Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Понятие культуры. Культурные ценности и нормы.



Понятие культуры. Культурные ценности и нормы.

В своей повседневной жизни человек имеет дело с обыденным уровнем культуры. Обыденная культура - владение обычаями повседневной жизни социальной и национальной среды, в которой человек проживает. специализированной культуры, которая представляет собой совокупность специальных знаний, умений, навыков и результатов профессиональной деятельности в ограниченной сфере. Например, культура ведения хозяйства на специализированном уровне – это экономика, торговля, финансы, а на обыденном – домашнее и приусадебное хозяйство. Устойчивое и действенное регулирование отношений в обществе достигается через нормы, которые обеспечивают единообразие и согласованность в деятельности людей. Следование культурным нормам является необходимым условием для организации совместной жизнедеятельности людей, поддержания общественного порядка. Нормы – это устойчивые регулятивные образования, выполняющие ряд функций:

обеспечивают устойчивое, добровольное и сознательное сотрудничество людей в достижении общественно одобряемых целей; исключают или ограничивают проявление случайных, субъективных мотивов и обстоятельств, психологических состояний, которые могут иметь негативные последствия; обеспечивают надёжность, стандартность, предсказуемость поведения; формирует ожидаемое поведение, понятное окружающим, т.е. помогает взаимопониманию.

Так, выделяются следующие виды норм:

1. общекультурные – это правила поведения на улице, в общественных местах, правила общепринятой вежливости, гражданские права и обязанности;

2. групповые – образцы поведения, характерные для некоторого класса, сообщества или организации (например, обязательный деловой костюм для проведения деловых переговоров);

3. ролевые нормы, определяющие характер поведения человека в определённой ролевой позиции (как руководителя, покупателя, члена семьи и т.д.). Ценность – это зафиксированная в сознании человека характеристика его отношения к объекту. Ценность не предмет, а особый вид смысла, который человек усматривает в предмете, явлении или состоянии. Другая классификация ценностей позволяет выделить следующие их виды: витальные (жизнь, здоровье, безопасность, сила, выносливость, удобство, природная среда, уровень потребления и т.д.) социальные (статус, богатство, труд, равенство, независимость, предприимчивость и т.д.) политические (свобода, законность, конституция, гражданский мир, хороший правитель или правительство) моральные (добро, дружба, любовь, бескорыстие, справедливость, уважение к старшим, любовь к детям) религиозные (Бог, вера, спасение, церковь) эстетические (красота, гармония, идеал, стиль).

Менталитет культуры

Менталитет культуры — глубинные структуры культуры, исторически и социально укорененные в сознании и поведении многих поколений людей, объединяющие в себе различные исторические эпохи в развитии национальной культуры. Менталитет определяет умонастроение и жизненную позицию. Это своего рода мировоззренческая матрица, картина мира в сознании человека и его вписанность в эту картину. Это норма представления мира вокруг себя и себя в нём. Черты менталитета, к примеру, - интуитивизм, рационализм, цветовая гамма, семейные образы, лиризм и т.д. Известная во всем мире так называемая «русская душевность», относится к ментальным качествам. Душевность (и духовность) русских (усиленная православием, особенно идеологией Нила Сорского) - приоритет духовно-нравственных мотивов жизненного поведения и труда по сравнению с материальными, экономическими, политическими и т.п.

Культурная картина мира.

Культурная картина мира – это целостный образ мира, который формируется в рамках исходных мировоззренческих установок. Картина мира выражает обобщенное представление человека о мироздании, содержит наиболее важные результаты познавательной, практической и социальной деятельности человека. С тематико-содержательной точки зрения можно выделить следующие типы культурных картин мира: научную, эстетическую, религиозную, этическую, правовую и др. Понятия о картине мира могут различаться в зависимости от объекта отражения или определяться особенностями сознания, характера и психологии человека как представителя эпохи, страны, культуры, нации или профессиональной группы. Картина мира как явление культуры не просто объективно отражает реальность в ее сущностных проявлениях и связях, но благодаря активности человека обретает духовное, нравственное и ценностное значение, что выражает разнообразие его отношений к миру. Картина мира существует, может быть передана и усвоена в системе знаний, норм, образцов и знаков в различных отраслях науки, художественных произведениях и верованиях, языке, на котором общается та или иная группа людей. Таким образом, в сознании отдельного человека картина мира может существовать как некая разновидность виртуальной реальности.

Социализация и инкультурация.

Социализация обозначает обучение человека жизни в современном обществе. В какую бы страну он ни выехал на время или ни переехал навсегда, он обязан иметь элементарные представления о социальной структуре и стратификации общества, распределении людей по классам, способах зарабатывания денег и распределении ролей в семье, основах рыночной экономики и политического устройства государства, гражданских правах и т. п

Инкультурация обозначает обучение человека традициям и нормам поведения в конкретной культуре. Культура в разных странах более специфична, чем социальная структура. К ней труднее адаптироваться, полноценно включиться и привыкнуть. Взрослый эмигрант, выехавший из России в Америку, достаточно быстро усваивает социальные законы жизни, но гораздо труднее у него происходит усвоение чужих культурных норм и обычаев. Русский физик, программист или инженер, имея высокую квалификацию, признанную за рубежом, за короткое время усваивает права и обязанности, соответствующие его новой должности.

Таким образом, адаптация к социальному порядку жизни в чужой стране происходит быстрее, чем инкультурация — приспособление к чужим ценностям, традициям и обычаям.

Субкультура и конткультура.

Под субкультурой принято понимать культуру различных социальных групп, существующих в рамках официальной культуры, обладающих своей системой норм и ценностей, отличающих группу от большинства членов общества. Она формируется под влиянием таких факторов, как возраст, этническое происхождение, религия, социальная группа или местожительство. Примером официальных субкультур в бывшем СССР были пионерская организация и комсомол. Контркультура – (лат. – против) – направление развития современной культуры, противостоящей сложившейся духовной атмосфере современного индустриального общества («новые левые», хиппи, битники, хиппи и др.). Контркультура получила распространение среди части молодежи стран Запада в 60 – 70 гг. ХХ в. Известный пример контркультуры – хиппи 60-х годов. Элементы контркультуры обнаруживаются в культуре современной молодежи. Протест против общества часто принимает различные формы: от пассивных до экстремистских. В культурологии понятие «контркультура» имеет два значения: · отождествляется с молодежной культурой 60-х годов ХХ в., отражающей критическое отношение к современной культуре; · используется для обозначения комплекса социально-культурных установок и ценностей, противопоставленных официальной, господствующей культуре (характерных не только для молодежи, но и для других социальных групп и субкультур). Контркультура – это своеобразная ценностная революция в культуре. Противостояние господствующей культуре, рождение новых ценностных и практических установок – процесс, постоянно воспроизводящий себя в мировой культуре. Рождение христианства есть по сути своей контркультурный феномен в столкновении нарождающейся христианской Церкви и Римской империи. История христианства в Европе началась с противостояния господствующей культуре, с провозглашения новых святынь и жизненных принципов.

Культурная идентичность

Культурная идентичность - принадлежность индивида к какой-либо культуре или культурной группе, формирующая ценностное отношение человека к самому себе, другим людям, обществу и миру в целом. Можно сказать, что сущность культурной идентичности заключается в осознанном принятии индивидом соответствующих культурных норм и образцов поведения, ценностных ориентаций и языка, в понимании своего Я с позиций тех культурных характеристик, которые приняты в данном обществе, в самоотождествлении себя с культурными образцами именно этого общества. Культурная идентичность предполагает формирование у индивида устойчивых качеств, благодаря которым те или иные культурные явления или люди вызывают у него симпатию или антипатию, в зависимости от чего он выбирает соответствующий тип, манеру и форму общения.

культурная идентичность основывается на разделении представителей всех культур на «своих» и «чужих». В контактах человек быстро убеждается, что «чужие» по-другому реагируют на те или иные явления окружающего мира, у них есть собственные системы ценностей и нормы поведения, которые существен но отличаются от принятых в его родной культуре. «чужой» — это все то, что находится за пределами само собой разумеющихся, привычных и известных явлений или представлений; наоборот, противоположное ему понятие «свой» подразумевает тот круг явлений окружающего мира, который воспринимается как знакомый, привычный, само собой разумеющийся. Только через осознание «чужого», «другого» происходит формирование представлений о «своем». Если такое противопоставление отсутствует, у человека нет необходимости осознавать себя и формировать собственную идентичность. Это относится ко всем формам личной идентичности, но особенно четко проявляется в формировании культурной (этнической) идентичности. Когда происходит утрата идентичности, человек ощущает свою абсолютную чуждость окружающему миру. Обычно это случается в ходе возрастных кризисов идентичности и выражается в таких болезненных ощущениях, как деперсонализация, маргинализация, психологическая патология, асоциальное поведение и т.п. Потеря идентичности также возможна в связи с быстрыми изменениями социокультурной среды, которые человек не успевает осознавать.

Диалог культур

Диалог культур является формой существования культуры. Как известно, культура внутренне неоднородна — она распадается на множество несхожих культур, объединенных в основном национальными традициями. Поэтому часто, говоря о культуре, мы уточняем: русская, французская, американская, грузинская и т.д. Национальные культуры могут взаимодействовать по различным сценариям. Одна культура может исчезнуть под давлением другой, более сильной культуры. Культура может уступить нарастающему давлению глобализации, которая насаждает усредненную интернациональную культуру, основанную на потребительских ценностях. Для существования и развития любой культуре, как и любому человеку, необходимы общение, диалог, взаимодействие. Идея диалога культур подразумевает открытость культур друг другу. Но это возможно при выполнении ряда условий: равенства всех культур, признания права каждой культуры на отличия от других, уважения к чужой культуре. Взаимодействие культур затрагивает самые разные группы людей — от малочисленных этносов, состоящих из нескольких десятков человек, до миллиардных народов (таких, как китайцы). Поэтому при анализе взаимодействия культур выделяют следующие уровни взаимодействия: этнический; национальный; цивилизационный.

По финансовому принципу

Активная — оплата за рекламные действия производится потенциальному клиенту (прямо или косвенно).

Пассивная — потенциальный клиент не принимает участие в распределении рекламного бюджета и потому является пассивным наблюдателем.

Понятие культуры. Культурные ценности и нормы.

В своей повседневной жизни человек имеет дело с обыденным уровнем культуры. Обыденная культура - владение обычаями повседневной жизни социальной и национальной среды, в которой человек проживает. специализированной культуры, которая представляет собой совокупность специальных знаний, умений, навыков и результатов профессиональной деятельности в ограниченной сфере. Например, культура ведения хозяйства на специализированном уровне – это экономика, торговля, финансы, а на обыденном – домашнее и приусадебное хозяйство. Устойчивое и действенное регулирование отношений в обществе достигается через нормы, которые обеспечивают единообразие и согласованность в деятельности людей. Следование культурным нормам является необходимым условием для организации совместной жизнедеятельности людей, поддержания общественного порядка. Нормы – это устойчивые регулятивные образования, выполняющие ряд функций:

обеспечивают устойчивое, добровольное и сознательное сотрудничество людей в достижении общественно одобряемых целей; исключают или ограничивают проявление случайных, субъективных мотивов и обстоятельств, психологических состояний, которые могут иметь негативные последствия; обеспечивают надёжность, стандартность, предсказуемость поведения; формирует ожидаемое поведение, понятное окружающим, т.е. помогает взаимопониманию.

Так, выделяются следующие виды норм:

1. общекультурные – это правила поведения на улице, в общественных местах, правила общепринятой вежливости, гражданские права и обязанности;

2. групповые – образцы поведения, характерные для некоторого класса, сообщества или организации (например, обязательный деловой костюм для проведения деловых переговоров);

3. ролевые нормы, определяющие характер поведения человека в определённой ролевой позиции (как руководителя, покупателя, члена семьи и т.д.). Ценность – это зафиксированная в сознании человека характеристика его отношения к объекту. Ценность не предмет, а особый вид смысла, который человек усматривает в предмете, явлении или состоянии. Другая классификация ценностей позволяет выделить следующие их виды: витальные (жизнь, здоровье, безопасность, сила, выносливость, удобство, природная среда, уровень потребления и т.д.) социальные (статус, богатство, труд, равенство, независимость, предприимчивость и т.д.) политические (свобода, законность, конституция, гражданский мир, хороший правитель или правительство) моральные (добро, дружба, любовь, бескорыстие, справедливость, уважение к старшим, любовь к детям) религиозные (Бог, вера, спасение, церковь) эстетические (красота, гармония, идеал, стиль).

Менталитет культуры

Менталитет культуры — глубинные структуры культуры, исторически и социально укорененные в сознании и поведении многих поколений людей, объединяющие в себе различные исторические эпохи в развитии национальной культуры. Менталитет определяет умонастроение и жизненную позицию. Это своего рода мировоззренческая матрица, картина мира в сознании человека и его вписанность в эту картину. Это норма представления мира вокруг себя и себя в нём. Черты менталитета, к примеру, - интуитивизм, рационализм, цветовая гамма, семейные образы, лиризм и т.д. Известная во всем мире так называемая «русская душевность», относится к ментальным качествам. Душевность (и духовность) русских (усиленная православием, особенно идеологией Нила Сорского) - приоритет духовно-нравственных мотивов жизненного поведения и труда по сравнению с материальными, экономическими, политическими и т.п.

Культурная картина мира.

Культурная картина мира – это целостный образ мира, который формируется в рамках исходных мировоззренческих установок. Картина мира выражает обобщенное представление человека о мироздании, содержит наиболее важные результаты познавательной, практической и социальной деятельности человека. С тематико-содержательной точки зрения можно выделить следующие типы культурных картин мира: научную, эстетическую, религиозную, этическую, правовую и др. Понятия о картине мира могут различаться в зависимости от объекта отражения или определяться особенностями сознания, характера и психологии человека как представителя эпохи, страны, культуры, нации или профессиональной группы. Картина мира как явление культуры не просто объективно отражает реальность в ее сущностных проявлениях и связях, но благодаря активности человека обретает духовное, нравственное и ценностное значение, что выражает разнообразие его отношений к миру. Картина мира существует, может быть передана и усвоена в системе знаний, норм, образцов и знаков в различных отраслях науки, художественных произведениях и верованиях, языке, на котором общается та или иная группа людей. Таким образом, в сознании отдельного человека картина мира может существовать как некая разновидность виртуальной реальности.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-06; Просмотров: 1977; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.017 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь