Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Теологическая теория происхождения права
Представители: Аврелий Августин, Фома Аквинский, Жозеф де Местр. Содержание: Так же как и теологическая теория происхождения государства, эта теория целиком связывает происхождение права с волей Бога. Основной постулат теории: существование высшего божественного закона и естественного права, которые и составляют основу действующего права. Теологическая теория опиралась в своем объяснении происхождения права на религиозные книги, прежде всего Библию, где утверждалось, что основные законы (заповеди Моисея) были даны человечеству Богом: «Моисей взошел к Господу, и Господь показал ему дерево, и он бросил его в воду, и вода стала сладкой. Там Бог дал народу устав и закон, и там испытывал его». Приняв этот закон, евреи вступили в особые отношения с Богом, заключили с ним договор, который обеспечивал им Божественное покровительство в случае соблюдения всех его предписаний. Согласно представлениям Фомы Аквинского, на вершине правовой пирамиды которой стоит вечный закон — Божественное провидение. Бог создал мир с определенной целью, но строительство мира еще не закончено. Людям недоступен план Творца, но он проявляется во Вселенной по мере ее развития в соответствии с Божьим замыслом. Часть Вечного закона — это Божественный закон, выраженный в Библии. Если человеческий закон противоречит Божественному закону, выраженному в Библии, то он не должен соблюдаться в любом случае.
Естественно-правовая теория происхождения права Представители: Т. Гоббс, Б. Спиноза, Г. Гроций, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, Е.Н. Трубецкой. Содержание: Теория получила широкое распространение в Новое время, одновременно с договорной теорией происхождения государства. Зачатки же естественноправовой теории возникли еще в античном мире (в римском праве). Сторонники этой теории полагали, что кроме права, которое устанавливает государство, существует естественное право, присущее человеку от рождения. Среди них – право на жизнь, свободу, равенство, собственность и ряд других, и, следовательно, утверждала эта теория, естественное право (сумма естественных, вечных, неотчуждаемых и неизменимых прав человека) – это высшее право по отношению к действующему праву (законы, обычаи, прецеденты), это право, воплощающее в себе разум и вечную справедливость. В XVII – XVIII вв. теория естественного права явилась идеологическим обоснованием революционных акций буржуазии, рвущейся к власти. Опираясь на естественные, основные права человека (свобода, равенство, собственность), идеологи буржуазии подвергли сокрушительной критике действующее в то время право, защищавшее сословные привилегии, абсолютистские монархии, все то, что мешало становлению нового буржуазного строя.
Психологическая теория происхождения права Представители: Л. И. Петражицкий, 3. Фрейд, Г. Тард. Содержание: Л. И. Петражицкий в книге «Теория права и государства в связи с теорией нравственности» определяетправо как явление индивидуальной психики. Сравнивая право с нравственностью, он считал, что нравственность обладает чисто императивным характером, а характер права - императивно-атрибутивный. Императивность Л. И. Петражицким понималась как индивидуально-личностное сознание долга и обязанности, а атрибутивность — это сознание своего права, выступающее вовне как притязание. Таким образом, основные причины возникновения права лежат не в окружающей их экономической, социальной и иной среде, а в особенностях психики человека, в " импульсах" и в эмоциях, которые играют главную роль не только в приспособлении человека к условиям жизни общества, но и в образовании права.
Марксистско-ленинская теорияпроисхождения права Представители: Ф. Энгельс, К. Маркс, В. И. Ленин Содержание: Согласно даннойтеории право возникает одновременно с возникновением частной собственности, разделением общества на классы и государством. Его задачей было закрепление классового неравенства. Поэтому важнейшими функциями права признавалась принудительная, репрессивная, карательная функции. Для реализации данных функций право нуждается в специальном аппарате, способном принудить к исполнению норм права. Таким аппаратом является государство. Таким образом, право неразрывно связано с государством.
Примирительная теория Представители: Г. Берман, Э. Аннерс. Содержание: Причиной зарождения права стала необходимость упорядочения отношений между родами. В условиях нараставших противоречий между племенами, состоявшими из родовых объединений, было жизненно необходимо сохранять внутриплеменной мир. Право призвано было урегулировать внутриплеменные отношения мирным путем, что делало все племя более сплоченным и боеспособным на случай столкновения с другими племенами. Правовые нормы сформировались из примирительного права, первоосновой которого были договоры о примирении, заключаемые народными собраниями и советами старейшин. По мере формирования государственных институтов, примирительное право нашло закрепление в законодательстве, гарантированном возможностью государственного принуждения.
Историческая теория Представители: Г. Гуго, К. Савиньи, Г. Пухту. Содержание: Право (и частное, и публичное) возникает спонтанно, вырастает из национального духа и народного сознания. Содержание права и его характер формируется в самый ранний период истории народа. Таким образом, право является проявлением особенностей национального характера того или иного народа и не обладает универсальным характером. В связи с этим задача юристов состоит не в том, чтобы создавать законы, а в том, чтобы облекать в юридическую форму то, что существует в народном духе. Право не может быть выражено абстрактными принципами, носящими всеобщий характер. Его институты можно изучать в контексте конкретного времени и места.
ЛИТЕРАТУРА:
Андреев И. Л. Происхождение человека и общества. М., 1988. Багдасарян Л.А. Теория возникновения государства // История государства и права. 2004. № 5. С. Глушаченко С.Б. Право как элемент общечеловеческой культуры // История государства и права. 2003. № 6. Гоббс Т. Левиафан, или Материя, форма и власть. Избр. произв. М., 1964. Зарицкий А. Теория насилия происхождения государства Л. Гумпловича и К. Каутского (критический анализ в исторической ретроспективе) // Закон и право. 2003. № 8. Зивс С.Л. История права. М., 1982. Кашанина Т.В. Происхождение государства и права. М. 2009. Косарев А. И. От доклассовых обществ к раннеклассовым. М., 1987. Ломакина И.Б. Обычно-правовые аспекты в генетике права // Правоведение. 2004. № 4. Першиц А. Н., Алексеев В. П. История первобытного общества. М., 1990. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М. 1989. Фролов С.Н. Теологическая (божественная) концепция происхождения права: правильно ли мы ее понимаем? // История государства и права. 2006. № 12.
ГЛАВА 3. ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА.
Понятие государства В рамках современной науки теории государства и права существуют различные подходы к определению государства, базирующиеся на различных политических и правовых учениях. Отсутствие единого научного мнения по вопросу определения государства диктуется сложностью его как социального явления и постоянным развитием. Из истории политических и правовых учений: Аристотель: государство – «самодовлеющее общение граждан, ни в каком другом общении не нуждающееся и ни от кого другого не зависящее». Н. Макиавелли: государство – общее благо, которое должно получаться от выполнения реальных государственных интересов. Ж. Боден: государство – «правовое управление семействами и тем, что у них есть общего с верховной властью, которая должна руководствоваться вечными началами добра и справедливости. Эти начала должны давать общее благо, которое и должно составлять цель государственного устройства». Т. Гоббс: государство – «единое лицо, верховный владыка, суверен, воля которого вследствие договора многих лиц считается волей всех, так что оно может употреблять силы и способности всякого рода для общего мира и защиты». Д. Локк: государство – «общая воля, являющаяся выражением преобладающей силы», т.е. большинства граждан, «входящих в государство». Д. Локк рассматривал государство как совокупность людей, соединившихся в одно целое под началом ими же установленного общего закона. Л. Гумплович: государство – «естественно возникшая организация властвования, предназначенная для охраны определенного правопорядка». Г. Еллинек: «Государство — это обладающее первичной господствующей властью союзное единство оседлых людей». Л. Дюги: «Государство — всякое человеческое общество, в котором существует политическая дифференциация между правящими и управляемыми, т, е. политическая власть». Н.М. Коркунов: «Государство есть общественный союз свободных людей с принудительным мирным порядком посредством предоставления исключительного права принуждения только органам государства». Л А. Тихомиров: «Государство есть союз членов социальных групп, основанный на общечеловеческом принципе справедливости под соответствующей ему верховной властью». Г.Ф. Шершеневич: «Государство — союз людей, осевших в известных границах и подчиненных одной власти». Ф.Ф. Кокошкин: «Государство — не совокупность людей определенного рода, а отношение между ними, форма общежития, известная психологическая связь между ними». Определения современных российских ученых: В.К. Бабаев: Государство - политико-территориальная суверенная организация публичной власти, располагающую специальным аппаратом для осуществления управленческо-обеспечительной, охранительной функции и способную делать свои веления обязательными для населения всей страны. В.В. Лазарев: Государство – это особая организация публичной политической власти господствующего класса (социальной группы, блока классовых сил, всего народа), располагающая специальным аппаратом управления и принуждения, которая, представляя общество, осуществляет руководство этим обществом и обеспечивает его интеграцию. Л.И. Спиридонов: Государство есть политико-территориальная организация общества, основанного на обменных связях людей, которая характеризуется публичной властью, призванной решать общие дела и осуществляющей свою деятельность на собираемые с населения налоги. Выводы: Чаще всего опорными слагаемыми определения государства выступают власть, территория, население, а также политическая организация общества, подразумевающая его классовую сущность. Таким образом, государство определяется как аппарат управления, выделившийся из общества и стоящий над ним или как политически организованное общество, объединение множества людей, особая политическая интеграция, предполагающая опору на специальные правовые институты. Следует иметь в виду, что любое определение государства, имеющее в своей основе всего лишь один из его признаков (например, «организацию политической власти»), не может считаться научным. В условиях продолжающихся по сей день дискуссий о сущности и понятии государства оптимальным вариантом его определения в методических целях является тот, который предусматривает наиболее широкий охват сущностных признаков. Государство - это основной элемент политической системы общества, управляющий этим обществом посредством специального механизма, включающего органы, учреждения и силовые структуры, обладающий суверенитетом, представляющий население страны на международной арене и применяющий в случае необходимости средства и меры принуждения. Государство – это единаяполитическая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и ее население, располагает для этого специальным аппаратом управления, издает обязательные для всех законы и обладает суверенитетом.
Признаки государства 1. Население (народ), разделенное по территориальному принципу (административно-территориальная организация населения). Население связано с государством посредством гражданства или подданства. Гражданство (подданство) — это устойчивая связь человека с государством; гражданин (подданный) обязан выполнять все правовые требования, исходящие от государства, но и вправе рассчитывать на защиту своих прав со стороны государства, в том числе и за пределами данного государства. 2. Территория государства – это естественное условие существования и функционирования государства; пространство, в пределах которого осуществляется государственная власть; находящаяся под юрисдикцией (юридической властью) государства суша, воздушное пространство над нею, внутренние воды, территориальное море, континентальный шельф и государственные границы, отделяющие данное государство от других. Составные элементы территории государства: а) земля и ее недра, образующие сухопутную территорию; б) реки, озера, искусственные водохранилища, а также морские внутренние и территориальные воды, омывающие территорию данного государства (водная территория государства); в) воздушное пространство над сухопутной и водной территорией (воздушная территория государства); г) объекты, приравненные к территории государства ( морские и воздушные суда, космические корабли и станции, действующие под флагом данного государства, и другие принадлежащие государству объекты). Территориальное деление населения и распространение государственной власти на население данной территории предполагает административно-территориальное деление (провинции, округа, края, области, районы и т. д.). Цель такого деления: рациональная и эффективная организация государственной власти и управления на данной территории, обеспечение контроля над ресурсами и населением. 3. Публичная власть, не совпадающая непосредственно с населением и стоящая над обществом. Материальным выражением публичной власти является механизм государства. Механизм государства – это иерархическая система государственных органов, учреждений и силовых структур, практически осуществляющих государственную власть. Публичная власть, осуществляемая государственным механизмом, включает специальный слой людей: государственных служащих, чиновников, которые на материально-финансовой основе осуществляют профессионально властную, деятельность. 4. Налоги, займы — учрежденные государством обязательные платежи, взыскиваемые с граждан и юридических лиц для содержания публичной власти и осуществления социальных программ, формирования общенационального бюджета 5. Правовая основа функционирования государственно-организованного общества. Право оформляет государственную власть и тем самым делает ее легитимной, определяет юридические рамки и формы осуществления функций государства и т. д. 6. Государственный суверенитет — верховенство государственной власти внутри страны и независимость во внешнеполитической сфере. Сущность государственного суверенитета раскрывается с двух сторон: внутренней и внешней: - внутренняя: а) верховенство государственной власти и ее независимость от всех других властей внутри страны (от власти органов местного самоуправления, власти партий и общественных организаций, власти СМИ и т.д.); б) право государства официально представлять все общество, в) власть в государстве распространяется на все население; г) государство обладает правом издавать законы, действующие на территории всей страны; - внешняя: а) признание государства международным сообществом в качестве субъекта межгосударственных отношений, представляющего все население определенной страны; б) проведение самостоятельной внешней политики при строгом соблюдении общепризнанных принципов и норм международного права; в) невмешательство других государств во внутренние и внешние дела суверенного государства. Государство располагает суверенитетом независимо от величины территории, численности населения, политического режима. Верховенство государственной власти означает: - выступает в роли выразителя интересов народа; - ее распространение на всех граждан и все социальные структуры общества; - монопольную возможность применения средств принуждения, которыми не располагают другие субъекты политики; - осуществление властных полномочий в специфических формах, прежде всего юридических (правотворческой, правоприменительной, правоохранительной); -прерогативу государства отменять, признавать ничтожными акты других субъектов политики, если они не соответствуют установлениям государства. 7. Монополияна легальное применение силы, физического принуждения. 8. Государственный язык (или языки). 9.Атрибутика, символика (герб, флаг, гимн, столица). Сущность государства Сущность государства определяется в соответствии с общесоциальным или классовым подходом. Общесоциальный подход рассматривает государство как инструмент реализации целей, значимых для всего общества, основной институт политической системы общества, посредством которого осуществляется организация совместной деятельности в политически организованном обществе. С позиции классового подхода государство — это машина для подавления одного класса другим, средство обеспечения интересов господствующего класса. Содержание общесоциального подхода: а) государство обеспечивает компромисс классов, сословных и прочих интересов, в целях обеспечения стабильности общества; б) государство является организатором общих дел, вытекающих из потребностей функционирования общественного организма. Содержание классового подхода: государство рассматривается как машина для поддержания господства одного класса над другим, меньшинства над большинством. Сущность такого государства заключается в диктатуре экономически и политически господствующего класса. Факторы, определяющие сущность государства: а) социальный фактор - социальная структура общества, характер и содержание отношений между ее элементами (классами, сословиями, стратами); б) экономический фактор – содержание производственных отношений, формы собственности, уровень развития производительных сил, формы распределения и потребления; в) политический фактор - характер и структура политической системы общества, взаимосвязь государства в рамках политической системы с другими ее элементами (партиями, политическими организациями, и так далее), степень гарантированности политических прав и свобод; г) культурный фактор – государство, как представитель всего населения, является официальным носителем признаков материальной и духовной культуры; хранитель прав и свобод человека и гражданина, демократических процессов, д) национальный фактор – степень и формы выражения интересов проживающих на территории страны наций, национальных групп, национальных меньшинств. е) исторический фактор – определяет изменение приоритета то классового начала, то общесоциального в сущности государства.
ЛИТЕРАТУРА: Анненкова В.Г. Территория государства как дефиниция конституционной теории и практики // История государства и права. 2006. № 3. Байтин М.И. Сущность права. Саратов, 2001. Бачило И. Л. Факторы, влияющие на государственность // Государство и право. 1993. № 7. Бутенко А.П. Государство: его вчерашние и сегодняшние трактовки // Государство и право. 1993. № 7. Дементьев А.Н., Керимов А.Д. Современное государство: вопросы теории // Государство и право. 2007. № 12. Дюги Л. Социальное право, индивидуальное право и преобразование государства. М., 1909. Гумплович Л. Общее учение о государстве СПб., 1910. Евсеенко Т.П. О понятии «простого» государства в юридической науке // Правоведение. 2004. № 1. Еллинек Г. Общее учение о государстве СПб. 1908. Жуков В.Н. Государство как ценность// Государство и право. 2009. № 9. Захаров А. Еще раз о теории формаций // Общественные науки и современность. 1992. № 2. Звонарева О.С. О цивилизационном подходе в теории государства и права // Правоведение. 2003. № 4. Конев. Ф.Ф. Суверенитет: народный или национальный?! // Конституционное и муниципальное право. 2005. № 6. Корнев В.Н. О некоторых методологических подходах к исследованию государства // Российская юстиция. 2009. № 12. Мамут Л.С. Государство как публично-властным образом организованный народ // Российское право. 2000. № 3. Мамут Л.С. Социальное государство с точки зрения права // Государство и право. 2001. № 7. Степанов В.Ф. Важнейшие критерии эффективности демократического государства // Государство и право. 2004. № 5. Четвернин В.А. Размышления по поводу теоретических представлений о государстве // Государство и право. 1992. № 5. Шершеневич Г.Ф. Общая теория права. М., 1911.
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-05-04; Просмотров: 1449; Нарушение авторского права страницы