Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Лекция 2.1. Государства Древнего Востока



 

План лекции:

1. Становление и развитие государственности в странах Древнего Востока.

2. Древнее Двуречье.

3. Древний Египет.

4.Древний Египет.

 

Понятие «Древний Восток» в исторической науке традиционно используется для обозначения совокупности стран юго-западной, южной и восточной Азии, а так же северной и северо-восточной Африки. Именно на Востоке сформировались государства, мировые религии, право.

Одним из аспектов изучения истории этих государств является проблема взаимодействия общества и природы в условиях высокой зависимости человека от окружающей среды. Очень важна и проблема причинно-следственных связей, приведших к возникновению государства и права.

Самыми благоприятными для обитания человека явились долины Нила, Евфрата, Янцзы, Хуанхэ, Инда и Ганга. В этих областях раньше, чем в других регионах получила развитие система земледелия, основанная на ирригации и характеризующаяся устойчивыми урожаями. В связи с этим здесь появился прибавочный продукт, что привело к разложению первобытнообщинного строя и зарождению стратифицированного общества и государства.

Общественное и государственно-правовое развитие государств Древнего Востока имеет свою специфику, прежде всего длительное сохранение сельской общины, основанное на натуральном хозяйстве, а потому замкнутой в себе как экономически, так и политически. Восточная община повлияла на развитие государственного хозяйства и определила характер политической власти в этих обществах. Консервация общинных структур сдерживала развитие частной собственности на землю, поэтому в восточных обществах долго преобладали полупатриархальные формы эксплуатации, прежде всего посредством внеэкономического принуждения в интересах правителя, жречества, родоплеменной верхушки. Удельный вес труда рабов был невелик, но постоянно возрастал. Становились более разнообразными формы эксплуатации свободных и покоренных племен.

Протогосударства образовались в древневосточных цивилизациях (в Древней Месопотамии, В Древнем Египте, в Древней Индии и Китае) в процессе разложения родовой общины, разделения труда, усложнения управленческих функций. Лица, осуществляющие управление, превратились в сословие знати, стоящей над рядовыми общинниками. Первоначально государственные структуры складывались на основе отдельных племен, либо племенных союзов и в их территориальных границах. Возглавлялись они нередко потомками племенных вождей. В результате завоеваний мелкие государства превращались в большие, относительно централизованные. Сельская община в таких государствах оказывала огромное влияние на формы земельной собственности и способы эксплуатации. Община была непосредственным владельцем земли. Её собственнические права на землю определялись наличием собственно общинных земель и правом контроля над земельными наделами общинников. Но государство при этом являлось верховным собственником земли и получало с общинников ренту – налог.

На Востоке отсутствовали четкие социально-классовые границы, а социально-правовой статус индивида не всегда совпадал с его социально экономическим положением. Тем не менее, можно выделить три основных социальных слоя: 1) господствующие верхи, куда входили светская и духовная аристократия, верхушка армии, состоятельные группы земледельческих общин; 2) свободные мелкие производители – крестьяне и ремесленники, добывающие хлеб своим трудом; 3) различные категории лиц, лишенных средств производства, к которым относились и рабы.

Раннее государство является более развитой политико-административной структурой и отличается от протогосударств более обширной территорией, заселенной людьми, принадлежащими к различным родам и племенам. Также, в ранних государствах существует иерархическая, сложная система администрации, которая делится, как правило, на три уровня: центральный, региональный и местный.

На центральном уровне уже существует специализация функций управления (контроль за ремесленным производством, военная деятельность, руководство аппаратом управления, забота об общественных храмах). На среднем уровне специализация функционирует слабее, а на низшем, – как правило, отсутствует. Главное значение на низшем уровне приобретает функция организации общественных работ (рытье каналов, строительство дамб, сооружение храмов, усыпальниц монархов, строительство общественных дорог, оборонительных стен). Все эти работы являлись обязанностью крестьян-общинников, которые работали на них в свободное от сельскохозяйственных работ время. При этом, они не рассматривали эти функции как принудительные отработки, они считались почетными и престижными.

В ходе этих работ возрастал авторитет глав общин, которые являлись главными организаторами общественных работ.

В раннем государстве произошло возникновение религиозной идеологии, которая воздействует на общественное сознание. Господство предполагает существование идеологической системы. Правитель предстает в глазах современников или в качестве сына бога (сын бога солнца Ра, в Египте), или самого бога.

В ранних государствах люди считали, что правитель наделен определенными сверхчеловеческими способностями, и все течение природной и социальной жизни подчинено его влиянию. Правитель может вызвать дождь, останавливать бурю, делать животных более плодовитыми, а урожай более обильным. Выполнение этих обязанностей считалось главной его задачей, и от того, насколько успешно он с ней справлялся, зависела продолжительность его царствования.

Таким образом, обеспечение религиозного благополучия имело важное значение для нормального функционирования раннего государства, создавало психологически комфортные условия для непосредственных производителей. За выполнение сакральных обязанностей подданные брали на себя расходы по содержанию правителя и его окружения, снабжали продуктами питания, одеждой, строили храмы и дворцы.

Постепенно складывалась система взаимного обмена услугами, одни обеспечивают покровительство богов, другие – трудятся на процветание общества, третьи – воюют и защищают сложившийся порядок. С появлением развитых форм религии возникли представления, обосновывающие необходимость разделения функций между социальными группами.

В период раннего государства возникли элементы новой формы собственности, а именно, частной собственности, не существующей в протогосударствах.

Причинами возникновения частной собственности являлись: возрастание продуктов материального производства, которые превышали общественные потребности. Излишки появились как в результате совершенствования форм хозяйствования (путем увеличения пахотных угодий, повышения урожайности), совершенствования ремесленного производства, так и в результате военных действий (захватывают военнопленных, которых обращают в рабов, поступление дани с покоренных племен). Материальные излишки и рабочая сила постепенно становились товаром, образовался рынок, где обращались товары и услуги, а следовательно возникла необходимость в деньгах, как в средстве общего эквивалента. Появление частной собственности не привело к дальнейшей эволюции общества и означало перерастание раннего государства в развитое. В этот период развития государственности появляются новые институты: 1) система принуждения и институционализированного закона; 2) дальнейшее развитие частнособственнических отношений.

В протогосударстве власть лидера опиралась на его престиж и авторитет. Элементы принуждения и насилия, а также закон еще отсутствовали, хотя постепенно все это вызревало. Сакрализация правителя постепенно способствовала его авторитету и содержала в себе потенцию принуждения, поскольку её носитель, наделенный священным могуществом, обладал правом на действия, которым его подданные не могли противостоять. Первоначально принуждение применялось в связи с военной функцией государства.

Появление внутри страны пленных, которых обратили в рабов (вначале коллективных, позже – частных) означало перенесение принуждения и насилия внутрь общества. При этом институционализация принуждения объективно ускорялась и, в силу того, что раннее рабовладение имело коллективные формы, при этом, первым господином рабов являлось государство в целом.

Поэтому, практика принуждения и насилия породила единообразный и общеобязательный регламент. Именно таким образом, (хотя и с вариантами), проходил процесс возвышения развитого государства.

Становление и окончательное оформление власти-собственности означало важный шаг в институционализации государственного устройства древневосточного общества в форме деспотической власти.

Мощная централизованная структура управления складывалась на протяжении тысячелетий. Привычная административно-распределительная форма отношений полностью подавляла частную собственность и рынок. Власть на востоке была первична, а отношения частной собственности, необходимые для регулирования хозяйства – вторичными.

С теоретической точки зрения, частная собственность представляла опасность для функционирования командно-административной системы, так как избыточный продукт попадал непосредственно в руки частных собственников, минуя стадию перераспределения государственными структурами. И правящие верхи были не в состоянии не допустить концентрации богатств в руках частных собственников. Но частно-собственнические отношения и рынок были поставлены под строгий контроль государства.

Коллективные формы ведения хозяйства, практикуемые в древневосточных обществах на протяжении многих предшествующих тысячелетий, превратили в аксиому общественного сознания представление о том, что собственность принадлежит всем одновременно и никому конкретно. Постепенное, шедшее с нарастающей интенсивностью делегирование верховной власти в руки сакрализованного правителя, о котором шла речь в предыдущих разделах, сопровождалось одновременным делегированием ему и функций верховного собственника.

Процесс деперсонализации верховной власти имел одним из своих важнейших следствий оформление институтов господствующей формы собственности, каковой являлась собственность государственная. Конечным результатом действия указанных тенденций явилось возникновение специфического феномена, составляющего квалифицирующий признак всех общественно-политических отношений на Востоке, - так называемого феномена власти-собственности, две составные части которого (власть и собственность) слиты в нерасчленяемое единство. При этом следует со всей определенностью подчеркнуть, что в указанном единстве, рассматриваемом как с сущностной, так и с генетической точки зрения, неоспоримый приоритет принадлежал именно власти, а собственность всегда квалифицировалась как нечто вторичное и производное от нее. Реальные права собственности возникали из функций власти; принадлежность к власти превращала индивида в собственника; объем реальных собственнических прав в принципе соответствовал номинальному объему власти.

Становление и окончательное оформление феномена власти-собственности (в том числе феномена верховной власти – верховной собственности) означало важнейший шаг в институционализации государственного устройства древневосточного общества в форме деспотической административно-командной системы. И пока оставалась незыблемой вызвавшая ее к жизни социально-экономическая и политическая основа, эта система, наделенная высокой степенью относительной самостоятельностью, обладала большими регенерационными возможностями, способностями к бесконечному воспроизводству самой себя в практически неизменных, поистине клонированных формах.

С теоретической точки зрения развитие институтов частной собственности, с особой силой проявившееся в эпоху развитого государства, представляло собой потенциальную опасность для устоев административно-командной системы. Поскольку избыточный продукт, производимый обществом во все возрастающем количестве, попадал в руки частных собственников непосредственно, т.е. минуя стадию его перераспределения централизованными государственными структурами, это угрожало целостности всей общественно-политической системы. Вместе с тем, административно-командная система была не в состоянии не допустить концентрации богатств в руках частных собственников, поскольку развитие приватизационных процессов было вызвано к жизни всем ходом предшествующего общественного развития.

Единственно возможной ответной реакцией системы на объективно складывающуюся ситуацию было стремление поставить под строгий контроль развитие частной собственности,. максимально ограничить сферу действия рынка товаров и услуг. Подобная реакция превратилась в последствии в. государственную политику, конечной целью которой была нейтрализация дезинтегрирующих тенденций, стабилизация всей общественно-политической системы, базирующейся на феномене власти-собственности. Отныне и навсегда было определено положение частной собственности по отношению к собственности государственной – положение второстепенное, подчиненное и зависимое.

Дальнейшая активизация приватизационных процессов, о которых шла речь ранее, с неизбежностью коснулась и отношений рабовладения, - наряду с господствующими коллективными его формами возникли и укрепились частнособственнические формы. Кроме того, с течением времени рабы перестали быть единственными объектами воздействия институтов принуждения и насилия, - количество таких объектов стало стремительно возрастать за счет представителей гомогенного населения, то есть тех соплеменников, которые по различным причинам «заслужили» применения против них мер государственного воздействия. Уже достаточно хорошо апробированные на «чужаках», эти меры оказались тем более эффективными в борьбе против «своих» правонарушителей и преступников, начиная от внешне добропорядочных должностных лиц, уклонившихся – от выполнения распоряжений вышестоящих властей, и кончая потерявшими человеческий облик насильниками и убийцами. Разумеется, и все возраставшее разнообразие морально осуждаемых действий, и рост числа субъектов подобных антисоциальных проявлений неизбежно вели к определенной дезинтеграции институтов принуждения и насилия, - дезинтеграции, проявившейся как в изменении их восприятия общественным сознанием, так и в реальном функционировании соответствующих государственных механизмов. Однако, можно со всей определенностью утверждать, что вплоть до самых заключительных этапов истории древневосточных государств, институты принуждения и насилия, действовавшие в них, отличались гораздо более высокой степенью централизованной регламентации, чем это было свойственно античным европейским государствам средиземноморского региона.

Традиционализм, консервативная стабильность определили дальнейшее развитие стран этого региона не по линейно-прогрессивному направлению, а по циклической траектории, когда изменения затрагивали преимущественно лишь количественные параметры, тогда как сущностные характеристики всей системы в своей основе оставались практически неизменными. Впрочем, было бы неправильно говорить о полной стагнации древневосточных обществ, и отрицать какие бы то ни было происходившие в них перемены. Следует только иметь в виду, что сложившаяся система тщательно отбирала, умело адаптировала и оптимально использовала исключительно лишь те новшества, которые ее еще более укрепляли и стабилизировали. Те же новые веяния, которые грозили ослабить централизацию, поколебать всесилие верховной власти, подорвать систему религиозно-идеологических ценностей, стимулировать местный сепаратизм, активизировать индивидуалистические устремления подданных, - все эти и подобные им тенденции максимально энергично подавлялись всей мощью государственной машины, всей силой составлявших ее политико-правовых (в первую очередь, карательных) механизмов.

Древнее Двуречье. Первые государства на территории Двуречья возникли в начале III тыс. до н. э. Они были расположены на естественных холмах и окружены стенами. В каждом из них жило приблизительно 40-50 тыс. чел. Это были небольшие города-государства, в общественном и государственном строе которых длительное время сохранялись пережитки родоплеменной организации. Древнейшим населением страны, заложившим основы цивилизации в Двуречье, были шумеры, от этого народа происходит название государства Шумер, история которого насчитывает семь веков. Шумер был не единым государством, на его территории находились такие города как Ниппур, Киш, Лагаш, Ларса, Урук, Ур, Эриду, население которых достигало нескольких тысяч человек. Источники дают сведения о довольно ранних отношениях шумеров с пастушескими семитскими племенами, которые затем появляются на территории, заселенной шумерами. Север Двуречья населяли семиты (арабы и евреи), которые основали город Аккад, ставший столицей государства. Постепенно правитель Аккада Саргон (по кличке Древний) завоевал всю территорию Шумера и создал мощное Шумеро-Аккадское царство, просуществовавшее почти сто лет. Саргон принял титул «царь Шумера и Аккада», «царь четырех стран света». Саргон совершал успешные походы в Сирию, в районы гор Тавра и победил царя соседнего государства Элам. Им было создано первое в истории постоянное войско, состоявшее из 5400 чел. Это было хорошо обученное профессиональное войско, все благополучие которого зависело от царя.

При Саргоне сооружались новые каналы, в общегосударственном масштабе была налажена оросительная система, введена единая система мер и весов. Аккад вел морскую торговлю с Индией и Восточной Аравией.

Около II тысячелетия до н.э. Двуречье захватили кочевники-амореи. Они одержали победу над Шумеро-Аккадским царством и основали новую династию Ура, объединившую Двуречье. Одним из опорных пунктов стал Вавилон, который имел удобное географическое положение. Вавилон затмил все остальные горда страны, и по его имени все Двуречье стали называть Вавилонией. Первые пять вавилонских царей значительно расширили свои владения. С конца XIX в. до н.э. наступает период Древневавилонского царства (1894-1595 гг.), которое составило особую эпоху в истории Двуречья. Шестой царь Вавилона Хаммурапи превратил Вавилон в огромное государство-империю, состоящее из большой территории от Персидского залива до Сирии. Вавилон часто подвергался нашествию горных племен, разрушался, как птица Феникс вновь восставал из пепла. После смерти царя Хаммурапи Вавилон потерпел ряд поражений от своих соседей, в 1595 г. Древневавилонское царство было уничтожено хеттами и касситами, которые правили Вавилоном около 400 лет.

Новый подъем Вавилона приходится на VII-VI вв. до н.э. – период Ново-Вавилонского царства. В этот период происходит рост крупного землевладения, ремесла, торговли, строились грандиозные храмы, оборонительные и ирригационные сооружения. В III в. до н.э. после смерти Навуходоносора Вавилон фактически прекращает свое существование, поскольку он был завоеван персидским царем Киром.

Как в любом рабовладельческом государстве, в Древнем Вавилоне общество делилось прежде всего на свободных и рабов.

Рабы («вардум») составляли низший общественный слой. Кроме военнопленных и покупных рабов, значительная часть этого класса состояла из порабощенных и ставших бесправными свободных (например, преступники и несостоятельные должники). Рабы рассматривались законом как вещь, находящаяся в полной собственности хозяина. Право собственности на рабов переходило в семье из поколения в поколение.

Рабов продавали, закладывали. Повреждение их здоровья или лишение жизни считалось не более как повреждением или уничтожением имущества их господина, которому виновный был обязан возместить ущерб. Например, за лишение жизни раба-вольноотпущенника по неосторожности виновный обязан был отдать раба за раба; за смерть раба в доме кредитора по вине последнего, за умерщвление его бодливым быком господину уплачивалась треть мины; за повреждение глаза рабу или неудачную операцию, повлекшую за собой смерть раба, - половина его стоимости. Раб не имел права самовольно распоряжаться чем бы то ни было из имущества господина, даже если пользовался большим доверием со стороны последнего. Купля-продажа, совершенная с рабом, наказывалась смертной казнью для покупателя. За содействие бегству и укрывательство раба или отказ его выдать виновный подлежал смертной казни. Поймавший же раба и доставивший его господину получал за услугу награду. Для обозначения рабского состояния на рабов налагались особые знаки, вырезаемые или выжигаемые на теле. Но такое клеймение ограничивало владельческие права господина, который лишался возможности продать раба или отдать его в обмен на другого.

Рабы были царские, храмовые, частновладельческие. Они не могли быть собственниками. Имущество, которое имели рабы, наживалось с разрешения господина, считалось частью собственности господина и переходило к нему после смерти раба. Власть господина над рабом не ограничивалась. Лишь некоторые категории рабов, составлявшие меньшинство, пользовались защитой закона. Это рабыни, имевшие детей от своих владельцев. Такие дети считались свободными. Казенному рабу или рабу-вольноотпущеннику позволялось жениться на свободной, дети от такого брака были свободные.

Свободное население Вавилона, делилось на полноправных и неполноправных. Полноправные свободные граждане («авилум» - человек, муж) составляли основную массу населения. В большинстве своем они владели землей, несли имущественные и личные повинности в пользу государства. Полноправные граждане не были однородным сословием. В царствование Хаммурапи процесс расслоения сельской общины зашел довольно далеко. Отдельные зажиточные общинники становились все более самостоятельными. Наряду с ними появились обедневшие общинники, попадавшие в долговую кабалу.

Законы Хаммурапи свидетельствуют о стремлении законодателя облегчить положение этих лиц. Так, должник объявлялся правомочным владельцем всего своего имущества, без его разрешения и разрешения суда заимодатель не имел права отчуждать это имущество. Авилум не мог стать рабом-должником. Законы называют члена семьи должника, отрабатывавшего долг в хозяйстве заимодателя, не рабом, а заложником. В случае смерти заложника по причине жестокого обращения с ним кредитора последний нес ответственность как за смерть свободного. Через три года работы заложника долг считался погашенным независимо от его суммы.

Стремление царской власти ограничить произвол кредиторов над попавшими в долговую кабалу беднейшими слоями свободного населения объясняется стремлением сохранить могущество войска, основу которого составляли свободные.

Земельные наделы и скот, пожалованные воинам (имущество илку), не могли отниматься у них за долги. Кредитор мог забрать лишь купленные воином поле, сад, дом. Взрослый сын воина становился законным наследником его надела. Если после смерти оставался малолетний сын, то вдова получала одну треть надела, чтобы иметь возможность вырастить будущего воина. В случае пленения воина его можно было выкупить, и он сохранял свое право на земельный надел. Воины, обеспеченные своим земельным наделом, были обязаны за это по приказу царя в любое время выступить в поход. За отказ следовала смертная казнь. Человек, выступивший в поход вместо воина, получал его земельный надел.

Полноправным гражданам противопоставлялись «мушкенумы» (покорные). Вопрос о мушкенумах в сословной структуре вавилонского общества не решен однозначно. Происхождение этой социальной группы с достоверностью не установлено. По одной из версий, «мушкенумы» - это жители покоренных Хаммурапи городов и областей, по другой – вольноотпущенники. На неравноправное положение мушкенума указывают статьи, определяющие наказание за преступление против него.

Так, членовредительство, нанесенное «авилуму», каралось соответствующим членовредительством виновного, но если членовредительство было совершено по отношению к мушкенуму, то виновный платил лишь штраф. За украденную у мушкенума вещь вор платил 10-кратный штраф, а за украденную вещь, находившуюся в собственности царя или храма, 30-кратный штраф.

Наряду с сословиями законы называют также профессиональные занятия населения. Первое место занимают придворные служащие, из которых законы называют царского телохранителя и высшее жречество, стоявших в непосредственной близости к царю. Из других государственных служащих законы упоминают «редум», «баирум», «декум», «лубуттум». Функции этих лиц не совсем ясны, вероятно, это различного рода военнослужащие. В соответствии с важным государственным значением религии и храмов в Вавилонии почетное положение среди других профессий занимают храмовые служащие.

Довольно высокое положение в обществе занимало чиновничество, к нему предъявлялись большие требования, но власть наделяла их землей, которая могла переходить по наследству или обращаться в пенсию.

Низшие ступени профессионально-служебной лестницы занимали крупные купцы и предприниматели, ремесленники, поденщики. Низко ценился труд врачей, ветеринаров. В отличие, например, от архитекторов и корабельщиков, получавших за свой труд гонорар (подарок), врачи получали плату.

Наиболее ранней формой государственной организации в Месопотамии были города-государства, во главе них стоял «энси» (возглавляющий род). Энси называли самостоятельного владыку, правившего каким-либо городом с ближайшей округой. Титул этот жреческого происхождения и свидетельствует о том, что первоначально представитель государственной власти был также главой жречества. В случаях, если его власть выходила за рамки локальной местности, правителю присваивался титул «лугаля» (большого человека). Так обычно называли царей. Глава государства одновременно возглавлял местный религиозный культ, руководил ирригационными и другими общественными работами, командовал войском. Пережитки родоплеменной организации, присущие данному периоду, выражались в существовании совета старейшин и созыве общинных собраний, значительно ограничивавших власть правителя, вплоть до его свержения. Они также обладали законодательными, финансовыми и судебными функциями.

Со временем власть правителей приобретала наследственный характер, административный аппарат и сам царь стали олицетворять единство обширных территорий. Возникает новый вид правителя – лугаль, власть которого не ограничивалась общинными органами. Усилению централизаторских тенденций способствовало представление о божественном характере власти, якобы ниспосланной богами царям. Наибольшей концентрации царская власть достигла в Древнем Вавилоне.

При Урнамму царская власть приобрела деспотический характер. Царь был верховным судьей, главой всего государственного аппарата, он же решал вопросы войны и мира. Было создано сильное центральное управление. В царских и храмовых хозяйствах многочисленный штат писцов и чиновников регламентировал вплоть до мелочей все аспекты хозяйственной жизни. В стране действовал налаженный транспорт, рассылались гонцы с приказами и документами во все концы государства.

Сын Урнамму Шульга (2093-2046 гг. до н. э.) добился своего обожествления. В храмах ставились его изваяния, которым надо было приносить жертвы. Шульга издал законы, свидетельствующие о существовании разработанной судебной системы. В них, в частности, устанавливалось вознаграждение за привод беглого раба его хозяину. Предусматривалось также наказание за различные виды членовредительства. В отличие от более поздних законов Хаммурапи, Шульга не руководствовался принципом «око за око, зуб за зуб», а установил принцип денежного возмещения пострадавшему. Законы Шульги являются древнейшими из пока известных нам правовых актов.

При преемниках Шульги большую опасность для государства стали представлять аморейские племена, которые нападали на Месопотамию из Сирии. Чтобы приостановить продвижение амореев, цари III династии Ура соорудили линию укреплений большой протяженности. Однако и внутреннее положение государства было непрочным. Храмовое хозяйство требовало огромного количества работников, которые постепенно лишались прав свободных членов общества. Например, один лишь храм богини Баба в Лагаше владел земельной площадью более 4500 га. Армия Ура начала терпеть поражения в войнах с аморейскими племенами и эламитами. В 2003 г. власть III династии Ура была свергнута, последний представитель ее Ибби-Суэн уведен в плен в Элам. Храмы Ура были разграблены, а в самом городе оставлен эламский гарнизон.

Около 1894 г. до н. э. амореи создали самостоятельное государство со столицей в Вавилоне. Начиная с этого времени роль Вавилона, самого молодого из городов Месопотамии, в течение многих столетий неуклонно росла.

Государственный строй Древневавилонского царства напоминает государственный строй Древнего Египта. Та же форма правления – восточная деспотия. В руках царя сосредоточена судебная, исполнительная, законодательная и верховная религиозная власть. Управление государством осуществлялось через сложный бюрократический аппарат. Источники показывают, каким образом функционировали три основные ведомства: финансовое, военное и публичных работ. Среди высших сановников государства – визирь, дворецкий, начальник финансов, кравчий, главный военачальник.

Страна была разделена на области, управление которыми осуществляли царские чиновники (шакканиккум). Во главе больших городов стояли наместники царя. Они отвечали за сбор налогов, за поддержание порядка и созыв ополчения, контролировали общинную администрацию. Органы общинного самоуправления, хотя их функции были значительно урезаны, осуществляли некоторые административные, финансовые и судебные полномочия.

Судебные функции выполняли чиновники, назначаемые царем: наместники и правители местности. Почти повсеместно они могли осуществлять вызов в суд, арест и розыск преступников. Определенное значение сохраняли общинные и храмовые суды. Высшей судебной инстанцией являлся царь. Он имел право помилования, рассматривая жалобы на злоупотребление судей и отказ в правосудии.

Древний Египет. Приблизительно пять тысяч лет назад на территории современного Египта сложилось единое государство, просуществовавшее три тысячелетия. Здесь как и во всей другой цивилизованной культуре, были свои периоды подъема, благоденствия, затем кризиса и упадка.

История Древнеегипетского государства делится на 4 периода: Раннее царство (XXXI-XXVIII вв. до н.э.), Древнее царство (XXVIII-XXIII вв. до н.э.), Среднее царство (XXII-XVIII вв. до н.э.), Новое царство (XVI-XI вв. до н.э.). некоторые исследователи выделили еще и Позднее царство (VII-VI вв. до н.э.).

Египетское государство возникло в северо-восточной части Африки в долине Нила. Название Египет происходит от слова Айкапта, что означает дворец духа Пта (Птаха), одного из божеств Египта. В долине Нила первоначально образовались два десятка небольших протогосударств – номов. Образование номов происходило в результате объединения нескольких сельских общин для совместного проведения работ по строительству каналов. Для понимания особенности социально-экономической структуры Египта, как и других стран Древнего Востока необходимо учитывать особые условия климата и почвы.

Одной из главных производительных сил Египта являлась река Нил. Нил ежегодно разливался в середине июня, выходил из своих берегов. Чтобы использовать этот разлив для орошения пустынных долин, необходима была система плотин и каналов. Это требовало использование огромного количества работников и централизованное руководство работами. Вследствие чего военнопленных стали обращать в рабов. Этот факт объясняет раннее образование государства, длительное сохранение общинной собственности, так как ирригационные сооружения рациональнее было проводить силами общин.

Отсюда же происходит централизм в организации государственной власти и большая роль чиновников и жрецов как организаторов общественных работ.

Номы вели между собой кровопролитные войны. Слабые номы, иногда добровольно, иногда насильственно присоединялись к более сильным номам, что приводит к возникновению двух крупных номов – Верхний Египет и Нижний Египет. Цари Верхнего Египта покоряют Нижний и таким образом образуется единое централизованное государство – Древний Египет, во главе с фараоном. По преданию египетского жреца Манефона первым египетским фараоном был человек по имени Менес (в переводе с древнегреческого языка; по египетски это имя звучит как Мина).

В период раннего царства Египет представляет собой племенной союз. Основную массу населения составляют крестьяне-общинники. В этот период образуется царское храмовое хозяйство, выделяется родовая аристократия. Именно в это время царь Верхнего Египта покоряет Нижний Египет, и образуется единое государство.

В административном плане Египет делится на округа (номы), во главе с номархами. В период Древнего царства сельская община остается основной производственной ячейкой общества, внутри общин происходит имущественное расслоение, широко используется труд рабов, хотя рабство носит патриархальный характер, но существует уже рабский рынок.

Верхушку общества составляла номовая аристократия, которая имела огромные земельные владения, и жречество. Государственная власть формируется в форме «восточной деспотии».

В период Среднего царства власть фараонов приходит в упадок, усиливается родовая аристократия, страна распадается на полузависимые области. Экономический кризис приводит к политическому – и в XVIII в. до н.э. Египет был завоеван племенами гиксосов, которые господствовали 150 лет.

После изгнания гиксосов в Египте начинается Новое царство. В этот период Древний Египет проводит многочисленные войны и превращается в мировую державу. Усиливается власть фараонов, укрепляется система централизованного управления. Вся власть сосредотачивается в руках царских чиновников.

Возрастает роль жрецов, которые становятся независимыми от центральной власти и превращаются в замкнутую касту. Широко применяется труд рабов. К XI в. до н.э. в Египте усиливается борьба между севером и югом, страна распадается на отдельные области, власть фараона становится номинальной.

В период Позднего царства усиливается обнищание свободного населения, структура государственной власти сохраняется прежней, но власть ослабевает. В последующие годы Древний Египет завоевывают персы, Александр Македонский, Римское государство, и Египет с 30-х гг.IV до н.э. – провинция Римского государства.

Термин, общественный строй включает в себя 2 компонента. Первый из них составляют, формы собственности, существующие в данном обществе, второй – социальная структура.

В Египте, как и в других древневосточных государствах, существовала государственная, общинная и частная собственность. Первые две возникли раньше, все виды собственности находились в различных сочетаниях друг с другом.

Социальная структура Древнего Египта отличалась многообразием и качественной разнородностью множества социальных групп. Процесс социального структурирования остался незавершенным, отсутствовали четкие границы, отделявшие одну группировку от другой, имелось множество промежуточных групп. В древнеегипетском обществе более или менее определенно можно выделить три крупные социальные группировки: 1) господствующие верхи; 2) свободные мелкие производители; 3) рабы

Рассмотрим основные группы. К первой группе относились: светская, жреческая, номовая и столичная аристократия; а также военная знать и руководство общин.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-11; Просмотров: 1259; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.044 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь