Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
С 1917 г. искусство пошло в массовую промышленность. После революции страна стала нуждаться в большем количестве квалифицированных специалистов творческих профессий. ⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7
После Великой Отечественной войны в художественном образовании преобладает формализм: рисуй как показывают и т.д. В 70-е гг. прошлого века в структуре художественного образования России появилась уникальная образовательная сеть ДШИ (Детских Школ Искусств). За более чем 30летний срок существования данное образовательное направление не подверглось педагогическому обобщению и осмыслению, что привело его к ослаблению методического обеспечения. Конец 90-х гг. XX в. в педагогической науке ознаменован становлением теории личностно-развивающего обучения, направленной на решение проблем гуманизации образования, развития общества в контексте культуры. Обновление содержания и форм художественного образования, заключается в поиске модели сотрудничества педагога и ребенка, которая призвана решить задачи широкого внедрения разнообразных видов искусства в активную практику работы с детьми для «сохранения и передачи новым поколениям традиций отечественного профессионального образования в области искусства», преодоления культурного нигилизма молодежи, отрицающей ценности высокого искусства, подвергающей сомнению их эталонную роль в культуре. Введение в действие «Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей» 1995 г., массовое появление лицеев, гимназий, школ искусств, эстетических центров, открытие авторских школ, альтернативных форм образования расширило границы поиска содержания образования, новых форм, методов и педагогических технологий в обучении изобразительному искусству. Деятельность инновационных школ способствует развитию художественной педагогики и практики. Однако установленное законодательно право любого учреждения на самостоятельную разработку образовательных программ наряду с положительными моментами, определяющими развитие художественной педагогики, содержит немало отрицательного. 24. Информатизация и компьютеризация процесса преподавания дисциплин художественного цикла. Раскрыть понятия ПП. Использование на уроках художественного цикла современных компьютерных технологий и современного оборудования. Интернет-технологии - технологии будущего. Понятие компьютеризация и информатизация. Компьютер, как средство общения. Интернет-пространство. Использование интернет-технологий в образовании. Введение новых дисциплин, использующих современные компьютерные технологии. Преподавание– один из основных смысло-образующих компонентов процесса обучения. Процесс обучения является предметом изучения дидактики. Он призван осуществлять образовательную, воспитательную и развивающие функции. Процесс обучения – это целенаправленное, последовательно изменяющееся взаимодействие преподавателя и учащихся, в ходе которого решаются задачи образования, коммунистического воспитания и общего развития обучаемых. Процесс обучения – часть целостного педагогического процесса, в который входит также и воспитательный процесс в его специальном узком значении. Использование на уроках художественного цикла современных компьютерных технологий и современного оборудования. Специфика проведения уроков эстетического цикла предполагает представления учащимся большого объёма аудиовизуальной информации: · урок музыки – аудиозаписи музыкальных произведений, видеозаписи опер, концертных программ, ряд изображений. · урок ИЗО – репродукции картин, фотографии. · урок МХК – аудио, видео материалы, ряд репродукций и фотографий. · урок литературы – портреты писателей и поэтов, иллюстрации книг, тексты, фильмы по произведениям программы. В соответствии с этим, для демонстрации наглядных материалов целесообразно использовать компьютер (а дополнительно проектор, колонки, интерактивную доску) для просмотра электронных презентаций, видеоряда, прослушивания музыкальных фрагментов. Всю эту информацию необходимо размещать в локальной сети школы, на образовательном ресурсе в интернете, для того, чтобы каждый учащийся имел доступ к материалам. Также компьютер можно использовать для контроля знаний (например, проведение тестов). Компьютеризация (в образовании) (от лат. computare – считать) – процесс широкого применения компьютерной техники в образовательном процессе и в управлении. Информатизация–широкое использование информационных технологий во всех сферах жизни общества и человека. Информатизация образования – внедрение в процесс образования (обучения) методов сбора, обработки информации. Функции компьютера в обучении: · технико-педагогические – обучающие и управляющие программы, диагностирующие, моделирующие, экспертные, диалоговые, расчетно-логические; · дидактические – компьютер как тренажер, как репетитор, как ассистент. Интернет-технологии–технологии будущего.Новейшие достижения в технологии передачи данных с учетом последних изобретений в области мультимедиа открывают неограниченные возможности по обработке и передаче массива данных практически в любую точку земного шара. Использование интернет-технологий в образовании даёт возможность: · использовать уникальные образовательные и экспериментальные ресурсы, · публиковать различные материалы в Сети, · обмениваться информацией (и опытом в частности) между учебными заведениями России и мира, · создавать коллективные проекты, выставки, · создание интернет – учебников и пособий, · реализация дистанционного обучения. Введение новых дисциплин, использующих современные компьютерные технологии: Компьютерная графика, Web-дизайн, Музыкально компьютерные технологии… 25. Внеклассные и внешкольные формы организации художественной деятельности учащихся разных возрастных групп. Организация внеклассной и внешкольной работы по художественному образованию и воспитанию школьников. Кружковые и массовые формы работы: цель, задачи, содержание. Реализация программ художественного образования осуществляется во всех типах и видах образовательных учреждений: детских садах, общеобразовательных школах, учреждениях среднего профессионального, высшего и послевузовского профессионального образования, во всех учреждениях дополнительного образования, в том числе и детских школах искусств. Важную роль в художественном образовании играют учреждения культуры и искусства. К внеклассным формам организации художественной деятельности учащихся относятся различные праздничные мероприятия школы, занятия в кружках, экскурсии, походы в музеи, театры, выставки. К внешкольной форме организации художественной деятельности относятся: детские центры дополнительного образования: кружки, студии, клубы – формы «необязательного» обучения, существующие и в школе, и вне ее стен, охватывающие только желающих или мотивируемых. Задача художественного развития – искусство как опыт творчества. Форма приобщения к искусству – зона свободного поиска интересов. Детские художественные школы (вечерние без общеобразовательной школы и с отрывом от нее). В эти профильные школы искусства попадают школьники, выдержавшие конкурс. Задача художественного развития – искусство как языковой опыт. Форма приобщения к искусству – зона профессиональной культуры. Работа по формированию творческой личности посредством студийно-кружковой работы построена на основе следующих принципов: · Принцип интеграции – интегративный характер всех аспектов развития личности ребёнка: общекультурных, социально-нравственных, интеллектуальных. · Принцип целостности приобщения ребенка к познанию окружающего мира – ребенок познает мир – наблюдая, размышляя, сопереживая – в творческой деятельности; · Принцип постепенности погружения в проблему – создание проблемно-ситуативных заданий; · Принцип эмоционально-насыщенной тематики игровых упражнений, игр, заданий; · Принцип взаимного сотрудничества и доброжелательности – общение с ребенком строится на доброжелательной и доверительной основе. Тема занятий, методы и приемы решения задач, выбор практического материала корректируются, варьируются в зависимости от способностей детей, их интересов и желаний, времени года, выбора темы и т.д. 26. Виды и формы художественного самообразования школьников. Средства и методы организации художественного самообразования школьников. Организация педагогического контроля художественного развития учащихся. Самообразование– это образование, приобретаемое вне образовательных заведений, путем самостоятельного обучения. Самообразование– средство самовоспитания, поскольку способствует выработке целеустремлённости, настойчивости в достижении цели, внутренней организованности, трудолюбия и других моральных качеств. В широком смысле под Самообразованием понимают все виды приобретения знаний, связанные с самостоятельной работой занимающегося над изучаемым материалом. Основная форма самообразования – изучение научной, научно-популярной, учебной, художественной и другой литературы, прессы. Самообразование предусматривает также возможность использования разнообразных вспомогательных средств: прослушивание лекций, докладов, концертов, фонозаписей; консультации специалистов; просмотр спектаклей, кинофильмов, телепередач; посещение музеев, выставок, галерей; различные виды практической деятельности – опыты, эксперименты, моделирование и т. п. При художественном самообразовании могут быть использованы различные методы и средства. В том числе, самостоятельный поиск и обработка знаний посредством чтения дополнительной художественной литературы, не входящей в обязательную учебною программу. Таким образом, в процессе самообразования у школьников приобретается умение самостоятельно организовывать свою деятельность при приобретении новых знаний. В практическом аспекте для осуществления формирования готовности школьников к самообразованию в процессе урочной и внеклассной музыкальной деятельности может быть рекомендован следующий аудиовизуальный музыкальный материал: художественные музыкальные теле- и видеопрограммы, культурно-просветительские музыкальные телевизионные программы образовательного характера, учебные программы. В качестве форм, активизирующих музыкальное самообразование школьников, предлагается: организация внеклассных музыкальных мероприятий с использованием экранного музыкального материала, нацеленных на обучение детей работать с различными источниками распространения информации о музыкальной культуре. Формами проведения внеклассных мероприятий могут быть конкурсы, диспуты, пресс-конференция, викторины по музыкальным кинофильмам и другие; Стремление к самообразованию складывается у учащихся на основе совокупности различных мотивов, среди которых доминирующую роль, особенно в средних классах, играет познавательный интерес к определенной области знаний. Познавательный интерес является эффективным мотивом самообразования в силу своих положительных побудительных свойств. Он вызывает определенные эмоциональные состояния, стремление к активному поиску знаний. Самообразование является не только социальной, но и педагогической категорией и функционирование данной деятельности в значительной степени зависит от наличия умелого руководства. Самообразовательная деятельность может иметь различную мотивацию как социально, так и личностно ориентированную. И задачей педагогов является ее поддержание, развитие и направление на конкретную цель. Одним из характерных признаков самообразования является проявление значительных волевых усилий со стороны личности для достижения желаемого результата. Формирование мотивов учения – это создание в школе условий для появления внутренних побуждений (мотивов, целей, эмоций) к учению, осознания их учеником и дальнейшего саморазвития им своей мотивационной сферы. Учитель при этом не занимает позицию хладнокровного наблюдателя, а стимулирует развитие системой психологически продуманных приемов. Для возникновения стремления к самообразовательной деятельности необходимы: · наличие общественного требования о необходимости самообразования; осознание необходимости самообразования; · наличие внутренних побуждений и добровольной, дополнительной самостоятельной, систематической познавательной деятельности; овладение системой умений самостоятельного поиска и использования различных источников знаний. Стимулы, применяемые учителем, могут выходить за рамки самого учебного процесса. Таковыми являются подчеркивание важности самообразования в наши дни, его необходимости для человека; фиксация внимания на примере успехов людей, занимающихся самообразованием (в том числе и учащихся школы) в самом учебном процессе. Некоторые из них заложены в содержании материалов урока: привлечение новейших достижений науки, обзор литературы по теме, показ практической значимости материала, его перспективности для различных профессий и т.д. Некоторые методы и формы организации учебной деятельности школьников также могут содержать в себе стимулы к самообразованию. К ним относятся решение проблем, требующих широкой ориентировки в предмете; задавание вопросов на уроке; выполнение самостоятельных работ, в том числе и творческих; дополнение учащимися материала на уроке сведениями из прочитанной литературы и др. Например, разнообразие в проведении уроков обобщения в виде уроков-зачетов в игровой форме, уроков-праздников, школьных олимпиад и т.п. требует от ученика решение различных заданий, требующих широкой ориентировки в предмете, и в то же время, развивает интерес к предмету. Стимулирование школьников к самообразованию, осуществляемое на уроке, продолжается во внеклассной работе, где значимыми являются мероприятия, которые подводят итог предыдущей длительной работы. К ним относятся: «предметные недели», научно-практические конференции, презентации работ различных спец. курсов и т.п. Стимулирование самообразования должно опираться на формирующиеся познавательные интересы школьников, на профессиональные интересы в старших классах, на уровень притязаний учащихся. Причем следует стремиться к тому, чтобы влияние учителя гармонировало со сложившейся у каждого школьника структурой мотивов самообразования. Например, наказание не может являться эффективным стимулом самообразования, а поощрение за успехи в самообразовательной деятельности играет немалую роль, так как укрепляет у ученика мнение о пользе этой деятельности, фиксирует уровень его притязаний, влияет на эмоциональную сферу. Развитие мотивов самообразования – не обособленный процесс, он обусловлен развитием мотивации учения. Чтобы сделать на первых порах самообразование школьников управляемым со стороны учителя, нужно, прежде всего, четко поставить основную цель – активизировать у учащихся стремление заниматься самообразованием. Следующими звеньями в программе действия учителя является выбор средств формирования у школьников стремления к самообразованию и соответствующих умений, установление последовательности применения методических средств, их взаимодействия между собой с учетом индивидуальных особенностей личности, ее направленности, уровня умственного развития. Учителю важно регулярно получать информацию о протекании самообразовательной деятельности школьника, о ее направленности, о результативности. Эти сведения или подтверждают правильность действия учителя, или выступают сигналом о допускаемых им ошибках, о необходимости внести в свою работу соответствующие коррективы. Путем наблюдений, бесед и специально созданных ситуаций учитель может выяснить читаемость дополнительной литературы, выполнение заданий-максимумов, активность участия в решении проблем и внесение дополнений на уроке, участие во внеклассной работе. Увеличивая долю самостоятельности ученика в познавательной деятельности, учитель постепенно переводит его самообразование из управляемой системы в самоуправляемую.
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-05-06; Просмотров: 312; Нарушение авторского права страницы