Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Охарактеризуйте причины и последствия Великого переселения народов, расскажите об участии в нем славян



Билет 1.

Охарактеризуйте причины и последствия Великого переселения народов, расскажите об участии в нем славян

План ответа на вопрос 1.

Что означает понятие «великое переселение народов»?

Какие причины Великого переселения народов?

К каким последствиям привело Великое переселение народов?

Какую роль в Великом переселении народов сыграли славяне?

Великое переселение народов – процесс переселения больших групп населения с востока на запад. Наиболее активно этот процесс проходил с 4 по 7 век, а в общей сложности он длился 800 лет.

Великое переселение народов еще называют глобальной миграцией. Глобальная, то есть охватившая большую часть Евразии, Северной Африки. Миграция – процесс переселения народов, племен.

Причины Великого переселения народов.

Упадок Римской империи. Власть императора ослабла, появилось много желающих захватить престол. Огромные пространства империи нужно было контролировать с помощью армий, в которых львиную долю составляли варвары. Кроме этого, увеличивалась численность населения. А это приводило к уменьшению площади лесов, порче земли. Вообще портился весь жизненный уклад римлян. Их больше стали интересовать развлечения и застолья, чем развитие государства и его политики.

Поражение гуннов в гунно-китайских войнах. Эти противоборства происходили с 200 года до нашей эры вплоть до 180 года нашей эры. В результате гунны откочевали в западные земли, вынудив другие народы перемещаться в новые края («эффект домино»).

Появление нового экономического центра Римской империи – Галлии, там процветала торговля. Германцы стремились занимать территории около границы Римской империи и требовали правового подкрепления своего права на проживание на этих землях.

Общее похолодание климата в Европе, что вызвало неурожаи, наводнения, эпидемии, повысило смертность.

Последствия Великого переселения народов.

Пала Западная Римская империя и образовались «варварские королевства», некоторые из них стали предшественниками современных европейских государств.

Переселение сыграло роль в формировании многих современных языков Западной Европы.

Появились новые народности и племена.

Рабовладение уступило место феодализму.

Сформировался единый язык – латинский.

Распространение христианства (в новых королевства христианство становится государственной религией).

Результаты этого процесса нельзя расценивать однозначно. С одной стороны, в ходе войн было уничтожено немало народностей и племен — к примеру, прервалась история гуннов. Но с другой стороны, благодаря великому переселению народов сложились новые культуры — перемешавшись, племена позаимствовали друг у друга немало знаний и навыков. Однако это переселение нанесло существенный урон зарождавшейся культуре северных племён и кочевых народов. Так, были безжалостно уничтожены многие племена коренных народов Северной Европы, разграблены древние памятники этих народов — обелиски, курганы и т. д.

Роль славян в Великом переселении народов.

Славянские народы были непосредственными участниками Великого переселения народов. Хоть и начали двигаться они позже германских племен. Историки видят причину переселения славян в том, что они просто отреагировали на движение окружающих народов (сарматов, тюрков, иллирийцев, фракийцев).

Славяне присоединились к общему потоку миграции в середине четвертого века. В это время они еще «дружили» с готами. Но впоследствии готы и славяне стали противниками. Славяне присоединились к гуннам.

Из-за нашествия гуннских племен часть славян вынуждена была расселиться в направлении запада и юго-запада. А другая часть мигрировала к Византийской империи - на восток.

В пятом веке славяне заселили районы рек Днепр, Днестр и Дунай. А с 6 века совершают набеги на Балканский полуостров, подходят к столице Византийской империи – Константинополю.

К концу 6 века славянские войска покоряют и Грецию, а затем осваивают ее. Не остановившись на этом, славяне двигаются к югу. Балканский полуостров был заселен полностью.

Славяне переходили через Дунай, захватывали новые территории и заселяли их. В их числе были Фракия, Македония, Эллада. Также славяне вторглись и в Византию.

Таким образом, расселение славян имело смешанный характер: оно было и мирным, и военно-организованным.

Опишите половецкую каменную скульптуру.

Половецкая каменная скульптура (половецкая баба) – статуя, символизирующая предка. Появились такие скульптуры в Донецких степях в 9 – 13 веках. Скульптуры сделаны из серого песчаника и имеют высоту от 1 до 4 метров.

Название скульптуры – половецкая баба происходит от тюркского «балбал», что означает «пращур», «дед-отец».

Типы половецких каменных баб:

Человеческие фигуры из специально подобранных удлинённых камней.

Изображения мужчин с усами и небольшой бородой.

Изображения мужчин преимущественно без шапок, иногда с одной или несколькими косами до пояса. На некоторых фигурах одно или оба уха украшены сережками, изредка на шее ожерелье.

Изображения мужчин, одетых в кафтан с треугольными отворотами и узкими рукавами. На талии — пояс с набором украшений, пряжек и бляшек. Реже в просторной одежде с широкими рукавами без пояса и оружия.

Фигуры с кинжалом или саблей.

Фигуры женщины иногда, как «Чернухинская мадонна» держит на руках ребёнка.

Каменные бабы с сосудами, которые они держат в правой руке, реже в обеих руках. Формы сосудов разнообразные: кубки, чаши, цилиндрические сосуды. Известно несколько случаев, когда на правой руке показанная сидячая птица.

Старейшие типы статуй — удлиненные плоские со слабо обозначенными чертами фигуры или совсем без неё. Это были грубо обтёсанные каменные столбы, контуры лица которых иногда вырезались в виде «сердечка» с закругленной или заострённой в виде шапочки вершиной. Лица вообще не изображались, или наносились Т-образные брови и нос, глаза и рот в виде овальных углублений. Такие фигуры впервые появились в степи приблизительно в первые десятилетия XI века.

Со временем на фигурах появились руки, которые держали на уровне живота чаши, и круглые выпуклости, которые изображали грудь.

Билет №1, вопр.2 (второй вариант)

Половецкие каменные бабы, встречающиеся на огромных пространствах от юго-западной Азии до юго-восточной Европы, являются памятниками сакрального искусства половцев (кипчаков) IX-XIII века. Обычай возводить идолов зародился в VI—VII веке в Монголии и на Алтае и распространился к Дунаю. Статуи символизировали предков и ставились на наивысших участках степи, водоразделах, курганных могильниках в специально сооружённых для них святилищах, которые иногда ограждались камнями. Святилища были квадратные или прямоугольные, их размеры зависели, видимо, от количества чтимых в нем предков. В центре святилища, ставили одну и больше мужских или женских статуй с лицами, обращёнными на восток. Изредка попадались святилища со скоплением статуй — в каждом не меньше 12-15.

Святилища с истуканами были местом осуществления поминального культа предков, не связанного непосредственно с погребениями. Собственно, этимология слова «баба», происходит от тюркского «балбал», что означает «пращур», «дед-отец». Со временем этот обряд трансформировался в культ вождей-покровителей орды. Женские статуи символизировали непобедимость и бессмертие воинов.[ Покровители в образе женщины давали им силу, выкармливали и оберегали их. За это кочевники приносили им жертву. Возле подножия статуй исследователи находили кости баранов.

Билет №2

1. Охарактеризуйте хозяйство и быт славян (по материалам § 3)

План ответа на вопрос

1. Земледелие – главное занятие славян.

2. Скотоводство, бортничество и сопутствующие занятия.

3. Быт и обычаи славян

1. Главным занятием восточных славян было земледелие. Основная часть заселенной ими территории была покрыта густыми лесами. Поэтому, прежде чем пахать землю, нужно было вырубить деревья, выкорчевать пни, сжечь траву. Землю обрабатывали несколько лет, а когда она переставала приносить хороший урожай, участок забрасывали и расчищали новый. Такая система земледелия называется подсечно-огневой. В более южных – степных районах славяне распахивали участки, использовали их несколько лет, а когда урожаи снижались – распахивали новые. Такая форма земледелия называется переложной. Славяне пахали землю сохой, потом боронили. Славяне выращивали пшеницу, рожь, просо, ячмень, гречиху. Хлеб был главным продуктом. Из овощей выращивали репу, брюкву, редьку, свеклу, капусту, лук, чеснок.

2. Славяне занимались и скотоводством. Разводили коров, лошадей, коз, свиней, домашнюю птицу. Важную роль в жизни славян играл сбор меда диких пчел – бортничество. У славян было развито ремесло – кузнечное дело, бондарство (изготовление бочек), ткачество. Славяне были хорошими охотниками. Шкуры диких животных шли на изготовление одежды и на продажу.

3. Древние авторы описывают славян как людей высокого роста, крепкого телосложения, обладающих незаурядной физической силой и выносливостью. У них были русые волосы и светлые глаза. Селились славяне по берегам рек и озер. Строили дома – небольшие полуземлянки. Стены домов, посуду делали из дерева. Крышу крыли ветвями и обмазывали глиной. В домах не было закрытых печей – только открытые очаги, для выхода дыма в потолке делалось отверстие. В доме могло быть несколько выходов. Славяне отличались добродушием и гостеприимством. Славяне славились как хорошие смелые воины. Трусость считалась наибольшим позором. Славяне использовали луки и стрелы, копья, деревянные щиты. Железные мечи и щиты были редкостью

Итак, славяне селились по берегам рек и озер. Основным занятием их было земледелие. Также они выращивали крупный и мелкий рогатый скот, лошадей, свиней. Славяне занимались бортничеством, охотой, рыболовством, собирательством. Славяне строили дома – полуземлянки, которые отапливались «по-черному». Славяне славились как отважные и умелые воины.

Вопр.2

Печенеги – кочевые тюркские племена, впервые упоминаемые в VIII веке. Возглавлял печенегов хан, под руководством которого они постоянно нападали на соседей, захватывали в плен людей, чтобы получить за них выкуп, уводили скот. Донбасс играл очень важную роль во взаимоотношениях русичей и печенегов. С конца 9 века печенеги кочевали по донецким степям (около 150 лет). Сейчас археологами выявлено более 40 каменных надгробий и скульптур относящихся к культуре кочевых племен.

Печенеги никогда не угрожали независимости Древней Руси, но их молниеносные военные вылазки доставляли немало неприятностей древним русичам.

Первые контакты Руси и печенегов относятся к концу IX – началу Х в. Было бы неправильно говорить только о постоянном противостоянии древних русичей и печенегов. Так, в источниках имеются сведения о совместных походах русских войск и печенежских орд на Византию. В Повести временных лет упоминаются случаи, когда Древняя Русь использовала печенегов в качестве наёмников

После краха Хазарского каганата в 965 г. власть над степями на Волге перешла к печенегам и они на некоторое время становятся основным восточным соперником Руси. Печенеги продолжили давление на Киевскую Русь и в 972 г. им удалось подкараулить Святослава у порогов Днепра. В результате столкновения князь погиб.

Его преемник Владимир Святославович (978-1015) ориентируется прежде всего на внутреннее, а не внешнее развитие государства. Происходит объединение земель в единое государство. В начале ХI в. печенеги выступают с инициативой мирного соглашения с Киевом. Князь Владимир даже посылает в стан кочевников одного из своих сыновей в качестве гаранта мирного соглашения.

В период правления великого князя киевского Ярослава Владимировича (1019-1054) печенеги только один раз (1036 г.) появляются на границе Руси, но терпят полное фиаско. В то же время в источниках появляются сведения о выполнении печенегами функций охраны южных границ древнерусского государства, прежде всего, от следующей волны тюркоязычных кочевников – половцев.

Политические и военные контакты древних русичей и печенегов создали условия для взаимообмена двух культур, а также интеграции тюркских кочевников в состав Древнерусского государства. К началу XIII в. печенеги, войдя в состав Руси, полностью растворились среди местного населения.

Билет № 3

1. Расскажите, как была организована общественная жизнь в славянском племени. (по учебнику § 3)

План ответа

1. Переход от родовой к соседской общине у славян.

2. Управление соседской общиной (вервью).

3. Союзы племен славян.

1. Первоначально восточные славяне жили «каждый своим родом и на своих местах», т.е. объединялись на основе кровного родства. Во главе рода стоял старейшина, обладавший большой властью. По мере расселения славян на обширных пространствах родовые связи стали распадаться. Родовую общину сменила соседская (территориальная) – вервь.

2. Члены верви совместно владели сенокосами и лесными угодьями, а поля были поделены между семейными хозяйствами. На общий совет – вече – сходились все домохозяева округи. Оин выбирали старейшин для ведения общих дел. Во время нападений врагов славяне собирали народное ополчение, которое строилось по десятичной системе (десятки, сотни, тысячи).

3. Отдельные общины объединялись в племена, а те в свою очередь – в союзы племен. Существовало 12 (по другим данным 15) восточнославянских племенных союзов. В летописи они называются племенами. Наиболее многочисленными из них были поляне, обитавшие в среднем течении Днепра, и ильменские словене, жившие на берегах озера Ильмень и реки Волхов. Центром полян был город Киев, основанный (по легенде князем Кием). Центром ильменских словен стал город Новгород.

Билет № 4

Билет 4, вопр.2

Пенько́ вская (а́ нтская) культу́ ра — славянская раннесредневековая археологическая культура VI — начала VIII века, распространённая на территории Молдавии и Украины от бассейна реки Прут до Харьковской области, где она вытесняется салтово-маяцкой культурой

Памятники пеньковской культуры впервые были обнаружены в середине 1950-х годов под Кременчугом (экспедиции под руководством Д. Т. Березовца ).

Селища пеньковцев не укреплены и «роятся гнёздами», по 3-5 селищ на расстоянии 5-7 км друг от друга. Площадь селища не превышала 2-3 га. В селище обычно больше 30 жилищ, но одновременно использовалось не больше 12-15. Жилища как правило полуземлянки — каркасные (по периметру ямы стояли опорные столбы) и срубные. Каркасные считаются более ранними, а срубные более поздними. Крыша покрыта соломой или камышом, в более поздних жилищах засыпана землёй

Вход в жилище — с южной или восточной стороны. Ранние жилища отапливались очагом, а поздние печью-каменкой (из песчаника). На каждое жилище приходилось 4-5 хозяйственных ям для хранения продуктов.

На территории современной Украины сейчас известно более 300 памятников пеньковской культуры.

Хозяйственные ямы представляют собой углублённые в почву на 0, 7 − 0, 9 метров ямы. Они служили для хранения различных продуктов. В них часто находят керамику, кости и тому подобное. Количество хозяйственных ям обычно превышает количество жилищ (примерно на одно жилище 4-5 хозяйственных ям). На поселениях, исследованных широкими площадями, известны очаги и печи за пределами сооружений. Очаги глинобитные или каменные, диаметром около 1 м, печи близкие по конструкции к бытовым. Они размещались вблизи жилищ и использовались в летнее время как кухни. Не исключено, что над летними кухнями сооружались перекрытия, следы от которых не сохранились.

Занятия.

Основу хозяйства составляло пашенное земледелие и животноводство. Культивировали несколько видов пшеницы и ячменя, а также просо, овёс, рожь и коноплю.

Ремесло. Керамика представлена горшками, мисками и сковородами. Гончарного круга не знали. Пеньковцы из кости изготавливали гребни, иголки и шила. Культура обладала кузнечными центрами. Найдены ножницы для резки железа, следы ковки и термообработки.

Погребальный обряд представлен трупосожжениями (что отличает данную культуру от предшествующей черняховской). Трупосожжения производились на стороне с последующим погребением в ямах. Погребения делятся на урновые и безурновые. Погребальный инвентарь крайне бедный: бронзовые украшения — трапециевидные и спиральные подвески, браслеты, стеклянные бусы, серьги, фибулы. Погребения, как правило, располагались в 0, 5-1 километров от селищ на низких или возвышенных участках местности. Курганы отсутствовали, что отличает эту культуру от исторических кривичей и вятичей.

Исследователи полагают, что пеньковцы были узколицыми Генетически они являются наследниками черняховской культуры с заметной иранской примесью

Некоторые, однако, определяют эту культуру, как неславянскую или полиэтничную (многонациональную). Так М. И. Артамонов считал пеньковскую культуру булгарской (тюркской), подробно доказывая это. По крайней мере, обнаруженные на южном Днепре поселения пеньковской культуры с юртоподобными жилищами свидетельствуют, что в состав этой культуры вливались булгарские (тюркоязычные) кочевники.

В археологии давно обсуждаются богатые клады этого времени и этой территории под именем «древностей антов» (Г. Ф. Корзухина»), «древностей русов» (Б, А, Рыбаков). Наиболее известный из таких кладов – Мартыновский.

Марты́ новский клад — 116 изделий из серебра, найденных в 1909 г. в селе Мартыновка Черкасской области Украины (Поднепровье между Киевом и Запорожьем). Хранится в Музее исторических драгоценностей Киево-Печерской лавры. Датируется VI – VII веками н.э. Чаще всего находки связывают с Пеньковской археологической культурой, которую интерпретируют как антов.

Состав клада таков: четыре антропоморфные фигурки «пляшущих человечков», пять зооморфных фигурок, три пальчатых фибулы, шесть браслетов, налобные венчики, серьги, височные кольца, шейная гривна, поясные бляшки, накладки, наконечники, навершия ремней, обломок тарелки, две серебряные чаши, церковная ложка с клеймами византийских мастеров.

Наибольший интерес вызывают серебряные фигурки людей и животных, выполненные в специфическом стиле. В нём некоторые исследователи видят влияния гуннов, другие — болгар, третьи – аваров (но как раз в степь его распространение не заходит), а уфологии видят в фигурках «пляшущих человечков» изображения инопланетян. Археолог О. А. Щеглова доказывает, приводя аналогии из европейского декоративно-прикладного искусства, что это детали симметричной композиции, типичной для воинской субкультуры раннего средневековья на византийской периферии, — мотив и образы библейского сюжета: Даниил со львами.

Билет № 5

1. Выскажите свое мнение по поводу спора сторонников и противников норманнской теории образования Древнерусского государства. (учебник §4 п. 3)

План ответа

1) Сущность норманской теории

2) Сущность антинорманской теории

3) Собственное мнение

1) Споры о происхождении варягов и руси начались еще в 18 веке. Немецкие ученые (Г. Байер, Г. Миллер), работавшие тогда в России, выдвинули версию о том, что варяги-русь – это норманны, точнее, шведы. Ученые утверждали, что без приглашения правителей-норманнов славяне не смогли бы создать свое государство, культуру. Тех, кто считал, что норманны это варяги и они создали государство Русь, называют норманистами.

2) против подобных взглядов выступил тогда М.В. Ломоносов, который занимался и историей. Тех, кто считает варягов-русь славянским или иным нескандинавским народом, называют антинорматистами. Большинство антинорманистов считают, что варяги приплыли в Новгородскую землю с южного или восточного берега Балтийского моря. На южном берегу балтики тогда жили племена западных славян. Одно из них в Европе называли варинами, их столицей был город Рерик. Варины, так же как и скандинавы совершали далекие морские походы.

3) Выскажите собственное мнение – какая точка зрения, на ваш взгляд соответствует действительности. Почему?

Билет № 6

1. Охарактеризуйте государственный строй Древнерусского государства (князь, дружина, полюдье). (учебник § 5 п.1)

План ответа

1) Определение понятия «государство».

2) Власть князя и дружины.

3) Роль вече в государственном устройстве Древней Руси.

1) Государство – это объединение людей, которые живут на определенной территории, признают высшей авторитет центральной власти. Такую власть называют законной. Признание ее выражается в готовности людей платить в пользу неё налоги, подчиняться ее приказам и т.д.

2) В Средние века в большинстве стран высшую государственную власть осуществляли правители, передавая эту власть по наследству от отца к сыну, от старшего брата к младшему. Такое устройство политической власти называют монархией. На Руси правителя называли князь. Возможно слово происходит от славянского «ко-нязь» - конный витязь. Людей, которые помогали и служили князю называли дружиной. Это были воины которые воевали вместе с князей, а в мирное время осуществляли княжеские поручения и тем, самым осуществляли государственное управление. Большую часть времени князья проводили в военных походах и в сборах дани с подчиненного населения. Но, племена платили дань и добровольно – как защитнику в случае нападения врагов. Кроме того, князь являлся и высшим судьей. Князь отвечал за поддержание мирных отношений с соседями и обеспечивал безопасность торговли (купцов – гостей). Князь с дружиной лично ездил за данью к подчиненным племенам. На месте устанавливая сколько необходимо выплатить. Такую форму дани ввел князь Олег, и называлась она полюдье.

3) Долгое время у восточнославянских племен сохранялась традиция собирать народное вече для решения наиболее важных вопросов. Например, в Новгороде кандидатуру на должность князя утверждало народное вече.

Билет № 7

1. Расскажите о походах русских князей Олега и Игоря на Византию в Х веке. (по материалу § 5)

План ответа

1) Отношения Руси и Византии.

2) Походы князя Олега на Византию.

3) Походы князя Игоря на Византию.

4) Итоги походов князей Олега и Игоря на Византию.

1) Отношения Византийской империи, жителей которой на Руси называли греками, имели важнейшее значение для первых русских князей. Однако, эти отношения не всегда были мирными. Византийские города и провинции, а также столица – Константинополь (Царьград) – привлекали русов как военная добыча.

2) «Повесть временных лет» подробно рассказывает о походе князя Олега на Царьград в 907 г. По легенде, Царьград невозможно было захватить со стороны моря и тогда Олег приказал вытащить корабли на сушу, и поставив их на колеса, раскрыв паруса, с попутным ветром покатились к стенам столицы. Испуганные греки запросили мира и пообещали выплатить большую дань. В знак победы Олег прибил свой щит на ворота Царьграда. Греки выплатили дань и заключили с русами выгодный, для последних, договор.

3) Князь Игорь (912 – 945) тоже предпринял большой поход на Византию в 941 г. Поход был неудачным. Греки выставили свой флот. На кораблях были установлены механизмы, которые бросали горючую смесь («греческий огонь»), поджигавшую суда противника. Через три года Игорь заключил с греками договор.

4) До наших дней сохранились два договора русов с греками – договор Олега (911) и договор Игоря (944). Оба соглашения регулируют в основном вопросы торговли и опреледяют порядок прибытия русов в Византию и пребывание их в «Царьграде».

Билет № 8

1. Проанализируйте реформы княгини Ольги в Х веке, выявите их положительные стороны. (по § 5 п. 4 учебника под ред. Торкунова).

План ответа

1) Приход Ольги к власти.

2) Сущность налоговой реформы княгини Ольги.

3) Значение налоговой реформы княгини Ольги.

1) В 945 году киевский князь Игорь отправился за сбором дани (полюдье). В древлянской земле князь Игорь собрал дань, но решив, что взял мало – вернулся за повторной данью. Древляне взяли Игоря в плен и казнили как разбойника. Новым киевским князем должен был стать сын Игоря Святослав. Пока мальчик был мал, обязанности правительницы взяла на себя его мать – Ольга. Чтобы подавить восстание и не допустить выступлений в других подчиненных Киеву княжествах, Ольга жестоко отомстила древлянам за смерть киевского князя.

2) Княгиня Ольга учла печальный опыт мужа и изменила порядок сбора дани. Теперь были точно определены размеры дани – уроки и места сбора дани – погосты.

3) Отныне, дань свозили в определенные места, князь, или назначенные им люди, объезжали подвластные территории по точно установленному маршруту и в определенный срок.

Билет № 9

1. Приведите аргументы историков (не менее 3), которые называют князя Святослава князем-воином.

План ответа

1) Описание личности князя Святослава в «Повести временных лет»

2) Военные походы Святослава

1) Князь Святослав прославился как отважный воин и талантливый полководец. Нестор-летописец рассказывает о нём с большой любовью, сравнивая его за храбрость с гепардом (пардус). Почти вся его жизнь прошла в походах. Все тяготы походной жизни он делил со своими воинами.

Мало уделял внимания внутренней политике. В основном этим занималась его мать Ольга. Не любил бывать в Киеве. Хотел сделать столицей Переяславец, т.к. там « все блага сходятся: от Греции злато, паволоки, вина и овощи различные, Чехии серебро и кони, из Руси же меха и воск медь и челядь». Киевляне говорили ему: «Ты, князь¸ чужой земли ищешь, и блюдёшь её, от своей же земли отрекся».

Не нападал на врагов незаметно. Всегда посылал послов, говоря: «Хочу на вас идти». Был физически сильным. Отличительная особенность внешности — бритая голова, и только на одной стороне висела прядь волос, что означало знатность рода. Одеждой ничем, кроме чистоты, не отличался от других.

Память о князе-воине, Александре Македонском Восточной Европы, бережно хранится в памяти народа. Стали крылатыми его выражения: « Иду на вас»( « Иду на вы! »), «Мёртвые сраму не имут».

2) В историю Святослав вошел как доблестный воин и полководец. Свою жизнь он провел в походах и сражениях. В 964 – 969 походы князя были направлены в основном на восток. Восточнославянское племя вятичей, проживавшие на Оке, в верховьях Дона было присоединено к Руси. Побеждена Волжская Булгария, Хазария.

В 968 – 971 гг. Святослав предпринял несколько походов на юг – в Дунайскую Болгарию. Князь Святослав хотел перенести туда, на берега Нижнего Дуная, центр своего государства.

В 969 г. на Киев напали печенеги, отразив их удар, Святослав снова ушел на юг.

Византии было не выгодно укрепление и рост Руси. К тому же Византия рассматривала Болгарию как свои владения. После ожесточенных сражений, потеряв многих воинов, Святослав вынужден был заключить мир с греками и пообещал уйти из Болгарии. На обратном пути в Киев князь был убит печенегами.

Билет № 10

Билет № 11

Билет № 12

Билет № 13

Билет № 14

1. Дайте характеристику правления князя Владимира Мономаха. (учебник § 8)

План ответа

1) Приход князя Владимира Мономаха к власти.

2) Деятельность киевского князя Владимира Мономаха.

3) Историческое значение деятельности князя Владимира Мономаха.

В апреле 1113 года умер киевский князь Святополк Изяславич. При жизни он не пользовался уважением киевлян, был вероломным и жадным человеком. Он покровительствовал ростовщикам. В долговую кабалу попали простые горожане и княжеские дружинники. Но, старшая дружина хотела видеть новым киевским князем сына Святополка. Однако народ Киева на вече выступил против. Толпа разгромила дома ростовщиков, люди начали уничтожать долговые расписки.

Киевская знать боялась разрастания беспорядков. Одним из самых уважаемых князей Руси был переяславский князь – Владимир Мономах. Он прославился как жесткий но мудрый и справедливый правитель. Он был инициатором Любеческого съезда князей (1097 г.), защищал свою землю от половецких набегов. В город Переяслав к Владимиру Мономаху были отправлены гонцы с приглашением на престол «отца и деда». Владимир отказался, т.к. считал, что не имеет права на Киев. Но киевляне вторично обратились к Владимиру Мономаху – тот согласился.

2) После вокняжения Владимир Мономах издал «Устав» - правовой документ, который стал последней частью Русской Правды. Закон защищал права должников и ограничивал ростовщиков. Нельзя было требовать более 20% сверх взятого. Нельзя было обращать свободных людей в рабов за долги. Владимир Мономах смог подчинить других князей, и на время объединил земли Руси. В назидание сыновьям он написал «Поучение детям» - в котором описал свой жизненный путь и дал детям наставления как правильно вести себя в разных жизненных ситуациях.

3) Владимир Мономах смог на время объединить земли Руси, при нем и его сыне Мстиславе Великом на время были прекращены усобицы, наступило относительное благополучие и мир.

Билет № 14, 2 вопр.

В XI веке пришли в наш край новые завоеватели – торки. Основные кочевья торков располагались в бассейне реки Казенный Торец. Господство торков в Восточной Европе было недолгим. Уже в 1060 г. объединенное войско русских разбило их наголову. Как и печенеги, оставшиеся торки расселились небольшими группами на границах Руси, либо откочевали к Византии. До разгрома основные кочевья торков располагались в Донецкой области в бассейне реки Казенный Торец. От них происходит целая серия гидронимов (названия рек) и топонимов (названия местности): Сухой, Кривой, Казенный Торец, Большой Тор, Торецкое городище и город Тор (современный Славянск), поселки Торецкое и Торское в Константиновском и Краснолиманском районах, Краматоровка (современный Краматорск) на Казенном Торце. Именно в этом степном микрорайоне обнаружены немногочисленные погребения торков: у села Торское в Краснолиманском районе и города Ясиноватая. Во многом они похожи на печенежские. Торки, как и печенеги, хоронили своих сородичей в курганах в ямах с деревянным настилом. Сверху настила клали голову и ноги коня. Самого коня родственники съедали во время тризны (тризна — поминки). Конь был обязательным элементом захоронения. Кочевники верили, что покойные въезжали в «рай» на коне. Арабский писатель и историк X века Ибн-Фадлан детально описывает погребение умершего торка: в большую яму помещают покойника, одетого в куртку, с поясом и луком, с чашей в руках; потом сородичи убивают лошадей и съедают их мясо, кроме головы, ног, кожи и хвоста, которые помещают на деревянном перекрытии. В середине XI в. место печенегов и торков в степи заняли половцы. Однако небольшие их группы по-прежнему кочевали между Днепром и Доном. В начале XII в. Владимир Мономах во время одного из походов на половцев встретил в низовьях Днепра орду печенегов и торков и увел их с собой

Билет № 15

Билет 1.

Охарактеризуйте причины и последствия Великого переселения народов, расскажите об участии в нем славян

План ответа на вопрос 1.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 4879; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.089 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь