Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Упражнение «Ксенофилы и ксенофобы»



Задачи:

− знакомство с понятием «ксенофобия» и ее проявлениями;

− понимание неоднозначности ксенофобии и ее эволюционного смысла;

− осознание механизмов ксенофобии в обществе.

Необходимое время: 40 минут.

Процедура проведения: В начале упражнения ведущий говорит примерно следующее: «Известно, что путь становления человеческой цивилизации был тернист. История возникновения вида «Человек Разумный», не была строго линейной: Homo erectus (человек прямоходящий) — Homo habilis (человек умелый) — и, наконец, Homo Sapiens (человек разумный). Как показывают археологические находки, существовало несколько боковых, или тупиковых ветвей эволюции. По каким-то причинам они не выдержали конкуренции, не получили дальнейшего развития и в результате пали жертвами естественного отбора.

Давайте пофантазируем и представим себе, что некогда существовало два направления эволюции человеческого рода — Homo xenophobicus (человек, боящийся незнакомцев и чужаков) и Homo xenophilicus (человек, любящий незнакомцев и чужаков). Предположим, что те из вас, кто сидит слева от меня, это племя Homo xenophobicus, а сидящие справа — племя Homo xenophilicus. По своему анатомическому строению и физиологии эти виды были схожи между собой и близки к человеку разумному. Однако между ними имелись существенные различия в поведении и отношении к миру.

Homo xenophobicus испытывали страх перед всеми другими племенами. Они жили изолированно и всячески избегали любых контактов с чужаками. Они берегли и досконально соблюдали свои обычаи, которые оставались неизменными на протяжении многих лет. Если контакт становился неизбежным, то Homo xenophobicus вели себя крайне агрессивно по отношению к пришельцам. Внутри популяции жестоко пресекалось любое отклонение от нормы: если один из ее представителей в чем-то отличался от большинства, например, имел более высокий рост, более светлую кожу, или странные, с точки зрения большинства, привычки, то его с позором изгоняли из общины.

Homo xenophilicus, напротив, были крайне любопытны и открыты всему новому. Они с радушием встречали всех иноплеменников, предоставляли им пищу и кров, а также предлагали остаться в их общине навсегда. Часто пришельцы принимали приглашение и могли занять высокий статус в общине. Каждый Homo xenophilicus мог в любое время зайти в хижину к любому из соплеменников. Все Homo xenophilicus были очень откровенны и бесцеремонно влезали в дела друг друга. У них не было таких понятий, как «нескромный вопрос», «мое личное дело». Homo xenophilicus не дорожили своими культурными традициями, поэтому они часто заимствовали обычаи у других племен, вплетали их в свою культуру, и она постоянно менялась».

Ведущий раздает обеим подгруппам (Homo xenophobicus и Homo xenophilicus) карточки с описаниями их особенностей и предлагает подготовить небольшие сценки, иллюстрирующие следующую ситуацию:

«Однажды, когда жители племени занимались своими делами, появился чужестранец, который сказал, что он — разведчик большого кочевого племени и ищет места, пригодные для жизни его сородичей. Он обратился к старейшинам племени с просьбой разрешить привести сюда свой народ, чтобы он поселился неподалеку, так как эта долина ему очень понравилась. Как вы и ваши соплеменники отреагируете на эту просьбу? »

Для подготовки задания подгруппы расходятся в разные части комнаты. На работу дается 5—10 минут.

На следующем этапе подгруппы по очереди разыгрывают сценки. После этого происходит их обсуждение.

Затем ведущий предлагает группе предположить, какая дальнейшая судьба ожидает каждый из этих гипотетических видов. Чаще всего, участники самостоятельно приходят к выводу, что ксенофобы не имеют эволюционного потенциала. Их ожидает в лучшем случае полная изоляция и инкапсулирование, в худшем — регресс и вырождение или гибель в ожесточенных войнах. Ксенофилы же, вероятнее всего как самостоятельный вид исчезли бы, растворившись среди других племен.

Вопросы для обсуждения:

− Если бы такие племена существовали на самом деле, то что ожидало бы их в будущем?

− С какими сложностями пришлось бы столкнуться подобным обществам?

− Будет ли успешным поведение человека, если он безмерно открыт, или, наоборот, полностью закрыт по отношению к окружающему миру?

− Каковы возможные причины негативного отношения Homo Xenophobicus к людям, отличающимся от них?

− Как вы считаете, какое значение имела ксенофобия на разных этапах развития человечества?

Упражнение «Полюса»

Задачи:

− понимание психологических и социальных механизмов ксенофобии;

− осознание разнообразия и противоречивости современного общества.

Необходимое время: 10 минут.

Процедура проведения. Ведущий ставит два стула напротив друг друга в разных концах помещения. Один стул обозначает полюс Homo xenophilicus, другой — Homo xenophobicus (см. предыдущее упражнение). Затем участникам предлагается расположиться на прямой между этими стульями, встав ближе либо к одному, либо к другому полюсу в зависимости от того, как они оценивают соотношение ксенофобии и ксенофилии в себе на данный момент. Желающие могут пояснить свой выбор. Затем ведущий предлагает участникам проиллюстрировать соотношение ксенофобии и ксенофилии, которое они считают оптимальным лично для себя.

После этого при помощи перемещения по линии между стульями участникам предлагается ответить на вопрос, насколько, по их мнению, распространена ксенофобия в современном мире.

Вопросы для обсуждения:

− Насколько распространена ксенофобия в современном обществе? Каковы ее проявления?

− Каким должно быть соотношение ксенофилов и ксенофобов в миролюбивом и благополучном человеческом сообществе?

Рефлексия занятия

− Что нового вы узнали о ксенофобии и ее проявлениях?

− Сталкивались ли вы когда-нибудь с проявлениями ксенофобии? Испытывали ли вы или кто-либо из ваших знакомых на себе ее проявления?

− Будет ли успешным поведение человека, если он безмерно открыт, или, наоборот, полностью закрыт по отношению к окружающему миру?

− Возможно ли, чтобы человечество полностью избавилось от ксенофобии?


Тема 6. Методы снижения этнической напряженности и профилактики экстремизма.

Аннотация: в лекции рассматриваются методы развития доверия, толерантности и этнокультурной компетентности; особое внимание уделяется культурному ассимилятору, методам борьбы с мигрантофобией и программам адаптации для мигрантов.

 

Конспект лекции. В современном обществе ксенофобия распространяется на очень широкий круг объектов, в соответствии с которыми выделяют следующие ее виды:

- расовые и этнические фобии (этнофобии), определяющие предубеждение и дискриминацию по отношению к лицам другой расы или этнической группы (например, белый и черный расизм, антисемитизм, синофобия и др.);

- религиозные фобии, определяющие страх и предубеждение по отношению к приверженцам различных религиозных ориентаций (например, исламофобия, фобии по отношению к представителям различных религиозных культов);

- фобии по отношению к группам, отличающимся по социальным, культурным, материальным и физическим признакам.

В последнюю группу входит широкий круг социальных фобий, например, мигрантофобия – предубеждение и дискриминация против беженцев, вынужденных переселенцев, лиц, ищущих убежище; гандикапизм – фобия и предубеждение против индивидуумов с физическими ограничениями (физические недостатки, увечья и др.); эйджизм – предубеждения и дискриминация, вызванные возрастом человека; сексизм – предубежденность и дискриминация на основе половой принадлежности и многие другие.

В России этническая принадлежность выступает сегодня определяющим маркером отношений " свой-чужой" (Мукомель В.И., 2005). По данным Фонда " Экспертиза", ксенофобские настроения разделяет большинство населения России, отрицательное отношение к лозунгу " Россия для русских! " преобладает только среди этнических нерусских. Особую озабоченность, наряду с динамикой, вызывают расширение социально-демографической базы ксенофобских настроений и аппеляция к ним практически всех политических сил, избирательность фобий по отношению к определенным этническим группам и ужесточение форм преследования " иных". Крайне негативно отношение населения к чеченцам, азербайджанцам, другим выходцам с Кавказа, представителям среднеазиатских народов, цыганам. По данным мониторинга Аналитического Центра Юрия Левады, 52, 1% респондентов отрицательно относятся к чеченцам, половина опрошенных - к цыганам, каждый третий опрошенный россиянин - к азербайджанцам.

Вирусу этнофобий сегодня более подвержены жители мегаполисов, чем других поселений. Весьма настораживает подверженность этнофобиям молодежи: среди московской молодежи, например, негативное отношение ко всем этническим группам выше, чем среди москвичей. Молодежь демонстрирует сегодня более высокий уровень интолерантности, чем пожилые люди, - в отличие от 1990-х годов, когда на фоне этнических фобий старшего поколения, молодые были более терпимы к представителям разных этнических групп (Мукомель В.И., 2005).

Преувеличенное значение этничности, пронизывающее все аспекты социальных контактов (" транспарентная этничность" ), в первую очередь затрагивает мигрантов. Антимигрантские настроения (по данным Л.Д. Гудкова, антипатию к мигрантам сегодня разделяют 68% россиян) базируются на представлении о мигрантах как чуждых, иных. Фиксируемые социологами ксенофобии направлены, в первую очередь, на этнических мигрантов, независимо от их гражданства, от того, являются они временными трудовыми мигрантами (трудящиеся-мигранты), переселяются ли на постоянное место жительства в пределах России (мигранты) или из-за ее пределов (иммигранты).

Тем более важным становится развитие доверия, толерантности и этнокультурной компетентности как одно из направлений борьбы с источниками терроризма в современном обществе. Толерантность должна пониматься не просто как терпимое отношение к чему-то иному, отличающемуся от привычного нам. Толерантность предполагает не только понимание, но и принятие того факта, что окружающий мир и населяющие его народы очень разнообразны. При этом каждый этнос уникален и неповторим. Только признание этнического и религиозного многообразия, понимание и уважение культурных особенностей, присущих представителям других народов и религий могут содействовать созданию подлинно толерантной атмосферы в обществе.

Методами развития толерантности могут быть:

- разработка и реализация социальных проектов, содействующих интеграции мигрантов в сообщество и обеспечивающих удовлетворение этнокультурных и религиозных потребностей граждан;

- разработка и реализация в учреждениях дошкольного, начального, среднего, среднего специального и высшего образования просветительских программ, направленных на формирование у подрастающего поколения позитивных установок на этническое многообразие;

- специальные этнопсихологические тренинги по профилактике ксенофобии, направленные на развитие социокультурной компетентности, формирующие мультикультурную личность, развивающие социальную чувствительность и эмпатию, способность выйти за пределы стереотипов, коммуникативных навыков, позволяющих эффективно взаимодействовать с представителями разных социальных групп (Солдатова Г.В., 2006).

Разработка тренингов толерантности стала одним из центральных направлений научно-практической деятельности кафедры психологии личности факультета психологии МГУ и Центра толерантности и гуманитарных технологий «Гратис». Были подготовлены специальные эмпирические программы для исследования эффективности тренингов толерантности (см. Практикум по исследованию и диагностике толерантности личности, 2002). Оказалось, что именно ксенофобические установки наиболее подвержены воздействию тренинга. Мы получали постоянные доказательства этого на протяжении нескольких лет в научной и практической деятельности по разработке гуманитарных психологических технологий. Это определило дальнейшие разработки тренингов в направлении профилактики и преодоления ксенофобии и развития навыков межкультурных коммуникаций.

Важная цель такого вида групповых тренингов — это повышение социокультурной компетентности личности. Ее высокий уровень является значимым условием адекватности и успешности человека в сложном и противоречивом поликультурном мире. Основным критерием оценки уровня социокультурной компетентности как во внутригрупповом общении, так и с представителями других групп, признается соответствие поведения человека конкретной ситуации и социальному контексту в целом и определяемая этим его эффективность — достижение в процессе коммуникации желаемых результатов (Spitzberg, 1999). Поэтому социокультурная компетентность — это также развитие способности справляться с социальными трудностями, развитие поведенческой и когнитивной гибкости, открытости новому опыту и людям. Одна из основных задач, которая ставится в рамках тренинга — это расширение у участников группы диапазона культурных образцов восприятия, мышления и поведения.

Помимо этого еще одной важной задачей тренингов толерантности является повышение психологической устойчивости личности, которую мы рассматриваем в широком диапазоне: от нервно-психической до социально-психологической устойчивости. В первом случае предполагается выносливость или сопротивляемость человека к различным воздействиям, которые он может оценивать для себя как негативные. Другой полюс диапазона представляет устойчивость к многообразию мира, к этническим, культурным, социальным и мировоззренческим различиям. В промежуточный ряд показателей рассматриваемого континуума попадают устойчивость к стрессу, психотравмирующим факторам (стрессоустойчивость), к неопределенности, конфликтам, поведенческим отклонениям, агрессивному поведению, нарушению границ и норм. Весь этот ряд поднимается от психофизиологического уровня до социального — от умения «держать себя в руках» до «искусства жить с непохожими», от индивидуального уровня, когда, например, решается проблема базового доверия, до группового, когда на первый план выходят проблемы ксенофобии. Эта система, опираясь на способность к сохранению нервно-психического равновесия в самых разных жизненных ситуациях, в идеале должна сформироваться как нравственный императив зрелой личности. В этом смысле психологическая устойчивость формируется как особое проявление человеческого духа, как нравственная сила человека и представляет такое качество личности, которое мы можем назвать толерантностью (Солдатова, 2003).

Развитие социокультурной компетентности возможно через комплексное вовлечение когнитивной, эмоционально-мотивационной и поведенческой сфер личности. Поэтому оптимальный уровень социокультурной компетентности мы определяем как наличие у человека специальной системы мотивов, знаний, умений и навыков, позволяющих успешно строить позитивные отношения с различными людьми, в том числе и с непохожими по самым разным параметрам: этнокультурным, религиозным, расовым, социальным и мировоззренческим. Недостаточная развитость одного из компонентов данной системы снижает возможность достижения оптимального уровня социокультурной компетентности.

Серьезным подспорьем в этой работе может стать опыт отечественных и зарубежных этнопсихологов, в частности, метод культурного ассимилятора. «Культурный ассимилятор» - жестко структурированный и четко проработанный подход к проведению межкультурного тренинга. Он включает в себя совокупность от 100 до 200 эпизодов, т.е. сценариев взаимодействия представителей двух культур. Каждый эпизод сопровождается четырмя или пятью вариантами объяснений, почему представитель другой культуры вел себя специфическим образом. Участников тренинга просят выбрать один из вариантов объяснения и обратиться к раздаточным материалам, где предоставляется информация, объясняющая причины, почему участник тренинга выбрал этот вариант объяснения (Триандис Г., 2007; Лебедева Н.М., Стефаненко Т.Г. и др., 2003). В принципе этот метод тренинга можно расширить, используя технологию интерактивной видеозаписи. В этом случае участники тренинга просматривают видеозаписи актеров, выполняющих взаимодействие в том или ином эпизоде, а участники тренинга указывают, какие реакции им представляются приемлемыми. Обратная связь от тренера может сделать выполнение этого задания наиболее интересным.

Объединяющей задачей в рамках всех трех аспектов развития социокультурной компетентности личности является формирование толерантных установок как образований, интегрирующих когнитивные, эмоциональные и поведенческие аспекты. В контексте данного тренинга это конкретный уровень работы, так как ксенофобические установки (выше мы уже обсуждали этот вопрос) отличаются тем, что их объектами выступают чаще всего определенные группы. В контексте этой задачи и прорабатываются типичные этнофобии, мигрантофобия и отношение к стигматизированным «чужим». Решение этой задачи предполагает работу с эмоциями и чувствами (аффективный аспект), окрашивающими уже имеющиеся представления и знания (когнитивный аспект), которые формируются и изменяются в процессе работы, а также с поведенческими навыками, определяющими позитивное взаимодействие с представителями разных групп.

Практическое занятие. « Тренинг толерантности как инструмент антитеррористического воздействия»


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-06; Просмотров: 1135; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.021 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь