Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Этногенез восточных славян. Восточные славяне в VII – IX вв.: хозяйственная деятельность, общественное устройство, религия.Стр 1 из 15Следующая ⇒
Принятие христианства в Киевской Руси. Причины и последствия христианизации Руси. В 988 г. при Владимире I в качестве государственной религии было принято христианство. Однако не эти обстоятельства сыграли главную роль в принятии православия. Решающим фактором обращения к религиозно-идеологическому опыту Византии явились политические, экономические, культурные связи Киевской Руси с Византией. В системе византийской государственности духовная власть занимала подчиненное положение от императора. Это соответствовало политическим устремлениям князя Владимира. Не последнюю роль сыграли и династические соображения. Принятие православия открывало дорогу для брака Владимира с сестрой византийского императора принцессой Анной — это еще в большей мере закрепило дружеские отношения с такой влиятельной державой. Дружба с Византией не только открывала дорогу к расширению торгово-экономических и культурных связей, но и в какой-то мере защищала Русь от набегов многочисленных кочевых племен, населявших Великую степь к северу от Черного моря. Владимир, крестившись сам, крестил своих бояр, а затем и весь на род. Распространение христианства зачастую встречало сопротивление населения, почитавшего своих языческих богов. Христианство утверждалось медленно. На окраинных землях Киевской Руси оно установи лось много позднее, чем в Киеве и Новгороде. Христианство создало широкую основу для объединения всех народов этого общества. Исчезла граница между русом, угро-финном и славянином и т. д. Всех их объединила общая духовная основа. Христианство постепенно начало вытеснять языческие обряды и традиции и на этой основе произошла гуманизация общества. Значительным культурным переворотом было введение единой письменности. Принятие христианства способствовало становлению городской культуры в преимущественно сельскохозяйственной по роду жизнедеятельности стране. Под влиянием христиан развивались храмное строительство, книжное дело, литература, история и философия.
7. Северо-Восточные и Юго-Западные русские земли в период феодальной раздробленности XII – XIII вв. Сходства и отличия политического и социально-экономического развития.
8. Северо-Западные русские земли в XII – XIII вв. Специфика политического устройства и социально-экономического развития Новгорода и Пскова. Борьба со шведской и немецкой агрессией.
9.Монголо-татарское нашествие и его последствия для русских земель. Характер отношений Золотой Орды и русских княжеств.
10. Причины, этапы и особенности процесса образования Русского централизованного государства в XIV – первой половине XVI вв. Москва сумела выполнить историческую миссию собирания русских земель и превращения их из разрозненного - в единое и мощное государство. Первые упоминания о Москве относятся к 1147 году. Самостоятельная история Москвы начинается с того времени, когда она стала центром маленького удельного княжества, которое получил в наследство младший сын Александра Невского – Даниил Александрович (1276-1303). Важной предпосылкой, способствовавшей усилению Москвы, является удобное географическое положение. В основе этой победы лежала последовательная, удачливая, отличавшаяся осторожностью политика московских князей. Проводя политику «смиренной мудрости», они сумели завоевать доверие ханов Золотой Орды. Начиная с Ивана Калиты (1325-1340), право сбора дани (выхода) с русских княжеств, практически полностью перешло к Москве. Таким образом, тот характер отношений, который сложился между московскими князьями и ханами Золотой Орды, был Москве выгоден. Имея значительные денежные поступления, московские князья могли привлекать на свои земли, на выгодных для переселенцев условиях, массы пришлого населения из других мест. С этого времени начинает формироваться служилое московское боярство, сыгравшее важную роль в возвышении и укреплении Москвы. Благодаря умелой политике Ивана Калиты в 1326 году в Москву из Владимира перебрался глава Русской Православной церкви митрополит Петр. С этого времени Москва стала центром русского Православия. Тенденция объединения русских земель под началом Москвы стало отчетливо проявляться после смерти Дмитрия Донского (1359- 1389). При его сыне Василии I Дмитриевиче (1389-1425) окончательно закрепилось политическое и военное первенство Москвы. В период правления Ивана III (1462-1505) развернулся устойчивый процесс формирования русского централизованного государства, который сопровождался ликвидацией удельной системы. Важнейшими этапами этого процесса можно считать присоединение Новгорода (1478) и присоединения Твери (1485).
Этапы закрепощения крестьян в Российском государстве. Народные восстания в XVII в. Период сословно-представительной монархии, который в свою очередь является периодом развитого феодализма, характеризуется одним из наиболее важных событий в этой сфере – полным закрепощением крестьян. Первым юридическим актом в направлении закрепощения крестьян явился Судебник 1497 г., которым разрешался переход крестьян от одного помещика к другому только в течение недели до и недели после осеннего Юрьева дня при условии уплаты пожилого. Эта плата была увеличена Судебником 1550 г. С 1581 г. вводятся «заповедные лета», в течение которых запрещался даже установленный переход крестьян. Писцовые книги, которые составлялись в 50—90-е гг. XVI в., стали документальным основанием в процессе прикрепления крестьян. С конца XVI в. начали издаваться указы об «урочных летах», которые устанавливали сроки сыска и возвращения беглых крестьян (от 5 до 15 лет). И наконец окончательным актом процесса прикрепления крестьян к земле стало Соборное Уложение 1649 г., отменявшее «урочные лета» и устанавливающее бессрочность сыска. По Соборному Уложению 1649 г. крестьяне были окончательно прикреплены к земле. Но затем крепостное право стало напоминать холопство, так как крестьяне стали прикрепляться не к земле, а к личности помещика, который получил право отчуждать своих крепостных крестьян путем продажи, закладывания, дарения. К концу XVII в. помещики стали открыто продавать своих крестьян, хотя Соборным Уложением 1649 г. это было запрещено. Закрепощение крестьян осуществлялось двумя путями: 1) внешнеэкономическим; 2) экономическим (кабальным). В XV в. существовали две основные категории крестьян: старожильцы и новоприходцы. Крестьяне-старожильцы – основное население феодальных вотчин или государственных земель, противопоставляемое «новоприходцам», крестьянам, вновь призванным феодалами в свои имения из других княжеств. Старожильцы – это крестьяне, издавна живущие на земле своего феодала и выполняющие в его пользу определенные феодальные повинности. Вместе с ликвидацией удельных княжеств исчезает возможность «перезываний» крестьян из княжества в княжество. Помимо этого, по форме зависимости крестьянин мог быть: 1) половником – крестьяне-общинники, передававшие феодалам свои участки земли. За право пользоваться землей феодала половники были обязаны отдавать половину своего урожая. Половники имели право по истечении срока договора уйти от землевладельца, погасив задолженность 2) серебрянником (работать на проценты). Зависимость проявлялась в рамках холопства. Но значительно видоизменилось со времени Русской Правды: ограничиваются источники холопства, учащаются случаи отпуска холопов на волю. Закон отграничивал поступление в холопство от поступления в кабалу. Развитие кабального холопства привело к уравниванию статуса холопов с крепостными. Этногенез восточных славян. Восточные славяне в VII – IX вв.: хозяйственная деятельность, общественное устройство, религия. Славяне, как считает большинство историков, обособились из индоевропейской общности в середине II тысячелетия до н. э. Прародиной ранних славян (праславян), по археологическим данным, была территория к востоку от германцев - от реки Одер на западе до Карпатских гор на востоке. Ряд исследователей считают, что праславянский язык начал складываться позднее, в середине I тысячелетия до н. э.Первые письменные свидетельства о славянах относятся к началу I тысячелетия до н. э. О славянах сообщают греческие, римские, арабские, византийские источники. Они в ту пору занимали приблизительно территорию нынешней Юго-Восточной Польши, Юго-Западной Белоруссии и Северо - Западной Украины.В эпоху Великого переселения народов славяне освоили территорию Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы. Они жили в лесной и лесостепной зоне. Особенности земледельческого хозяйства заставляли славян колонизовать обширные территории. Славяне продвигались и селились вдоль больших рек, служивших в ту пору транспортными артериями. Местное население легко ассимилировалось славянами, как правило, мирным путём. Особыми были отношения славян с кочевыми народами. По этому степному океану, протянувшемуся от Причерноморья до Центральной Азии, волна за волной кочевые племена вторгались в Восточную Европу. В VI в. славяне неоднократно совершали военные походы против крупнейшего государства того времени - Византии. На образование крупных племенных объединений славян указывает содержащееся в русской летописи предание, повествующее о княжении Кия с братьями Щеком, Хоривом и сестрой Лыбедью в Среднем Поднепровье. По имени старшего брата Кия якобы был назван основанный братьями Киев. Хозяйство славян. Основным занятием восточных славян было земледелие.С природно-климатическими условиями тесно связаны основные системы земледелия восточных славян. На севере, в районе таежных лесов (остатком которых является Беловежская пуща), господствующей системой земледелия была подсечно-огневая. В первый год деревья подрубали. На второй год высохшие деревья сжигали и, используя золу как удобрение, сеяли зерно. Два-три года участок давал высокий для того времени урожай, потом земля истощалась, и приходилось переходить на новый участок. В южных районах ведущей системой земледелия был перелог. Там плодородных земель было много, и участки земли засевали в течение двух-трех и более лет. С истощением почвы переходили (перекладывались) на новые участки. В качестве основных орудий труда здесь использовали соху, рало, деревянный плуг с железным лемехом, т.е. орудия, приспособленные для горизонтальной вспашки.С земледельческим занятием было тесно связано скотоводство. Славяне разводили свиней, коров, мелкий рогатый скот. В качестве рабочего скота использовали на юге волов, в лесной полосе лошадей. Из других занятий славян следует назвать рыболовство, охоту, бортничество (сбор меда диких пчел), имевшие большой удельный вес в северных регионах. Выращивались и технические культуры (лен, конопля). Община. Жизнь восточных славян среди дремучих лесов и болот нельзя назвать легкой. Прежде чем срубить дом, нужно было найти сухое и сравнительно открытое место, а главное расчистить его. Невозможно было в одиночку заниматься и земледелием. Трудоемкие задачи мог выполнять только большой коллектив. В его задачу так же входило следить за правильным распределением земли. Поэтому большую роль в жизни русской деревни приобрела община - мир, вервь (от слова «веревка», которой измеряли землю при разделе).С усовершенствованием орудий труда на смену родовой пришла соседская, или территориальная община, в пределах которой возникает и укрепляется частная собственность.Все владения общины делились на общественные и личные. Дом, приусадебная земля, скот, инвентарь составляли личную собственность каждого общинника. В общем пользовании находились земля, луга, леса, водоемы, промысловые угодья и т. п. Пахотная земля и покосы подлежали разделу между семьями.Единство соседской общины поддерживалось не кровной, а хозяйственной связью. Моногамная семья, состоящая из мужа, жены, детей, становится составной частью социальной клеточки общества - соседской общины.Жилище. Как правило, поселок не велик - от одного до пяти дворов. Поселки в несколько десятков домов, по-видимому, были большой редкостью Поселки обносились земляными валами, следы которых нередко встречаются археологам. На валах ставили частоколы для защиты от врагов и диких зверей. Поселки располагались обычно по берегам рек. По-видимому, несколько поселков составляли одну общину. В пользу такого утверждения говорит группировка древних городищ «гнездами», разделенными расстоянием несколько десятков километров. Внутри гнезда поселки располагались значительно ближе друг к другу. Верование. Религия восточных славян была сложной, разнообразной, с детально разработанными обычаями; как и другие древние народы, славяне были язычниками. Они населили мир разнообразными богами и богинями. Были среди них главные и второстепенные, всесильные и слабые, шаловливые, злые и добрые. Важнейшими богами славян были Перун - бог грома, молнии, войны; Сварог - бог огня; Велес - покровитель скотоводства; Мокошь - богиня, оберегавшая женскую часть хозяйства; Симаргл - бог подземного мира. Особо почитался бог солнца, который у различных племен назывался по-разному: Даждьбог, Ярило, Хорос, что говорит об отсутствии устойчивого славянского межплеменного единства.
3. Процесс образования древнерусского государства: условия и причины. Норманнская и антинорманнская теории К 7-8 вв начинается тенденция объединения территорий, где проживали славяне, а именно: племена начали объединяться в союзы племен. К этому времени оформились 12 союзов племен. Постоянно выделяются родоплеменная знать, кот начинает выполнять административные функции. К 7-8 вв начало выделяться сословие военных. Все чаще князья начинают выполнять судебные функции. Причины оформления государственности у восточных славян: усложнение экономической жизни, отделение ремесла от с/х, выделение военного сословия, появление экономического неравенства. Первыми киевскими князьями были варяги. В 60-е годы 9 века на княжение в Новгород приглашен Рюрик, варяг. В 882 году его преемник, князь Олег, захватывает Киев и объединяет 2 центра. Факт объединения Новгорода и Киева ознаменовал факт образования единого восточнославянского государства. Внутренние предпосылки возникновения государства у славян: Переход к пашенному земледелию, отделение ремесла от земледелия, развитие ремесла и торговли; Наличие элементов государственности, потребности родоплеменной знати в аппарате защиты своих привилегий и захвате новых земель; Смена родовой общины на соседскую, возникновение социального неравенства, необходимость регулирования внутренних социальных отношений; Складывание древнерусской народности; Религия, обычаи, традиции. Внешние предпосылки: Угроза нападения врагов; Покорение соседних славянских и неславянских племён; Военные походы русских князей; Приглашение варягов как основателей правящей династии. 1.Норманская теория. Создатели теории: Байер, Миллер, Шлёцер. Государственность на Русь принесли варяги, приглашенные в 862г. на княжение в Новгород. Варяжская династия Рюриковичей объединила северную и южную Русь, создала систему сбора дани, управления и судопроизводства на огромной территории. 2.Антинорманская теория. Ломоносов. Государственность на Руси существовала в виде локальных образований и до сер.9 в. восточные славяне смогли организовать себя сами, без помощи варягов. Современные историки говорят о наличие на Руси до 9 в. трёх центров гос-ти: Куяба, Славия, Артания. 4. Политическое развитие Киевской Руси IX – XI вв.
5. Социально-экономическое развитие Киевской Руси IX – XI вв. В основе экономического развития в наибольшей степени, роль играло натуральное хозяйство, торговля и ремесло. Из Руси вывозились продукты натурального хозяйства, ремесленные изделия и рабы. Феодалы очень часто продавали челядь в другие страны. Внутренняя экономика существенно развития не получала и в ее основе лежало натуральное хозяйство. Социально-экономическое развитие при кн.Ярославе Мудром: впервые появился свод законов Древнерусского государства–«Русская Правда». «Русская Правда»называет основным населением страны свободных общинников–людинов, или людей. 2я большая группа населения–смерды. Смерд не имел права оставлять свое имущество прямым наследникам, оно передавалось князю. Третья группа населения–рабы. Раб не мог быть свидетелем на суде, за его убийство хозяин не нес ответственности. Наказанию за побег подвергался не только раб, но и все, кто ему помогал. Рабство было двух видов–полное и неполное. Полное рабство–плен, продажа себя в рабство, женитьба на рабыне или выход замуж за раба. Категория неполных рабов–закупов. Это разорившиеся общинники, пошедшие в долговую кабалу за определенную ссуду(купу).Закуп работал слугой в доме или в поле, был лишен личной свободы, но сохранял свое хозяйство и мог выкупиться, вернув долг. Рядовичи - потерявшие свободу при заключении договора(ряда).Небольшую часть населения составляли изгои–люди, лишившиеся своего социального статуса: холопы, отпущенные на волю, общинники. Они пополняли ряды ремесленников или княжеской дружины. Ремесленники – с ростом городов, развитием ремесла связана деятельность купцов. Известны 3 направления феодализации древнерусского общества. 1)происходило усиление влияния князя и обложение свободных общинников данью. 2)шло расслоение соседской общины 3) собственники земли–феодалы сажали на землю рабов, становившихся зависимыми крестьянами. Задачам укрепления феодального государства была подчинена внешняя политика киевских князей.Олег, Игорь, Ольга, Святослав, Владимир и др. последовательно проводили политику присоединения соседних земель. К началу XIв.все восточнославянские земли входили в состав единого государства. После смерти Рюрика (879 год) стал княжить Олег. В 882 году он захватил Киев, тем самым объединив два союза в одно государство, и перенес в Киев столицу. Олег также подчинил своей власти племена древлян, родимичей и северян. Власть князя над покоренными выражалась в защите от врагов и в сборе дани в виде полюдья (когда князь лично объезжает владения и собирает дань). После Олега в 912 году князем стал Игорь. Но в 945 году он попытался дважды взять дань с древлян, за что и был убит восставшими древлянами. За смерть своего мужа древлянам отомстила княгиня Ольга. Вместе с тем Ольга установила определенный размер дани – урок и основывает административные центры для пребывания княжеской администрации – погост. В погосты назначались доверенные лица из княжеской дружины.
Важное место в экономике древней Руси занимала внешняя торговля. Олег в 907 году совершил военный поход на Константинополь и добился права беспошлинной торговли в Византии для русских купцов. Это право было закреплено письменным договором в 911 году, который стал первым русским письменным договором. Договор был подтвержден и при князе Игоре в 944 году. В 965 году Святослав разгромил Хазарию, взял под. Освободившиеся земли в низовьях Волги вскоре были заняты кочевым народом печенегами. В 968 – 971 годах Святослав боролся с Болгарией и Византией за устье Дуная, но эту борьбу проиграл и погиб в 972 году от подкупленных византийцами печенегов.
Победив своих братьев в 980 году на Киевском престоле утвердился князь Владимир. Своих детей он расселил по 12 городам. Владимир расширил пределы Древнерусского государства, присоединив хорватов в Прикарпатье, печенегов на северо-западе и ятвягов в Прибалтике. После смерти Владимира Ярославу Мудрому пришлось вести борьбу за Киев с братом Ярополком Окаянным, который убил Бориса и Глеба. Утвердившись в Киеве, Ярослав Мудрый продолжил дело Владимира.
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-05-11; Просмотров: 1494; Нарушение авторского права страницы