Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Георг Гервег (Georg Herweg, 1817—1875)



 

Георг Гервег на протяжении всей своей жизни боролся за передовые идеи, за прогресс и свободу.

После окончания монастырской школы он изучал богословие и юриспруденцию в Тюбингенском университете.

В 1837 г. Гервег прервал университетские занятия и поселился в Штутгарте. Здесь юноша начал сотрудничать в журнале «Европа». Не желая служить в армии, он эмигрировал в Цюрих. В эти годы Гервег увлекался критикой и написал много содержательных статей.

 

Какова же идейная и эстетическая позиция молодого литератора?

Его суждения о литературе интересны и содержательны. В частности, в этом плане любопытна статья Гервега «Фауст у трех наций», В ней он не соглашается с мнением Жорж Санд, которая не находила в произведениях Гете героев. Гервег заявлял, что гениальный писатель и не пытался создавать надуманных героев, а изображал людей. В этом он и видел его величие.

Отношение Гервега к Гете было сложным. В заметке «Недостатки политического образования у немецких литераторов», не умаляя заслуг великого писателя, критик порицал его сервилизм. Он считал, что поэт должен быть неподкупным судьей и борцом за свободу.

Гервега, естественно, интересовали и романтики. Он отрицал их иронию и, критикуя Тика, положительно оценивал творчество Арнима, в сочинениях которого видел выражение национального характера. Особенно его восхищала свободолюбивая муза Гельдерлина.

В своих рецензиях и заметках Гервег последовательно отстаивал принципы народности и прогрессивности литературы. В статье «Литература в 1840 году» он высказал отрицательное мнение о творчестве представителей «Молодой Германии» Мундта и Лаубе. Осудив их идейную нечеткость и аморфный либерализм, Гервег противопоставил им Роберта Бернса как поэта истинно народного. Здесь же он отметил новаторские тенденции в поэзии Гейне и заявил, что новое десятилетие ожидает нового певца.

Гервег был убежден в том, что источником поэзии является жизнь народа. Поэтому в этюде «Литература и народ» (1839) критик, подчеркивая талантливость произведений Бернса и Беранже, отмечал их народный характер.

Писатель считал, что литераторы обязаны бороться за свержение гнета и тирании. Гервег был стойким защитником тенденциозной литературы,

В 1841 г. в Цюрихе выходит первый том его поэтических опытов «Стихи живого человека» (Gedichte eines Lebendigen). Этот сборник явился событием в литературной жизни. Все экземпляры книги были быстро распроданы. Имя поэта было у всех на устах. Гервег сразу завоевал положение одного из ведущих писателей Германии. Такой успех объяснялся тем, что каждая страница «Стихов живого человека» воспевала свободу и осуждала недостатки немецкого общества.

Стихотворения Гервега разнообразны по своим темам. Многие из них с большой силой обличали деспотических правителей, феодалов и служителей церкви. В других стихах были раскрыты классовые противоречия и выражены революционно-демократические взгляды поэта. Гервег в них говорил о том, что надо разрушить «старинную власть сословий» и призвать богача к ответу. Он был уверен, что уже наступила пора, когда бароны должны «снять короны», а князья «проститься с тронами». Поэт знал, что борьба за свободу будет тяжелой и кровавой. Богатые добровольно не откажутся от своих состояний и привилегий. Поэтому он призывал:

 

Все кресты с могил снимайте,

В меч возмездья обращайте.

Бог на небе нас простит.

(Пер. Н. Вержейской)

 

Гервег, как и многие его современники, увлекался идеями Фейербаха, но в «Песне о ненависти» (Das Lied vom Haß ) он уже освободился от влияния философа, проповедующего общечеловеческую любовь, и утверждал:

 

Тиранов нет ли, глянь вокруг.

Найдешь, покличь — нагрянем,

Любить нам больше недосуг,

Мы ненавидеть станем.

 

(Пер. Б. Пастернака)

 

Поэт звал трудящихся на борьбу с эксплуататорами и развенчивал ложные теории об абстрактном человеколюбии.

Самые вдохновенные строки он посвятил великому спору народа с врагами революции. Только восстание освободит «истекающий кровью» народ и «распрямит спины» угнетенных. Во имя этой великой цели:

 

Пусть буря грянет над страной,

Пусть молний не избыть...

Отважься, мой народ родной,

Хоть день свободным быть.

 

(Пер. Н. Вержейской)

 

Гервега, как и его современников, волновала проблема объединения Германии. Но он был противником объединения государства под эгидой прусского короля.

Поэт был сторонником и поборником интернационального содружества народов.

Прославляя борьбу трудящихся за свободу, Гервег восхищался прогрессивными историческими событиями, передовыми деятелями и писателями — носителями разума и гуманизма. Так, он с восторгом писал о фермопильской битве в 480 г. до н. э. между греками и персами. По его мнению, в этом сражении греческий народ проявил храбрость и патриотизм. Именно эти чувства необходимо воспитывать у каждого немца. Изобретателю книгопечатания Гутенбергу Гервег посвятил три песни. Поэт называл его знаменосцем пробуждающихся народов и борцом за культуру и прогресс. С большой симпатией он отзывался о Георге Бюхнере и считал его «глашатаем бурь».

В жанровом отношении большинство «Стихов живого человека»— песни. Гервег всегда ценил песню как средство выражения свободолюбивых идей. Об этом свидетельствуют его высказывания о Бернсе и Беранже.

Многие стихотворения Гервега сопровождаются рефреном, в котором выражена основная мысль произведения. Часто поэт прибегает к коротким лозунговым фразам. Лирическая струя его поэзии также выявляет ее социальный характер.

В 1842 г. возник спор Гервега с поэтом Фрейлигратом, примыкавшим в то время к романтикам. В стихотворении «Из Испании» Фрейлиграт заявил, что писатель должен стоять в стороне от политики и создавать аполитичные произведения. Гервег гневно осудил его позицию и утверждал, что поэзия должна носить партийный характер:

 

Глашатаи! Певцы! Нет места безучастью!

Под тучей грозовой кто остается тих?

Бросайтесь в этот бой с неудержимой страстью,

Как верный острый меч, оттачивая стих!

Так выбирайте стяг! Я буду не в обиде —

Он может быть другим, не в цвет моих знамен,

Я все давно решил, прочувствовал, увидел.

И мне венок лавровый партией сплетен.

 

(Пер. Н. Вержейской)

 

В споре с Фрейлигратом Гервега поддержала «Рейнская газета». Стихотворение «Партия» (Die Partei) явилось боевой программой для многих передовых писателей того периода.

В 1842 г. Гервег путешествует по Германии. Во время его пребывания в Кенигсберге, Берлине, Кельне писателя встречали восторженные толпы народа. В Кельне он познакомился с молодым Марксом, который положительно отзывался о «Стихах живого человека».

Прусский король Фридрих-Вильгельм IV, понимая, что муза Гервега опасна для существующего строя, решил его «приручить». Состоялась встреча Гервега с монархом. Попытка превратить поэта в придворного певца не увенчалась успехом. Вскоре Фридрих-Вильгельм запретил распространение его произведений. Гервег послал обличительное письмо королю и снова был выслан из Германии.

В 1844 г. в Париже вышел второй том «Стихов живого человека». И здесь Гервег открыто высказал свои революционно-демократические взгляды.

В стихотворениях «Иордану» и «Розга» поэт выступает против власть имущих. В «Колыбельной песне», рисуя мрачную жизнь немецкого народа, писатель возмущается его пассивностью. В подтексте этого произведения звучит призыв к сопротивлению против произвола.

Стихотворения «Бедный Яков» и «Больная Лиза» выражают горячее сочувствие людям, задавленным нуждой. Герой стихотворения «Бедный Яков» — типичный образ всех обездоленных, которые умирают в нищете и одиночестве:

 

Сегодня в ночь, придя в барак,

Скончался бедный старый Яков.

Гроб сколотили кое-как

Соседи, старца не оплакав.

 

(Пер. Н. Вержейской)

 

Многие произведения этого тома посвящены актуальным задачам искусства. Гервег критиковал творчество придворного живописца Корнелиуса и эпигонов романтизма, которые ели «из мраморных ясель с придворными скотами», считал, что задача поэта — быть в первых рядах борцов за идеи освобождения.

В 1848 г. поэт переехал из Цюриха в Париж. В это время он увлекся идеями утопического социалиста Вейтлинга. Там же Гервег близко сошелся с Карлом Марксом, с которым познакомился в Кельне в 1842 г.

Когда в 1848 г. в Германии началась революция, Гервег по совету Бакунина создал «Немецкий демократический легион» из земляков, живших во Франции, и решил вторгнуться с ним в пределы Германии. Маркс был против этого авантюристического плана и доказывал Гервегу, что революцию нельзя экспортировать. Но поэт не послушался Маркса и попытался осуществить свой замысел. Отряд был разбит, а сам он случайно уцелел от гибели. Эта авантюра привела к разрыву Гервега с Марксом.

В период революции в Германии Гервег продолжал писать политические стихи. Он выступал против реакционеров, пытавшихся объединить Германию или под властью прусского короля, или австрийского эрцгерцога. Подлинную сущность этих приверженцев монархического строя Гервег обличает в стихотворении: «Ни Пруссия и ни Австрия».

Как известно, в это время был создан франкфуртский парламент. На парламентских заседаниях либералы произносили соглашательские речи. В стихотворении «Нет конца речам» Гервег осудил болтунов-депутатов. Его стихотворение «Весна» насыщено ненавистью к убийцам революционера Роберта Блюма.

В произведениях Гервега революционных лет усиливаются сатирические тенденции. В них отчетливо, иногда в гиперболизированной форме выражаются идеи и взгляды автора.

В Париже Гервег сблизился с жившим в эмиграции Герценом. Знакомство с Герценом пробудило у Гервега интерес к русской литературе. Он перевел герценовский «Эпилог 1849» и стихотворение Лермонтова «Мне грустно потому, что я тебя люблю».

Последние годы Георг Гервег жил в Швейцарии, в Бадене. Он интересовался жизнью европейского и немецкого общества. В стихотворениях и письмах этого периода Гервег осуждал режим империи во Франции, политику Наполеона III, прусский милитаризм и высказывал свои симпатии борцам освободительного движения в Италии.

Когда в Германии был организован «Всеобщий германский рабочий союз», поэт посвятил этому событию стихотворение

«Песнь немецких рабочих ферейнов». В нем с новой силой прозвучали революционные мотивы:

 

Люди-пчелы, вас не счесть...

Разве мед у вас лишь есть?

Разве нету жал у вас?

Жальте трутней! В добрый час!

Труженик, творец, воспрянь!

(Пер. Н. Вержейской)

 

Своими вдохновенными произведениями Гервег завоевал почетное место среди передовых немецких писателей XIX в.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-11; Просмотров: 271; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.029 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь