Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Классификация политических культур
В мире существует много политических систем, разные уровни социально-экономического, политического и культурного развития, исторические традиции. Все это ведет к существованию разных политических культур в различных обществах. Американские политологи Г.Альмонд и С.Верба выделяют три “чистых” типа политических культур. Они основаны на степени ориентации людей в политической жизни, на обеспечении функционирования политической системы. –ПАТРИАРХАЛЬНАЯ (приходская) – политические интересы не выходят за рамки своей общины, деревни, района. Отличительная черта – полное отсутствие у членов сообщества интереса к политическим институтам, центральным властям. Нет никаких норм политического поведения (африканские племена). – ПОДДАНИЧЕСКАЯ – сильная ориентация социальных субъектов на политическую систему и результаты деятельности властей, но слабое участие в обеспечении функционирования этой системы. –АКТИВИСТСКАЯ или гражданская – сильная ориентация на существующую политическую систему и на активное участие в политической жизни общества (культура участия). В чистом виде все они не существуют. Соединяясь, они дают реально существующие культуры. Высшим типом авторы считают культуру гражданственности, в которой преобладает активистская политическая культура при сохранении подданнической и патриархальной. В западной политологии дается и иная типология, в основу которой берется: а) общественно-политический принцип: политическая культура элиты, режима, общества; б) экономико-территориальный принцип: политическая культура доиндустриальная, континентально-европейская, англо-американская; в) формационный принцип (польского политолога Е. Вятра): политическая культура докапиталистической формации (племенная, теократическая, деспотическая, патрицианская, дворянская), капиталистическая формация (консервативно-либеральная, либерально-демократическая, авторитарная, тоталитарная). В зависимости от типов политической системы можно выделить: - тоталитарную политическую культуру – это навязывание населению правящей верхушкой идеалов слепого подчинения, наличие сплошной цензуры политического информирования граждан, провозглашение политических мифов, компаний по оправданию населения и жестокости. - авторитетную политическую культуру, где преобладают ценностные ориентации и стандарты вождизма, харизматическое лидерство, существует дозирование информации; - демократическую, в рамках которой осуществляют политические права и свободы граждан, создаются гарантии их обеспечения, демократические механизмы формирования убеждений, преодоление конфликтов и разногласий. В любом обществе наряду с политической культурой общества существуют субкультуры, отличающиеся от ориентации, доминирующих в данном обществе (субкультура женщин, молодежи, интеллигенции, творческой элиты, служащих госаппарата, городская, деревенская и т.д.). В многонациональных странах существуют этнические, расовые, религиозные субкультуры. Они могут быть источником дестабилизации. Поэтому необходимо стремиться к совместимости между субкультурами, согласию по коренным вопросам жизни общества. Политическое сознание и политическая культура тесно связаны с политической системой. Именно они во многом объясняют истоки, характер и особенности конкретной политической системы, существующий в обществе политический режим, поведение общественных групп, динамику и направленность политических процессов. Их изучение необходимо для прогнозирования политического поведения людей, без чего невозможна результативная практическая политика.
Политическая культура личности Политическая культура личности соответствует трем основным этапам восприятия действительности и практических действий: а) когнитивный, т.е. установочный: – информированность о политических событиях в обществе; – понимание сущности проводимой в государстве политики; – знание Конституции, своих прав, свобод и обязанностей; – знание форм и способов участия в политических процессах; – понимание сочетания коллективных и личных интересов б) убежденческий (т.е. ценностная ориентация): – наличие четко выраженного мировоззрения, политических принципов; – готовность отстаивать свои убеждения; – решимость бороться с нарушением конституционных прав; – нетерпимость по отношению к невыполнению гражданских обязанностей; – нацеленность на действия, способствующие прогрессу общества. в) поведенческий (т.е. практическая деятельность): – участие в работе управленческих органов, общественных организаций; – использование сообразно моменту определенных форм политической деятельности; – конкретная причастность к осуществлению политики в определенной сфере; – владение навыками политических дискуссий, умение выходить из конфликтных ситуаций с наименьшим уроном.
Задания для самостоятельной подготовки и самопроверки знаний студентами 1. Что отражает понятие «политическая культура»? 2. Какая из указанных характеристик соответствует патриархальной политической культуре? а) почтительное отношение к старшим (патриархам); б) ориентация на местные ценности – общину, род, клан, племя и т.п.; в) в политике участвуют только лица старшего возраста (патриархи); г) прямая передача политического опыта от старшего поколения к молодому. 3. Какова истинная характеристика подданнической политической культуры? а) стремление оказывать влияние на политическую систему; б) пассивное отношение к политической системе; в) ориентация на политические авторитеты; 4. В чем состоят особенности формирования политической культуры в Украине? 5. Назовите важнейшие составные элементы политической культуры? 6. Какое место в политической культуре занимает религиозное, символическое, мифологическое и иные начала? 7. Что такое политические стереотипы? Какие политические стереотипы получили распространение в Украине? 8. Какими факторами обусловлена специфика украинской политической культуры? 9. Как взаимодействуют политическая культура и правовая культура? МОДУЛЬ 3 СУБЪЕКТЫ ПОЛИТИКИ И ПРОБЛЕМЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ ТЕМА 10 ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО И ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭЛИТА ПЛАН 3.1. Сущность и роль политического лидерства. 3.2.Типология политического лидерства. 3.3Понятие и функции политической элиты. Основные термины: авторитарный, вождизм, диктатор, лидер, меритократия, харизматический лидер, элита, бюрократия.
3.1. Сущность и роль политического лидерства Одна из главных тем политологии – тема политического лидерства. Политология рассматривает лидерство как один из важнейших элементов механизма регулирования отношений индивидов, социальных групп и институтов в сфере политики. Лидер – это член группы, принимающий на себя значительно большую меру ответственности в достижении групповых целей, чем остальная часть группы. Возникновение лидеров связано с объективной необходимостью. Лидерство присуще человеческой природе. В первобытном обществе оно было необходимо для выживания и функционирования коллективов. Нужны были сильные, опытные, сообразительные индивиды, которые становились вождями. В последующие времена менялись формы лидерства, но принцип оставался. С появлением классов и расслоением общества лидерство становится политическим. Оно носит всеобщий характер (юношеские группы, трудовые коллективы, семья). Неформальный лидер – член группы, наиболее полно в своём поведении отвечающий групповым ценностям и потому пользующийся наибольшим авторитетом среди своего окружения. Формальный лидер назначается или избирается в соответствии с установленной процедурой, приобретая таким путём официальный статус руководителя. Руководитель обладает определенными правами и обязанностями по отношению к другим членам группы, включая и возможность наложения санкций. Его назначают или выбирают, он не обязательно имеет авторитет лидера. Лидер играет центральную роль в выработке и принятии решений, организует деятельность и регулирует отношения в группе. Это непременно личность, индивидуальность. Он может не быть руководителем, но иметь больше шансов, чем другие, стать им. Лидер выступает как субъект и объект политики. Как субъект политики лидер, по своим незаурядным качествам, в результате добровольного выбора, находясь у рычагов власти, становится во главе определённого социально-политического движения, выдвигает программу, даёт анализ обстановки, направляет усилия людей. Как объект политики лидер всегда испытывает влияние и давление различных заинтересованных сторон и должен быть готов к восприятию предложений и требований, к определённым компромиссам с различными политическими силами. Если он действует исключительно как субъект – он станет диктатором и, неизбежно, оторвётся от масс, утратив право быть лидером. Если он не проявляет своих ведущих качеств, становясь объектом для других политических сил, он превращается в заурядного вожака, марионетку. И то и другое губительно для лидера. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-05-11; Просмотров: 758; Нарушение авторского права страницы