Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Европейское кинематографическое сообщество ⇐ ПредыдущаяСтр 10 из 10
С 1970 года европейский кинематограф подарил миру много достойных внимания картин и режиссеров. Все более распространенным становится совместное производство, когда средства и актеров для фильма представляет не одна страна, а две или несколько. Некоторые из ранних попыток такого рода были не слишком обнадеживающими. На них ополчились критики, а публика не баловала своим вниманием. Однако такие картины, как Кинотеатр " Парадизо" Джузеппе Торнаторе (Италия/Франция) и трилогия Кшиштофа Кислевского " Три цвета: синий, белый, красный" (Франция/Швейцария/Польша), удостоенные многих призов, доказали плодотворность подобного сотрудничества.
И все же забота о процветании национальной кинопромышленности остается в Европе главным вопросом. Французские и итальянские картины по-прежнему пользуются большой популярностью во всем мире. Но даже в этих странах за последнее время очень мало появилось работ, которые могли бы соперничать с достижениями " новой волны" 1960-х годов. Кинематографисты Дании и Швеции также пребывают в тени прошлого. Другие европейские страны выпускают гораздо меньше фильмов, однако их голоса все громче звучат на мировой сцене.
Кинематографы Восточной Европы находятся на перепутье. После второй мировой воины они получили мощную поддержку государства, которое также защищало их от конкуренции со стороны Голливуда. Кризис английского кино
Большую часть своей истории английский кинематограф пребывал в тени Голливуда. Поэтому, несмотря на то что он дал миру множество мастеров и прекрасных картин, постоянно казалось, будто он находится в глубоком кризисе. И все же благодаря усилиям таких кинокомпаний, как " Голдкрест", " Хэндмейд филмз" и " Пэлэс пикчерс", а также телевизионных станций " Канал 4" и " Би-би-си" -2, британская кинопромышленность сегодня во многих отношениях чувствует себя лучше, чем в предыдущие десятилетия.
Английские картины завоевали множество " Оскаров". Среди них были красочные исторические ленты типа " Ганди" (1982) Ричарда Аттенборо и такие " костюмные" драмы-экранизации, как " Хауардс-Энд" (1992) Мерчента и Айвори. Другие фильмы отражали жизнь современной Великобритании? " Моя прекрасная прачка" (1985), " Шумная игра" (1992) и " Четыре свадьбы и одни похороны", картина, ставшая в 1994 году самой кассовой английской лентой всех времен.
Неоднократно удостаивались " Оскаров" и английские актеры. Майкл Кейн, Шон Коннери, Бен Кингсли, Дэниэл Дэй-Льюис, Джереми Айронз, Энтони Хопкинс и Эмма Томпсон - все они в последние годы получали премии за актерское мастерство. Английские режиссеры Алан Паркер, Николас Рей, Адриан Лайн, братья Ридли и Тони Скотт также сделали себе имя в Голливуде.
Не меньшим успехом пользовались и ленты социальной направленности, а также те, что отличались своеобразием художественного стиля. Наград удостаивались режиссеры Дерек Джармен, Питер Гринуэй, Майк Ли и Кен Лоуч. Больше картин чем когда-либо производится в Шотландии, Уэльсе и Ирландии. А английские мастера спецэффектов считаются одними из лучших в мире.
И все же будущее британского кинематографа выглядело бы более светлым, если бы он наконец отказался от навязчивой идеи конкурировать с Америкой.
Тем не менее кино сыграло важную роль в общественной жизни этих стран в условиях кризиса идей коммунизма конца 1980-х годов. Картины Кшиштофа Занусси, Агнешки Холланд и Анджея Вайды оказали существенную поддержку профсоюзу " Солидарность" во время волнений в Польше в 1980? 1981 годах. Со времени краха коммунистической системы в конце 1980-х годов реорганизованная кинопромышленность Восточной Европы испытывает острую нехватку средств. Преодолевая языковой барьер Продукция, выпускаемая мировой кинопромышленностью, сегодня имеет более обширную аудиторию, чем когда-либо прежде. Все большее количество картин, снятых в разных странах, распространяется на видеокассетах и демонстрируется по телевидению.
К сожалению, многие американцы еще не изжили своего предубеждения против фильмов, которые были либо дублированы, либо снабжены субтитрами на английском языке. Они склонны рассматривать их как своего рода " чистое" искусство, не способное обеспечить столь же высококачественное зрелище, как дорогостоящие голливудские ленты. В результате они лишают себя возможности увидеть по-настоящему значительные картины. Между тем картины, снятые в таких разных местах, как Голливуд и Гонконг, " Болливуд" и Буркина-Фасо, имеют много общего в тематике и сюжетных линиях. Фильмы, снятые на иностранном языке, лишь требуют чуть большей сосредоточенности, но очень часто это окупается сторицей. Супербоевики и 'блокбастеры'
С 1970-х годов господствующее положение в Голливуде заняло новое поколение кинематографистов, прозванное " киноотпрысками". Их дорогостоящие " блокбастеры" рассчитаны в первую очередь на молодежную аудиторию. Такие остросюжетные развлекаловки выпускаются ныне повсеместно, их выходу на экраны предшествуют шумные рекламные кампании, призванные обеспечить им кассовый успех.
Наибольшую известность среди режиссеров нового поколения приобрели Фрэнсис Форд Коппола, Джордж Лукас, Мартин Скорсезе и Стивен Спилберг. Их прозвали " киноотпрысками", поскольку они получили специальное кинематографическое образование и приобретенные знания об истории кино оказали сильное воздействие на их режиссерский почерк. Картины Копполы " Крестный отец" (1972) и Спилберга " Челюсти" (1975) открыли новую эру " блокбастеров". В стиле комиксов Среди фильмов такого рода, пользовавшихся наибольшим успехом у публики, можно выделить сериал " Звездные войны" Лукаса и трилогию Спилберга об Индиане Джонсе. Эти приключенческие ленты стали известны как супербоевики. И все же, несмотря на потрясающие спецэффекты, многие из подобных картин представляли собой всего лишь переработанные версии популярных сериалов и комиксов 1930-1940-х годов. Они редко заставляли зрителя шевелить мозгами, и ему оставалось только наблюдать, как шаблонные персонажи переносятся из одной эффектной сцены в другую. Даже сам Спилберг пренебрежительно отзывался о качестве такого кино.
Огромной популярностью пользовались многие научно-фантастические ленты, в том числе картина " Инопланетянин" (1982), удерживавшая первенство по кассовым сборам вплоть до выхода на экраны спилбергского же " блокбастера" о динозаврах " Парк юрского периода" в 1993 году. Эти фильмы приносили еще больший доход, когда распространялись собой Э1 фанизацию одноименного бестселлера на видеокассетах. Новая режиссура Сегодняшние голливудские режиссеры гораздо лучше известны любителям кино, чем их предшественники. На счету таких мастеров, как Оливер Стоун, Джонатан Демм, Джон Хьюз, Айвэн Рейтман и Роберт Земекис, немало популярных картин.
Однако всем им еще только предстоит достичь звездного статуса Стивена Спилберга.
Того, в свою очередь, сменил в роли вундеркинда американского кино Квентин Тарантино. Его криминальные триллеры " Бешеные псы" (1992) и " Криминальное чтиво" (1994) произвели настоящий фурор как невероятной жестокостью многих сцен, так и блестящими диалогами.
Некоторые незаурядные картины последних лет были созданы независимыми режиссерами, предпочитающими работать вне Голливуда.
Наиболее известными из них являются Вуди Аллен, Мартин Скорсезе, Джон Кассаветес, Джим Джармуш, Джон Сейлс и братья Коэн. Суперзвезды Стоимость производства кинокартин продолжает расти. Фильм Джеймса Камерона " Правдивая ложь" (1994) обошелся примерно в 100 миллионов долларов и рекламировался как самый дорогостоящий за всю историю кино.
Продюсеры готовы платить звездам огромные деньги, лишь бы увеличить шансы картины на успешный прокат.
К началу 1990-х годов Арнольд Шварценеггер зарабатывал по 15 миллионов долларов за картину, и даже 12-летний Маколей Калкин получил за фильм " Один дома" -2 - " Потерявшийся в Нью-Йорке" (1992) свыше 5 миллионов долларов.
Приключенческие ленты, как правило, выдвигают на первый план мужчин-актеров.
Они проложили дорогу к славе таким исполнителям крутых ролей, как Клинт Иствуд, Арнольд Шварценеггер, Сильвестр Сталлоне, Гаррисон Форд и Мел Гибсон.
Приобрели известность и многие характерные актеры, в том числе Роберт Де Ниро, Аль Пачино, Майкл Дуглас, Джек Николсон, Том Хэнке, Кевин Костнер и Том Круз.
Из актрис сопоставимыми гонорарами могут похвастаться лишь Джулия Роберте, Шарон Стоун и Деми Мур.
Однако Голливуд располагает и множеством других прекрасных актрис, включая Джуди Фостер, Мишель Пфайффер, Мерил Стрип, Джессику Ланж, Уинону Райдер, Джину Дейвис и Сьюзен Сарандон. Второй 'золотой век' К середине 1970-х годов в Америке сложилась крайне угнетенная атмосфера, вызванная поражением во вьетнамской войне и отставкой президента Никсона после уотергейтского скандала. Мрачные настроения американцев нашли свое отражение в ряде впечатляющих фильмов. Такие картины, как " Разговор" (1974) Фрэнсиса Форда Копполы, " Китайский квартал" (1974) Романа Полански, " Кто-то пролетел над гнездом кукушки" (1975) Милоша Формана и " Таксист" (1976) Скорсезе, явились составной частью второго " золотого века" в истории Голливуда.
Ведущей фигурой этого периода был режиссер Роберт Олтмен. Он заново переосмыслил некоторые традиционные жанры, в том числе военный - " M.A.S.H." (" Передвижной военно-хирургический госпиталь", 1970), вестерн (" Мак-Кейб и миссис Миллер", 1971), детективный триллер (" Долгое прощание", 1973) и мюзикл (" Нэшвилл", 1975), разрушая блистательный образ Америки, обычно создаваемый Голливудом. Он даже позволил себе насмехаться над самим кинобизнесом в картине " Игрок" (1992). 'Старое доброе кино'
Главная задача Голливуда 1990-х годов состоит в том, чтобы, одновременно удовлетворяя запросы юной аудитории, не разочаровывать взрослых зрителей, переросших супербоевики и прочую развле-каловку.
В поисках решения руководство киностудий обратилось к традиционным сюжетным линиям голливудских жанров.
Столкнувшись с многочисленными жалобами на перенасыщенность фильмов насилием и сексом, продюсеры стали уделять больше внимания " старому доброму кино".
Такие картины, как " Красотка" (1990) и " Неспящие в Сиэтле" (1993), ознаменовали собой возвращение к романтической комедии " золотого века" Голливуда. Точно так же фильмы " Дорогая, я не хотел детей" (1989), " Скрытый сад" и " Миссис Даутфайр" (1993) говорят о тенденции роста популярности семейного кино. Режиссеры
ЖЕНЩИНЫ-РЕЖИССЕРЫ
Сьюзен Сейделман, " В отчаянии ищу Сьюзен" (1985)
Пенни Маршалл, " Большой" (1988) Эми Хекерлинг, " Посмотри, кто говорит" (1990)
Кэтрин Бигелоу, " Брэйкпойнт" (1991) Марта Кулидж " Вьющаяся роза" (1991) Барбра Стрейзанд, " Повелитель волн" (1991)
Пенелопа Сфирис, " Мир Уэйна" (1992)
Нора Эфрон, " Неспящие в Сиэтле" (1993)
НЕЗАВИСИМЫЕ РЕЖИССЕРЫ
Джон Кассаветес, " Женщина под воздействием" (1974) Джим Джармаш, " По закону" (1986) Джон Сейлс, " Город надежды" (1991) Джоэл и Этан Коэн, " Восставшая Аризона" (1987), " Бартон Финк" (1991), " Поверенный Хадсакера" (1994) Хал Хартли, " Простые люди" (1992) Джон Дал, " Последний соблазн" (1994) " Терминатор" -2 - " Судный день" (1991). Афро-американское кино
Невзирая на бурю протестов, вызванную картиной " Рождение нации" еще в 1915 году, Голливуд в последующие 50 лет не внес практически никаких изменений в свою политику по отношению к черным актерам, по-прежнему отводя им роли рабов, слуг и преступников. Однако в 1960-е годы движение за гражданские права черных американцев, возглавлявшееся такими разными людьми, как Мартин Лютер Кинг и Малколм Экс, вынудило белую Америку пересмотреть свои взгляды на расовую проблему. В 1967 году Голливуд отреагировал на это картинами " В разгар ночи" и " Угадай, кто придет к обеду" (в главных ролях снялся темнокожий актер Сидни Пуатье), в которых различные белые персонажи осознают ошибочность расовых предрассудков. И все же, несмотря на успех Пуатье, афро-американские актеры по сей день с трудом вписываются в магистральное направление американского кино. Наиболее известными чернокожими актерами являются Эдди Мерфи, Дензел Уошингтон, Вупи Голдберги Уэсли Снайпс. Афро-американские режиссеры стали играть заметную роль в американском кинематографе после выхода на экран картины Мелвина Ван Пиблса " Мелодичная песня Баадассссс" (1971). Однако наиболее важным событием в афро-американском кино стал дебют Спайка Ли в 1986 году в картине " Она получит свое". За этой комедией он снял фильм " Поступить правильно" (1989), весьма противоречивую ленту, где делалась попытка анализа расовых проблем современного города. Она стала первой картиной, в которой подростковые проблемы сегодняшней Америки освещались с точки зрения черных американцев. Творчество Ли вдохновило многих молодых темнокожих кинематографистов, включая Джона Синглтона, Эрнеста Р. Диккерсона и Джулию Дэш.
В некоторых " блокбастерах", таких, как " Терминатор" -2 - " Судный день" (1991) и " Судья Дредд" (1995), упор все еще делается на спецэффекты. Однако в других картинах средства в основном тратятся на роскошные костюмы и декорации, как, например, в историко-авантюрных лентах " Робин Гуд? король разбойников" (1991) и " Отважное сердце" (1995). В последнее время в моду вошли и такие экранизации, как " Возраст невинности" (1993) и " Интервью с вампиром" (1994).
В поисках формулы кассового успеха Голливуд предпочитает действовать наверняка, выпуская продолжения популярных фильмов, таких, как " Бэтмен" и " Смертельное оружие". Кроме того, больше внимания, чем когда-либо, уделяется блистательному прошлому Голливуда. Переснимаются такие старые хиты, как " Мыс страха" и " Чудо на 34-й улице". Многие другие картины, вроде " Троих мужчин с младенцем" (1987) и " Соммерсби" (1993), являются римейками широко известных иностранных лент. Среди растущего числа фильмов, навеянных телевизионными сериалами, можно выделить картины " Беглец" (1993) и " Семейка Флинтстоунов" (1994).
Впрочем, большие затраты на производство картины вовсе не гарантируют ее успех у зрителей. Ежегодно внимание публики привлекает ряд не столь широко разрекламированных лент. Среди таких нашумевших " темных лошадок" 1990-х годов выделяются картины " Призрак", " Как сестры" и " Скорость". Виды на будущее На всем протяжении первого столетия своего существования кинематограф, как правило, умело использовал новейшие достижения науки и техники. Звук, цвет, широкий экран стали неотъемлемой частью современного кино, пусть и после длительных периодов проб и ошибок. Возможно, настанет день, когда то же самое можно будет сказать и о взаимодействующих системах объемного видения, таких, как " Си-Ди-ай" и " виртуальная реальность".
Благодаря цифровому видео в наши дни стало возможным записывать видеоинформацию на компакт-диски. Когда такой диск вставляется в систему " CD-Rom", зритель получает возможность либо наблюдать за разворачивающимся действием в его неизменном виде, либо активно вмешиваться в него. При помощи обычного джойстика он может воздействовать на сюжет фильма и на его финал. Вскоре компьютерная техника позволит зрителям не только изменять сюжетную линию таких всемирно известных картин, как " Унесенные ветром" и " В поисках затерянного ковчега", но и самим принимать в них участие. Возможно даже, что голография и " виртуальная реальность" найдут применение в самом процессе создания кинофильмов.
Пока же зрительская аудитория становится свидетелем все более впечатляющих методов проецирования изображения на экран. Скажем, система " Имэкс" способна выдавать изображение троекратно больших размеров, чем стандартное широкоэкранное. Так называемый " Омнимэкс" при помощи специальных объективов проецирует эффективное 180-градусное изображение на куполообразные экраны над головами зрителей. Правда, подобные дорогостоящие системы применяются лишь в нескольких специально оборудованных кинотеатрах. Научные открытия в скором времени могут привести к тому, что сам кинопроектор окажется ненужным. Такие электронные процессы, как высокоразрешающее видео (ВРВ), позволят демонстрировать фильмы прямо по оптоволоконному кабелю либо проецировать их на экран через спутник.
Итак, после столетнего господства кинопроектора нас, возможно, ожидает столь же длительная эпоха электронного кино. Что бы ни случилось в будущем, " живые картинки" в любом случае останутся излюбленным зрелищем, продолжая волновать, развлекать и восхищать публику всех возрастов и пристрастий. " Крылатые фразы" приходят из кино
И стар и млад великолепно помнят " крылатые фразы" из старых фильмов, - они благополучно дожили до наших дней. Давайте вместе совершим путешествие по нашему любимому культовому кино, а заодно вспомним, что кино всегда было зеркалом эпохи, историей страны. Сергей Эзенштейн однажды сказал: " Мы думали, что делаем новую жизнь и кинематографию, но это она, жизнь, делала нас". Одна из характерных черт жизни 30-х годов - короткие и энергичные лозунги и запоминающиеся фразы, которые звучали на всех митингах, агитировали с плакатов и растяжек на улице. Принцип кино - достичь большого малого, и герои первого звукового кино тоже говорили яркими, запоминающимися фразами, и эти крылатые слова тут же входили в обиходную речь, начинали звучать со сцен рабочих клубов. (Фильм " Чапаев" ). К середине 30-х годов гражданская война уже казалась далеким и вполне романтическим прошлым и перед советской Россией встали совершенно новые задачи, которые потребовали невиданного напряжения сил - механизация, коллективизация, электрофикация, подъем промышленности, - вот чем жила страна. " Догнать и перегнать Америку" - этот лозунг уже тогда не казался совершенно невероятным и в фильме " Веселые ребята", в этом документе 1934 года, уже есть это ощущение великой победы как грандиозного прорыва куда-то в светлое будущее. " Мы будем петь и смеяться, как дети, среди упорной борьбы и труда". Зрители сразу же полюбили этот фильм, фильм-сказку, фильм-мечту, ведь эта радостная и оптимистическая история с точностью до наоборот показывала на экране реальную жизнь этих самых зрителей. Нам сегодня, благодаря этой ленте, хотя бы отчасти становится понятен энтузиазм, надежды и стремление комсомольского племени тех лет. Фильм " Веселые ребята" прогремел не только в СССР. Картина была отмечена на Венецианской киновыставке и получила хорошие отзывы в американской прессе. Сам великий Чаплин, занятый на съемках своего фильма " Новые времена", увидев ленту, писал: " Александров открыл для Америки новую Россию. До " Веселых ребят" мы знали Россию Достоевского, теперь мы увидели большие сдвиги в психологии людей. Это агитирует больше, чем доказательства стрельбой и речами". Появление в начале 30-х годов звукового кино ознаменовало новый этап взаимоотношения кинематографа и советской словесности и событие это символически совпало с выходом в свет шедевров Ильфа и Петрова " 12 стульев" и " Золотой теленок", а когда потом, уже много позже, появились экранизации этих незабываемых произведений, многие граждане, несмотря на повальную грамотность в нашей стране, словно впервые узнали о существовании сына турецкоподданного Остапа Бендера. Это были, наверное, последние произведения, которые со времен Грибоедова и Крылова полностью разошлись на цитаты. Рассказ о приключениях героев Ильфа и Петрова может дать представление о нашей стране начала 30-х годов пожалуй не хуже, чем специальные исторические труды. Гигантские стройки века - праздник для трудящихся - рисуют реальную картину того времени, и Остап, к своему сожалению, чужой на этом празднике жизни. Помните? " Настоящая жизнь пролетела мимо, победно трубя и сверкая лаковыми крыльями. Вам не завидно, Балаганов? Мне завидно". Сельские ярмарки и городские парки культуры - вот главная радость для семьи строителей нового общества в редкие выходные. Ну и, конечно, кино. И в конце 30-х годов кинематограф получил заказ на необычную ленту - нужна была музыкальная комедия. И такая лента появилась. Сюжет, казалось бы, - ничего особенного, а вот фильм получился отменный, и благодарный зритель тут же заговорил языком его героев. (" Волга-Волга" ) " Жить стало лучше, жить стало веселей", - объявил Сталин в конце 30-х годов. Этот лозунг немедленно был подхвачен советским партийным кинематографом. " Раньше в песнях тоска наша пела, а теперь наша радость поет". С таким же энтузиазмом, как на строительстве платин и заводов, советский народ начал радоваться жизни. Судя по кинодокументам. Кадры из игровых фильмов того времени порой трудно отличить от кинохроники. Может быть потому, что фильмы и праздничные торжества режиссировали одни и те же люди? " Я другой такой страны не знаю, где так вольно дышит человек...". Выходили новые ленты и вместе с ними в нашем языке появлялись новые крылатые фразы. Около 20 лет разделяют две самые знаменитые и любимые советские музыкальные комедии " Волга-Волга" и " Карнавальная ночь". Они отражают два разных этапа развития советского кино: картина Александрова (30-е годы) - это настоящий классический соцреализм, а " Карнавальная ночь" (50-е) - это уже мгновение оттепели. Эта первая комедия Эльдара Рязанова радует зрителей вот уже полвека. До появления " Иронии судьбы" именно " Карнавальная ночь" олицетворяла для всей страны празднование Нового года. Времена менялись. В стране, в которой наконец-то " опустили поводья", уже обещают в недалеком будущем победу коммунизма. И действительно, казалось, что еще немного, и гарантии нового вождя, Никиты Сергеевича Хрущева, будут выполнены. И 60-е - это самый расцвет нашего кинематографа. В те годы появились блестящие комедии Рязанова и Гайдая, вся страна в одно мгновение заговорила языком этих картин - " Кавказская пленница", " Берегись автомобиля", " Операция " Ы", Или новые приключения Шурика"... Вроде бы отрицательные персонажи, но какие колоритные, какие узнаваемые, какие живые! Проходят годы, снова меняется руководство страны, дождем сыплются награды за успехи, достигнутые в области развития народного хозяйства, но, странным образом, изобилие и всеобщее прцветание опять отодвигается куда-то вдаль, а жить лучше хочется уже сегодня. Хочется лучше кушать, обитать в отдельных квартирах, иметь автомобиль... Странное дело, наши официальные праздники и парады становятся все пышнее и пампезнее, а полки в магазинах - пустеют. Анекдотическая ситуация, способствующая расцвету народного жанра - анекдота, в том числе и в кино. А потом наступило застойное безвремение, жизнь резко разделилась на две части: первая была официальная, с привычным враньем телевидения и прессы, со скукой партсобраний, с демонстрациями; а вторая - обычная, реальная, с давкой в очередях за водкой и колбасой, с необходимостью не покупать, а доставать все, от джинсов до автомобилей. В этой серой жизни все меньше появлялось героев, которым хотелось бы подражать, которых хотелось бы цитировать. И вот, на этом сером, будничном фоне, появляется фильм " Белое солнце пустыни". По нему можно предсказать все, что произойдет потом. В этом фильме видно все: и то, что " за державу обидно", и хочется что-то сделать, и какое-то отчаяние и ярость. Вроде бы кинокомедия, а грустный получился фильм. Ни одна картина не разошлась на такое количество цитат. Естественно, все их мы помним и сегодня. У Евгения Евтушенко есть такое стихотверение: " Интеллигенция поет блатные песни". Поставщиком таких песен была не только зона, но, конечно, и кино. Самый яркий из таких фильмов, весьма обогативший наш словарный запас - " Джентльмены удачи". А появление замечательной ленты " Мимино" привело к тому, что огромная часть населения единой многонациональной державы вдруг заговорило с восточным акцентом, подражая героям Фрунзика Мктрчана и Вахтанга Кикабидзе. К концу 80-х годов культовые картины, в которые могла бы влюбиться вся страна, выходили все реже и реже. Может быть, само кино стало задыхаться в атмосфере застоя? А потом грянула перестройка, и... началось. Страну захлестнул буквально шквал ранее запретной информации, в том числе и зарубежной. Рухнул " железный занавес", а вместе с ним и наш прокат. Появилось много плохого американского кино, расцвело махровым цветом видеопиратство. На лучшие американские картины, к сожалению, денег не было и в этой обстановке отечественное кино стало постепенно угасать. Наступила эра кооперативного кино. А те бюджетные ленты, которые, как блины, выпекались одна за другой, ни в какое сравнение не шли с прежним нашим кинематографом. Кинозалы в одночасье опустели, иссяк и поток экранных " фенечек", которые целых 60 лет пополняли нашу лексику. Но свято место пусто не бывает и эту нишу стала постепенно заполнять телереклама. Она - такой же признак того времени, как и появившиеся оптовые рынки, нищие на улицах, " сникерсы" и " тампаксы" в ларьках. И осталось грустным символом всего кинематографа начала 90-х годов название самого знаменитого документального фильма Станислава Говорухина " Так жить нельзя". В 1996 году, вопреки всем прогнозам, наконец-то появился фильм, которому завоевать сердца зрителей не помешал ни развал страны, ни распад проката. Количество цитат из этого фильма, пожалуй, напомнило о " Белом солнце пустыни". С тех времен не было в нашем кинематографе такой картины, которая так бы разошлась на цитаты. Их повторяли и простые работяги, и старые интеллигенты, и " новые русские", и даже депутаты Госдумы. Режиссер Александр Рогожкин все-таки сумел найти тему, объединившую зрителей независимо от места жительства, социального статуса, возраста, и даже пола. Его фильмы " Особенности национальной охоты", " Особенности национальной рыбалки" по рейтингу в СНГ, пожалуй, в состоянии задвинуть даже " Титаник". Что ж, выходит, рано еще хоронить отечественный кинематограф?
Конец эпохи " немого кино"
К 1929 году " немое кино" достигло своего апогея - оно стало международным языком. Если фильм снимали, к примеру, в Германии, то его могли понять, почувствовать и пережить в Америке, в Англии, в Италии, во Франции. Но появление телефона требовало, чтобы кино " заговорило". Неужели " говорящие фильмы" уничтожат международный язык? Неужели они сметут все, чему научился кинематограф в эпоху " немого кино"? Это произошло не сразу. Какое-то время " немые фильмы" существовали параллельно с " говорящими". Двумя годами раньше, с выходом на экраны " Певца джаза" (1927), в Америку пришло звуковое кино. В Европе фильм первоначально был показан в немой версии, чтобы его озвучить была использована система Vitapfone - звук на отдельной пластинке был синхронизирован с изображением. Джордж Пирсон, режиссер, смотрел " Певца джаза" в Лондоне: " Я сидел рядом с женой и я сказал ей: " Дорогая, ты знаешь, мы присутствуем при кончине немого кино"." Но " немые фильмы" никогда не были немыми - их показ всегда сопровождался живой музыкой, иногда в исполнении полных оркестров. Что произошло, когда музыке пришлось остановиться? Тысячи музыкантов оказались без работы. Питер Хопкинсон, ассистент оператора: " Возле вокзала играл на скрипке приличного вида господин в хорошем, но поношеном костюме. На мостовой возле его ног лежала шляпа, в которую прохожие бросали монеты. На его груди висела табличка с надписью " Разорен говорящими фильмами"." Музыканты были первыми жертвами звукового кино. Выход на экраны Лондона " Певца джаза" вынудил крупные кинокомпании пойти на эксперимент. На студии " BIP" снимался фильм " Китти" (1929) с Джоном Стюартом и Эстер Броуди в главных ролях. Он вышел в прокат как немой фильм, но было принято решение переснять последнюю часть со звуком. В 1928 году на этой студии не было звукозаписывающего оборудования и режиссер с актерами отправился в Нью-Йорк... На зрителей это произвело ошеломляющее впечатление. Они смотрели совершенно немой фильм с титрами, и вдруг с экрана раздались голоса. Все были поражены, весь зал был потрясен. Эксперимент имел такой успех, что компания решила приобрести американскую аппаратуру для записи звука на пленку. Сарай для хранения реквизита переоборудовали под кустарную звуковую студию. Звуковые эпизоды снимал Фрэдди Янг, впоследствии ставший самым известным английским кинооператором. Вторыми жертвами звукового кино стали актеры, прекрасные актеры, не имевшие хорошо поставленного голоса или говорившие с акцентом. Лилиан Хилл-Дэвис была великой актрисой немого кино, когда она потеряла работу, то покончила с собой, перерезав себе горло. Во Франции жертвами звука стали, в основном, русские эмигранты. Шахатунин почти не говорил по-французски и ему пришлось стать гримером. Иван Мажухин утратил свою огромную популярность, но продолжал сниматься на вторых ролях не смотря на сильный акцент. Даже многие французские актеры уже не могли сниматься в определенных ролях, потому что у них не было " настоящего парижского произношения". В немом же кино все они были " звездами" - их никто не слышал. Самым масштабным из ранних европейских звуковых фильмов был " Атлантик" (1929), поставленный немцем Эвальдом Дюпоном, и был основан на гибели " Титаника". В Берлине его считали первой стопроцентно немецкой звуковой картиной. Но на самом деле он был снят на студии " BIP". Американцы надеялись с помощью звукового кино сделать английский язык международным, но эта идея вызвала негодование европейцев. " Атлантик" был первым фильмом, снятым в трех языковых версиях. Работать с Дюпоном был приглашен лучший американский кинооператор, выходец из Англии, Чарльз Рошер. Немецкая и английская версии сильно отличались по уровню режиссуры. Работая с английским языком Дюпон чувствовал себя менее уверенно. Немцы предпочитали более медленный ритм. Дюпон делал все по-немецки тяжеловесным, все было чуть-чуть замедленным, но актеры доверяли ему и немецкая техника киносъемок стала служить примером для всего мира. Фильм " Атлантик" привлек огромное количество зрителей, и в Лондоне он показывался в двух языковых версиях, в немецкой и в английской. В немецкое кино начали возвращаться те, кто в эпоху немого фильма уехал в Америку. Эмилю Янингсу, завоевавшему в Голливуде " Оскар", пришлось вернуться в Германию из-за того, что он недостаточно хорошо говорил по-английски. По иронии судьбы, его пригласили в фильм " Голубой ангел" (1930) на роль учителя английского языка. Для съемок этого фильма Янингс порекомендовал голливудского режиссера Джозефа фон Штернберга, котрый снял пробы многих актрис, прежде чем остановился на Марлен Дитрих. Она, кстати, всегда утверждала, что это был ее первый фильм, но на самом деле уже снялась в семнадцати немых картинах. Немецкая и английская версии " Голубого ангела" имели такой успех, что компания " Уфа" впервые, после длительного периода, получила прибыль. Немецкая актриса Лени Рифеншталь была теперь, с приходом звука, знаменитой кинозвездой и хотела сама поставить фильм по горной легенде. Продюссеры отговаривали ее: " Лени, забудь об этом, из этого ничего не выйдет. Чтобы снять фильм так, как ты хочешь, нужно много денег". Лени хотела снимать фильм на натуре, но получить стилизованный результат. Ей сказали, что этого можно добиться только в студии за большие деньги. Но Лени нашла выход из сложившейся ситуации. Она думала несколько дней и вдруг ей пришло в голову простое решение: она покрыла скалы искусственным туманом, и когда через него проходил свет, он казался нереальным, как и должно было быть по сценарию. В итоге были найдены ответы на все вопросы и Лени смогла добиться в своей картине ощущения сказки. Премьера состоялась в кинотеатре " Уфа Палас". Фильм стал сенсацией. Самая влиятельная киногазета " Фильи-критик" писала: " Рядом с этой картиной меркнут все фильмы Голливуда". Все фильмы в Европе старались снимать на трех языках, чтобы конкурировать с Голливудом. Такие фильмы были нужны, потому что после краха Уолл-стрита по Европе распространялся экономический кризис. Эпоха немого кино завершилась. Снимать фильмы, на которые не пойдет зритель - это преднамеренное банкротство. Кинематограф вступил в новую эпоху, Эпоху звукового кино.
Чарли Чаплин и его женщины
Однажды в Америке цыганка нагадала ему, что он прославится, будет богат, женится три раза и родит троих детей. Внимательно рассматривая линии его руки, она добавила, что два брака будут неудачны, а третий - счастливый и что суждено ему прожить долгую жизнь и умереть в возрасте 82 лет. Прошли годы... Чарльз Спенсер Чаплин разбогател, стал сэром и одним из самых знаменитых артистов ХХ века. Правда, женат он был четыре раза и детей у него было на пять больше, чем предсказала цыганка. А из жизни он все-таки ушел действительно в 82 года... САМЫЙ КОРОТКИЙ РОМАН
Первая любовь необязательно заканчивается браком, но запоминается на всю жизнь... В тот вечер, когда его театральная труппа выступала в " Стритхем-эмпайр", Лондон изнывал от немыслимой жары. Молодой актер, наслаждаясь прохладой, царившей за кулисами, стоял, небрежно прислонясь к стене, и, равнодушный ко всему на свете, с тоской наблюдал за стайкой молоденьких танцовщиц. Вдруг одна из них споткнулась, все засмеялись и бросились ей помогать. Самая проворная из подружек оглянулась, нечаянно встретилась с ним взглядом и улыбнулась. Это было началом его самого первого и самого короткого любовного романа. Юную балерину звали Хетти Келли, она танцевала в ансамбле Берта Кутса " Янки Диддс герлс". У нее было изящное личико, огромные карие глаза, лучившиеся лукавством, чуть припухлые, совсем еще детские губки. Чарли был худ, строен и невысок. В наследство от бабушки, наполовину цыганки, ему достались красивые серо-голубые глаза и иссиня-черные курчавые волосы. Он был очарован этой девочкой и потерял голову. Чарли провожал ее в школу, где она училась, и в студию, где она брала уроки танцев. Он рассказывал ей смешные истории, а затем признался в любви. Молодой человек спешил, он всегда спешил, когда влюблялся, и был быстр, горяч и настойчив... Келли испугалась, и они расстались. Роман длился 11 дней и закончился поражением Чарли. Первым и единственным за всю его долгую жизнь. ...Пройдет шестьдесят лет. Он будет помнить не только их последнее свидание, но и " запах мыла, которым она умывалась". ВЫНУЖДЕННАЯ ЖЕНИТЬБА
Чаплин открыл Америку в 1910 году, когда приехал на берега Гудзона с английской труппой режиссера Фрэда Карно. Америка открыла для себя Чарли в 1913 году, когда он появился на экране в первых короткометражках режиссера Мака Сеннета. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-05-11; Просмотров: 284; Нарушение авторского права страницы