Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Населенные пункты первобытных патриархальных общин и их отличия от древних городов.



Географическое размещение и типология городов Древнего Египта.

В связи с географическим местоположением Др. Египта, ограниченного с запада и востока двумя пустынями Ливийской и Аравийской и рекой Нил посередине, градостроительство в др египте велось вдоль долины Нила на плодородных почвах нанесенных им. Нил разливался почти на пол года за которые жители др египта должны были успеть засеять вырастить и собрать урожай за полугодие. По мере развития земледелия строились каналы для орошения земель, привлекался труд рабов, что привело к возникновению и развитию государственных образований – номов, которые объединились в Северное и Южное царства со столицей г. Буто и Нехен соответственно. Эти два царства были позднее объединены царем Менесом. В период Раннего царства города были небольшими и хорошо укрепленными, скорее всего города-крепости округлой формы, г.Нехеб, например, был округлой формы в начале, а уже позднее видоизменился. В период Древнего царства города располагались параллельно реке с главной длинной улицей с севера на юг город Мемфис – крупный религиозный, политич., и культурный центр.Позднее Фивы и затем Ахетатон(богатые дома вперемешку с ремесленниками и бедняками) развивались по этому же принципу. В период же Среднего царства возникли первые регулярные города. Пример г. Кахун прямоугольный в плане, ориентирован по сторонам света и разделенный стеной на 2 неравн части в западной части жилища для рабов и одна ул с севера на юг, восточн часть для привилегированны х жителей у северной стены дворец фараона. Гл. улица в этой части шла с севера на юг. В вост части был рынок. Идеальная планировка улиц получилась в результате создания города по единому плану.

Постоянство градостроительных традиций Др. Египта можно объяснить природными и историч. условиями развития. Имело место постепенное развитие городов различного типа отокруглой формы до прямоугольных городов-крепостей., а так же города для рабочих и рабов так же регулярные в плане и города-святилища, имеющие связи осей храмов с небесными светилами. Так же ряд городов – столиц, которые состояли из собственно города и обширного некрополя и вкл в себя дворцовые, храмовые и жилые постройки и имели огромные размеры.

 

Ансамбль пирамид в Гизе.

Пирамиды в Гизе были построены в первой половине III тысячелетия до н. э. фараонами 4 династии – Хеопсом, Хефреном и Микерином. Этот комплекс представлял собой гармонически убывающий ряд объемов.

1. В основе расположения пирамид лежала координатная сетка, ориентированная по сторонам света. Координаты северно-южного направления(вершины пирамид), находились на равном расстоянии друг от друга = 1и1/2 длины основания пир Хеопса (самой крупной пирамиды). Координаты западно-восточного направления отстояли друг от друга на расстояние, равное половине длины основания каждой пирамиды + длина основаня последующей. Углы всех трех пирамид оказались на одной прямой под углом 45* к координатной сетке.

2. Связь пирамид с окружающим ландшафтом

Искусственный ландшафт геометрически правильных холмов, как бы ухоящих в бесконечность Ливийской пустыни. Материал пирамид имел окраску песка пустыни, что создавало единство с ней.

Контраст с небом. Пирамиды меняли свой цвет в зависимости от солнечного света.

 

План и застройка древних Фив.

Город возник в сер. III тысячелетия до н.э., особого расцвета Фивы достигли в эпоху Среднего и Нового царства, когда были построены все храмовые постройки.

Остается не ясным, какими были границы и конфигурация городского плана. Основн часть Фив располагалась либо на острове, либо на правом берегу реки. Протяженность города более 14 км вдоль реки, т. е. развитие города шло закономерно того времени – свободно развивалось вдоль реки. Поминальные храмы располагались на левом, западном берегу Нила. Жилые районы располагались возле резиденции Фараона или каждого храмового центра. Дорога вдоль правого берега длинная и монументально оформленная. Она объединяла главные храмы и основные жилые районы. Фивы имели свои местные особенности – храмы, связанные с культом бога Амона-Ра, которого они отождествляли с солнцем. В эпоху Нового царства были построены главные храмовые комплексы правобережья Карнака и Луксора.

Прослеживается связь осей храмов с небесными светилами. Храм царицы Хатшепсут и статуи Аменхотепа III ориентированы на восход солнца в день зимнего солнцестояния, т. е. в период окончания разлива Нила и начала посевных работ. Храмы служили своеобразным календарем. Фивы некоторое время были главным городом др. Египта

 

 

7. Пирамида Хеопса и сфинкс в ансамбле пирамид в Гизе. Наиболее знаменитым ансамблем пирамид были и остаются пирамиды, сооруженные в Гизе для фараонов IV династии – Хеопса, Хефрена и Микерина. Все три пирамиды имеют аналогичную конструкцию, но разные размеры. Самая большая из них – Хеопса (высота равняется 146 м, длина основания – 233 м.), была построена первой. Три пирамиды ориентированы по сторонам света, вершины юго-восточных углов пирамид находятся на одной линии, а центры первых двух расположены на одной диагонали. Пропорции, объединяющие весь ансамбль, основаны на «золотом сечении». При строительстве пирамид все было обдумано до мельчайших деталей. Архитектором пирамиды Хеопса (Хуфу) история называет племянника фараона Хемиуна. Он предложил новое решение для постройки пирамид: были взяты крупные известняковые блоки, отесанные и плотно пригнанные друг к другу. Чем выше поднимаются ряды камней, тем меньше становятся блоки. Пирамиды Хеопса и Хефрена снаружи были облицованы отполированными известняковыми плитами и выглядели гранеными кристаллами на фоне ярко-голубого египетского неба и желтых песков. До нынешнего времени облицовка частично сохранилась только на пирамиде Хефрена. Вход в пирамиду, находящийся с северной стороны, был тщательно заделан после захоронения. Внутри пирамиды Хеопса находятся три погребальные камеры, расположенные одна над другой. При выборе места сооружения пирамид в некрополе Гизе египтяне должны были соблюсти целый комплекс условий, отвечавший требованиям геологии (способности почвы выдержать нагрузку давления массы камня), астрономии (ориентации пирамид по сторонам света), культа (пирамиды мыслились местом вечного пребывания души умершего царя) и строго конструктивного решения. Ансамбль пирамиды включал в себя различные сооружения, среди которых два заупокойных храма, помещения для священных лодок и другие. Замечательны эти храмы тем, что в них впервые в истории египетской архитектуры появляются отдельно стоящие опоры – столбы, в храме Джосера были только полуколонны и пилястры. Неподалеку от пирамид Гизы расположен еще один знаменитый памятник Древнего Египта — Большой Сфинкс. Возле нижнего гранитного храма, лишенного кровли, лежат развалины храма Сфинкса. А за ними устремил свой взгляд на восток и сам древний хранитель пирамид Сфинкс, отдыхающий лев с головой человека. Большой Сфинкс — загадочное существо с туловищем льва и головой человека, вырубленное из цельного камня. Длина Сфинкса от кончика лап до хвоста — 57, 3 метра, высота — 20 м. Считается, что сфинкс был вырублен во время строительства пирамиды Хефрена, а его лицо носит черты этого фараона.

 

8. Регулярные планы городов Египта: Кахун, восточный квартал Ахетатона.

Район Фаюмского оазиса, среди нескольких новых поселений первый регулярный город- Кахун (древнеегипетский — Хетеп- Сенусерт) был построен фараоном XII династии Сенусертом II около 2000 г. до н. э. в связи со строительством здесь пи­рамиды и системы каналов. Это был сравнительно небольшой город, пря­моугольный в плане с размером сторон 360x280 м. Город имел ориентацию по странам света. Западная его часть, рас­положенная несколько ниже по рельефу, была отделена невысокой внутригород­ской стеной. Здесь располагались жилые дома для строителей и рабов. Един­ственная улица пересекала этот одно­образный район с севера на юг.

Восточную часть города занимали жилые дома привилегированных жите­лей. Вдоль северной городской стенырасположились дома фараона и его при­ближенных. Улица западно-восточного направления объединяла эти жилища. В восточной части располагались рынок и лавки купцов. Кахун имел идеально пра­вильную планировку улиц, что оказалось возможным благодаря тому, что он со­здавался по единому плану.

Город Ахетатон находился между Мемфисом и Фивами, располагался вдоль реки и имел большую протяженность. Особое место в жилой архитектуре Ахетатона занимал так называемый Восточный квартал рабов. Это был окруженный стеной, квадратный в плане поселок, в котором размещались дома стро­ительных рабочих, возводивших новую столицу. Учитывая короткие сроки ее строительства, можно предположить, что таких поселков на периферии города должно было быть несколько, но дошли до нас следы только одного из них. Размеры Восточного квартала рабов были небольшими (69 х 69 м) и равнялись по площади участку жилого дома зажиточного египтянина. По своей планировке Восточный квартал рабов напоминал аналогичный квартал в Кахуне.

 

Города Египта.

Стойкость градостроительных традиций,, совершенствование веками одних и тех же арх. типов, глубокая взаимосвязь арх. образов с филосовско-религиозными представлениями.

Здесь наблюдалось постепенное развитие городов различного типа. Первоначально городские поселения были небольшие и имели преимущественно округлую форму в плане, то в дальнейшем появились города крепости не только круглые, но и прямоугольные в пане. Появились города для рабочих и рабов, построенные по регулярным планам, а также города святилища. Особое место в древеегипецком градостроительстве занемели столицы. Столичные города, состоявшие из города и обширного некрополя, представляли сложный конгломерат из дворцовых, храмовых и жилых построек, в основе которого лежала социальная иерархия. Особенностью столичных городов – огромны размеры, ориентированные на небесные светила храмовых комплексов.

Свободное развитие городской территории вдоль реки, размещение жилых городских районов возле очередной резиденции фараона или храмового центра, наличие протяженной монументально оформленной дороги вдоль правого берега реки, сооружение поминальных храмовых комплексов на левом-западном берегу Нила.

Города Двуречья.

Градостроительство Двуречь выделялось своим рационализмом и экономным использованием городских земель, высоким уровнем инженерной подготовки территории и крепостного строительства.

Была решена проблема главного здания города в виде зиккурата использование цвета при формировании городских ассамблей, применение планировочных модулей при разбивки городских территорий.

Характерные черты: овальное очертание плана города, позже переход на прямоугольную форму плана города, ориентацию главной оси овала на северо-запад и юго-восток, расположение святилища в центре или северо-западной части города на холме или искусственной возвышенной терассе, прямоугольную форму святилища, нерегулярную систему улиц, отсутствие городских площадей и наличие многочисленных дворов.

 

Самаль

Самаль расположен в северной сирии, был одним из важных центров большого Хеттского государства, достигшего расцвета в XII в до н.э. В плане напоминает Ур., так же как Ур расположен на возвышенной территории и укреплен мощными стенами, имел ту же ориентацию по сторонам света и северо-западное расположение дворцового и храмового комплекса. В VIII в до н.э. город был сожжен и завоеван ассирийцами, которые быстро восстановили его. Заново сложили идеально округлую внешнюю стену.

Ниппур

На территории Двуречья довольно рано возникли города имевшие прямоугольные планы, один из примеров древний шумерский город Ниппур который был городом-святилищем по предназначению, был главным религиозным центром. Он имел в плане форму неправильного прямоугольника. Город был окружен толстыми, крепостными стенами, прерывавшимися там где проходил через него канал. Святилище Энлиля занимало почти половину городской территории. Оно сост. Из храмов и зиккурата. Рядом располагались жилища жрецов и большая библиотека которая содержала огромное кол-во клинописных рукописей на глиняных дощечках.

Вавилон «врата бога»

Первые упоминания в III тысячелетии до н.э. в связи с правлением Аккадского царя Саргона. Особого расцвета достиг при царе Хаммурапи 1750 г до н.э., город неоднократно сильно разрушался, особенно Хеттами в 1595г до н.э.и Касситами 1518г до н.э., дважды опустошался ассирийскими войсками. Вавилон вошел в состав ассирийского царства в 689 г до н.э. сильно разрешенным. В 626 при халдейской династии город стал восставать из руин. Вавилон становится столицей огромной державы. Город занимал обширную территорию 20 кв кил.и обнесен крепостными стенами протяж 18 км. Город занимал оба берега реки Евфрат, и в свою очередь укреплен крепостными стенами, территории внутреннего города была 410 га. Протяженность крепостных стен 8360км, укреплении сост. Из рва с водой и крепост стен 30 м толщиной, каждые 20 м креп башни, 8 ворот в город названные именами богов. Все ворота соединялись улицами разрезавшими город на равные части. В центре города был священный участок Эсагила с храмом Мурдука и зиккурат Этемененанки. Главным зданием Вавилона был Зиккурат и наз. «До мом основания небес и земли». Вавилон считали сосредоточением всего мира, а Зиккурат геометрическим центром. Зиккурат – монументальное сооружение 90м высотой, сост. Из 7 ярусов покрашен разными цветами поярусно, сложен из сырцового и обожженного керпича. Вавилон делился на две часли, Левобережная часть была более древней и дополнительно укреплена крепостной стеной вдоль Евфрата, правая часть поздняя –меньшая по территории имела второстепенное значение. Обе части соединял мост длинной 123м.

Главные улици делили его на отдельные районы. Население было пестрым по соц. И этническ. Составу. Город окончательно сложился при Навуходоносоре II и имел 3 дворца- летний на холме Бабиль, Южный, Северный - в летнем было 5 дворов и Висячие сады. Северный – хранилище произведений искусств и реликвий. Население состояло в основном из купцов, ремесленников, землевладельцев, Представители отдельных ремесел селились на отдельных улицах. Жилые дома как большие так и малые строились по одной схеме. Комнаты группировались вокруг внутреннего двора, дома были одно и двухэтажными с плоской кровлей. В Вавилоне было около 360 тыс чел., а во внутреннем гор 80 тыс чел.

 

 

13 Города крито-микенского периода: Гурния, Кносс, Тиринф.

Кносс. План дворца (по Эвансу):
1-западный двор; 2 - западный вход; 3 - коридор Процессий; 4- Пропилом; 5 - монументальная лестница; 6-склады; 7-центральный двор; 8-северный вход; 9-галерея; 10 -большая лестница

Центром крито-микенской державы был Кносс, расп. В 6 км. от моря. Кносский дворец занимал территорию = 16 тыс м2, и представлял собой многочисленные помещения, группирововшиеся вокруг открытого двора 50х28 м, ориентированного по странам света. Дворец был расположен на рельефе, терассообразно спускавшимся к востоку, имелось много лестниц и переходов. Главный вход во дворец был с севера. Здесь через пропилеи проходили в пилонный зал, и по длинному коридору выходили на дворцовый двор. Не менее важный вход находился с западной стороны, через мощные внешние стены можно было попасть в вестибюль откуда начинался длинный коридор процессии. Во дворце имелось ещё 2 входа с юга со стороны дороги из Феста и с востока. Парадные помещения дворца располагались на западной стороне двора, тронный зал и святилище. Кносский дворец поражает обилием коридоров, поворотов и переходов. Ориентироваться в них было так же трудно как и в лабиринтах. В целом план Кносского дворца отличается чёткой структурной схемой которая повторялась и в других дворцах Крита. Судя по масштабам дворца сам город Кносс имел большие размеры. Однако судить о планировке города невозможно из за отсутствия археологических данных.

Гурния.

Гурния. План города:
1 -открытый двор-площадь; 2-дворец

 

Гурния располагалась восточнее Кносса на высоком холме в 10км от берега. Было центром изготовления бронзовых изделий и гончарного ремесла, а расцвет её относится к 1500 г. до н.э. В Гурнии так же был дворец, но не мог сравниться с Кносским ни по размеру ни по убранству. Сам город представлял систему узких не правильных улиц с жилыми домами, состоявшие и верхнего и полуподвального этажа. Дома были сделаны из местного камня. В городе имелись колодцы и стоки для грязных вод. Жили представители различных слоёв населения. Города Крита были соединены замощёнными дорогами 3, 7 метра. В отличие от неукреплённых городов Крита с их огромными дворцами города Микенской цивилизации были укреплены мощными крепостными стенами, окружавшими территорию в которой укрывалось городское и окрестное население, но не настолько обширную для больших дворцов.

 

 

Тиринф. План акрополя. XIV-ХIII вв. до н. э.:
1-главный вход в Акрополь; 2 - галерея; 3 - «казематы»; 4-большие пропилеи; 5-первый двор; 6-главный двор; 7-большой мегарон; 8-малый мегарон; 9-потайной вход; 10-нижний город

Тиринф.

Был расположен на 20 метровом холме. Его крепостные стены сложены из огромных блоков до 2-3 метра-12 тонн. Стены имели земляное заполнение между 2 рядами каменной кладки, толщиной 7-8 метров. Высота достигает 17 метров. Главный вход в город находился на восточной стороне, представлял из себя узкие ворота 3м. Через которые проходили в крепостной двор, и далее на парадный двор, через пропилеи. Главным зданием акрополя был мегарон. Выходивший своим портиком во двор, окружённый колоннадой. Стены двора были побелены с широким цветным фризом. Входные колонны большого мегарона были раскрашены. Дворцовый ансамбль контрастировал с серо-бурыми стенами акрополя.В системе восхождения на акрополь намечалась дальнейшая линия развития акрополей.

 

 

 

Олимпия.

Олимпия считалась общегреческим культовым центром. Первые Олимпийские игры связанные с культом Зевса Олимпийского проходили в 776г до н.э. и повторялись каждые 4 года. На время игр прекращались воины и всё население устремлялось в Элиду, где на небольшом пространстве у горы Кронос располагалось святилище. Главным храмом святилища был храм Зевса. Было ещё несколько храмов эпохи эллинизма и ранних. Здесь был алтарь Зевса на котором во время игр поддерживали огонь. Напротив храма Зевса находился многоколонный портик. Рядом со святилищем располагался 40тыс. стадион, в долине местной реки Алфея имелся ипподром для конных соревнований. Святилище было окружено многими дополнительными спортивными сооружениями, имелись здания связанные с общественной жизнью. Город был не большим в нём проживали в основном жрецы и судьи, торгово-ремесленное население. Святилище сложилось в эпоху архаики, но уже имело черты присущие более поздним ансамблям, и заключались в отсутствие жёсткой симметрии живописном равновесии архитектурных объёмов, в найденном масштабе к человеческому росту.

Олимпия, Плен святилища (альтиса):
1 — храм Зевса; 2 — алтарь Зевса; 3 — Филиппейон; 4 — храм Геры; 5 — храм Матери богов (Метроон); 6 — роша и поминальный холм легендарного Пелопса; 7 — стоа «Эхо»; 8 — стадион

 

Афины. План агоры 1 — храм Гефестион (Тезейон); 2 — булевтерий; 3 — стоа Зевса; 4 — стоа Аттала; 5, 6 — Средняя и Южная торговые галереи.

Этап

На месте современного Киева в середине I тыс.н.э. существовало несколько славянских поселений, которые вели международную торговлю.

Киев возник на земле полян в конце Vв.н.э. К IX в. – центр целого союза больших племенных «княжений». «Русская земля» во главе с Киевом при князе Олеге (882-911гг.) была объединена с северными славянскими землями, подвластными Новгороду, и т.о. возникло единое древнерусское государство – Киевская Русь.

Древнее городище Киева располагалось на самом краю Старокиевской горы, на высоте113м над Днепром. С напольной стороны окружавший его вал дополнялся рвом, за которым простирался курганный могильник. Значительно западнее город и его предместья защищала речка Лыбедь, заболоченная пойма которой представляла серьезную преграду. Со всех сторон к городу подступали глухие труднопроходимые леса. В тот период основное население Киева сосредоточивалось в нагорной части, а территория низменного Подола только начала осваиваться. Здесь, у подножия киевской горы протекала река Почайна, впадавшая в Днепр, устье которой служило гаванью.

Этап «Город Владимира».

В X-начала XI вв. градостроительное развитие Киева было связано с именем Владимира Святославича (занял киевский престол в 980 г.) Владимир в обновил старое языческое капище города. В центре он воздвиг бога грозы и военной доблести Перуна, вокруг разместился целый пантеон идолов. Через восемь лет, Владимир Святославич отказался от языческого культа и принял христианство.

Первая крупная каменная церковь Богородицы (Десятинная) разместилась за пределами старых укреплений и стала служить центральной доминантой нового более обширного города, который в то же время был построен Владимиром (10 га) Перед церковью была создана главная городская площадь, которая получила название «Бабина Торжка».

Киев при Владимире занимал относительно небольшую территорию, но при этом расцвета достигли окружавшие его города-резиденции, такие, как Вышгород, Василев, Белгород, придворное село Берестово. Основные дороги, выходившие из Киева и определили дальнейшее развитие его планировочной структуры, направлялись к этим «спутникам» столицы.

Этап «города Ярослава».

Новый этап в развитии Киева пришелся на время княжения Ярослава Мудрого (княжил в Киеве в 1017, 1019-1054 гг.). К 1037 г. было закончено строительство нового главного собора города и вместе с тем всего древнерусского государства - Киевской Софии. Этот крупнейший на Руси 13-главый храм был расположен в самом центре новой городской черты, возникшей в то же время и получившей название «города Ярослава». Земляные валы Киева XI в. (шесть рядов дубовых срубов окружали всю территорию нагорного плато, около 70 га). Новый и старый «города» Киева соединялись проездными воротами и мостом. В городе Ярослава было сооружено трое ворот, расположение которых определялось, направлением исторически сложившихся дорог. От главных Золотых ворот Киева начиналась основная городская улица, направлявшаяся к Софийскому собору и далее к детинцу, где находилась главная резиденция великого князя. На подступах к Софии эта улица фланкировалась двумя великокняжескими монастырями - Георгия и Ирины, построенными одновременно с главным собором. В непосредственной близости от Софийского собора размещался двор митрополита. Софийский собор был крупнейшим на Руси религиозным и научным центром своего времени.

В нагорной укрепленной части Киева сосредоточивалось политическое и церковное управление, здесь преобладали дворы феодальной знати - князей и бояр, а основным местом проживания простых горожан-ремесленников и торговцев стал Подол. Центром Подола служила обширная торговая и вечевая площадь.

Для подола характерна извилистая веерная структура улиц.

Раскопки последнего времени показали, что Подол был застроен преимущественно большими срубными наземными домами, иногда в несколько этажей, В целом рядовая застройка Киева обладала высоким архитектурным качеством и, очевидно, не имела принципиальных отличий от других русских городов, в частности Новгорода, Имелось в Киеве и городское благоустройство - были замощены главные улицы, а болотистые берега речки Киянки даже получили деревянную облицовку.

На Подоле с течением времени возникло множество храмовых построек. К наиболее крупным из них относилась церковь Успения Богородицы Пирогощей (1131-1136 гг.). В XII в. Подол получил деревянную ограждающую стену. Киев Ярослава Мудрого создавался с ориентацией на Константинополь как на образец, что подчеркивало его исключительное положение среди других русских городов.

С конца XI в., в Киеве широко развернулось строительство монастырей, крупнейшим из которых стал Печерский, расположившийся на Днепровском берегу южнее Берестова. В 1073-1078 гг. в этом монастыре был возведен собор Успения Богородицы — так называемая Великая Печерская церковь, существенно отличавшаяся от Софийского собора и соперничавшая с ним по масштабу.

Этап

Сыновья и внуки Ярослава Мудрого основали в Киеве целый ряд своих родовых монастырей, Примкнули к городу Владимира с юга Дмитриевский и Михайловский Златоверхий. На холме, возвышавшемся над северной окраиной Киева, был сооружен Кирилловский монастырь. Насыщенным церковными и монастырскими постройками стал старый город Владимира.

Древний Киев нельзя рассматривать без предместий - его неотъемлемых частей. Крупными торговыми предместьями, располагавшимися к северу от центра города, были еврейское и «Копырев конец», который имел даже свою оборонительную стену. Рядом находились ремесленные поселения Кожемяки и Гончары. Среди холмистого ландшафта в окрестностях Киева было разбросано большое число монастырей, а также княжеских и боярских усадеб - своего рода миниатюрные городки.

В размещении основных предместий Киева заметно тяготение их к берегу Днепра. Вдоль Днепра выстроилась целая цепь архитектурных ансамблей: на юге Выдубицкий монастырь с примыкавшим к нему княжеским Красным двором, севернее Киево-Печерская лавра, затем княжеская Берестовская резиденция с церковью Спаса, а на северных подступах к городу- Кирилловский монастырь.

 

 

Киев. План нагорной части (X-XI вв.)

Город Владимира:
1-3-дворцовые корпуса; 4-Десятинная церковь; 5-церковь Василия; 6-церковь Федоровского монастыря; 7-церковь Андреевского монастыря; 8-церковь Крестовоздвиженского монастыря; 9-Батыевы ворота; 10 -Подольские ворота: 11 -ворота к Боричеву взвозу.

Город Ярослава:
12-Софийский собор; 13-церковь Ирины; 14-церковь Георгия; 15 - безымянная церковь; 16 -дворец; 17- Золотые ворота; 18 -Львовские ворота; 19-Лядские ворота; 20-собор Михайловского Златоверхого монастыря; 21 -церковь Дмитриевского монастыря.

Киев, Генеральный план XII в.

 

Киев. Планы храмов конца ХI-ХII вв., выполненные в общем масштабе и расположенные в иерархической последовательности: 1 -Софийский собор; 2-церковь Ирины; 3-церковь Георгия; 4-«Великая» Успенская церковь Киево-Печерского монастыря; 5-княжеский собор-усыпальница Кирилловского монастыря; 6-княжеский собор Михайловского Златоверхого монастыря; 7-главная посадская церковь Успения Богородицы Пирогощей; 8 -дворцовая княжеская церковь Василия; 9-посадская церковь на Вознесенском спуске.

Планировка и застройка древнего Новгорода.

В XII в после смерти Ярослава Мудрого началось дробление Руси на отдельные княжества. Становление феодальной раздробленности Руси было оформлено постановлением Любечского съезда князей 1097г.Каждое крупное княжество беспрестанно дробилось на все более мелкие уделы и «подуделы» по мере разрастания княжеских родов. Однако и в этот период продолжали существовать торговые, культурные и церковные связи между отдельными областями. Князья боролись за право обладание общепризнанной столицей Руси – Киев, но его превосходство стало снижаться, а центры крупных уделов возвышаться.

Особое место среди русских княжеств того времени занимал Новгород. Новгородское княжество было крупное государственное образование.

В основе формирования Новгорода лежит история трех торговых путей:

1. Племена Славен ( на правом берегу Волхова).

2. Кривичи и меряне (на левом берегу Волхова).

Эти первоначальные селища и послужили основой трех древнейших новгородских «концов»: Словенского, Людина и Неревского. «Концы» были отчасти связаны и с рельефом. Древнерусские города часто основывались на болотистой местности, на холмистых участках строились поселения связанные системой дорог. Эти поселения и получали названия «концов». В последствии, кол-во «концов» увеличилось до 5. Это были административные единицы, от каждой из которых уходила дорога в его владение.

Городище к югу от Словенского конца, на его месте впоследствии возникла загородная резиденция новгородских князей. На правом берегу Волхова, напротив общинного центра-детинца, там где впоследствии разместилось Ярославово дворище, находился дохристианский могильник X в.

Новгород не похож на Киев, несмотря на сходство отдельных построек, из которых они слагались. Во многом это обусловливалось значительными различиями в природной ситуации, активно участвовавшей в сложении ансамбля каждого древнерусского города.

В центре города небольшой Детинец, в нем храм, Софийский собор (деревянный, позднее каменный). Хорошо видно деление на концы. В планировке улиц видна определенная логика. Большинство улиц идут к реке и выходят на берег и существуют улицы идущие параллельно берегу. Как и в других древнерусских городах, река служила главной магистралью Новгорода, т.о. планировка довольно простая.

Для Новгорода характерно деление на две части, возвышенную и низменную, где находилось Ярославово дворище. Это довольно большая территория, вытянутая вдоль берега и вдоль этой территории сгруппировано большое кол-во храмов. Русские города долго оставались деревянными: мастера были, материал был.

Особенность древнерусских и западноевропейских городов это наличие монастырей.

Обычно монастыри тяготели к дорогам. Кол-во монастырей вокруг Новгорода насчитывало десятки.

В начале XII в, ансамбль Новгорода обогатился целой серией крупномасштабных каменных храмов, отличавшихся сходным величественным характером своих форм, Первой была сооружена церковь Благовещения в загородной княжеской резиденции на Городище (1103 г.), вслед за ней приступили к возведению идентичного по плану городского княжеского храма Николы на Ярославовом дворище, расположившегося напротив Софии (1113 г.). Вскоре появились соборы Антоньева (1117 г.) и Юрьева. (1119 г.) монастырей, которые архитектурно оформили северный и южный въезды в Новгород. Главенство в этой цепи храмов, безусловно, принадлежало шестиглавому Софийскому собору. Николо-Дворищенский собор был пятиглавым и значительно меньшим по величине, соборы Антоньева и Юрьева монастырей увенчивались тремя главами, что композиционно подчеркивало их тяготение к ансамблю города. Городской центр в это же время был значительно выделен за счет перестройки и укрупнения детинца (1116 г.).

В начале XII в, ансамбль Новгорода обогатился целой серией крупномасштабных каменных храмов, отличавшихся сходным величественным характером своих форм, Первой была сооружена церковь Благовещения в загородной княжеской резиденции на Городище (1103 г.), вслед за ней приступили к возведению идентичного по плану городского княжеского храма Николы на Ярославовом дворище, расположившегося напротив Софии (1113 г.). Вскоре появились соборы Антоньева (1117 г.) и Юрьева. (1119 г.) монастырей, которые архитектурно оформили северный и южный въезды в Новгород. Главенство в этой цепи храмов, безусловно, принадлежало шестиглавому Софийскому собору. Николо-Дворищенский собор был пятиглавым и значительно меньшим по величине, соборы Антоньева и Юрьева монастырей увенчивались тремя главами, что композиционно подчеркивало их тяготение к ансамблю города. Городской центр в это же время был значительно выделен за счет перестройки и укрупнения детинца (1116 г.).

Разросшийся до значительных размеров (более 200 га) посад Новгорода в конце XIV в, был опоясан земляным валом, придавшим городу относительно правильную округлую форму, Новгород превратился не только в один из самых больших по площади, но и в необычно компактный город Древней Руси.

 

 

Новгород, Ситуационный план ХП в, 1-Софийский собор в Детинце; 2-собор Бориса и Глеба; 3 - Николо-Дворищенский собор; 4-духов монастырь; 5-Зверин монастырь, Штрихом обозначены территории первоначального заселения Новгорода с наиболее глубоким культурным слоем

 

 

Новгород, Генеральный план города XV в, 1-валы конца XIV-начала XV вв.; 2-остатки каменной стены 1335 г.; 3-архиепископский двор; 4-церковь Иоанна на Опоках; 5-церковь Параскевы Пятницы

Новгород. Софийский (1) и Николо-Дворищенский (2) соборы. Реконструкции фасадов в общем масштабе

Новгород. Планы храмов, выполненные в общем масштабе и расположенные в иерархической последовательности
1 - главный собор Софии XI в.; 2-Георгиевский собор княжеского Юрьева монастыря XII в.; 3- городской княжеский придворный Николо-Дворищенский собор XII в.; 4-купеческая церковь Пятницы на Торгу XIII в.; 5-загородная мемориальная княжичья церковь Спаса на Нередице XII в.; 6-приходская церковь Иоанна Богослова на Витке XIV в.

Первый этап развития

Москва времен Ивана Калиты который перенес сюда столицу из древнего Владимира и окружил это поселение дубовой оградой, первая деревянная крепость.

Второй этап развития

Связан с Дмитрием Донским, который построил белокаменные стены Московского Кремля.

Третий этап развития на который стоит обратить особое внимание, связан с эпохой ИванаIII. Эпоха была особая. Это был 15в. Тогда родилась концепция о том, что Москва Третий Рим: первый Рим пал, второй разрушен, а третий Рим – Москва.

 

Первая схема времен Юрия Долгорукого, который основал здесь город.

Москва. Схематический план города в 1156 г, А -территория первоначальной крепости XI в.; Б-территория, укрепленная Юрием Долгоруким в 1156 г, 1-церковь Иоанна Предтечи; 2-церковь на кладбище; 3-монастырская церковь Спаса на Бору; 4-Успенский собор; 5-Архангельский собор; 6-церковь Иоанна Лествичника

 

Вторая схема времен Ивана Калиты

 

 

 

Москва, Схематический план кремля Ивана Калиты 1340г.

Третья схема времен Дмитрия Донского

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-11; Просмотров: 348; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.082 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь