Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Произношение безударных гласных звуков
В безударных слогах гласные подвергаются изменениям в результате ослабления артикуляции. Качественная редукция — это изменение тембра звучания гласного; количественная редукция — это уменьшение его долготы и силы. Гласные, находящиеся в первом предударном слоге, изменяются незначительно, в большей степени редуцируются гласные остальных безударных слогов. В первом предударном слоге на месте букв а и о произносится звук [а]. От ударяемого [а] он отличается меньшей продолжительностью. Например: тр [а] ва, с [а] сна. В остальных безударных слогах на месте букв а и о произносится краткий звук, средний между [ы] и [а], обозначаемый в транскрипции знаком [ъ]. Например: тр [ъ] вяной, з [ъ] лотой, школ [ъ], выз [ъ] в. В начале слова безударные [а] и [о] произносятся как [а], например: [а] зот, [а] бладать. После твердых шипящих [ж] и [ш] гласный [а] в первом предударном слоге произносится как [а], например: ж [а] ргон, ш [а] гать. Но перед мягкими согласными произносится звук, средний между [ы] и [э], например: ж [ы э ] леть, лош [ы э ] дей. После мягких согласных в первом предударном слоге на месте букв е и я произносится звук, средний между [и] и [э], например: в [и э ] сна, ч [и э ] сы. В остальных безударных слогах на месте букв е и я произносится очень краткий [и], в транскрипции обозначаемый знаком [ь], например: в [ь] ликан, вын [ь] сти, п [ь] тачок, выт [ь] нуть. На месте сочетаний букв аа, ао, оа, оо в предударных слогах произносятся гласные [аа], например: з [аа] сфальтировать, з [аа] дно, п [аа] нглийски, в [аа] бразить.
Произношение согласных звуков
В конце слов и в их середине перед глухими согласными звонкие согласные оглушаются, например: ястре [п], разбе [к], запа [т], бага [ш], тра [ф] ка, ска [с] ка. На месте глухих согласных перед звонкими (кроме в), произносятся соответствующие звонкие, например: [з] бежать, о [д] бросить, во [г] зал. В ряде случаев согласные, стоящие перед мягкими согласными, произносятся мягко. Например: [з’д’] есь, гво [з’д’] и, е [с’л’] и, ка [з’к’], ку [з’н’] ец, пе [н’с’] ия. Встречаются два варианта произношения некоторых слов, например: [з’л’] ить и [зл’] ить, по [с’л’] е и по [сл’] е. Двоякое произношение наблюдается в сочетаниях с губными согласными, например: [д’в’] ерь и [дв’] ерь, [з’в’] ерь и [зв’] ерь. Первые варианты звучат все реже. Двойным согласным буквам соответствует долгий согласный звук обычно тогда, когда ударение падает на предшествующий слог, например: _ _ _ гру [п] а, ма [с] а, програ [м] а. Если же ударение падает на последующий слог, то двойные согласные произносятся без долготы, например: а [к] орд, ба [с] ейн, гра [м] атика. Особенности произношения иностранных слов
В словах иноязычного происхождения, не окончательно усвоенных русским языком, буква о в безударном положении произносится четко: [о], то есть без редукции: б [о] а, [о] тель, кака [о], ради [о]. Иногда допускается двоякое произношение: п [о] эт — п [а] эт, с [о] нет — с [а] нет и др. Перед гласным, обозначаемым буквой е, во многих иноязычных словах согласные произносятся твердо: а [тэ] лье, ко [дэ] кс, ка [фэ], Шо [пэ] н. Чтобы не ошибиться, следует заглядывать в словарь литературного произношения! [20] Как звучат имена и отчества
В публичных выступлениях, как и в бытовой речи, нередко возникают затруднения с употреблением мужских и женских имен и отчеств. В их произношении имеются особенности, которые следует учитывать. Достаточно вспомнить, как обычно в беглой речи произносятся имена и отчества типа Павел Павлович (Пал Палыч) или Марья Ивановна (Марь Иванна). Многие из этих произносительных особенностей, свойственных разговорному стилю, в последнее время закрепляются и в речи публичной. Вместе с тем необходимо учитывать обстановку, уместность или неуместность сокращенного произношения имен и отчеств. Так, в личной беседе, непосредственно обращаясь к человеку, мы говорим: Михал Иваныч, садитесь, пожалуйста. Но в официальной речи скажем: Вечер, посвященный памяти Федора Ивановича Шаляпина. Полное, максимально приближенное к написанию произношение находим также в чтении официальных документов, указов о награждении граждан нашей страны орденами и медалями, о присвоении им почетных званий и т. п. Полное произношение распространяется на иноязычные имена-отчества, например: Фридрих Карлович (не Карлыч), Гуго Брунович (не Бруныч) и т. п. Имя, произносимое без отчества, читается полностью: Михаил. Своеобразная экономия времени и усилий выражается и в том, что мужские имена с ударением на основе при их употреблении вместе с отчествами в устной речи обычно не изменяются по падежам, например: был у Сергей Иваныча; обратитесь к Степан Петровичу беседовал с Максим Семенычем; речь шла о Федор Палыче, хотя на письме передается и склонение имен: у Сергея Ивановича. В мужских отчествах от имен на твердый согласный на месте безударного суффикса -ович произносится -ыч, например: Антоныч, Богданыч, Демьяныч, Платоныч, Семеныч, Степаныч, Тихоныч, Федорыч, Федотыч и т.п. Вместо Александрович обычно звучит Алексаныч (реже Александрыч). Само имя Александр при сочетании с отчеством, начинающимся с согласного звука, обычно произносится без конечных согласных: Алексан Петрович, Алексан Матвеич. В просторечии на месте сочетания Александр Александрович встречаем Сан Саныч. В мужских отчествах от имен на ударяемые -ей и -ай на месте суффикса -евич произносится -ич, например: Алексеич, Андреич, Евсеич, Ермолаич, Николаич. В мужских отчествах от имен на безударное -ий на месте суффикса -евич обычно произносится -ич, например: Анатолич, Арсенич, Василич, Аркадич, Игнатич. Иногда неправильно произносят некоторые имена, например неверно ставят ударение в имени Алекси й — его древнее звучание отличается ударением на последнем слоге. Женские отчества от имен на -ей произносятся со стяжением — одним гласным е на месте сочетания ее, например: Андревна, Алексевна, Матвевна, Сергевна. Однако отчества от более редких имен могут произноситься без стяжения: Дорофеевна, Евсеевна, Евстигнеевна, Корнеевна, Патрикеевна. Женское отчество Николаевна произносится со стяжением — Николавна. Сочетание -ое- во многих отчествах не произносится: Владиславна, Вячеславна, Святославна, Ярославна. В женских отчествах от имен на н и м безударный слог -ов, следующий непосредственно за ударяемым слогом, не произносится: Антонна, Богданна, Демьянна, Иоанна, Акимна, Ефимна, Максимна, Трофимна. Женское отчество Александровна произносится как Алексанна, Михайловна — как Михална, Павловна — как Полна. Более употребительные женские отчества от имен на -ий обычно произносятся без -ев: Васильна, Анатольна, Савельна, Арсеньна, Евгеньна, Аркадьна, Афанасьна, Григорьна, Юрьна. Менее распространенные женские отчества от имен на -ий могут сохранять сочетание -ев: Валерьевна, Корнельевна, Меркурьевна, Геннадьевна. Литературные ударения
Многие односложные имена существительные мужского рода имеют в косвенных падежах единственного числа ударение на окончании, например: бинт — бинта, штрих — штриха, зонт — зонта. В винительном падеже единственного числа существительные женского рода имеют ударение то на окончании, то на корне; ср.: 1) весна — весну, нора — нору, стопа — стопу; 2) гора — го ру, доска — до ску, цена — це ну, щека — щё ку. С ударением на окончании произносятся некоторые имена существительные женского рода при употреблении с предлогами в и на в обстоятельственном значении: на груди, на двери, в ночи, в сети, в чести. В родительном падеже множественного числа произносятся: 1) с ударением на основе: ме стностей, по честей, при былей; 2) с ударением на окончании: ведомосте й, крепосте й, новосте й, повесте й, скатерте й, четверте й. Различается произношение ступе ней (в лестнице) и ступене й (ступень развития чего-либо). Иногда предлоги принимают на себя ударение, и тогда следующее за ними существительное (или числительное) оказывается безударным. Чаще всего ударение перетягивают на себя предлоги на, за, под, по, из, без, например: на : на воду, на ногу, на руку, на спину, на зиму, на душу, на стену, на голову, на сторону, на берег, на год, на дом, на нос, на ухо, на день, на два, на шесть, на сто; за : за воду, за ногу, за волосы, за руку, за спину, за зиму, за душу, за нос, за год, за а город, за ночь, за два, за шесть, за сто; под : по д ноги, по д руки, по д гору, по д нос, по д вечер; по : по морю, по полю, по лесу, по полу, по два, по сто, по двое; из : и з лесу, и з дому, и з носу, и з виду; без : бе з вести, бе з толку, бе з году неделя. Во многих глаголах в прошедшем времени в форме женского рода ударение стоит на окончании: брала, была, взяла, вила, вняла, врала, гнала, дала, доняла, драла, жила, задала, заняла, звала, лила, нажила, наняла, начала, пила, плыла, поняла, прибыла, приняла, рвала, раздала, слыла, сняла, спала и др. У многих страдательных причастий прошедшего времени ударение стоит на основе, кроме формы единственного числа женского рода, в которой оно переносится на окончание, например: взя т — взята — взя то — взя ты; при нят — принята — при нято — при няты; про дан — продана — про дано — про даны; про жит — прожита — про жито — про житы и т.д. В разговорной речи часто наблюдаются отступления от литературных ударений в кратких формах прилагательных и причастий. Однако если вы вдруг засомневаетесь, как правильно произнести — пра вы или правы, вспомните пушкинские слова: Безумец я! Вы пра вы, пра вы!. .
Глава 6 Логичность речи |
Последнее изменение этой страницы: 2017-05-11; Просмотров: 193; Нарушение авторского права страницы