Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ



Глава I

ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА «ТЕОРИЯ И МЕТО­ДИКА МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДО­ШКОЛЬНИКОВ»

ПРЕДМЕТ КУРСА

Теория и методика музыкального воспитания детей — одна из учебных дисциплин на факультетах дошкольного воспитания педагогических институтов, готовящих специалистов в области дошкольной педагогики и психологии. Данный курс прежде все­го опирается на эстетику (одну из сфер изучения которой со­ставляет художественная деятельность людей), музыкознание (науку о музыке, рассматривающую ее в теоретическом и исто­рическом плане, как особую форму художественного познания), музыкальную психологию (изучающую развитие музыкальности, музыкальной одаренности), музыкальную социологию (иссле­дующую конкретные формы существования музыки в обществе). Он тесно связан с общей и дошкольной педагогикой, психофи­зиологией. Все эти науки являются теоретическими основами музыкального воспитания, которые рассматриваются в пред­метах, составляющих общий курс и его факультативы.

В этой главе остановимся на предмете самой методики му­зыкального воспитания детей дошкольного возраста.

Методика музыкального воспитания как педагогическая нау­ка изучает закономерности приобщения ребенка к музыкальной культуре, развития музыкальных способностей в процессе обу­чения различным видам музыкальной деятельности (восприятие, исполнительство, творчество, музыкально-образовательный вид деятельности). В связи с этим целью данного курса является овладение студентами на базе личной музыкальной культуры профессиональными музыкальными знаниями, умениями и на­выками, разнообразными методами и приемами музыкального воспитания и обучения детей раннего и дошкольного возраста.

Задачи курса состоят в следующем:

— дать студентам представление о возможностях музыкаль­ного воспитания ребенка от рождения до поступления в школу;

— раскрыть закономерности развития музыкальных способ­ностей и основ музыкальной культуры детей в условиях до­школьного учреждения и семьи;

— определить методы и приемы, организационные формы музыкального воспитания и обучения детей в различных видах музыкальной деятельности в детском саду;

охарактеризовать функции педагогического коллектива детского сада по организации музыкального воспитания до­


школьников.

 

 


Методика данного курса, как и другие частные методики, изучаемые на дошкольном факультете, призвана ответить на вопрос: как и на каком материале воспитывать ребенка в дет­ском саду в соответствии с поставленной целью развития его личности?

Содержание музыкального воспитания в детском саду от­ражено в соответствующих программах в виде требований по развитию музыкальных способностей, формированию музыкаль­ных знаний, умений и навыков у детей и рекомендательного спис­ка репертуара по всем видам музыкальной деятельности в раз­личных возрастных группах дошкольного учреждения. Програм­мные требования — это наиболее стабильная часть содержания музыкального воспитания, но и они корректируются в связи с новыми подходами в воспитании ребенка и с учетом результа­тов исследований, проводимых в этой области. Так, например, на основе новых концепций организации учебно-воспитательно­го процесса в детском саду происходит замена учебно-дисципли­нарной модели воспитания на личностно-ориентированную, что должно стать определяющим и при составлении программных требований по музыкальному развитию детей. Опираясь на су­ществующие программы, педагог должен шире использовать произведения народной и классической музыки, при подборе репертуара учитывать конкретные условия возрастной группы детей, «фактор индивидуальности» воспитанников (Б. М. Теплов), материально-техническую базу учреждения, свои музыкально-педагогические способности и т. д. Но главное — педагог, зная о возможности музыки раскрывать лучшее в человеке, воспевать красоту окружающего мира, должен всегда помнить о важности формирования эстетического начала в ребенке, понимания прекрасного и становления духовности его личности.

Содержание музыкального воспитания может быть реализо­вано различными способами, причем каждый из них должен создавать благоприятные условия для развития потенциальных возможностей ребенка, в том числе и музыкальных, формиро­вания характерных для дошкольного возраста психических но­вообразований, столь необходимых для дальнейшего полноцен­ного развития личности. Имеется в виду произвольность внима­ния, запоминания, переход от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному с включением элементов логического мышления, становление «личного сознания» (Б. Д. Эльконин) и т. д. Будущий педагог должен понимать, что своевременное формирование произвольности поведения, самосознания ребен­ка обеспечивается главным образом правильной организацией его социального окружения, педагогического воздействия, в част­ности средствами музыки.

Одной из основных задач методики является соединение тео ретических знаний студента с практическими умениями и навы­ками, приложение теории к «делу». Эффективным средством налаживания этой взаимосвязи принято считать решение раз­личного рода педагогических задач и ситуаций из жизни до­школьного учреждения. Этот способ помогает активизировать полученные теоретические знания, восполнить их в случае не­обходимости, проанализировать имеющийся музыкальный опыт детских садов, избавляет от «изобретения» уже известного, тем самым сокращая путь профессиональной подготовки и содейст­вуя созданию основ собственного педагогического стиля, форми­рованию практических умений и навыков.

Вместе с тем методика музыкального воспитания, как и дру­гие частные методики, не должна носить рецептурный харак­тер. Она призвана лишь дать студентам основы решения типич­ных педагогических задач и ситуаций, характерных для музы­кальной деятельности детей в дошкольном учреждении. На прак­тических занятиях студенты овладевают различного рода твор­ческими заданиями с постепенным их усложнением. Они должны научиться, например, самостоятельно придумывать песенку, попевку, танец для конкретной возрастной группы или ребенка, составлять сценарий развлечения или праздника, организовы­вать вечер досуга или концерт для родителей и т. д.

Теоретическая подготовка студента в процессе изучения курса постоянно соотносится с практическими заданиями, посе­щениями дошкольных учреждений для наблюдений за работой музыкального руководителя, воспитателей, знакомства с различ­ными формами организации музыкального воспитания детей (на занятиях, развлечениях, праздниках, в самостоятельной деятель­ности). Эти наблюдения должны носить целенаправленный ха­рактер, иметь отражение в дневниковых записях для последую­щего анализа. В период практики студенты активно участвуют в организации музыкального воспитания в детском саду, выпол­няя обязанности воспитателя, методиста, заведующего, музы­кального руководителя (при наличии соответствующей подго­товки).

Таким образом, в содержание курса входит, с одной стороны, овладение студентами специальными музыкальными знаниями, умениями и навыками в процессе аудиторных теоретических и практических занятий, с другой — их проверка в детском саду во время лабораторных занятий и педагогической практики с целью обеспечения полноценной музыкально-профессиональной подготовки специалистов дошкольного воспитания.

Будущему педагогу важно понять, что эффективность му­зыкальной подготовки во многом определяется его личным при­мером, культурой. Организуя прослушивание музыки, разучи­вание песни и т. д., он должен не только обеспечить художествен­ное исполнение произведения (в «живом» исполнении или запи­си), ярко рассказать о его содержании, характере, но и проявить личную заинтересованность, увлеченность, в определенной мере артистизм, без которых воспитанники не смогут проник­нуться соответствующим настроением, эмоционально сопережи­вать музыкальным образам. Личное отношение педагога к музы­ке, его вкус, исполнительские возможности в значительной сте­пени влияют на уровень музыкального развития его воспитан­ников. Именно поэтому музыкальный руководитель, воспитатель должны постоянно совершенствовать свою музыкальную куль­туру. Во многом этому способствует изучение музыкальных дис­циплин (элементарная теория музыки и сольфеджио, музыкаль­ная литература, хоровое пение, ритмика, игра на музыкальных инструментах). Но этого недостаточно. Чтобы поддерживать хо­рошую профессиональную форму, в том числе и музыкальную, нужно заботиться о ней систематически, активно занимаясь сво­им совершенствованием. Эталоном подражания для своих вос­питанников может стать лишь педагог, обладающий высоким уровнем общей и музыкальной культуры. Только при этом ус­ловии дети смогут обрести духовность, столь необходимую для развития личности.

Раскрытие предмета данного курса требует рассмотрения понятий воспитание, образование, обучение и развитие в кон­тексте его специфики.

Музыкальное воспитание в детском саду — это организован­ный педагогический процесс, направленный на воспитание му­зыкальной культуры, развитие музыкальных способностей детей с целью становления творческой личности ребенка.

Под музыкальным образованием в детском саду подразуме­вают «первые шаги» в этой области, которые раскрывают де­тям содержание элементарных сведений и знаний о музыке, ви­дах, способах музыкальной деятельности.

Обучение рассматривается как основной путь и средство му­зыкального воспитания детей, обеспечивающие эффективность в развитии их музыкальности, музыкально-эстетических пред­ставлений, музыкальной культуры, художественно-творческих спо­собностей, с целью формирования полноценной личности ребенка.

Музыкальное развитие — это процесс становления и развития музыкальных способностей на основе природных задатков, фор­мирования основ музыкальной культуры, творческой активности от простейших форм к более сложным.

Все эти понятия тесно взаимосвязаны. Их связь выражается и в том, что эффективность музыкального развития ребенка дошкольного возраста зависит от организации музыкального воспитания, включая и обучение. Обучение должно иметь раз­вивающий характер на основе глубокого изучения ребенка, его возрастных и индивидуальных особенностей и знания законо­мерностей музыкально-эстетического развития детей раннего и дошкольного возраста.



§ 2. МЕСТО КУРСА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ДОШКОЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ

Изучению теории и методики музыкального воспитания детей отводится значительное место в системе профессиональной под­готовки специалистов дошкольного профиля. Будущий руково­дитель детского сада, воспитатель, музыкальный руководитель должны понимать роль музыки в становлении личности ребенка, уметь организовывать музыкально-педагогическую среду, разно­образные формы музыкального воспитания детей (музыкальные занятия, развлечения, праздники и т. д.) для приобщения своих воспитанников к прекрасному, формирования у них основ му­зыкальной культуры.

Профессиональной компетентности будущего педагога в зна­чительной степени способствует взаимосвязь данного курса с «музыкальными» предметами (музыкальная литература, хоро­вое пение, элементарная теория музыки и сольфеджио и т. д.), эстетикой, а также методикой развития речи, обучения изобрази­тельной деятельности и т. д. Так, например, при сольфеджировании, изучении тем «Интервалы», «Музыкальная форма», «Народ­ная музыка» используются попевки и песни, инструментальные произведения из репертуара детского сада. Основные положения эстетики (и соответственно эстетического воспитания) о формиро­вании художественного восприятия, эстетического отношения к действительности, эстетического познания, об общих законах художественного творчества рассматриваются как основа дан­ного курса. Что касается его взаимосвязей с курсами частных методик, то они строятся в зависимости от конкретных условий: содержания педагогического воздействия на ребенка, органи­зации вида деятельности в детском саду и т. д. Например, ши­роки возможности использования музыки при проведении на­блюдений за явлениями природы, рисовании, разучивании сти­хотворений, выполнении физических упражнений и т. д.

Вместе с тем методика музыкального воспитания детей как составная часть системы педагогических наук постоянно всту­пает в связи с общей и дошкольной педагогикой, педагогичес­кой и детской психологией, анатомией, физиологией и т. д.

Особенно тесно связан данный курс с дошкольной педаго­гикой и общей теорией обучения — дидактикой. Основные прин­ципы обучения (систематичность и последовательность, доступ­ность, сознательность и активность, учет индивидуальных раз­личий, принцип воспитывающего обучения и т. д.), лежащие в основе данного курса, конкретизируются в зависимости от музыкальных особенностей развития детей раннего и дошколь­ного возраста, специфики организации видов музыкальной дея­тельности в детском саду.

Развитие теории педагогики в области решения проблемы методов обучения нашло отражение и в содержании данного курса. Традиционные методы обучения (словесные, наглядные и практические) получили новый смысл: помимо передачи не­обходимой информации они постоянно направлены на познава­тельную активность обучающихся, формирование у них само­стоятельности и творческих проявлений. В связи с этим меняют­ся и формы организации обучения и воспитания в детском саду: больше места уделяется самостоятельной деятельности детей; преимущество начинают отдавать занятиям с небольшими груп­пами и индивидуальным занятиям, чтобы высвободить для ребен­ка так называемое личное время, которое он может использо­вать по своему желанию, и т. д.

Успешность развития музыкальных способностей детей опре­деляется в значительной степени тем, насколько педагог владеет психолого-физиологическими знаниями о закономерностях пси­хических процессов (восприятие, внимание, память, мышление, речь и т. д.) в возрастном аспекте: от непроизвольного к произ­вольному, от диффузного к дифференцированному, от наглядно-действенного к наглядно-образному и логическому и т. д. Знания о строении и функциях дыхательных органов, голосовом и мо­торном аппаратах, сердечно-сосудистой системе необходимы для правильной организации работы с детьми над вокальными на­выками (дыхание, дикция, звукообразование), регулирования эмоционально-физической нагрузки, становления двигательных навыков и т. д. Таким образом, связи методики музыкального воспитания детей дошкольного возраста с педагогикой, психо­логией, анатомией, физиологией и другими отраслями науки на современном этапе приобретают важное значение.

Глава II

МУЗЫКА КАК ВИД ИСКУССТВА

 

Музыка возникла в глубокой древности. Об этом свидетель­ствует множество найденных предметов с изображениями музыкальных инструментов, исполнителей, хотя сами музыкальные произведения далеких эпох до нас не дошли.

Издавна музыка признавалась важным и незаменимым сред­ством формирования личностных качеств человека, его духовного мира. В Древней Греции даже существовало учение, в котором обосновывалось воздействие музыки на эмоции человека. Дока­зывалось, что некоторые мелодии укрепляют мужество и стой­кость, другие же, наоборот, изнеживают.

**" Что представляет собой музыкальное искусство? Каковы его особенности по сравнению с другими видами искусства, вырази­тельные возможности музыкальных средств? В чем проявляется познавательное и воспитательное значение музыки?

Специфика искусства по сравнению с другими формами об­щественного сознания (наука, мораль, религия) заключается в том, что оно обобщает жизненные явления в художественной форме, в художественных образах. Художественный образ — это средство типизации жизненных Г явлений в искусстве, в котором нечто общее выражено через неповторимо индивидуальное. Художественный образ содержит I обобщение, данное через единичное, особенное.

В художественном образе всегда отражены в единстве чув­ственные и смысловые моменты.

В музыкальном образе передаются чувства и мысли, волную­щие многих людей, но каждое музыкальное произведение ин­дивидуально неповторимо.

В чем своеобразие музыки как искусства? Сравним ее с жи­вописью, скульптурой, литературой.

Музыка не может с той же долей конкретности, как эти виды искусства, изобразить или описать жизненные явления (хотя некоторыми возможностями изобразительности она обладает). Можно ли с помощью звуков передать определенное содер­жание? Что мы называем содержанием музыки?

Видный психолог Б. М. Теплое писал: «В наиболее прямом и непосредственном смысле содержанием музыки являются чув­ства, эмоции, настроения». \ (Психология музыкальных способ­ностей.—М.; Л., 1947.—С. 7.)

Особенностью музыки является то, что она может с огромной I непосредственностью и силой передавать эмоциональное состоя­ние человека, все богатство чувств и оттенков, существующих в реальной жизни.

Благодаря тому что музыка представляет собой временной вид искусства (в отличие от живописи, скульптуры), она обла­дает возможностью передавать смену настроений, переживаний, динамику эмоционально-психологических состояний. Каждое му­зыкальное произведение " имеет, таким образом, некую «чувст­венную программу» (термин психолога В. Г. Ражникова), разворачивающуюся во времени.

Музыка может и изображать какие-либо конкретные явления действительности — шум волн, завывание ветра, плеск ручей­ка, пение птиц — путем звукоподражания.

Существует так называемая программная музыка, в которой композитор либо указывает название произведения, т. е. подра­зумевает наличие некоторой обобщенной программы, либо пи­шет музыку на определенный литературный текст. В програм­мной музыке чаще встречаются различного рода изобразитель­ные моменты, но важно отметить, что даже ярко изобразитель­ные произведения всегда имеют эмоциональную окраску: чири­канье птички может быть приветливым, веселым, а может быть ч. встревоженным; шум волн — умиротворенным или грозным.

Поэтому выразительность всегда присуща музыке, а изобразительность имеет вспомогательное значение. Изобразительность присутствует далеко не в каждом произве­дении, но даже ярко изобразительная музыка всегда выражает настроения, эмоционально-психологические состояния.

Музыка, в том числе и не связанная со словом, выражает и определенные мысли, вызывает обобщения. Но возникают они посредством эмоционального восприятия звуков, мелодий, когда слушатель прослеживает развитие, столкновение характеров, тем, сопоставляет различные образы в частях произведения.

Еще одной особенностью музыки по сравнению с живописью, скульптурой является необходимость посредника для ее воспро­изведения.

Крупный ученый-музыковед композитор Б. В. Асафьев от­мечал, что музыка существует в триединстве процессов ее со­здания композитором, воспроизведения исполнителем и восприятия слушателем.

Исполнитель, будучи посредником композитора, должен ожи­вить, озвучить музыкальное произведение, творчески осмыслить его и выразить те мысли и чувства, которые стремился передать автор.

В целом выразительные возможности музыки обладают до­статочным постоянством. Так, например, траурная музыка вос­принимается всеми людьми как траурная, а нежная — как неж­ная. Но слушание музыки — это творческий процесс, так как одно и то же произведение рождает у разных людей различные музыкальные и внемузыкальные представления в зависимости от жизненного опыта, опыта восприятия музыки.

На чем же основана выразительность языка музыки? Како­вы средства музыкальной выразительности?

К ним относятся темп, динамика, регистр, тембр, ритм, гармо­ния, лад, мелодия, интонация и т. д.

Музыкальный образ создается определенным сочетанием средств музыкальной выразительности. Например, грозный ха­рактер можно передать достаточно громкой динамикой, низким регистром в соединении со сдержанным темпом. Нежный харак­тер — спокойным темпом, мягкой динамикой и размеренным ритмом. Роль отдельных музыкальных средств в создании обра­за бывает неодинакова. В каждом музыкальном образе доми­нируют определенные средства выразительности.

Выразительность языка музыки во многом сходна с вырази­тельностью речи. Существует гипотеза о происхождении музыки из речевых интонаций, всегда эмоционально окрашенных.

Между музыкой и речью много общего. Музыкальные звуки, так же как и речь, воспринимаются слухом. С помощью голоса передаются эмоциональные состояния человека: смех, плач, тре­вога, радость, нежность и т. д. Интонационная окраска в речи передается с помощью тембра, высоты, силы голоса, темпа ре­чи, акцентов, пауз. Музыкальная интонация обладает теми же выразительными возможностями.

Б. В. Асафьев научно обосновал взгляд на музыкальное ис­кусство как интонационное искусство, специфика которого за­ключается в том, что оно воплощает эмоционально-смысловое содержание музыки подобно тому, как внутреннее состояние человека воплощается в интонациях речи. Речевая интонация выражает прежде всего чувства, настроения, мысли говорящего, как и музыкальная. Так, взволнованная речь человека отли­чается быстрым темпом, непрерывностью или наличием неболь­ших пауз, повышением высоты, наличием акцентов. Музыка, передающая смятение, обычно обладает теми же чертами. Скорб­ная речь человека, как и скорбная музыка (тихая, медленная), прерывается паузами, возгласами.

Б. В. Асафьев употреблял термин интонация в двух значе­ниях. Первое — наименьшая выразительно_смысловая частица, «зерно-интонация», «клеточка» образа. Например, интонация двух нисходящих звуков с акцентом на первом (интервал малой секунды) обычно выражает боль, вздох, плач, а восходящий скачок в мелодии на четыре звука (на кварту) с акцентом на втором звуке — активное начало.

Второе значение термина применяется в широком смысле: как интонирование, равное протяженности музыкального произ­ведения. В этом смысле музыка не существует вне процесса интонирования. Музыкальная форма есть процесс смены интонации.

Музыкальная форма в широком смысле — это совокупность всех музыкальных средств, выражающих содержание. В более узком — строение музыкального произведения, соотношение его отдельных частей и разделов внутри части, т. е. структура про­изведения./

Временная природа музыки позволяет передавать процессы развития, всевозможные изменения. Чтобы понять смысл про­изведения, прочувствовать его, необходимо проследить за разви­тием музыкальных образов.

В создании формы важное значение имеют три принципа: повтор, контраст, развитие (варьирование).

Повтор может быть различным. Дважды повторенная подряд музыкальная фраза заменяетостановку, это помогает глубже вслушаться, запомнить мелодию. В другом случае между повторами звучит контрастная тема. Роль таких повторов очень велика: они составляют основу музыкальной драматургии, так как позволяют утвердить главенство образа.

Если между повторяющимися разделами есть контрастный эпизод, образуется простая трехчастная форма. Схематично ее можно изобразить так: ABA.

Выразительное значение повтора темы увеличивается, если она после появления нового образа (В) сама изменяется. Условно ее второе появление обозначается как А1. В этом случае трех­частная форма может быть представлена схемой ABA1.

Повтор связан с другим принципом - контрастом, который и позволяет оттенить повторение. Контраст помогает выра­зить в музыке смену настроений, может звучать как противопо­ставление. Так, например, если первая часть была полна без­заботности, веселья, средняя часть вносит контрастный образ (тревога, зло и т. д.). В третьей части в зависимости от того, будет повтор точным или измененным, можно проследить за развитием образа, за музыкальной драматургией.

Контраст связан с еще одним принципом формообразования — р азвитием. Если сама тема состоит из двух (или бо­лее) контрастных элементов или раздел формы — из нескольких тем, это рождает конфликтность, возможность ихстолкновения, развития. Этот принцип имеет разновидность— вариационное развитие, которое ведет начало от народных импровизаций.

Эти три принципа формообразования часто встречаются в совокупности. Более сложные музыкальные формы образуются с помощью этих же принципов.

Охарактеризуем некоторые разновидности музыки — музы­кальные жанры.

В широком плане музыка, может быть разделена на вокальную и инструментальную. Вокальная музыка связана со сло­вом, поэтическим текстом. Ее разновидностями являются соль­ная, ансамблевая и хоровая музыка. В инструментальной му­зыке содержание выражается более обобщенно. К ее разновид­ностям относятся сольная, ансамблевая и оркестровая музыка.

Но деление музыки только на вокальную и инструменталь­ную очень условно. Существует большое разнообразие жанров народной и классической музыки.

Само слово «жанр» произошло от латинского genus — род и от французского genre — род, вид, манера, вкус, обычай. Жанр — это вид художественного творчества, определенным образом связанный с породившей его исторической дейст­вительностью, с жизнью и бытом.

На ранних этапах своего развития музыка была тесно связана с трудом людей. Отсюда берут начало трудовые песни. Военные походы породили маршевую музыку. Звучали также колыбельные песни, хороводные, свадебные, кален­дарные, обрядовые и др. Эти так называемые первичные жанры, которые связаны, с бытом людей, имеют прикладной характер.

Вторичные жанры возникли с появлением и развитием профессионального музыкального искусства, созда­ваемого композиторами. Каждая историческая эпоха рождает новые жанры музыки, которые образовываются под влия­нием вкусов, обычаев, исторической обстановки, нацио­нальных традиций.

Постепенно складывались жанры хоровой музыки, (хо­рал, месса, кантата, оратория), камерной—нецерковной, светской музыки для домашнего музицирования (трио, квар­тет, квинтет, романс, прелюдия, ноктюрн, экспромт, вальс и т. д.), симфонической — написанной для оркестра (симфония, увертюра, фантазия, концерт), театрально-драматической (опера, балет, оперетта).

Первичные жанры (песня, танец, марш) не исчезают в профессиональной музыке. Эту особенность использовал Д. Б. Кабалевский при построении своей программы по музы­ке для общеобразовательной школы. Начиная с простых пер­вичных жанров Д. Б. Кабалевский ведет детей в мир более сложных музыкальных произведений.

Музыка каждой эпохи не только создает новые жанры. Она несет в себе излюбленный круг музыкальных интонаций, тем, созвучных времени. Музыка И. С. Баха, во многом свя­занная с культовыми обычаями, по языку значительно отли­чается от романтической, взволнованной музыки Ф. Шопена и от заостренной, конфликтной современной классической музыки.

Б. В. Асафьев назвал круг интонаций, бытующий в музыке разных эпох и стилевых направлений, «интонационным слова­рем эпохи».

Слушая музыку, написанную в разное время, люди получают представление о различных способах выражения чувств и мыс­лей, существовавших в каждой эпохе. Поэтому мы можем го­ворить о ее большом познавательном значении.Так, например, музыка французских клавесинистов конца ХVII - начала XVIII в. (эпоха стиля рококо) отличается галантностью, изысканностью, некоторой сдержанностью в выражении чувств. Эта особенность музыки, способствовавшая возникновению произведений малых жанров — миниатюр, требовала и определенной манеры ис­полнения. Любопытные советы дает исполнителям Франсуа Куперен в своем трактате «Искусство игры на клавесине». Он рекомендует сидеть вполоборота, лицом к публике «избавиться от гримас на лице... с помощью зеркала, поставленного на пюпитр спинета или клавесина», сидеть за клавесином непринужденно, «взгляд не должен быть ни пристально сосредото­ченным на каком-либо предмете, ни рассеянным; словом, надо смотреть на общество так, как будто ничем не занят». Можно ли представить себе такой стиль исполнения музыки в наше время?

Отражая жизнь и выполняя познавательную роль, музыка воздействует на человека, воспитывает его чувства, формирует вкусы. Он находит в музыке отзвуки того, что пережил, прочув­ствовал. Имея широкий диапазон содержания, музыка обога­щает эмоциональный мир слушателя.

§ 2. ЗАДАЧИ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

 

Разные виды искусства обладают специфическими средства­ми воздействия на человека. Музыка же имеет возможность воз­действовать на ребенка на самых ранних этапах. Доказано, что даже внутриутробный период чрезвычайно важен для последую­щего развития человека: музыка, которую слушает будущая мать, оказывает влияние на самочувствие ребенка, а быть может, уже и формирует его вкусы и предпочтения.

В первые месяцы жизни малыши реагируют на характер музыки. Постепенно, в процессе овладения различными видами музыкальной деятельности (восприятие, исполнение, творчество, музыкально-образовательная деятельность), необходимо раз­вить в детях все лучшее, что заложено от природы, на основе разнообразных природных задатков развить общие и специаль­ные музыкальные способности, склонности к определенным ви­дам музыкальной деятельности.

Приобретая определенные знания о музыке, умения и навы­ки, дети приобщаются к музыкальному искусству. Нужно до­биться того, чтобы в процессе музыкального воспитания получе­ние этих знаний, умений и навыков не являлось самоцелью, а спо­собствовало формированию предпочтений, интересов, потреб­ностей, вкусов детей, т. е. элементов музыкально-эстетического сознания.

Только развивая эмоции, интересы, вкусы ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить ее основы. Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овла­дения музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной деятельности будет сформировано музыкально-эстетическое со­знание, это не пройдет бесследно для последующего развития человека, его общего духовного становления.

Занимаясь музыкальным воспитанием, важно помнить и об общем развитии детей.

Дошкольники имеют небольшой опыт представлений о чув­ствах человека, существующих в реальной жизни. Музыка, пе­редающая всю гамму чувств и их оттенков, может расширить эти представления. Помимо нравственного аспекта музыкальное воспитание имеет большое значение для формирования у детей эстетических чувств. Приобщаясь к культурному музыкальному наследию, ребенок познает эталоны красоты, присваивает цен­ный культурный опыт поколений. Многократное восприятие про­изведений искусства постепенно ориентирует человека в выявле­нии важных для него мыслей, чувств, настроений, выраженных в художественных образах, в значимом для него содержании.

Музыка развивает ребенка и умственно. Помимо разнооб­разных сведений о музыке, имеющих познавательное значение, беседа о ней включает характеристику эмоционально-образного содержания. Словарь детей обогащается образными словами и выражениями, характеризующими настроения, чувства, пере­данные в музыке.

Музыка развивает эмоциональную сферу. Эмоциональная от­зывчивость на музыку — одна из важнейших музыкальных спо­собностей. Она связана с развитием эмоциональной отзывчи­вости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности, как доб­рота, умение сочувствовать другому человеку.

Музыкальная деятельность включает в себя не только вос­приятие музыки, но и посильное детям исполнительство, осно­ванное на опыте восприятия, — пение, игра на музыкальных ин­струментах, музыкально-ритмические движения. С помощью пе­ния, игры на музыкальных инструментах можно развить другую музыкальную способность — умение представить и воспроиз­вести высоту музыкальных звуков в мелодии. Развитие этой способности предполагает умственные операции: сравнение, ана­лиз, сопоставление, запоминание — и, таким образом, влияет не только на музыкальное, но и на общее развитие ребенка.

Чувство ритма (третья музыкальная способность) форми­руется прежде всего в музыкально-ритмических движениях, ко­торые позволяют детям глубже откликнуться на музыку, смену ее характера, как бы «пропустить ее через себя». Эти занятия требуют внимания, сосредоточенности, концентрации памяти, эмоций, что также важно не только для музыкальной деятель­ности, но и для общего развития ребенка.

В каждом виде исполнительства дети выполняют посильные самостоятельные и творческие задания, которые способствуют развитию их воображения, фантазии, уверенности в себе, в своих силах.

Основными задачами музыкального воспитания являются следующие:

— развить музыкальные и творческие способности детей с учетом возможностей каждого ребенка с помощью различных видов музыкальной деятельности;

— сформировать начала музыкальной культуры, способст­вовать формированию общей духовной культуры.

Их успешное решение зависит от содержания музыкального воспитания, прежде всего от качества используемого репертуа­ра, методов и приемов обучения, форм организации музыкаль­ной деятельности, применяемых в работе с детьми и т. д.

Вопросы и задание

1. В чем заключается отличие музыки от других видов искусства?

2. Назовите признаки сходства музыкальной и речевой интонаций.

3. Каковы возможности музыки в воспитании человека?

Глава III

СТРУКТУРА МУЗЫКАЛЬНОСТИ

Для того чтобы выделить комплекс способностей, составляю­щих понятие музыкальность, важно определить специфику со­держания музыки (и, следовательно, качества, необходимые для




его восприятия), а также черты отличия музыкальных звуков от других звуков, встречающихся в жизни (и, следовательно, качества, необходимые для их различения и воспроизведения).

Отвечая на первый вопрос (о специфике содержания музыки), Б. М. Теплов полемизирует с представителем немецкой эстети­ки Э. Гансликом, отстаивающим взгляд на музыкальное искус­ство как на искусство, которое не может выражать никакого содержания. Музыкальные звуки, по Ганслику, могут лишь отвечать эстетическим потребностям человека.

Б. М. Теплов противопоставляет этому точку зрения на му­зыку как искусство, имеющее различные возможности отраже­ния жизненного содержания, передачи жизненных явлений, внут­реннего мира человека.

Выделяя две функции музыки — изобразительную и выра­зительную, Б. М. Теплов отмечает, что программно-изобрази­тельная музыка, имеющая конкретные, «зримые» прообразы (звукоподражания, явления природы, пространственные пред­ставления— приближение, удаление и т. д.), определенное на­звание или литературный текст, сюжет, передавая конкретные жизненные явления, при этом всегда выражает определенное эмоциональное содержание, эмоциональное состояние.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-06; Просмотров: 229; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.065 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь