Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Определите общие черты в деятельности Касыма торе и Кенесары хана ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
Билет № 26 Этапы сложения казахского народа. Основные этапы сложения казахской народности. 1. Древний (сакский) период (III тыс. до н.э. – V в. н.э.) – это эпоха разложения первобытнообщинного строя. В лингвистическом отношении на этом этапе насельники не только Казахстана, но и обширного региона Евразии входили в древнеиранскую ветвь индоевропейской семьи. 2. Раннесредневековый (тюркский) период (VI – X вв.) – эпоха связана с массовым переселением хунну и тюрков на территорию Казахстана с начала I тысячелетия нашей эры, вследствие чего произошел переход к прототюркской этнокультурной и языковой общности. Образование древнетюркских государств способствовало постепенной монголизации антропологичекого типа и распространению тюркских языков. 3. Средневековый (кыпчакский) период (X – начало XIII вв.) – эпоха объединения этнополитическими и хозяйственно-территориальными связями многих этнических групп региона, входивших в состав Кыпчакского государства, занимавшего всю территорию современного Казахстана, кроме Семиречья. 4. В XIII веке поступательное развитие этнической консолидации населения Казахстана было задержано монгольским нашествием. Добавился новый этнический компонент - монгольские роды и племена, передвинувшиеся на территорию Казахстана – мангыты, барласы и другие. Численность монголов была относительно невелика, монгольский элемент был постепенно ассимилирован преобладающей тюркской средой, но монголы составляли правящий слой. 5. Позднее средневековье (XIV-XV вв.)- эпоха восстановления этнических процессов и консолидации тюркоязычных и отюркизированных монгольских племен в составе государств – Ак-Орда, Могулистан, ханство Абулхайра и Ногайской Орды. Населению был присущ единый антропологический тип, идентичный казахам последующего времени. 6. Позднее средневековье (XV-XVI вв.)- эпоха завершения процесса формирования казахской народности. Образование Казахского ханства ускорил длительный и сложный путь сложения единой народности, под именем «казахи».
Определите трудности и успехи НЭПа. Экономическая политика, проводимая Советами в Каз-не в период 1921 – 1925 гг., была довольна противоречий. Восстановление народного х-ва началось, однако проходило медленно. До 1925 года продолжалось массовое недовольство населения, поск-ку рынок практически был пуст. Но скотоводство и с/х в К-не постепенно набирали силу. В 1925 г. посевные площади увеличились и составляли 3 млн. га, во многих зерновых районах Уральской, Акмолинской, Семиполатинской губерний был достигнут довоенный уровень, в 1925 г. было собрано 92 млн. пудов зерновых, что почти соответствовало показателям 1914 года. Поголовье скота удвоилось, постепенно восстанавливалось кочевое скотоводство. Вос-ие промышленности в Каз-не началось в условиях нехватки сырья и топлива, квалифицированных рабочих рук, острого недостатка оборотных средств. Явно обозначалось тенденция к восстанавлению экономики. Так, к концу 1925 г. уровень производства продукции возрос по сравнению с 1925 года уровень производства продукции возрос по сравнению с 1920 годом почти в 6 раз, достигнув примерно двух третей довоенного уровня. В действие было вновь введено более 60% промышленных предприятий. Широкий размах обрела торговля. К 1926 г. на тер-рии К-на дейст-ло около 200 ярмарок. Свидетельством того, что положение в экономике налаживается, яв-сь бесперебойно функционировавшие ж.д. В К-не, помимо старых магистралей, в активную эксплуатацию вступили вновь построенные ветки: Петропавловск-Кокчетав, Славгород- Павлодар, а также был введен в строй Семипалатинский участок Омской ж.д. Восстанавливался речной транспорт, работа которого заметно оживилась на таких водных артериях, как Иртыш, Сырдарья, Урал. Т.о., динамика, обозначавшаяся в народном хоз-ве респ-ки, свидетельствовала о начавшемся выходе из кризиса, процессе положительного развития экономики. НЭП была особой политикой пролетанного гос-ва, рассчитанной на временное допущение в известных пределах капитализма, при сохранении командных высот народного хоз-ва в руках гос-ва. С введением НЭПа разрешалось: сдавать и брать в аренду землю; применять наемный труд, поощрялось развитие сельского хоз-ва, кредитной, потребительской кооперации. Несмотря на всю противоречивость, НЭП все же позволила в кратчайшие сроки восстановить нар. Хоз-во, поднять уровень жизни населения, активизировать различные политические институты и оздоровить культурную жизнь страны. Докажите, что реформы 1886 года и 1891 года усилили позиции колониальной администрации в казахской степи. Положение адм-ых реформ в 80-90 годы 19 века окончательно превратило К-н в колониальную окраину Рос. Имп-ии. Произошла централизация управления краем. Завершение реформ позволило царскому правительству усилить поток крестьянского переселения. В 1902 г. был введен институт крестьянских начальников. Ни по своему статусу стояли выше казахских волостных управителей. В переселенческом вопросе крестьянские начальники заняли одностороннюю позицию защиты интересов крестьян. Просьбы и требования коренных жителей Степи игнорировались. В своих обращениях и петициях казахи всегда требовали ликвидировать эту должность. Полицейские функции постепенно стали переходить от аульных старшин и волостных управителей к полицейским чинам и крестьянским начальникам. Билет № 27 Великие казахские бии. Толе би (1663-1756) Алибек улы - выдающийся государственный деятель Казахского ханства, оратор, главный судья Старшего жуза, один из создателей свода законов «Жеты Жаргы» при Аз-Тауке. Казыбек би Каздауысты (1666-1763) Келдибекулы - выдающийся государственный деятель Казахского ханства, дипломат, главный судья Среднего жуза, вместе с Толе би и Айтеке би участвовал в работе «Жеты Жаргы». Свою дипломатическую карьеру Казыбек Кельдибекулы начал в 18 лет, находясь в составе посольства Казахского ханства в Джунгарском ханстве Галдану. Во время этой миссии в нем впервые особенно ярко проявился талант дипломата. Именно благодаря ему переговоры с джунгарами прошли успешно и завершились перемирием. Ему принадлежат слова, являющиеся основными канонами внешней политики Казахского общества. Уже в качествё посла Казыбек Каздауысты несколько раз ездил в Джуигарское ханство. В 1742 г. он вместе с Малайсары и другими представителями во главе 90 биев отправился в Джунгарское ханство и освободил Абылая. Казыбек би добился заключения, мира между Казахским и Джунгарским государствами на долгое время. Казыбек би руководил внешнеполитическими сношениями Казахского Панства в 40-60 гг, Тогда остро стояли вопросы, связанные с отношениями с Китаем и Россией. И власти Китайской империи, и власти Российской империи вынуждены были вести переговоры с ханом Абылаем с участием Казыбек бия, который олицетворял политику активного нейтралитета хана Абылая. Айтеке би Байбекулы (1689-1766) - долгие годы возглавлял Младший жуз. Айтеке би активно ратовал за объединение казахского народа, за единое и сильное государство, за справедливое общество. Айтеке би Байбекулы (каз. Ә йтеке би Байбекұ лы), подлинное имя Айтык — великий казахский бий, оратор. Внес большой вклад в объединение казахского народа. Биография Айтеке би из племени Алчин, поколения Алимулы, рода Торткара, Младшего Жуза казахов, внук брата эмира бухарских ханов в Самарканде Жалантос Бахадура. С пяти лет обучался грамоте у аульного муллы. Образование получил в самаркандском медресе Улугбека (по другим источникам, в Бухаре), затем в медресе Шердор, где изучал религию, право, астрономию, географию, историю, математику. Владел арабским, персидским, чагатайским и узбекским языками. И домашнее, и школьное воспитание и образование он прошёл при наставничестве общественного и политического деятеля Жалантоса, известного строительством мечетей Ширдара и Тиллекара в Самарканде, приходившегося ему дядей. В 20 лет Айтеке би был бием части казахов, узбеков, каракалпаков Бухары и Самарканда. В двадцать пять лет (по другим сточникам, в 30 лет) избран главным бием Младшего жуза и с тех пор его имя фигурирует рядом с другими великими казахскими биями Толе би, Казыбек би, а также с ханом Тауке. Айтеке би — один из главных авторов степного свода законов «Жеты Жаргы» («Семь уложений»), способствовавший замене кровной мести, принципа кровь за кровь принципом «справедливого наказания» и «откупа», дабы остановить цепь кровавой вендетты между казахскими родами. Помощник и советник Тауке-хана. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-05-06; Просмотров: 1798; Нарушение авторского права страницы