Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Основной значимый образ «Прекрасной дамы» в ранней лирике А. Блока



Содержание

1. Ведение;

2. Основной значимый образ «Прекрасной дамы» в ранней лирике А. Блока;

2.1. Краткие сведения о биографии А. Блока;

2.2. История любви А. Блока и Л.Д. Менделеевой;

2.3. А. Блок и символизм;

2.4. «Стихи о Прекрасной Даме» Художественное своеобразие;

3. Заключение

4. Лит –ра

 

Ведение

Главная причина проявления моей работы заключается в том, что это является моей зачётной работай по литературе. Так же стихи А.А. Блока появилось у меня после участие в поэтическом конкурсе «Слово доброе посеять» в конкурсе я пишу стихи пытаясь сделать первые шаги в поэтическом творчестве. С небольшими усилиями я прочла сборник А.А Блока «Незнакомка». Я узнала, что А. Блок гениально писал стихи еще в раннем возрасте и посветив их непременно своей любимой мамочке. Мать А. Блока Александра Андреевна Блок — мать поэта (урождённая Бекетова, (1860—1923) — дочь ректора Санкт-Петербургского университета А. Н. Бекетова.), первая муза юного поэта. И мне захотелось узнать о том, что ещё в жизни стало у поэта музой. Особенность Блока в том, что на первую очередь у него была его муза, только на втором женщина.

Цель проекта: познакомить с прототипом в лирике А. Блока. Моё исследование заключается в том, что по мнению поэта «Любовь – это одно из самых нежных и сильных». Без любви жизнь человека обессмыслена, только влюблённый имеет права на знание человека.

Задача:

1. Узнать прототип ранней любви в лирике А. Блока.

2. Познакомиться со стихами А. Блока

3. Выяснить особенность ранней любви в лирике А. Блока

Предмет исследования «биография и в - во А. Блока»

Объект исследования: женщина – муза в жизни А. Блока, любовь в лирике Блока.

Поэт верил в существование неизвестной и загадочной Прекрасной дамы, которая является воплощением нежности и женственности. И смысл жизни состоит в том, что найти ее и любить всю свою жизнь.

 

 

Основной значимый образ «Прекрасной дамы» в ранней лирике А. Блока

Великий русский поэт XX века Александр Александрович Блок прошел непростой жизненный и творческий путь. Он начинал как, символист, верящий в мистику, а в конце своего творческого пути пришел к идее беззаветного служения Родине. Александр Блок родился в семье ректора Петербургского университета, поэтому с детства он был окружен высокой культурой. Он рано начал писать стихи и так же рано увлекся философией. Все это повлияло на то, что юноша стал поэтом.

Цикл «Стихи о Прекрасной Даме» - главное лирическое произведение в раннем творчестве Александра Блока. Он составлен из стихотворений 1899-1902 годов и отражает романтически возвышенное мироощущение юноши, находящегося в мистическом ожидании встречи с прекрасной возлюбленной. Однако цикл вышел отдельным изданием в 1904 году, в тот период, когда поэт отошел от «мигов моих пророческих стихов» и переживал духовный кризис.

Гиппиус так отозвалась о только что вышедшем сборнике молодого поэта: «Книжка эта родилась точно вне временности, - вне современности во всяком случае. Она и стара, и нова, хотя, может быть, все-таки не вечна, ибо соткана из слишком легкой паутины». В этом отзыве верно угадана особенность знаменитого блоковского лирического цикла - слишком легкая ткань стихотворений, которая лишь очерчивает образ Прекрасной Дамы. Тем не менее у Блока были настоящее чувство и настоящее переживание, из которого рождалась поэзия.

Все молодые годы Александр Блок был увлечен философией В. Соловьева, который говорил, что в основе мира лежит красота. Эта красота доступна человеку лишь как недостижимый Идеал Вечной Женственности. Блока поразила эта идея, и он стал искать во всех девушках отзвуки этого идеала. Эти философские взгляды переплелись с зарождающимся чувством, так в творчестве юного поэта появился образ Прекрасной Дамы. Эта Дама является Божественным идеалом красоты и любви.

В душе Блока образ реальной девушки Любови Менделеевой и образ Вечной Женственности неразрывно связаны, их невозможно отделить друг от друга. Именно встреча с Любовью Менделеевой стала причиной создания цикла. Чувством к ней окрашены все ранние стихи Блока:

Вечеряющий сумрак, поверь,

Мне напомнил неясный ответ.

Жду - внезапно отворится дверь,

Набежит исчезающий свет.

Словно бледные в прошлом мечты.

Мне лица сохранились черты

И отрывки неведомых слов,

Словно отклики прежних миров...

Краткие сведения о биографии А. Блока

Александр Блок, величайший русский поэт и драматург, один из наиболее ярких представителей русского Символизма, литературного направления, оказавшего глубокое влияние на всю последующую русскую и мировую литературу.

А. Блок родился 28 (16) ноября 1880 года в семье профессора права и дочери ректора Университета Санкт-Петербурга. Поскольку родители разошлись, с трех лет Блок жил и воспитывался у родителей отца, которые принадлежали к " сливкам" петербургской интеллигенции. Постоянное вращение в богемной среде сформировало особенное мировосприятие Блока, проявившееся в будущем в его литературе. Сочинять Блок начал в пять (! ) лет, поэтому неудивительно, что поэтическая экспрессия стали нормой его жизни.

В 1903 году Блок женился на Любови Менделеевой, дочери великого русского химика Д.И. Менделеева. В том же году вышел первый сборник стихов поэта, написанный под впечатлением первой любви и первых месяцев счастливой семейной жизни. На первоначальный этап творчества Блока оказал большое влияние Пушкин и Вл. Соловьев. Блок экспериментировал в то время с поэтическим ритмом, изобретая все новые и новые формы. Для него первостепенными в поэзии были звук и музыка стиха.

Первый сборник поэм Блока " Стихи о прекрасной даме", 1904, представляли собой платонический идеализм поэта, реализацию божественной мудрости в образе мировой души в женском обличии.

В следующих поэтических сборниках Блока, " Город", 1908, и " Снежная маска", 1907, автор сконцентрировался на религиозной теме, а его муза их мистической дамы превратилась в незнакомую куртизанку.

Поздние поэмы Блока представляют собой смесь надежд и отчаяния автора относительно будущего России. В незавершенном " Возмездии", 1910-1921, проявилось крушение иллюзий автора по поводу нового большевистского режима. Стоит отметить, что Блок с оптимизмом воспринял Октябрьскую революцию 1917 года, возлагая большие надежды на новую власть. Однако последующие действия большевиков настолько шли вразрез с тем, что предполагал Блок и что они сами обещали, что поэт не мог не прийти в отчаяние от собственного самообмана. Тем не менее, он продолжал верить в исключительную роль России в истории человечества. Подтверждением этого мнения стали работы " Родина" и " Скифы". В " Скифах" Блок использовал цыганский фольклор, скачки ритмов, резкие переходы от накала страстей к тихой меланхолии. Он как бы предупреждает Запад, что если он ополчится на Русь, то в будущем это приведет к ответной реакции Руси, сплоченной с воинствующим Востоком, что это приведет к Хаосу.

Последним произведением Блока стала его самая противоречивая и загадочная поэма " Двенадцать", 1920, в которой автор использовал полифонию ритмов, жесткий, даже грубый язык, чтобы читатель мог представить то, что написано на бумаге: отряд из 12 бойцов Красной Армии идет по городу, сметая все на своем пути и неся впереди себя Христа.

Александр Блок умер 7 августа 1921 года в Петербурге, оставленный многими друзьями молодости и лишенный последних иллюзий относительно новой власти.

 

Ветер принес издалёка

Песни весенней намек,

Где-то светло и глубоко

Неба открылся клочок.

В этой бездонной лазури,

В сумерках близкой весны

Плакали зимние бури,

Реяли звездные сны.

Робко, темно и глубоко

Плакали струны мои.

Ветер принес издалёка

Звучные песни твои.

 

Это один из первых шедевров лирики Блока. Призвание и предмет его поэзии определились: это любовь к «Прекрасной Даме». Лирика и философия Владимира Соловьева воссоздали в России на рубеже столетий ауру и мистику неоплатонических озарений, в русле которых молодой поэт набрасывал поэтический дневник в течение двух лет, 1901-1902 гг, в Петербурге, в Шахматове, в лесах и даже в Боблове, рядом с девушкой, в которую он влюблен, и она влюблена, с пробуждающейся чувственностью, с жаждой признания, но оба хранящие в глубине души все волнения любви под внешне спокойной светскостью, что воспринимали за холодность и впадали в отчаяние, вплоть до разрыва с ее стороны, с его исчезновением и появлением вновь, когда он обрел язык любви - стихи, но поэтически неопределенные, мистически окрашенные для автора, по сути, лишь с отдельными приметами города и прекрасной природы, что станет лишь через ряд лет предметом поэзии Блока, вместо отлетевшей в пустоту мистики.

Между тем барышня взрослела, училась в Бестужевских и Драматических курсах, могла не отозваться на предложение руки и сердца, когда столько зауми звучит, вместо простых слов любви и признания. Саша Блок, готовясь к решительному объяснению с девушкой, купил револьвер и набросал записку, мол, причины его ухода из жизни вполне «отвлечены». В самом деле, он ждал отклика от Прекрасной Дамы, признания от Вечной Женственности, воплощением которой была Любовь Дмитриевна в его глазах. А если не будет отклика, как жить? Зачем жить? Речь шла меньше всего о женитьбе и даже о любви в обычном смысле.

История любви Блока и Менделеевой воссоздана в комедии «Соловьиный сад», на основании воспоминаний и писем, с погружением в атмосферу эпохи модерн, что современники воспринимали и как декаданс, только одни им упивались, другие сознательно старались преодолеть его мистику и эротику. Богоискательство интеллигенции (ничтожно малой ее части) было настроен отнюдь не на вере, а эротике, или Эросе, если угодно, с утверждением свободы в сфере любовных чувств. Подобная установка отдает ренессансом, но отнюдь не религиозным или духовным, а культурным, когда взаимоотношение полов меняется - к большей свободе или распущенности, это уж кто к чему горазд.

 

Александр Блок, внешне импозантный, красавец-мужчина, а вскоре в ореоле поэта, должно сказать, вообще в жизни, в семейном кругу, в кругу друзей, был совсем иной, прост, дурашлив, как подросток, иногда, казалось, до невменяемости. При этом любовь, влюбленность, чем он жил как поэт, у него не имела ничего общего со стихией Дон Жуана, который стремился не к любви, а к обладанию, то есть к сексу. Вот порывов в этом плане у Блока не было, между тем как барышня отчаивалась: ей уже 20, а никто не признавался ей в любви, не целовал даже руки, не домогался большего, как у ее подруг.

Лишь аура любви и поклонения, что могло и наскучить, когда барышня жаждет любви осязаемой. Блок наконец решается на объяснение, с револьвером в кармане, - до чего же надо было довести барышню и себя, пускаясь в мистические эмпиреи, - и она говорит машинально: «Да». А летом в деревенской церкви между Бобловым и Шахматовым венчание. Молодожены, студент и курсистка, поселились в отдельном флигеле в Шахматове, а затем в квартире отчима Блока в офицерском корпусе казарм лейб-гвардии Гренадерского полка на набережной Большой Невки.

Все благоприятствовало счастью молодых. И счастье было, но чего-то не хватало жене, вознесенной поэтом и его друзьями до небес. Внешне Блок и Любовь Дмитриевна - пара на загляденье: сказочно прекрасные «царевич и царевна», - находили друзья. Андрей Белый обожествлял как Блока, так и его жену; его он принимал за теурга, а ее за воплощение Вечной Женственности, но это мистическое поклонение не помешало ему просто влюбиться в Любовь Дмитриевну, и она не осталась равнодушна к нему. Затевается глубомысленная переписка, вся настроенная на мистике со стороны Андрея Белого, между тем как Блок вскоре заявит: «Я не мистик», освобождаясь от бесплодного тумана. И тут-то выяснится, что брак Блока и его жены «условен», поскольку он, влюбленный и любящий, был счастлив с нею без телесной связи, что находил чем-то излишним и вульгарным, видимо, или, как Александр Македонский говорил, что близость с женщиной больше, чем что-либо напоминает ему о том, что он всего лишь человек. В юности повышенная чувственность может сменяться самоограничением, чтобы избегать расслабленности в теле или воли, или остроты восприятия жизни и смерти, с ощущением смертности человека до ужаса, когда прекрасная плоть превращается в тлен и прах в твоих объятиях. Не любовь, а секс и смерть смыкаются.

Возможно, Блок воздерживался от любовных излишеств, чтобы сохранить девичью чистоту жены, чтобы она не превратилась в самку? Сохраняя в себе детскость, он хотел, чтобы и его Люба была под стать ему, так и было ряд лет. Они относились друг к другу с полным доверием; Блок находил Любовь Дмитриевну «мудрой», как Пушкин - Наталью Николаевну «умной». Друзья Пушкина полагали, что с женитьбой ему остается развратить жену, вероятно, ради чувственного счастья. Но Пушкин скорее умерил свой пыл, чем пошел на это. Красота Натальи Николаевны предполагала и чистоту, ибо нравственность - в природе вещей, то есть прекрасного для поэта. Любовь Дмитриевна однажды даже решилась было на свидание с Андреем Белым, приехала к нему в гостиницу, успела даже распустить свои прекрасные волосы, но убежала. Ведь Андрей Белый нес ту же заумь, что и Блок недавно, в «Стихах о Прекрасной Даме», изданных в это время. Блок старался не вмешиваться во взаимоотношения жены с Белым, хотя последний все время апеллировал к нему, будто он не отпускает ее. Дело чуть не дошло до дуэли. Но друзья, даже порывая друг с другом, и Прекрасная Дама, оставались на высоте поэтических грез юности.

Между тем приходит пора влюбленностей Блока, который четко различал влюбленность и любовь. Влюбляясь в других женщин, Блок по-прежнему любил жену, в чем Любовь Дмитриевна не сомневалась, тем более что он отнюдь не домогался любви у другой в обычном смысле. Измены не было, а было лишь восхищение женской красотой, что сродни вдохновению или есть вдохновение. При этом Блок не избегал близости с женщиной, конечно, и с женой, - об «условности» брака Любовь Дмитриевна говорила по сравнению, как у других, все зависело от настроения, с резкими перепадами у поэта, можно сказать, от умонастроения эпохи, на что чутко реагировала интеллигенция, особенно поэты и особенно Блок в условиях первой русской революции. Могла привлечь внимание Блока и девица легкого поведения: сохранились два упоминания - в записных книжках поэта и в воспоминаниях Горького, с которым заговорила одна девушка, знавшая Блока по свиданиям или свиданию: он лишь просидел с нею, пребывая в особом состоянии, и такого общения с нею в ночном Петербурге на Невском ему было достаточно, - Горький был растроган рассказом девушки и дал ей деньги, как будто воспользовался ее услугами. Случай, упоминаемый Блоком в его записных книжках, носит иной характер: там он встретил девицу, которую он мог раззадорить до пылкой вакханки, стало быть, и себя вел соответственно. Словом, ничто поэту не было чуждо, но в сфере красоты влюбленность и любовь культивировалась им иначе, чем в обыденной жизни у людей.

В этом плане хорошо известна история любви Блока и Натальи Николаевны Волоховой (воспроизведена в комедии «Соловьиный сад»). Она разыгрывалась на глазах Любови Дмитриевны, красота которой расцвела в ту пору. «Она была высокого роста, с нежным розовым тоном лица, золотыми волосами на прямой пробор, закрывающими уши. В ней чувствовалась настоящая русская женщина и еще в большей степени - героиня северных саг». (В.П. Веригина). Еще все в ней отмечают изящество в облике, в одежде, в движениях, то есть грацию, к чему был чуток поэт.

О Блоке В.П. Веригина говорит: «Он был похож на германских поэтов - собирательное на Гете и Шиллера... В нем чувствовалась внутренняя сила и большая значительность». «... он мне казался всегда бесконечно далеким от земли («оставался прозрачным», слова Волоховой). То, что я бывала почти ежедневно на Лахтинской и видела его в повседневности, нисколько не мешало этому. В квартире Блоков жили Поэт и Прекрасная Дама - настоящие, без тени того декадентского ломанья, которое было свойственно тогда некоторым поэтам и особенно их дамам. Безыскусственность, скромность и предельная искренность отличали обоих от большинства».

Вместе с В.П. Веригиной у Блоков на Лахтинской бывала Н.Н. Волохова, обе актрисы театра В. Комиссаржевской, где в то время ставилась Мейерхольдом пьеса Блока «Балаганчик». Волохова (со слов М.А. Бекетовой) выглядела так: «...высокий, тонкий стан, бледное лицо, тонкие черты, черные волосы и глаза, именно крылатые, черные, широко открытые «маки злых очей». И еще поразительна была улыбка, сверкающая белизной зубов, какая-то торжествующая, победоносная улыбка...» И еще: «Обаяние, чарующий голос, прекрасный русский говор, интересный ум...» Кажется, здесь модерн во всем блеске.

Влюбленный Блок ожидал от нее отзыва, но она видела, что он любит «не ее живую, а в ней свою мечту», и наслаждалась поклонением поэта. Любовь Дмитриевна не выдержала, «приехала к Волоховой и прямо спросила, может ли, хочет ли Н.Н. принять Блока на всю жизнь, принять поэта с его высокой миссией, как это сделала она, его Прекрасная Дама. Н.Н. говорила мне, - свидетельствует тетя поэта, - что Л.Д. была в эту минуту проста и трагична, строга и покорна судьбе. Ее мудрые глаза видели, кто был ее мужем, поэтому для нее так непонятно было отношение другой женщины, ценившей его недостаточно. Волохова ответила: «Нет».

Зима прошла под знаком «Вечера бумажных дам», вечера масок, воспроизведенных в «Соловьином саде», и стихов Блока, посвященных Снежной Деве, а итогом, весьма неожиданным, был бунт Прекрасной Дамы: Любовь Дмитриевна поддалась атмосфере не поэтической игры в мире Блока, а сугубо декадентской, ведь эти сферы соприкасались, и однажды укатила с Чулковым на острова... а на утро мир облетела известие о смерти великого русского ученого Д.И. Менделеева. Оно заслонило вызов Любови Дмитриевны, а затем она поступила на сцену, стала выступать в провинциальных театрах, чтобы жить своей жизнью, а не просто быть женой поэта. Блок старался поддерживать ее, хотя было ясно, что особого успеха ей не добиться, чтобы с триумфом явиться на сценах Петербурга или Москвы.

Между тем Блок обретал свой неповторимый голос:

Передо мной сияло на столе.

И я забыл прекрасное лицо.

Летели дни, крутясь проклятым роем...

Вино и страсть терзали жизнь мою...

Декабря 1908

 

У нее был роман с одним актером, от которого понесла. Когда она решилась на аборт, уже было поздно, и Блок, который знал из ее писем о перипетиях ее жизни, принял беременную жену, а с рождением ребенка принял и его. Роды были тяжелые: Любовь Дмитриевна едва оправилась, но мальчик вскоре умер. Теперь бы им разъехаться. Они сочли за благо уехать в Италию, кстати, продав одну из картин, доставшихся в наследство ей от отца. Поездка в Италию подействовала на обоих очистительно. Блок вступал в годы зрелости, оставя мистику и перерастая символизм. Романтик, он все чаще пишет классически ясные, исполненные жизни стихи, вырастая сквозь массу случайного и мелкого в первого поэта великой эпохи. И Любовь Дмитриевна остается с ним до конца, до его смертного часа, если угодно, сошедшая на землю Вечная Женственность, красота, влекущая поэтов в небо.

 

А. Блок и символизм.

Чтобы лучше понять, как Александр Блок связан с символизмом, нужно разобраться в самом понятии «символизм».

Русский символизм - явление сложное. На разных этапах становления и в творчестве разных поэтов и писателей символизм выявляется по-разному. Первые символисты во главе с Ж. Мореасом появились во Франции в 1880-х-1890-х годах. Первые шаги для утверждения символизма в России сделал Брюсов. Все русские символисты были разные. Ещё одним человеком, повлиявшим на мировоззрения символистов, был Владимир Соловьев. Именно его влияние сказывалось на творчестве Блока, Белого, Иванова. Их в дальнейшем так и называли - «соловьевцами». У Соловьева впервые появляются такие термины, как «Красота», «Вечная женственность», которые в дальнейшем мы встретим в стихотворениях А. Блока. Вообще у символистов «Красота»- единственная сила, способная спасти мир, она единственное, что может противостоять хаосу. «Красота» превыше всего: этики, долга, чести.

Все эти термины Владимир Соловьев позаимствовал у немецких романтиков, которые всё земное рассматривали через его отношение к небесному, вечному, бесконечному. Ещё одной важной чертой «соловьевского» мировоззрения была идея платоновского «двоемирия», то есть существование иных миров. Также важной чертой символизма был «мифологизм» - восприятие мира как мифа. Интересно и то, что символисты, описывая явления земного мира. Одновременно подразумевали и все то, что соответствует этому явлению в иных мирах. И земная действительность, и иные миры находятся в полной гармонии друг с другом.

В России используется деление символистов на «старших» («декадентов») и «младших» (мистиков - «соловьевцев»). «Старшие» символисты дебютировали в 1890-е годы, к ним относятся Брюсов, Бальмонт, Мережковский, Гиппиус, Сологуб. В 1900-е годы в символизм влились новые силы, это «младо символисты», к ним относятся Блок, Белый, Иванов и другие.

«Старших» и «младших» символистов разделял не только возраст, но и разница мировоззрений и направленности творчества. В становлении русского символизма можно выделить три этапа (периода). Первый этап - 1890-е годы. С этим этапом А.А. Блок не связан. С конца 1890-х начала 1900-х годов Блок начинает интересоваться «новым искусством». Второй этап в развитии символизма - 1900-е - 1907-е годы. Третий этап 1908-е -1910-е годы, - «кризис символизма». «Кризис» проявляется в том, что у многих символистов происходит отторжение от «нового искусства». С середины 1910-х годов о символизме можно было говорить в прошедшем времени.

Александр Александрович Блок родился в 1880-м году. Имя поэта очень многое значит для русской литературы. Своим творчеством он завершил поэтические искания всего XIX века и открыл поэзию XX века, соединив русскую классику и «новое искусство».

Как известно, на дальнейшую жизнь любого человека влияет его семья и воспитание. Блок не был исключением. На него очень сильно повлияла «бекетовская» культура. Многие родственники поэта напрямую были связаны с литературой. Прабабушка Александра Александровича вращалась в кругах известных поэтов-декабристов, тётя и мама занимались переводами, а также сами писали стихотворения. Сам Блок начал писать очень рано, ещё в пятилетнем возрасте. Первые свои стихотворения Александр Блок показывал только матери и тетке. Серьёзное обращение к литературному творчеству приходится на годы окончания гимназии и поступления в университет в 1898 году.

Александру Александровичу с детства начали прививать любовь не к «новому искусству», а к классической литературе. В «бекетовской семье» господствовали, в общем, старинные понятия о литературных ценностях и идеалах. Семья не воспринимала и не хотела воспринимать «новое искусство». Из-за этого первоначальное отношение поэта к «новому искусству» было негативным. Но, несмотря на это, Александр часто отрицал «бекетовской» традиции и одновременно возвращался к этим традициям.

Первыми стихотворениями поэта были лирические стихотворения, и ко времени выхода первой книги «Стихи о Прекрасной Даме» их накопилось до 800. В первую книгу вошли лишь 100 стихотворений. До поступления в университет Александр Александрович не знал, что такое символизм и «новое искусство». Первыми, кто прочитал Блоковские стихотворения из посторонних, были Михаил Сергеевич и Ольга Михайловна Соловьевы. Блоку не нужно было мучиться над сочинением стихотворений. В день он мог написать от трёх до пяти стихотворений, однажды он написал двадцать шесть стихотворений - это был почти весь сборник «Снежная маска».

Первые стихотворения Александра Блока (1897-1900 года), впоследствии объединенные в цикл «Ante Lucem», не предвещали конфликта с «бекетовской» культурой. Эти стихотворения свидетельствуют о том, что поэт во многом учится у русских романтиков (у Пушкина, Лермонтова) и лириков середины века (у Фета, Тютчева). Хотя и тогда у него создаётся стиль, во многом тяготеющий к символизму. В 1898-1900 года Блок ещё не был представителем «нового искусства». В цикл «Ante Lucem» входят стихотворения: «Пусть светит месяц - ночь темна…», «Есть в дикой роще, у оврага…», «Каждый вечер, лишь только погаснет заря…» и другие.

Следующий этап в творчестве Александра Александровича - это время создания сборника «Стихи о Прекрасной Даме» (1901 год). Воздействие «бекетовской» традиций сменилось глубоким чувством к Л.Д. Менделеевой, предреволюционными настроениями народа и впечатлениями от мистической лирики Владимира Соловьева. Все это резко изменило мир Александра Блока.

Начало 1900-х годов сразу определило место Блока как младшего символиста. В 1900-1901 годах Александр Александрович не связан ни с «декадентами», ни с «соловьевцами». Только в 1902 году Александр Александрович знакомится с Мережковским, а через семью Соловьёвых сближается с А. Белым. Уже с начала века поэт внутренне противостоит влиянию «бекетовской» культуры.

«Стихи о Прекрасной Даме» - одно из самых глубоких явлений символистического искусства в России и вместе с тем произведение удивительно самобытное, уникальное. В своём сборнике поэт сумел создать реальное поэтическое единство различных символов. В стихотворениях видно сочетание двух, противопоставляемых друг другу миров: «мистического» и «реального». С одной стороны, «Стихи о Прекрасной Даме» являются художественным описанием вполне земных переживаний и любовных мук самого поэта, но с другой стороны, в них раскрывается символистское ощущение мира, его понимание и пути развития вселенной.

Работая над своим сборником стихотворений, поэт обращается к поэзии и философии Владимира Соловьёва. Именно из его произведений Александр Александрович позаимствовал идею о близящейся мировой катастрофе и учение о Мировой Душе или Вечной Женственности, призванной обновить мир. Стихотворения являются своеобразным лирическим дневником интимных, любовных переживаний самого поэта. Сборник стихотворений полностью автобиографичен, реальная основа событий тщательно зашифрована и переведена на особый мистический язык.

Главной героиней стихотворений является Любовь Дмитриевна Менделеева - дочь знаменитого химика Д.И.Менделеева. С Менделеевой поэт познакомился в имении Шахматово, она ему сразу понравилась. Блок пытался ухаживать за ней, но долгое время она была для него неприступной и не уделяла ему большого внимания. Александр Блок писал «Стихи о Прекрасной Даме» до тех пор, пока он не объяснился Менделеевой в любви и не сделал ей предложение. Последнее стихотворение цикла было написано 5 ноября 1902 года. Как и другие представители символизма придумывали в стихотворениях свой идеал любимой женщины, так и А. Блок придумал свой идеал женщины, и этим идеалом была Любовь Дмитриевна Менделеева.

У Александра Александровича смысл одних стихотворений проникает в тексты других. В результате любовные, психологические, пейзажные, мистические планы повествования неразрывно связаны. Многие стихотворения относятся и к мистическим, и к реальным переживаниям. Иногда в стихотворениях изображения земных чувств оттесняет мистику на задний план. Одной из существенных особенностей цикла является то, что «Стихи о Прекрасной Даме» ведут нас не в мир мистических утопий символистов, а в мир уединенный, райский сад первой любви, где живут только двое: лирический герой и объект его высокой любви. Читатель ощущает все чувства и переживания героев. Во всех стихотворениях Прекрасная Дама предстаёт перед нами как воплощение чего-то божественного, неизведанного, волшебного. Поэт ни в одном из стихотворений не дает нам чёткого портрета Прекрасной Дамы, её образ неясный, туманный. Как Александр Александрович Блок описывает Прекрасную Даму и свои чувства к ней, что в цикле стихотворений является символистическим, всё это можно понять, проанализировав одно из стихотворений из этого цикла.

Проанализируем стихотворение «Вхожу я в темные храмы…», написанное 25 октября 1902 года.

* * *

Вхожу я в темные храмы,

Совершаю бедный обряд.

Там жду я Прекрасной Дамы

В мерцанье красных лампад.

В тени у высокой колонны

Дрожу от скрипа дверей.

А в лицо мне глядит, озаренный.

Только образ, лишь сон о Ней.

О, я привык к этим ризам

Величавой Вечной Жены!

Высоко бегут по карнизам

Улыбки, сказки и сны.

О, Святая, как ласковы свечи,

Как отрадны Твои черты!

Мне не слышны ни вздохи, ни речи,

Но я верю: Милая - Ты.

Стихотворение полностью пронизано таинственной, волшебной, загадочной атмосферой. Главным героем этого стихотворения является сам Александр Александрович Блок. Автор пишет о том, что он стоит в каком-то храме и ждёт свою возлюбленную. Герой очень сильно любит её, в ожидании её он испытывает тревогу, он волнуется. Герой почти неподвижен, он напряжён. Волнение героя мы видим в этих строчках - «…в тени у высокой колонны // Дрожу от скрипа дверей…». Невесту, любимую девушку, поэт изобразил в стихотворении как земное воплощение Вечной Женственности. Образ Прекрасной Дамы - один из ключевых в поэзии Александра Александровича. Она для него являлась идеалом духовной красоты, божество, символ гармонии и света. Блок не даёт её портрета, Прекрасная Дама предстаёт перед нами как видение, сон. Образ девушки нераскрытый, недосказанный, неопределенный, озарённый, божественный, святой и неясный. Портрет главной героини лишен всех человеческих черт, её образ существует лишь в воображении и мечтах поэта. Александр Блок не даёт одного имени возлюбленной, поэт даёт ей множество имён: Прекрасная Дама, Владычица Вселенной, Вечная Женственность. А. Блок ожидает какого-то чуда, это чудо - появление Менделеевой. Александр Александрович, стоя в храме, мечтает о том, чтобы Дама стала его женой. Стихотворение Блока очень напевное, это получается в связи с использованием трёх дольника.

Ещё одним стихотворением, вошедшим в сборник «Стихи о Прекрасной Даме», является стихотворение «Я, отрок, зажигаю свечи…».

Я, отрок, зажигаю свечи…

Имеющий невесту есть жених;

а друг жениха, стоящий и

внимающий ему, радостью

радуется, слыша голос жениха.

От Иоанна, III, 29

Я, отрок, зажигаю свечи,

Огонь кадильный берегу.

Она без мысли и без речи

На том смеется берегу.

Люблю вечернее моленье

У Белой церкви над рекой,

Предзакатное селенье

И сумрак мутно-голубой.

Покорный ласковому взгляду,

Любуюсь тайной красоты,

И за церковную ограду

Бросаю белые цветы.

Падет туманная завеса.

Жених сойдет из алтаря.

И от вершин зубчатых леса

Забрезжит брачная заря.

Герой в этом стихотворении посвятил себя ожиданию Прекрасной Дамы. Опять, как и в прошлом стихотворении, перед нами нет четкого портрета героини, её образ неясный, неизведанный. В стихотворении присутствует цвет-символ - этот цвет белый, в прошлом стихотворении использовался красный цвет - символ.

Многие поэты использовали в своих произведениях цветовую символику. С помощью цветов-символов символисты выражали свои мысли и чувства. Александр Александрович тоже использовал в своих стихотворениях цветовую символику. Цветами - символами являются красный, белый, голубой и оттенки этих цветов. Белый цвет подчеркивает душевную красоту, чистоту, невинность образа Прекрасной Дамы, её божественное происхождение. Белый цвет - символ неизведанности, неопознанности, открытости, божественной мудрости. Красный цвет является цветом милосердия, Божественной любви. Оттенком красного цвета является розовый, он является цветом воскрешения человека, поднятия его на ступень выше в духовном и нравственном смыслах, цветом плоти, то есть чего-то осязаемого, реально существуемого. Голубой цвет - цвет неба, означает воздух, Святой Дух и вечную Божественную истину. Слово «синий» происходит от слова «сияние», но в отличие от белого он означает что-то темное, непрозрачное мрачное свечение. Также синий цвет символизирует набожность, искренность, благоразумие. Синий цвет ассоциируется с чем-то неприятным, близким к земной жизни.

Все вышеперечисленные цвета-символы - это мистические цвета, которые сопутствуют появлению Прекрасной Дамы. Реже всего в стихотворениях Александра Александровича читатель может встретить черный цвет. Чёрный цвет употребляется по контрасту с белым, обозначает земную жизнь. Желтый цвет в «Стихах о Прекрасной Даме» не является цветом-символом, он используется в прямом значении. Желтый цвет - цвет природы, осени. Иногда Блок использует в стихотворениях контрасты цветов, например, белый и черный, желтый и красный. В последних стихотворениях поэта идёт борьба двух цветов, это борьба чёрного и белого, борьба смерти и чего-то всевышнего.

А. Блок в «Стихах о Прекрасной Даме» ещё находится под сильным влиянием Владимира Соловьёва. В цикле отобразились идеалы воплощенной Красоты. Но всё же в создании цикла большую роль сыграли и прочные связи Блока с русской культурой XIX века, которые возникли задолго до обращения Блока к «новому искусству».

Следующий этап становления А.А. Блока и новый этап его отношения к символизму - 1903-1906 года. С одной стороны, именно теперь, в годы написания стихотворений, позднее образовавших цикл «Распутья», формирование текстов второго сборника Блока - «Нечаянная радость» (1907год), создание трилогии лирических драм, начинается действительный отход поэта от мистических утопий - первый шаг к будущей попытке разрыва с символизмом. С другой стороны, для поэта заканчивается время «одиноких восторгов». Его вводят в свой круг «метры» символизма: весной 1902года он становится посетителем религиозно- философских собраний; он сближается с Вячеславом Ивановым, испытывает увлечение идеями «мистического анархизма». В 1904 году, после поездки в Москву, Александр Александрович сближается с московскими символистами: с Брюсовым и особенно с кружком молодых московских поэтов-символистов (А. Белый, С. Соловьёв и другие). Таким образом, Блок был восторженным последователем «нового искусства» в годы, когда имя его оставалось почти неизвестным в символистических кругах и среди читателей, а время затухания мистических зорь совпало с тем, что все большее число людей стало воспринимать поэта как яркого и подающего надежды поэта-символиста.

Просыпающийся интерес к революционной современности, к людям и социальным проблемам настоятельно ставил вопрос о соотношении действительности и поэтического идеала Блока.

Университетские волнения, впечатления от одиноких прогулок по дьявольскому, но одновременно манящему Петербургу - всё это определило принадлежность А.А. Блока. Определенную роль сыграли и новые литературные впечатления - прежде всего от сборника Брюсова «Urbite et orbi». Брюсов указал Александру Александровичу новый поэтический путь к изображению реальности современных городских будней современного человека. Такие же противоречия обнаруживаются и в творчестве Блока: Блок в цикле «Распутья» неуклонно отходит от веры в «Прекрасную Даму».


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-06; Просмотров: 971; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.09 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь