Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Билет 1.Человек.Индивид.Личность.



Билет 1.Человек.Индивид.Личность.

Человек – продукт биологической эволюции, высшее живое существо, представитель биологического вида под названием Homo sapiens (человек разумный). Он обладает уникальными способностями, отличающими его от всех других живых существ на Земле: мышление, речь, прямохождение, способность создавать орудия труда и пользоваться ими в процессе общественного труда.

Будучи существом природным, биологическим, человек одновременно является существом общественным, или социальным. Только в процессе коллективного труда и общения с себе подобными у наших далеких предков развились качества, присущие именно человеку: язык и мышление, неразрывно связанные между собой. Мыслительная деятельность развилась одновременно с развитием мозга. Благодаря мышлению человек не просто приспосабливается к природным условиям как животное, но и преобразует мир, создает то, что природа не производит, творит новые предметы с необходимыми ему качествами, преобразуя при этом природные материалы.

Чтобы стать человеком, дитя человеческое должно воспитываться и расти в обществе, в семье, где он получает знания об окружающем мире, речевые навыки, усваивает нормы общепринятого поведения. Человек не может жить и развиваться без общения с себе подобными. Известно немало случаев, когда маленькие дети попадали в среду животных и вырастали там, при этом усваивая привычки поведения звериной стаи.

Таким образом, человек есть существо биосоциальное. С момента своего рождения он подвержен влиянию разнообразных природных и социальных факторов.

И н д и в и д – человек как определенный представитель человеческой общности, носитель индивидуально особенных черт (качеств). Помимо всеобщих, свойственных всем людям качеств, индивид обладает своеобразной физической конструкцией, определенным типом нервной системы, темпераментом, внешностью.

Родившийся ребенок – индивид, но еще не индивидуальность. В процессе формирования человек развивает свои интеллектуальные и социально значимые качества, приобретает относительную самостоятельность своего бытия в обществе, становясь, таким образом, индивидуальностью, воплощая в себе типичные и неповторимые черты.

Понятие « личность » неразрывно связано с общественными свойствами человека. В своей деятельности « индивид » вступает в различные отношения, выполняет различные социальные роли (сын, ученик, друг, отец и т. д.), вследствие чего формируется личность, т. е. индивид как носитель развитых интеллектуальных, социально-культурных, морально-волевых качеств, выражающихся в особенностях сознания, деятельности.

Человеком рождаются, а личностью становятся в процессе воспитания, самовоспитания, самообразования и деятельности в конкретном обществе.

 

 

Государство, его основные признаки. Формы правления.

Государство - это организация суверенной публичной власти, действующая в отношении всего населения на закрепленной за ним территории, использующая право и специальный аппарат принуждения.
Термин государство может быть использован в двух значениях:

- для выделения страны как географического образования

- для обозначения особой организации политической власти, существующей в стране

Признаки государства:

1) Территория, на которой государство осуществляет независимую власть и может защищать ее от вторжения со стороны других государств.

2) Население, которое составляют все граждане, проживающие на его территории.

3) Политическая власть - организованное концентрированное принуждение одной частью общества другой его части.

4) Суверенитет - независимость гос. власти во внутренних и внешних делах.

5) Правовая система, обеспечивающая законность и правопорядок в государстве.

5) Налоговая система, обеспечивающая экономическую самостоятельность государства.

Социальное назначение государства выражается в его функциях, т.е. главных направлениях его деятельности по осуществлению актуальных задач. Функции делятся на внутренние и внешние.

Для цивилизованных государств к этим функциям относятся:

Внутренние функции:

- охрана конституционного строя, права и свобод граждан, обеспечения законности и правопорядка

- экономическая - обеспечение поступательного хозяйственного развития общества

- социальная - создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие граждан

- финансового контроля, установления и сбора налогов

- деидеологизации - создание условий для идеологического многообразия в стране

Внешние функции:

- обеспечение обороноспособности страны

- борьба за мир, международную безопасность и экологическое выживание

- развитие взаимовыгодного всестороннего сотрудничества со всеми государствами

- урегулирование межгосударственных конфликтов на основе международных актов

Формы правления

Структура и полномочия высших органов власти, порядок их формирования и степень участия в этом процессе населения определяют форму правления в государстве.

Форма правления — порядок формирования и структура высших органов государственной власти, распределение компетенции между высшими органами государственной власти

Существует две основные формы правле­ния — монархия и республика.

Монархия — государство, в котором вся власть сосредоточена в руках единоличного гла­вы государства — монарха.

Современная монар­хия представлена в абсолютной и парламентс­кой формах.

Абсолютная монархия — форма правления, при которой власть монарха ничем не ограни­чена: он издает законы, назначает на государ­ственные должности высших чиновников, со­бирает и расходует казну без всякого контроля со стороны кого-либо.

Парламентская монархия — форма правле­ния, при которой власть монарха ограничена парламентом. Действует правило, согласно которому король «царствует, но не правит». Монарх формально утверждает состав прави­тельства, сформированный ставленником партии, победившей на парламентских выбо­рах. Ни парламент, ни правительство не под­чинены монарху и не несут перед ним поли­тической ответственности.

Республика — форма государственного правления, при которой высшая власть в госу­дарстве принадлежит выборным органам — парламенту, президенту, наряду с ними суще­ствуют независимое правосудие и муниципальные органы самоуправления.

Республика по форме может быть:

- парламентской (власть принадлежит пар­ламенту),

- президентской (власть принадлежит пре­зиденту),
- смешанной (власть принадлежит и парла­менту, и президенту).

Билет № 2

Потребности человека

П о т р е б н о с т ь – это нужда, необходимость в чем-либо. На протяжении своей жизни человек испытывает и удовлетворяет самые разнообразные потребности – в пище, в одежде, в образовании, в общении и т. д. Потребности человека не могут быть одинаковыми во все времена, они меняются в разные возрастные периоды жизни, а тем более они могут быть различными в разные исторические эпохи. Современному человеку не нужен каменный топор или лук и стрелы для охоты, потому что он живет в другой исторической эпохе, нежели человек первобытный. Формирование потребностей – это результат длительного развития человечества, результат научно-технического прогресса, тех условий, в которых живут люди.

Удовлетворение потребностей необходимо для нормального функционирования человеческого организма, духовного и физического развития человека.

Классификация потребностей.

Версия №1:

1) биологические потребности (переживание нужды в дыхании, питании, воде, нормальном теплообмене, движении, самосохранении, сохранении рода и другие потребности, связанные с биологической организацией человека);

2) социальные потребности (нужда личности в многообразных взаимоотношениях с другими людьми, в самореализации, самоутверждении, общественном признании её достоинств);

3) идеальные потребности (познание окружающего мира в целом и в его частностях, осознание своего места в этом мире, поиски смысла своего существования).

Потребности ненасыщаемые – потребности, стремление удовлетворить которые не имеет четко обозначенного предела (например, потребности в знаниях).

Среди социальных потребностей выделяют потребности «для себя» (отстаивание своих прав) и «для других» (потребность выполнять свои обязанности). Биологические в своей основе потребности у человека, в отличие от животных, становятся социальными.

Версия №2.

Американский психолог Абрахам Маслоу (1908 – 1970) выделил следующие базисные потребности:

1) физиологические;

2) экзистенциальные;

3) социальные;

4) престижные;

5) духовные.

Первые два типа потребностей – первичные (врождённые), а следующие три – вторичные (приобретённые). Потребности каждого последующего уровня становятся насущными, когда удовлетворены предыдущие.

 

Потребности человека должны быть разумными. Что это значит? Вполне естественно и оправданно желание людей полноценно питаться, иметь хорошее, удобное жилье, приобретать удобную и красивую одежду, повышать свой культурный и образовательный уровень. Разумные потребности не противоречат нравственным нормам общества и помогают человеку развивать свои наилучшие, подлинно человеческие качества: стремление трудиться и приносить пользу людям, стремление к творчеству, к красоте.

У человека могут формироваться и лжепотребности. Например, курение, употребление алкоголя, наркотиков может сформировать у людей сильнейшие виды зависимости – никотиновой, алкогольной, наркотической, которые наносят неисправимый ущерб здоровью.

Потребности человека тесно связаны с его ценностными ориентирами. В зависимости от ценностей человек выстраивает свое поведение, деятельность и в конечном итоге – жизнь. Ценностные ориентиры являются важнейшим регулятором поведения человека, и нельзя забывать о том, что человек – существо духовное, и живет он не только для того, чтобы каждый день есть, пить, спать, приобретать материальные ценности, но и для того, чтобы узнать счастье, быть счастливым и дать это счастье другим.

Билет № 3

1. Способности человека.

Способности – это индивидуально-психологические особенности человека, выражающие степень его готовности к определенным видам деятельности. Формирование способностей предполагает усвоение индивидом (человеком) выработанных человечеством в процессе общественно-исторического развития различных способов деятельности.

Способности человека определяются наследуемыми качествами, природными задатками. В течение жизни человек может развивать свои способности или, наоборот, утрачивать уже развившиеся. На их формирование и развитие накладывают отпечаток конкретные условия жизни, деятельности, воспитание.

Природные задатки, наследственность – важнейший фактор психического, интеллектуального развития, но наличие задатков еще не гарантирует развития способностей. В благоприятной среде способности человека могут раскрыться наиболее полно, например, при занятиях ребенка, подростка в специальных школах – художественных, спортивных, технических. И, наоборот, в среде неблагоприятной природные задатки не развиваются, способности человека не реализуются.

Каждому молодому человеку хочется добиться успеха в жизни, но для этого необходимо изучить себя, разобраться в своих способностях, попробовать себя в различных видах деятельности. Кто я? Какой я? Ответить на эти вопросы сложно, но возможно. Опыт человечества показывает, что по-настоящему познать себя и добиться того, чтобы стать лучше, смогли люди, действовавшие на благо других людей.

Качественный уровень развития способностей выражается понятиями талант и гениальность. Талант в переводе с греческого означает «выдающиеся способности, высокая степень одаренности в какой-либо деятельности» (художественной, научной, политической).

Гениальность – высшая степень творческой одаренности; гениальные способности позволяют осуществлять принципиальные сдвиги в той или иной сфере творчества, создавать уникальные творения.

Каждый человек обладает определенными способностями, темпераментом и характером. Свойства характера и способности – это не одно и то же.

Х а р а к тер – это совокупность психических особенностей данного человека, проявляющихся в его деятельности, поведении. Формируется характер под воздействием следующих факторов: наследственности, среды и самовоспитания. Характер проявляется в манере общения, поведения, в привычках, в стиле одежды и т. д. Существует и такое определение характера: характер – это окончательно сформировавшаяся воля. Воля – это умение целенаправленно и разумно найти полезное для себя и других дело, напряжение сил при встрече с препятствием. Это качество присуще только человеку, его можно развивать, сознательно преодолевая трудности, встречающиеся на жизненном пути.

Стремление познать себя, развивать свои способности, формировать свой характер – все это необходимо для полноценной жизни, для самореализации человека как личности. Образование и самообразование – единственная возможность для развития своих способностей.

 

Билет № 4

Человек и культура

Чрезвычайно важную роль в жизнедеятельности людей, в существовании и развитии общества играет культура. Каждый человек рождается, воспитывается, формируется, живет и развивается в сфере определенной материальной и духовной культуры.

Культура - специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в ее материальных и духовных продуктах. Иначе говоря, культура - это совокупность всех достижений общества в материальной и духовной жизни. К культуре относятся материальные объекты (вещи), созданные людьми, и духовные ценности, научные знания и житейский опыт, нормы поведения и технологические процессы - все, на чем лежит " печать" деятельности человека, включая его личность (ведь и личность человека - тоже продукт общественной деятельности).

В переводе с латинского термин " культура" означает " возделывание", " обработка".

Как международный термин и общее понятие " культура" используется в большинстве европейских языков с XVIII века. Однако истоки этого термина относятся к латинскому языку, где существовал целый ряд слов с корнем cult-:

- cultio - возделывание, обрабатывание (почвы, какого-либо сырого продукта);

- cultor - воспитатель, наставник, поклонник, почитатель;

- cultus - попечение, забота, образование, воспитание, изучение, поклонение а также - вероисповедание.

Мир культуры чрезвычайно многообразен. В него входят экономическая, политическая, научная, религиозная, эстетическая, нравственная, экологическая и другие виды культуры, отражающие многообразие образа жизни и форм деятельности человека. В этом многообразии видов культуры обычно различают материальную и духовную культуру. В обыденном сознании сложилось мнение, связывающее культуру лишь с духовными ценностями, с произведениями литературы и искусства, с научными идеями и знаниями.

На каком же основании мы производим деление культуры на материальную и духовную?

Во-первых, материальная культура является результатом материального производства, а духовная культура - результатом духовного производства.

Во-вторых, предметы материальной культуры предназначены для удовлетворения прежде всего материальных потребностей человека, то есть потребностей организма, тела человека в пище, одежде, жилище, а предметы духовной культуры - для удовлетворения духовных потребностей, а именно потребностей познавательных, эстетических, нравственных, религиозных и др.

В-третьих, предметы материальной и духовной культуры имеют разное функциональное назначение, они по-разному используются. Токарный станок и живописная картина, например, служат разным целям.

Но материальная и духовная культура имеют не только специфические особенности, которые позволяют отличать их друг от друга, они вместе с тем и связаны друг с другом. Эта связь выражается в том, что предметы материальной культуры заключают в себе элементы духовного начала, а предметы духовной культуры, в свою очередь, всегда облечены в ту или иную материальную форму.

Вне культуры невозможна жизнь ни человека, ни общества. Но и сама культура также не может ни возникнуть, ни существовать, ни развиваться вне отношения к человеку. Культуру образует мир материальных и духовных ценностей, взятых всегда в их отношении к человеку. Более того, человек - творец, создатель культуры, ее носитель. Но в то же время он и сам формируется и существует под воздействием культуры.

По отношению к культуре, иначе говоря, человек выступает в двух качествах, двух ипостасях. С одной стороны, он усваивает созданную ранее культуру, воспринимает формы мышления, язык, приобщается к существующим в обществе ценностям, традициям, обычаям, нормам поведения, овладевает сложившимися приемами и навыками производственной деятельности и т.д. Степень его приобщения к культуре определяет меру его социального развития, меру человеческого в человеке, меру его развития как личности.

С другой стороны, человек творит культуру. Он приходит к новым идеям и знаниям, воплощает их в практику жизни, созидая новые предметы и явления, постоянно раздвигая тем самым границы мира культуры.

Культура постоянно изменяется, находится в динамике, в развитии. Ее развитие выражается, в частности, в том, что на смену устаревшим материальным и духовным ценностям приходят новые, в большей мере отвечающие потребностям и интересам людей. В процессе развития культуры проявляются две стороны: одна относительно устойчивая, консервативная, а другая - новаторская, творческая.

Обретение людьми новых материальных и духовных ценностей делает их жизнь богаче, насыщеннее, интереснее. Единство традиций и новаций обеспечивает существование и развитие культуры, столь необходимые для повышения культурного уровня масс. Подъем культуры позволяет лучше решать социальные задачи, что, в свою очередь, создает более благоприятные условия для роста культуры человека.

Формы культуры:

а) элитарная, или высокая - создается привилегированной частью общества либо по ее заказу; включает изящное искусство, серьезную музыку; доступна узкой группе разбирающихся в искусстве людей;

б) народная, или национальная - создается не отдельными людьми, а всем народом; включает мифы, легенды, сказания, эпос, сказки, песни и танцы. Ее элементы могут быть индивидуальными (изложение легенды), коллективными (исполнение песни) и массовыми (карнавальные шествия);

в) массовая - культура, продукты которой ориентированы на коммерческий успех и

массовый спрос; удовлетворяет любые требования масс населения.

Типология видов культуры может основываться на сферах своего проявления:

- художественная культура,

- политическая культура,

- управленческая культура,

- культура поведения (этикет),

- педагогическая культура и т.п.

 

Билет № 5

Билет № 6

Билет № 7

Общение. Культура общения.

Человек не может обходиться без общения с другими людьми, потому что он – существо общественное. Становление и развитие человека происходит только в общении с другими людьми. Кроме того, человеку не безразлично то место, которое он занимает в жизни других людей, то отношение, которое выражают к нему другие. Общение является для человека важнейшей потребностью и не менее важной ценностью.

Научное определение общения таково: это сложный процесс установления контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, восприятие и понимание другого человека.

Общение с другими людьми является жизненно важной необходимостью для человека любого возраста. Недаром у всех народов тяжким наказанием является одиночное заключение. Через общение человек получает знания об окружающем мире, с помощью общения усваивает опыт человечества и накапливает свой личный опыт. Такие важнейшие качества, как принципиальность, отзывчивость, честность, доброта, не только проявляются, но и формируются в общении. Без него они превращаются в отвлеченные понятия.

Содержание общения зависит от того, в каких условиях происходит общение. Общение в школе (учитель – ученик), на работе (руководитель – подчиненный) носит официальный характер, оно подчинено определенным правилам.

Кроме официального (формального) общения существуют различные виды общения неформального: например общение в кругу друзей, общение в кружке цветоводов, общение подростков на дискотеке и т. д.

Потребность в неофициальном общении естественна. Особенно стремятся к общению в неформальной группе подростки, потому что в такой группе уважение со стороны сверстников и самоуважение может быть достигнуто без особого труда. Неформальное общение в подъезде с друзьями, на дискотеке не требует от подростка глубокого интеллекта, волевых усилий, проявления высокой нравственности, а найти понимание и уважение легко, нужно только следовать правилам, принятым в данной группе.

Многим людям неуютно среди других людей из-за неумения общаться. Что же помогает и что мешает общению? Древние заповеди общения гласят, что для получения удовольствия от общения необходимо:

1) доверие к тому, с кем общаешься, вера в то, что собеседник расположен к тебе, готов с тобой общаться;

2) уважение к тому с кем общаешься, признание того, что человек – высшая ценность и общаться с ним нужно бережно и вежливо.

Есть еще одна важная черта культуры общения, которую мы ожидаем от других, но не всегда готовы проявлять ее сами, – уступчивость. Культура общения предполагает, что человек не навязывает собеседнику своего мнения, вкусов, привычек и т. д.

Наша основная форма общения – это речь. Буквально с первых фраз собеседника можно определить его общий культурный уровень. Даже очень содержательный, интересный разговор многое теряет, если речь собеседника засорена грубыми, неуместными словами. Сила слова огромна. «Слово пуще стрелы разит», – гласит народная пословица. Доброго, удачного слова бывает достаточно, чтобы успокоить человека, убедить его в чем-то, привлечь внимание, пробудить благородные чувства.

Таким образом, общение есть насущная потребность человека. Умение правильно, культурно общаться поможет человеку достичь гармонии в отношениях с окружающими и гармонии с самим собой.

Билет № 8

Билет № 9

Билет № 10

Билет № 11

Билет 1.Человек.Индивид.Личность.

Человек – продукт биологической эволюции, высшее живое существо, представитель биологического вида под названием Homo sapiens (человек разумный). Он обладает уникальными способностями, отличающими его от всех других живых существ на Земле: мышление, речь, прямохождение, способность создавать орудия труда и пользоваться ими в процессе общественного труда.

Будучи существом природным, биологическим, человек одновременно является существом общественным, или социальным. Только в процессе коллективного труда и общения с себе подобными у наших далеких предков развились качества, присущие именно человеку: язык и мышление, неразрывно связанные между собой. Мыслительная деятельность развилась одновременно с развитием мозга. Благодаря мышлению человек не просто приспосабливается к природным условиям как животное, но и преобразует мир, создает то, что природа не производит, творит новые предметы с необходимыми ему качествами, преобразуя при этом природные материалы.

Чтобы стать человеком, дитя человеческое должно воспитываться и расти в обществе, в семье, где он получает знания об окружающем мире, речевые навыки, усваивает нормы общепринятого поведения. Человек не может жить и развиваться без общения с себе подобными. Известно немало случаев, когда маленькие дети попадали в среду животных и вырастали там, при этом усваивая привычки поведения звериной стаи.

Таким образом, человек есть существо биосоциальное. С момента своего рождения он подвержен влиянию разнообразных природных и социальных факторов.

И н д и в и д – человек как определенный представитель человеческой общности, носитель индивидуально особенных черт (качеств). Помимо всеобщих, свойственных всем людям качеств, индивид обладает своеобразной физической конструкцией, определенным типом нервной системы, темпераментом, внешностью.

Родившийся ребенок – индивид, но еще не индивидуальность. В процессе формирования человек развивает свои интеллектуальные и социально значимые качества, приобретает относительную самостоятельность своего бытия в обществе, становясь, таким образом, индивидуальностью, воплощая в себе типичные и неповторимые черты.

Понятие « личность » неразрывно связано с общественными свойствами человека. В своей деятельности « индивид » вступает в различные отношения, выполняет различные социальные роли (сын, ученик, друг, отец и т. д.), вследствие чего формируется личность, т. е. индивид как носитель развитых интеллектуальных, социально-культурных, морально-волевых качеств, выражающихся в особенностях сознания, деятельности.

Человеком рождаются, а личностью становятся в процессе воспитания, самовоспитания, самообразования и деятельности в конкретном обществе.

 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-11; Просмотров: 666; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.076 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь