Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Вилли Бредель (Willi Bredel, 1901—1964)
Органическая связь с жизнью своего народа, единство слова и дела — примечательные особенности писательского облика Бределя — писателя-борца, интернационалиста, верного друга Советского Союза. Он формировался, рос и закалялся в суровых классовых битвах, черпая в них вдохновение и силу. Бредель родился в Гамбурге в семье рабочего социал-демократа, ставшего впоследствии. коммунистом. Молодой Бредель вынужден был уйти из восьмого класса народной школы и с пятнадцати лет работать токарем на гамбургском машиностроительном заводе. Бредель вступает в «Союз Спартака», а с 1920 г. он активный член Коммунистической партии Германии. В 1923 г. Бредель принял участие в гамбургском восстании под руководством Э. Тельмана и был потом приговорен к тюремному заключению. Тюрьма явилась для него первым университетом. Первый литературный опыт Бределя — историческая повесть «Марат», опубликованная в 1924 г. В 1929 г. Бредель был вновь заключен в тюрьму за революционную деятельность. Несгибаемый антифашист писал из заключения: «Мы, революционные рабочие, готовы кровью сердца защищать завоевания русской революции». В тюрьме он создает свои первые романы «Машиностроительный завод Н. и К.» (Maschinenfabrik N. u K-, 1930), «Улица Розенгоф» (Die Rosenhoefstrafie, 1931), «Параграф в защиту собственности» (Der Eigen-tumsparagraph, 1931). Эти ранние произведения Бределя сыграли важную роль в истории немецкой революционной литературы, хотя они были еще во многом художественно незрелые. Книги молодого писателя отличались новизной жизненного материала; Бредель впервые запечатлел пролетарские будни и борьбу немецкого рабочего класса под руководством КПГ. «Я хотел написать нечто новое о жизни и борьбе одного завода», — говорил он о замысле своего нового романа «Машиностроительный завод Н. и К.». Тема рабочего класса становится центральной темой всего творчества Бределя. В ранних произведениях Бредель воссоздает правдивую картину классовой борьбы в последние годы Веймарской республики, разоблачая предательскую роль правых социал-демократических руководителей. Положительные герои первых романов Бределя—передовые рабочие-коммунисты (Мельмстер, Ольферс и др.). Эти образы не обладают еще художественной полнокровностью, многогранностью, но они предваряют замечательную галерею передовых борцов-антифашистов, созданную впоследствии писателем. В 1933 г. Бредель как активный антифашист был арестован и заключен в концлагерь Фульсбюттель, около Гамбурга. 13 страшных месяцев он находился в заточении. Бредель с честью выдержал это тяжкое испытание и затем первый в немецкой литературе рассказал о том, что происходит за колючей проволокой фашистского рейха. В 1934 г. он бежит из лагеря, эмигрирует сначала в Чехословакию, потом в СССР. По свежим следам событий он пишет роман «Испытание» (Die Prtifung, 1934) — одно из лучших произведений социалистического реализма в современной немецкой прозе. Бредель во многом предвосхитил проблематику и круг тем таких ярких антифашистских книг, как «Слово перед казнью» Ю. Фучика, «Живые борются» Ж. Лаффита, стихи М. Джалиля и др. В основу «Испытания» легли подлинные события из биографии Бределя. Основанное на точных фактах произведение поведало миру о мыслях и чувствах, выношенных и выстраданных Бределем в течение 13 месяцев заключения в концлагере. Роман должен был стать и действительно стал неопровержимым обвинением против фашистских палачей. Автор воспроизводит многие события, свидетелем которых он был, называет подлинные имена наместника центрального правительства в Гамбурге, коменданта лагеря, охранников. Вместе с тем «Испытание» — не автобиографическое произведение и не только свидетельское обвинение: в происходящем писатель видит не только маленькую правду частного факта, но общественный, социальный смысл. Он подходит к жизни с позиций убежденного коммуниста, понимающего исторические закономерности. «Испытание» является художественным романом, в котором Бредель первым в немецкой литературе изобразил мужественную борьбу КПГ с нацистской тиранией. Повествование Бределя о концентрационном лагере, охватывающее период с августа 1933 по март 1934 г., показывает в миниатюре наиболее характерные, существенные черты «третьей империи», которая вся превратилась в огромный концлагерь. В отличие от своих ранних романов, для которых характерны узость жизненного материала, изолированность описываемого круга явлений от общественных событий всей страны, Бредель в новом романе преодолевает этот недостаток. Каменные стены тюрьмы не могут оборвать связей узников фашизма с внешним миром. Их судьба тесно связана с общественными потрясениями, происходящими за колючей проволокой. Антифашисты-заключенные с напряженным вниманием следят за тем, что происходит на свободе, и активно реагируют на все политические события. Это расширяет рамки повествования и сообщает поступкам героев большую убедительность, помогает полнее выявить различные стороны их характера. Композиция романа подчеркивает эту неразрывную связь: события начинаются и завершаются за стенами концлагеря. Бредель показывает отдельные моменты классовой борьбы и за пределами концлагеря, конкретно рисуя мужественную деятельность героев антифашистского Сопротивления. Боевая тенденциозность романа проявляется как в самом названии и открытом, обнаженном конфликте, отражающем реальные классовые столкновения, так и в авторских характеристиках. Коммунистическая убежденность Бределя сообщает роману «Испытание» политическую страстность, делает его боевым антифашистским произведением. Автор не прячет своих чувств, он открыто любит и ненавидит. Его симпатии и антипатии всегда отчетливо, резко выражены. В облике фашистских палачей Бредель подчеркивает их духовную нищету, звериный оскал, отсутствие подлинных человеческих черт. Разговоры, рассуждения гитлеровцев выявляют грубый эгоизм, низменность интересов, карьеризм представителей «нового порядка». Их речь крайне примитивна, убога, насыщена руганью. Прямая авторская оценка сказывается в резко очерченных портретах гитлеровцев. Однако Бредель не ограничивается изображением морального облика фашизма, а показывает его социальные, классовые истоки. В последней редакции «Испытания» автор с особой силой подчеркивает, что фашизм — это война и неимоверные страдания для народов мира. Гитлеровцам противостоят в произведении коммунисты, рядовые социал-демократы. Для них пребывание в лагере, нечеловеческие пытки, которым они подвергаются, — суровый экзамен на стойкость, верность своим идеалам. Бредель убедительно рисует, как это испытание в одних кует выдержку, выявляет силу (Торстен, Вельзен, Крейбель), в других — слабость (Тецлин, Кольвитц). Сила коммунистов в осознании великой цели, миссии своего класса. Автор сосредоточивает основное внимание не на пытках и истязаниях, а на борьбе. Утверждение героического деяния становится одной из ведущих тем романа. Наиболее яркое воплощение она находит в образе бесстрашного, несгибаемого коммуниста Генриха Торстена, в котором запечатлены типические черты наиболее стойких борцов антифашистского Сопротивления (Тельмана, Шеера, Лютгеиса, Шульце) 1. Несокрушимая стойкость духа, глубокая вера в дело партии дали возможность Торстену выдержать страшные пытки, лишения. В тюрьме он остается непреклонным борцом, которого ничто не сможет устрашить. Положительный герой Бределя — характер цельный, глубоко обаятельный. Торстен — политический борец, и сфера его интересов, дум связана прежде всего с политикой, с общественной борьбой. Одновременно Бредель рисует неповторимые черты его личности. Торстен почти все время находится в полной изоляции — в карцере, в одиночке — и чтобы показать мир его дум, чувств, широко использует внутренний монолог, имеющий самую разнообразную функцию в романе. Через внутренний монолог, исполненный лирико-публицистического пафоса, раскрываются сокровенные мысли героя, его биография, он служит утверждению положительных идеалов. В новой редакции значительно расширены внутренние монологи как средство характеристики Торстена, Крейбеля. Наряду с Торстеном в романе на передний план выдвинут Крейбель. Образ рядового коммуниста Крейбеля имеет важное значение для понимания всей идейно-художественной структуры романа: как и в предыдущих своих романах, здесь Бредель продолжает разрабатывать горьковскую тему — становление передового борца, убежденного коммуниста, формирующегося в активной классовой борьбе. Закалка характера Крейбеля в тюрьме (под влиянием Торстена), освобождение его и принятие решения снова продолжать борьбу с фашизмом, несмотря на только что перенесенные муки, — все это становится сюжетным стержнем романа, определяющим во многом его композиционные особенности. Роман носит подчеркнуто незавершенный характер. Но читатель понимает: примяв решение, Крейбель будет продолжать борьбу, каких бы жертв она ни требовала. «Партия зовет, как может он колебаться». Этой мыслью Крейбеля о партии заканчивается «Испытание». Революционный оптимизм пронизывает все произведение, несмотря на то, что Бредель пишет в нем о страшном, трагическом. В этом также обнаруживается принципиальное отличие «Испытания», произведения социалистического реализма, от многих книг о концлагерях, повествовавших только о пытках, убийствах, палачах и жертвах. Роман «Испытание» свидетельствовал о возросшем мастерстве писателя. Бредель преодолел многие недостатки своих первых книг (схематизм, иллюстративность, слабую индивидуализацию образов, газетный язык, хотя местами он встречается и в этом произведении). Бределя-художника характеризует острое политическое зрение, умение точно передать восприятие заключенными окружающего мира. Значительную роль играют в романе публицистические отступления, органически вкрапленные в ткань повествования. Автор мастерски рисует пейзаж родного Гамбурга, гамбургского порта. Используя богатство народного национального языка, В. Бредель строит простые, ясные фразы, всячески избегая изощренности и усложненной манеры передавать мысль. Публицистичность языка и широкое использование политической терминологии помогают писателю художественно убедительно передать накал и особенности антифашистской борьбы. Литературно-общественная деятельность в Советском Союзе была для Бределя, как и для других революционных немецких писателей-эмигрантов (Бехер, Вайнерт, Вольф и др.), продолжением политической, антифашистской борьбы. В Москве под руководством Бределя начинает выходить на немецком языке журнал «Das Wort» («Дас ворт»), сыгравший большую роль в обличении фашизма. В 1936 г. Бредель создает роман «Твой неизвестный брат» (Dein unbekannter Bruder), продолжающий тему «Испытания» и рисующий следующую страницу в истории героической борьбы немецких антифашистов против нацистской тирании. И хронологически он является продолжением предыдущего романа (действие происходит с ноября 1934 по ноябрь 1935 г.). Но рамки повествования значительно расширяются: в «Испытании» события развертывались главным образом в концлагере, здесь мы видим деятельность героев немецкого Сопротивлення в разных городах Германии; перед читателем проходят почти все социальные слои немецкого населения. В этом романе еще шире, чем в «Испытании», показано единство действий рабочего класса: рабочие-коммунисты после долгих лет борьбы протягивают руку рабочим — социал-демократам и совместными усилиями сражаются против гитлеровского режима. Эта тема была особенно актуальна в условиях наступления фашистской реакции, массовых арестов, гибели лучших сынов немецкого народа. «Твой неизвестный брат» — остро политический роман, проникнутый верой в победу рабочего класса над фашизмом. Однако в романе недооцениваются силы врага и несколько преувеличивается мощь антифашистского сопротивления внутри страны. Когда в 1936 г. на испанской земле развернулось первое ожесточенное сражение между фашизмом и демократией, писатель-интернационалист Вилли Бредель приехал в сражающийся Мадрид и стал комиссаром батальона им. Тельмана. В перерыве между боями Бредель начал писать книгу о борьбе антифашистов разных стран против фашизма на испанской земле — «Встреча на Эбро». «Встреча на Эбро» (Begegnung am Ebro, 1939) имеет подзаголовок «Заметки военного комиссара». Это во многом определяет ее хроникальный характер. В романе-хронике дается широкая панорама жизни фронта и тыла, в многочисленных эпизодах писатель запечатлел героические подвиги испанских, французских, немецких антифашистов и добровольцев других стран. Пролетарский интернационализм, столь свойственный Бределю, находит здесь конкретное и яркое выражение. Вся книга дышит большой, горячей любовью к истерзанной врагом стране, ее горам, рекам, героическим людям. Один из первых рецензентов «Встречи на Эбро» писатель Ф. Вайскопф отмечал неистребимый оптимистический дух произведения: «В книге Бределя часто речь идет о смерти. Но основной темой ее является: «Да здравствует жизнь! » — так называется последняя глава книги». И хотя об Испании уже было написано много, книга «Встреча на Эбро» рассказала об этих драматических событиях по-новому, интересно, свежо. «Книга написана свободно и живо, очень пластична по языку», — отметил Лион Фейхтвангер в письме к Бределю. Находясь в 1938—1939 гг. в Париже, Бредель пишет сборник исторических рассказов «Комиссар на Рейне» (Der Kommissar am Rhein), опубликованный в 150-летнюю годовщину французской революции XVIII в. Книга Бределя, основанная на исторических фактах, состоит из рассказов о событиях из жизни французского народа в революционную эпоху. Писателя привлекают в историческом прошлом Франции героические подвиги ее народа, сокрушившего старый феодальный режим. Бределю близки революционеры XVIII в., с оружием в руках сражавшиеся за передовые идеалы. Историческая тема звучит у Бределя злободневно. С первого дня вероломного нападения гитлеровской Германии на нашу страну Бредель остается на боевом посту в битве с фашизмом: он выступает по радио, пишет статьи, рассказы, листовки, в которых разоблачает фашизм и призывает всех честных немцев бороться против Гитлера. Бредель являлся активным членом Национального комитета «Свободная Германия», призывавшего всех немецких демократов поскорее покончить с гитлеровским режимом. Он проделал большую политическую работу на фронтах Великой Отечественной войны, находясь в 1942—1943 гг. в передовых частях действующей Советской Армии. В окопах Сталинграда он отстаивал честь и достоинство новой Германии. В мае 1945 г., после разгрома фашизма, Бредель возвращается на родину, чтобы принять активное участие в строительстве новой жизни. Многообразна и плодотворна его общественно-политическая и литературная деятельность в послевоенный период: он член ЦК СЕПГ, редактирует различные издания и журналы. В последние годы жизни Бредель был президентом Академии художеств. В послевоенные годы Бредель завершил крупнейшее свое произведение — трилогию «Родные и знакомые» (Verwandte und Bekannte, 1941—1953), о немецком рабочем классе, написав последние две ее части. В романах «Отцы», «Сыновья» и «Внуки» Бредель воссоздает историческое прошлое Германии от франко-прусской войны и Парижской коммуны до 1948 г., выдвигая на первый план судьбы немецкого рабочего класса и проблему его единства — коренную тему всего творчества писателя. «В этом произведении, — писал Бредель, — я поставил целью изобразить развитие и трагедию немецкого рабочего движения». Автор трилогии стремится изобразить недавнее историческое прошлое, вскрыть причины, приведшие страну к национальной катастрофе, и ответить на насущные вопросы строительства нового демократического государства. Роман-трилогия «Родные и знакомые» построен в виде семейной хроники рабочей семьи Хардекопф-Брентен и круга их родных и знакомых. Впервые в немецкой литературе писатель рассказал историю не буржуазной семьи и ее деградации, а историю рабочей семьи и ее возвышения, историю класса, которому принадлежит будущее. В центре повествования — судьба трех поколений рабочей семьи, представленных образами Иоганна Хардекопфа, Карла Брентена и его сына Вальтера. Они олицетворяют различные этапы в развитии немецкого рабочего движения. Глава этой семьи Иоганн Хардекопф прошел большой жизненный путь, полный заблуждений и горьких разочарований. Он связал свою судьбу с социал-демократической партией и слепо уверовал в ее руководство. Честный труженик, воспитанный в традициях революционного рабочего движения, не мог допустить и мысли об измене социал-демократии пролетарскому интернационализму. Автор убедительно показывает, как социал-демократическая партия постепенно перерождается в партию партбюрократов, оппортунистов, обывателей, для которых правилом политического поведения, по меткому замечанию Вальтера Брентена, стало: «Прежде чем действовать, заручись одобрением шуцмана». Сильно и выразительно написаны Бределем сцены, в которых показано поведение правых профсоюзных лидеров в первые дни империалистической войны и в период Ноябрьской революции 1918 г. Последняя часть первой книги носит символическое и выразительное название — «Крушение». Умирает старый рабочий-металлист, социал-демократ Хардекопф, убитый известием о предательстве правого руководства социал-демократической партии. Бредель запечатлел чувства простых тружеников, которым были ненавистны милитаристские планы их правителей, ибо они хорошо знали, что «из всех бедствий, которые могут обрушиться на человека, самое ужасное — война». По мнению работницы и матери четырех сыновей фрау Хардекопф, «всех зачинщиков войны следовало бы предать суду — как уголовных преступна ков, как самых закоснелых убийц». Антивоенная тема проходит через всю трилогию, являясь одной из центральных. Значительным творческим успехом писателя явилось создание сатирического образа Шенгузена. В этом правдивом, резко очерченном характере, запечатленном в различные периоды его предательской деятельности, автор показал наиболее существенные, типические черты правых лидеров немецкой социал-демократии. В последней редакции «Сыновей» (1955), где действие доведено до 1930 г., читатель видит его на посту полицей-сенатора Гамбурга. Сложным и противоречивым предстает в трилогии один из центральных героев — Карл Брентен, зять Хардекопфа. Болтун и фразер, склонный к компромиссам, Карл Брентен в то же время честнее окружающих его филистеров, хотя ему трудно вырваться из плена мелкобуржуазной идеологии. Это сделал его сын Вальтер, внук Иоганна Хардекопфа. Молодой токарь Вальтер вместе с другими рабочими вступает в молодежное социалистическое движение, под влиянием своего друга Эрнста Тимма становится активным борцом против империализма и войны. Роман «Сыновья» завершается первым заключением Вальтера. В тюрьме он созрел для новых революционных битв. О них автор рассказал в заключительной части трилогии. Роман «Внуки» начинается с марта 1933 г. и кончается январем 1948 г., охватывая сложнейший период в жизни Германии: мрачное господство гитлеризма, разгром фашистского рейха и начало строительства новой жизни. Рамки семейной хроники становятся узкими, не вмещают все расширяющийся общественно-исторический материал. Слишком мал круг «родных и знакомых», чтобы отразить явления столь огромного исторического масштаба. И писатель необычайно расширяет географический горизонт своего произведения, рисуя жизнь не только Гамбурга и Германии 1933—1948 гг., но и важнейшие социально-исторические события других стран (Франции, Испании, Советского Союза). Во «Внуках» основной конфликт трилогии становится более резким, отчетливым. Вальтер Брентеп хорошо знает свое место в жизни, потому что он принадлежит к великой партии, выкованной Эрнстом Тельманом. Образ Брентена наделен индивидуальными чертами, рельефно выписан; в нем много автобиографических черт, и вместе с тем он глубоко типичен. В борьбе с фашизмом главный герой романа проявляет величие духа, несгибаемую волю и беззаветную преданность своим идеалам. Подобно героям романа «Испытание», Вальтер Брентен также выдерживает суровый экзамен. В эти тяжкие минуты его поддерживает мысль о партии. В заключительных главах романа «Внуки» Вальтер Брентен деятельно участвует в работе Социалистической единой партии на посту главного редактора газеты. Перед ним неизменно стоит пример вождя К. ПГ Тельмана, образ которого озаряет роман удивительным светом. В одном строю с Вальтером Бредель рисует душевно стойкую бесстрашную подпольщицу Клару Пемеллер, командира республиканской армии Макса Доплера, павшего смертью храбрых за свободу Испании, старого столяра Штюрка, помогающего бежавшему из тюрьмы Вальтеру. Все эти и многие другие образы создают ощущение того, что лучшие сыны и дочери Германии не покорились нацизму, являя пример мужества для своего народа. Им противостоят враги немецкого народа — империалисты, поджигатели войны. С большим мастерством Бредель рисует разноликую галерею фашистских чиновников. Крупный гестаповский чиновник Венер, циничный делец и махровый фашист доктор Баллаб, бывший школьный учитель, ставший эсэсовцем, Рохвиц — все они лишены человечности, чувства долга, совести. Ими движет только злоба и ненависть к народу. Таких гестаповских палачей автор трилогии заклеймил словом «человек-зверь». Своеобразна развязка романа и всей трилогии — это яркое описание съезда, на котором произошло объединение обеих рабочих партий —коммунистической и социал-демократической. Братское рукопожатие Вильгельма Пика и Отто Гротеволя обозначало конец тридцатилетнего раскола немецкого рабочего движения. Главный политический вывод, вытекающий из художественного произведения, лучше всего сформулировал сам писатель: «Борьба рабочего класса за мир и против фашизма не должна прекращаться ни на мгновенье — каких бы жертв она ни требовала». Бредель писал не только об историческом прошлом, но и о строительстве новой жизни, которую особенно ярко изобразил в книге «Пятьдесят дней» (Fü nfzig Tage). Книга представляет собой репортаж о том, как за 50 дней была вновь построена тюрингская деревня Брухштедт, разрушенная стихийным бедствием. Рабочие города оказали помощь крестьянам, и в совместной работе укрепились их доверие, солидарность. В послевоенный период Бредель написал биографию Эрнста Тельмана. Документальное повествование о вожде немецкого рабочего класса, созданное на основе исторических фактов и материалов, имеет огромное общественно-политическое значение. Бредель был также соавтором сценария фильма о Тельмане. В последние годы жизни Бредель создал роман-трилогию с символическим названием «Новая глава» (Ein neues Kapitel); последние две ее части вышли незадолго до смерти писателя, в 1964 г. «Новая глава» — роман-эпопея, повествующая о рождении нового общества на востоке страны. Первая часть трилогии («Новая глава») начинается с того, что в апреле 1945 г. по поручению партии писатель-коммунист Петер Бойзен приезжает в старинный балтийский город Росток. Вокруг разрушенные фабрики и заводы, сгоревшие дома и школы; по дорогам бредут отчаявшиеся люди. Все это — последствия гитлеровского господства. Бойзен и его друзья с помощью советской комендатуры начинают вести упорную битву за новую жизнь, за новую мораль. Надо не только восстанавливать разрушенные дома, электростанцию, водоснабжение, накормить голодных и ликвидировать эпидемию тифа; надо прежде всего искоренить остатки коричневой чумы, насаждавшейся двенадцать лет, вывести людей из душевного оцепенения, открыть перед ними перспективу, вселить веру в завтрашний день. Рисуя эту сложную обстановку первого послевоенного года, Бредель создает своеобразный роман-хронику, состоящий из отдельных сцен, картин, бытовых зарисовок, отмеченных зоркостью наблюдений и острой политической мыслью писателя. Такая форма дает ему возможность свободно включать в повествование самые различные эпизоды из общественно-политической жизни города, запечатлевшие накал классовой борьбы. Однако основная тема «Новой главы», как и предыдущих романов Бределя, — тема рабочего класса, его единства. Бредель убедительно показывает, как постепенно расширяется единый фронт строителей будущей ГДР, как начинает складываться и крепнуть демократический строй, в создании которого участвуют немцы самых различных политических убеждений, объединенные страстным желанием навсегда покончить с фашистским прошлым страны. И пастор Клаусман, и бывший бургомистр времен Веймарской республики буржуа Христвит, и рядовой социал-демократ Тиме вместе с коммунистами честно и преданно трудятся, возрождая город. В Росток из Западной Германии приезжает Альберт Майер, прожженный политикам и демагог. Он пытается, как и в былые времена, сорвать единство действий рабочего класса, клевещет на Советский Союз, на советское командование. Альберт Майер по своему политическому облику сходен с Шенгузеном из «Сыновей». Созданием этого мастерски написанного образа Бредель продемонстрировал свой талант сатирика, неизменно разоблачающего предателей рабочего класса. Изображая дела и дни «города семи башен», Бредель крупным планом выделяет события огромного общественно-политического значения, характерные не только для Ростока. В последующих двух книгах трилогии («Летопись великих перемен» и «На верном пути») Бредель на более широком фоне изображает великие и сложные перемены, которые происходили на немецкой земле в первые послевоенные годы. Действие этих романов развертывается во многих городах Мекленбурга, в Западной Германии, в Швеции. На судьбе новых персонажей (Штеммлера, Зайдлера, Шнитгера, супругов Песмеллер и др.) Бредель прослеживает сложную и полную драматизма борьбу за создание нового государства и новых человеческих отношений. В этом смысле весьма показательна сюжетная линия романа, связанная с Гансом Шабером. Устами Бойзена Бредель выражает подлинно гуманистическую точку зрения: «Далеко ли мы уйдем, если не будем верить в человека, особенно молодого...» Политические идеи романа раскрываются наглядно, необычайно достоверно, без тени дидактики. Борьба Бойзена и других антифашистов против Майера, нацистского оборотня Шпреде и др., за социальные преобразования становится более напряженной. Многообразная галерея простых тружеников, рельефно нарисованных Бределем, составляет в романе ту силу, которая создавала ГДР. Бредель мастерски использует сатиру, иронию при создании образов врагов; лиризмом, эмоциональностью отличается образ Марии, жены Бойзена. С большой теплотой нарисованы образы советских офицеров— Коваленко, Принина и других, помогающих строить новую страну труда и мира. Роман проникнут идеей советско-германской дружбы. О своеобразии прозы Бределя хорошо сказал К. Федин: «Его романы отражают богатую событиями жизнь автора. Это цепь картин, где каждое звено выковано из лично пережитого испытания романиста, а сама цепь составляет судьбу рабочих поколений современности». «Что делает книги Бределя явлением искусства? » — спрашивал К. Федин и отвечал: «Его страстная убежденность в правоте дела, которому он себя отдал, — в правоте коммунизма».
Примечания. 1 В предисловии к изданию романа в 1946 г. Бредель сообщил, что прототипом Генриха Торстена явился Матиас Тезен, член ЦК КПГ, депутат рейхстага, проведший свыше 11 лет в тюрьмах и концлагерях и убитый в 1944 г. гестаповцами. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-05-11; Просмотров: 271; Нарушение авторского права страницы