узаконениях Статута можно обнаружить принципы и нормы, которые стали традиционными основаниями европейской демократии. Во-первых, судьба народа и государства не может зависеть от произвола отдельной личности (главы государства), но должна направляться системой государственного управления, основанной на едином для всех граждан законе, которому подчинены все, независимо от происхождения, материального достатка и религиозной принадлежности. Закон должен защищать подданных от злоупотреблений со стороны монарха и тем самым оберегать от тирании, обеспечивать в государстве порядок, стабильность и социальный мир. Л. Сапега, опережая многих деятелей западной демократии, стремился внедрить в политическую практику представление о свободе как о жизни в строгом соответствии с законом. Во-вторых, законы юридически фиксируют и берут под защиту некоторые права человека: право на защиту средствами закона своей жизни, достоинства, собственности, духовной, прежде всего религиозной свободы. Таким образом, в Статуте Великого княжества Литовского в эпоху феодального абсолютизма были отражены идеи гражданского общества и правового государства, гуманизма и индивидуальной свободы.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-06; Просмотров: 666; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.014 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь