Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Предшествующий Вселенским Соборам.



На прошлом занятии мы говорили о ересях, сотрясавших христианскую Церковь в первые века ее существования. Но, помимо государства, осу­ществлявшего гонения на христиан, помимо ересиархов, губивших души верующих и Церкви был еще один противник. Этим противником была язы­ческая интеллигенция.

К тому времени, когда христианство приходит в мир, язычество соз­дает свою красивую по своему культуру, появляется слой образованных людей, философов, писателей и т.д. Столкнувшись с христианством, эти люди, как правило, не стремились вдумываться в положения христианской веры, настолько она казалась им грубой и безумной (помните слова ап. Павла), настолько она расходилась с привычным мироощущением язычника. И вот этот образованный слой, чувствующий отвращение к христианству начинает против него настоящую литературную войну. Появляются полеми­ческие сочинения, направленные против христиан.

Лукиан Самосатский, живший во II веке сочиняет против христиан сатирическое произведение " О смерти Перегрина". В нем рассказывается о некоем цинике (имеется в виду его принадлежность к философской школе циников или киников) Перегрине, который, выдавая себя за христианина, смог сильно продвинуться среди христиан и стал даже епископом. Потом, дос­таточно обогатившись за их счет, он бросает христианское общество. Од­нако, после долгих похождений, Перегрин добровольно подвергает себя сожжению. Этим Лукиан хотел посмеяться над христианским мученичеством.

Причиной одной из насмешек со стороны языческой интеллигенции была христианская вера в загробную жизнь и воскресение из мертвых. Напомню, что именно тогда, когда ап. Павел заговорил о воскресении из мертвых, философы, собравшиеся в афинском Ареопаге, отказались его слушать. " Несчастные, - пишет Лукиан, - окончательно уверили себя, что они совершенно бессмертны и будут наслаждаться вечной жизнью, поэтому презирают смерть и многие добровольно предают себя осуждению за нее. Так как первый их законодатель убедил их, что они делаются братьями друг другу, как скоро, оставив всех, отрекутся от эллинских богов, будут поклоняться своему распятому учителю и жить по его законам, то без дальних доказательств поверив этому, они одинаково презирают и считают неважным все другое".

Однако самым яростным врагом христианства выступил эпикуреец Цельс, написавший сочинение под названием " Истинное слово". В нем он собрал все, что язычники говорили в опровержение христианства. Цельс не только насмехается над христианами, а пытается разбить положения христианского вероучения с помощью приемов языческой философии. Правда, часто он использует сочинения еретиков. Согласно Цельсу, христианство есть плод иудейства. В нем ценно лишь то, что воспринято из греческой философии, например учение о 2-м Лице Троицы - Божественном Логосе. Впрочем, воплощение он отрицает, так как это, по его мнению, нарушает положение о низменности Божества. Кроме своих нападок на христианс­кое учение, Цельс говорит о социальной опасности христиан для язычес­кого общества.

Другим критиком христианства был неоплатоник Порфирий. Он утверж­дал, что Иисус Христос не был Богом, а просто благочестивым человеком, что его уче­ние было неверно понято и извращено апостолами.

Христианский мир отвечает на эти обвинения со стороны языческих мудрецов своими полемическими сочинениями, получившими название аполо­гий. Апологией по гречески называласьзащитительная речь или защитительное письмо или сочинение, написанное в пользу обвиняемого лица.

Среди 1-х апологетов можно назвать Кодрата и Аристида. В 126 г. Кодрат представил императору Адриану сочинение в защиту христиан. В нем Кодрат доказывает, что события, описанные в Евангелии не вымысел, и поэтому христиан не следует гнать. Творением Кодрата признается сохранившееся послание к Диогнету. Кодрат умер, уморенный голодом в темнице, в 130 г. Аристид подал свою апологию императору Адриану около 124 г., когда император посетил Афины. Аристид пишет о том, что только христиане правильно рассуждают о Боге, и гарантией истинности их вероучения является свя­тость их жизни.

При императоре Антонине появляется Иустин Философ, до обращения к христианству бывший платоником. Ему принадлежит сочинение " Разговор с Трифоном иудеем", написанный в форме диалога. После него появляются еп. Мелитон Сардийский, Афинагор, Минуций Феликс и Тертуллиан.

Афинагор является автором послания, написанного в 177 г. императору Марку Аврелию и его сыну в защиту христианства, и рассуждения: " О воскрешении мертвых". О жизни его не имеется сведений, кроме того, что мы узнаем из предисловия и самого содержания апологии. По этим данным, он, был уроженец Афин, получил платонико-философское образование, и посвятил свои знания на служение христианству. Он защищает христиан, главным образом, от обвинения их со стороны язычников в безбожии, кровосмешении и в употреблении в пищу мяса убитых детей.

Особенно следует отметить деятельность Оригена. Именно ему принадлежит труд, направленный против самого опасного антих­ристианского автора - Цельса, который так и назван " Против Цельса". В нем Ориген, опираясь на доводы разума и исторические факты, последова­тельно разбивает положения Цельса.

Под влиянием нападок со стороны языческой интеллигенции и ерети­ков начинает развиваться христианское вероучение. Конечно, мы должны очень четко понимать, что в Христовой Церкви уже изначально содержа­лась вся полнота вероучения, по меткому выражению Иринея Лионского, как в некоей сокровищнице, в которую апостолы положили все, необходимое для нашего спасения. Однако первоначально у христиан не возникает ост­рой потребности в богословском развитии тех основ вероучения, которые уже содержались в Священном Писании. Это происходит позднее по двум основным причинам: необходимости дать достойный ответ языческой интел­лигенции и еретикам и вследствие притока в Церковь людей, получивших хорошее языческое образование, желавших разобраться в том, как смотрит христианство на вопросы, поставленные языческими философами. В резуль­тате вероучение христиан начинает усложняться.

Первичным для христиан является Священное Предание. Из Священного Предания начинает постепенно вычленяться корпус вероучительной литера­туры, прежде всего, Священное Писание, в которое вошли труды апосто­лов. Существует понятие о формальном и неформальном предании. Фор­мально Св. Предание заключает в себя все, кроме Библии. В более широ­ком смысле это - прежде всего, духовный опыт, который от апостолов пе­редается от ученика к ученику. Вот что пишет по этому поводу св. Ири­ней Лионский: " Быв еще отроком, я видел тебя в нижней Азии у Поликар­па. Тогдашнее я помню тверже, чем недавнее: потому что познания детс­кого возраста, укрепляясь в месте с душою, укореняются в ней. Так, я могу наименовать даже место, где сидел и разговаривал блаженный Поли­карп; могу указать все ходы и исходы его; начертать образ его жизни и внешний вид; изложить его беседы с народом; описать его обращение с Иоанном, как он сам рассказывал, и с прочими самовидцами Господа; изоб­разить, как он сам припоминал слова их, как и что слышал от них о Гос­поде, как он пересказывал о его чудесах и учении, о чем получил преда­ние от людей, которые сами видели Слово жизни. Я записывал слова его не на бумаге, а в сердце, и благодать Божия помогает мне всегда сохра­нить их в свежей памяти". Понятно, что здесь речь идет о чем-то таком, чего не передашь на бумаге.

Мерилом истинности того или иного писания является благодать Св. Духа, живущая в Церкви и животворящая всех нас. Если писание не соот­ветствовало духу христианского вероучения, оно отвергалось, и никакой авторитет не мог спасти ее.

Постепенно, отчасти и под влиянием еретиков, в частности, канона Маркиона, появляется канон Св. Книг, от которого следует отличать пи­сания мужей апостольских и последующий корпус святоотеческой литерату­ры, хотя кончено для нас, в отличие от протестантов, принципиально от­личия здесь нет. Все утверждено благодатью Св. Духа.

К писаниям мужей апостольских относятся послание Варнаввы, 1-е послание Климента Римского, " Пастырь" Ерма, послания Игнатия Богоносца, послание Поликарпа Смирнского к филиппийцам.

Послание Варнаввы посвящено вопросу о соотношении Ветхого и Нового Заветов. Он предостерегает от иудействующих. Видимо, его полемика направле­на, главным образом, против евионитов.

Климент Римский написал свое послание в защиту церковной иерархии и против тех, кто пытается восхитить полномочия церковной иерархии.

Известно несколько посланий Игнатия Богоносца, написанных им по пути на казнь в Рим - к магнезийцам, траллийцам, римлянам, Поликарпу Смирнскому, филадельфийцам. В этих посланиях содержится мысль, что Иисус Христос - истинный Бог и истинный человек.

Поликарп Смирнский написал несколько посланий, из которых до нас дошло только послание к филадельфийцам. Послание это направлено против докетов.

Книга " Пастырь" Ерма носит такое название потому, что в основу книги частично положено откровение, возвещенное Ерму ангелом, явившемся ему в ви­де пастыря. Книга делится на 3 основные части. В первой излагаются 4 видения, во 2-й - 12 заповедей, возвещенных ангелом, а в 3-й - 10 притчей, разъясня­ющих начала христианского вероучения.

Другим источником христианского вероучения были символы веры, ко­торые представляли собой краткое изложение основных положений вероучения и применялись во время таинства крещения. У каждой церкви могли быть свои символы. Известны символы иерусалимской, александрийской, римской, антиохийской и других церквей. С III в. начинается процесс при­ведения этих символов к некоторому единообразию, который в целом за­вершается в IV в.

Уже в период, предшествовавший Вселенским соборам, Церковь твердо придерживается основных положений христианского вероучения, таких как Единство Божие, Троичность Лиц Пресвятой Троицы, Божество Иисуса Христа. У 1-х отцов Церкви мы находим упоминание о необходимости почитания святых. Это Киприан Карфагенский и, особенно, Ориген.

Последнему принадлежит создание первого систематического богос­ловского труда, который носит название " О началах". Будучи первым та­ким христианским опытом систематически выразить христианское вероуче­ние, этот труд содержит множество ошибок, из-за которых Ориген был осужден на V Вселенском Соборе при императоре Юстиниане.

Появление систематических богословских трудов было вызвано 2-мя основными причинами: естественной потребностью человеческого разума в богопознании и необходимостью дать достойный ответ представителям язы­ческого мировоззрения и еретикам. Виднейшим представителем христианс­кого богословия в период до Вселенских Соборов был, как уже сказано, Ориген. Ориген принадлежал к одной из 4-х виднейших богословских школ - александрийской. Помимо этой школы существовали еще антиохийская, северо-африканская и малоазийская богословские школы.

В Александрии богословская школа по преданию восходит к самому основателю Александрийской Церкви - евангелисту Марку. Первоначально это было простое огласительное училище, т.е. его целью была подготовка новообращенных к принятию таинства крещения. Однако, если вы помните, Александрия была крупнейшим центром языческой культуры и науки. Жители этого города по праву гордились сокровищами своей библиотеки. Помимо этого, это был также и центр пересечения нескольких культур - египетс­кой (коптской), греческой и еврейской. Постоянный культурный контакт, философские и религиозные споры между представителями разных культур послужили питательной средой как для возникновения многочисленных ере­сей, так и развития древнейшей христианской богословской школы. Среди виднейших деятелей александрийской школы следует, помимо Оригена, упомя­нуть об Афинагоре, его ученике Пантене, и ученике Пантена - Клименте Александрийском. Последний заслуживает особого внимания, так как явля­ется автором многочисленных памятников древнехристианской письменнос­ти, их которых многие дошли до нашего времени. Запомните, по крайней мере, 2 из них - " Строматы" и " Педагог". Важной заслугой Климента яви­лось стремление соединить веру и науку. При этом он отдавал предпочте­ние истинам, провозглашаемым верой, называя философию " служанкой" бо­гословия.

Ориген родился в христианской благочестивой семье около 185 г. Его имя (буквально – сын Ора) свидетельствует о его коптском происхождении. Родители смогли дать ему хорошее образование. Его отец был по профессии ритор. Леонид (так звали его отца) принял мученическую смерть при Септимии Севере. Сам Ориген желал разделить участь своего отца, однако, как рассказывает предание, его мать спрятала одежду Оригена. Стыдливость взяла верх, и Ориген не пострадал. В 203 г. в возрасте 18 лет Ориген становится во главе огласительного училища, сменив Климента, который был вынужден бежать на Восток, спасаясь от гонений. При нем это училище расцветает и превращается в настоящий православный университет. Ориген обладал по­истине энциклопедическими знаниями и оставил след во всех областях христианской науки. Он сличил различные переводы Библии, так родились его знаменитые Гекзамплы, был экзегетом, богословом, апологетом. Ко­нечно, в его богословских произведениях было много такого, с чем Цер­ковь не всегда может согласиться, например, апокатастасис - вера в то, что все души, пройдя через очищение, спасутся. Однажды Ориген сказал, что спастись может даже сам диавол. Он также придерживался тео­рии предсуществования душ (человеческие души по Оригену – духовные существа, сотворенные Богом в начале творения, в которых добро и зло находятся в приблизительном равновесии, в ангелах – больше добра, в бесах - зла) и верил в существование многих миров, соз­данных еще прежде творения этого мира. Существенно и то, что, доказывая троичность Бога, Ориген отвергал по сути равночестность Лиц Пресвятой Троицы, называя Бога-Отца Самобог, т.е. Бог в собств. смысле этого слова, а Бога-Сына просто Бог, т.е. второй Бог. Еще дальше зашел в этом направлении его ученик Дионисий, будущий епископ, который в поле­мике дошел до утверждения неединосущия Бога-Отца и Бога-Сына и о тво­рении последнего Отцом. Впрочем, впоследствии он отказался от этого утверждения. Ориген был строгим аскетом, и в своем аскетизме дошел до самых крайних форм, оскопив себя, впрочем существует версия, что здесь его оклеветали, тем более, что Ориген не был буквалистом в толковании Св. Писания. Популярность Оригена а также его ру­коположение во пресвитера, полученное им, вопреки каноническим нормам, от епископов другой епархии, возбудили против него вражду епископа Александрии Димитрия. Последний в 231 и 232 гг. собирает против него соборы, последним из которых он был извержен из сана и отлучен от Церкви. Впрочем, это не повлияло на отношение к Оригену епископов Па­лестины и Малой Азии. Ориген продолжает свою деятельность, основывая училище в Кесарии. Ориген подвергся истязаниям в правление императора Декия будучи уже преклонных лет. Вскоре он умирает в Тире в 254 г., окруженный почетом и уважением.

Другой видной школой была антиохийская школа. Ее основателями бы­ли антиохийские пресвитеры Дорофей и Лукиан. В отличие от александрий­цев, находившихся под большим влиянием философии Платона с его идеа­лизмом, антиохийцы взяли за основу философию Аристотеля. Если для Александрии был характерен аллегорический метод толкования Св. Писа­ния, то антиохийцы придерживались буквального. Впоследствии крайности обеих школ привели к появлению опасных ересей.

Прежде, чем мы будем говорить о Лукиане, следует сказать еще несколько слов об антиохийском епископе Павле Самосатском. Павел Самосатский стал антиохийским епископом в 260 г. Для него были характерны еретические заблуждения, близкие как к модализму, так и адопционизму. Павел Самосатский учил, что Бог-Отец и Бог-Сын едины и между ними нет различия. Для этого он употребляет термин Оригена – «омоусиус» (единосущный). Помимо этого Павел Самосатский учил, что Иисус Христос – это обычный человек, который был усыновлен Богом (по-латински «адопцио» и означает усыновление). Усыновление происходит в момент Крещения Иисуса Христа, когда на Него сошел Св. Дух или Слово. В 268 г. на соборе в Антиохии учение Павла было осуждено. Однако уважение к нему среди антиохийской паствы было настолько велико, что даже после соборного осуждения его не удалось сместить. В это время римляне, потерпевшие поражение от персов (император Валериан был даже взят в плен) временно потеряли контроль над своими территориями на Востоке. Этим воспользовалось царство Пальмира, в течение 12 лет удерживавшее эти территории. В этих условиях Павел Самосатский сумел сохранить прежнее влияние и даже получил крупную гражданскую должность. Только с возвращением римлян, епископы подали императору Аврелиану петицию с просьбой сместить Павла. Император в своем указе определил, что юридические права должны принадлежать только тому епископу, который поддерживает письменные отношения с епископами в Италии и Риме. Это был, пожалуй, первый случай, когда чисто церковный вопрос был разрешен светской, причем, еще языческой властью.

Пресвитер Лукиан является подлинным основателем антиохийской богословской школы. Он был ученым экзегетом и исправил Септуагинту (греческий перевод Библии), сверив ее с еврейским оригиналом. В отличие от Оригена, толковавшего Библию аллегорически, Лукиан был буквалистом. Лукиан был учителем Ария, и в его богословии содержатся некоторые мысли, характерные для арианства. Ему принадлежат высказывания: «Было время, когда Сына не было» и «Сын был сотворен». Утверждая это Лукиан основывался на словах Св. Писания: «Господь имел меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони» (Притчи, 8, 22-23), а также «Образ Бога невидимого, рожденного прежде всякой твари» (Кол. 1, 15).

Видными представителями северо-африканской школы были Тертуллиан и свт. Киприан Карфагенский. Особенностью северо-африканской школы бы­ло ее латиноязычие. Тертуллиан был сыном римского сотника, получил хо­рошее образование и работал адвокатом. Первоначально Тертуллиан жил в Карфагене, где был рукоположен во пресвитера, позже переезжает в Рим. Его основная профессия сильно помогла ему в его апологетических и догматических произведениях. Среди догматических книг можно отметить " О давности против еретиков", " 5 книг против Маркиона", " О плоти Христа". В своих произведениях Тертуллиан показывает себя строгим ригористом. Он требует, чтобы христиане тщательно уклонялись от язычества. Он заявляет твердое нет театру, армии, государственным должностям, связанным с идолопоклонством. Тертуллиан в отличие от Оригена был противником языческой философии. Ему приписывают крылатую фразу: «Верую, ибо абсурдно». К сожалению, впоследствии Тертуллиан увлекся монтанизмом, впрочем, затем он вышел из этой секты, основав особое общество - тертуллианистов. Несмотря на это личность Тертуллиана и его творения Тертуллиана оказывали большое влияние и в дальнейшем. Например, Киприан Карфагенский называл Тертуллиана «Учитель» и каждый день изучал его произведения.

Киприан Карфагенский по профессии был ритором, т.е. также имел прек­расное языческое образование. Христианином он стал, будучи в возрасте 40 лет. Именно Киприану Карфагенскому принадлежат хорошо известные слова: «Кому Церковь не мать, тому Богу не отец», «Без Церкви нет спасения». Его перу принадлежит " Книга к Донату о благости Божией", " О единстве Церкви", в которой он проводит опасную и соблазнительную для римских епископов мысль о преимущественном положе­нии римского епископа. Киприан Карфагенский впервые употребляет термин Cathedra Petri – престол Петров, который с тех пор постоянно используется католиками, в том числе он фигурирует и в решениях 1-го Ватиканского собора 1871 г., провозгласившего непогрешимость пап. Подозревать епископа, который вступает в спор с папой Стефаном, в приверженности принципу примата римского первосвященника, по моему, неправильно, поэтому давайте попытаемся найти другой смысл в словах св. Киприана. Вот как толкуется им самый важный текст, который используется католиками для доказательства примата римского первосвященника. В Евангелии от Матфея говорится: «Я говорю тебе: ты – Петр, и на сем камне я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее. И дам тебе ключи от царства Небесного; а что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Мф. 16, 18-19). По этому поводу св. Киприан пишет: «Отсюда последовательно и преемственно вытекает власть епископов и управление Церкви, так что Церковь поставляется на епископах и всяким действием Церкви управляют те же начальствующие… Церковь заключается в епископе, клире и всех стоящих в вере…» («О падших»). Итак, когда св. Киприан говорил о престоле Петра, он имел в виду власть епископа. Как апостолы были собраны вокруг Петра, так и пресвитеры должны быть собраны вокруг своего епископа.

Киприан Карфагенский принял мученическую смерть во время гонений при императоре Валериане 14 сентября 258 г. На место казни его сопровождала группа христиан с зажженными факелами и пением молитв.

К малоазийской школе относятся Ириней Лионский, Ипполит Римский и Юлий Африкан. Епископ Ириней Лионский по национальности был греком. Он родился ок. 130-140 г. в Малой Азии. По его собственному свидетельству знал в детстве св. Поликарпа Смирнского. Затем переселился в Рим, где возможно учился в школе Иустина Философа. После 177 г. он становится священником в Галлии, в 190 г. был избран епископом, а при Септимии Севере принял мученическую смерть (ок. 202 г.) Св. Ириней по праву считается первым из великих отцов Церкви. С одной стороны он завершает первохристианство, с другой – начинает эпоху великих христианских богословов. Перу Иринея Лионского принадлежит книга " Против ересей", дошедшая до нашего времени. Полное название книги – «Пять книг обличения и опровержения лжеименного знания». Иными словами, эта книга направлена, прежде всего, против гностиков. Суть аргументации св. Иринея против еретиков может быть выражена в двух словах – «апостольское преемство», понимаемое им не только как преемство церковной иерархии, а как преемство веры и жизни. В своем отношении к истинам разума Ириней придерживался царского пути, не придавая им такого значения, как многие другие церковные писатели, но и не относясь к нему так же отрицательно, как Тертуллиан. Продолжателем дела Иринея стал его ученик Ипполит Римский, написавший книгу " Обличение всех ересей". Юлий Афри­кан был палестинским пресвитером, жившим в первой половине III в. Он был исследователем церковных древностей и автором первой христианской церковной истории, которая до нашего времени не сохранилась. В поисках Ноева Ковчега Юлий Африкан посетил Арарат. Также он обследовал все библейские места в Палестине. В пресвитеры Юлий Африкан был рукоположен в Александрии, в которой жил некоторое время. В 222 г. Юлий Африкан приезжает в Рим. Своей эрудицией ему удается произвести такое впечатление на императора Александра Севера, что тот назначает его своим главным библиотекарем. Историческая хроника Юлия Африкана послужил источником не только для Евсевия Кесарийского, но и для византийских историков. Кроме того, Юлий Африкан написал книгу, которую мы бы назвали энциклопедией – собрание разных сведений, в том числе о ветеринарии, военном деле, риторике и т.д.

 

Церковная дисциплина и первые расколы в древней Церкви.

Необходимость в выработке норм церковной дисциплины появилась в Церк­ви уже с первых дней ее существования вследствие уклонения некоторых ее членов от норм церковной жизни. Существует три основных меры церковной дисциплины, обозначенные самим Иисусом Христом: обли­чение приватное, обличение при свидетелях и отлучение от Церкви. Пос­леднее является крайней мерой и используется нечасто, как правило, в отношении еретиков. Во II и III-м вв. Церковь уже достаточно активно применяла ме­ры дисциплинарного воздействия против падших и еретиков. Вопрос о степени применимости той или иной меры дисциплинарного воздействия, в том числе, спровоцировал возникнове­ние крупных церковных расколов III в.: Новата и Фелициссима в Карфагене и Новациана в Риме.

В 248 г. карфагенским епископом становится уже хорошо нам известный Киприан. Однако не всех это удовлетворило. Несколько пресвитеров, среди которых особенно выделялся Новат, образовали враждебную партию и нача­ли борьбу с Киприаном. Дошло до того, что Новат сам рукополагает во диаконы некоего Фелициссима, который занял видное место среди против­ников св. Киприана.

Когда наступило гонение Декия, св. Киприан был вы­нужден покинуть Карфаген. В это время многие епископы, в т.ч. и Киприан, уже не искали мученичества. В ситуации, когда государство сознательно стремилось обезглавить Церковь, необходимо было сохранение епископа, который был центром церковной жизни общины. Однако далеко не все были согласны с позицией, которую занял Киприан Карфагенский. В частности, представители духовенства и мирян римской церкви, в ходе гонений потерявшей своего епископа, написали Киприану письмо, в котором поставили под сомнение правильность его действий. Конечно, и внутри самой карфагенской общины на этот счет возникли разногласия.

То, обстоятельство, что Киприан Карфагенский покинул город, стало звездным часом для раскольников, кото­рые захватили в свои руки управление церковной общиной. В частности, они стали принимать отпавших от Церкви вследствие гонений без покаяния, только на основании хода­тайства исповедников. Согласно их позиции, только тот, кто сам претерпел за Христа, имеет право прощать за отступничество. Киприан Карфагенский придерживался на этот счет других взглядов. В 251 г. в Северной Африке собирается собор епископов, на котором присутствует и св. Киприан, который утверждает условия принятия падших: через испытание степени их вины и наложение соответственной епитимии. Те, кто только приобрел libelli, но затем покаялся, восстанавливались в качестве членов христианской Церкви, но те, кто действительно принес жертву перед статуей императора, могли примириться с Церковью только или на смертном одре, или через подвиг исповедничества во время новых гонений. Само право принимать решение о возвращении в Церковь отступников принадлежит епископу. Новат, Фелициссим и их сторонники не соглашаются с ре­шением собора и избирают своего епископа в Карфаген - Фортуната. Впрочем, не поддержанный североафриканскими епископами и большинством верующих, этот раскол не просущест­вовал долго.

Прямой противоположностью позиции относительно принятия отпавших в Церковь Новата и Фелициссима стала позиция римского пресвитера Новациана. В отношении приема пад­ших римская община также разделилась на две части. Одна часть, во гла­ве с римским епископом Корнилием, смотрела на прием падших благосклон­но, другая, во главе с Новацианом отрицала саму возможность их приема в Церковь. По мысли Новациана, Церковь есть общество святых, и отпав­шие от нее уже не могут найти в ней место. Поразительно, но на сторону Новациана стал прибывший из Карфагена в Рим Новат. Это, во всяком слу­чае, показывает, что главное для раскольника не те взгляды, которые он отстаивает, а его раскольническая психология. Спор Новациана с Корни­лием был вынесен на суд древнейших и авторитетнейших церквей: карфа­генской, александрийской и антиохийской. Предстоятель антиохийской церкви, епископ Фабий, был склонен подержать Новациана, однако карфа­генская церковь и александрийская церковь поддержали Корнилия. Питаемый ригоризмом некоторых христиан раскол Новациана просуществует довольно долго: до VII столетия.

Также в Церкви едва не возник раскол по поводу времени празднования Пасхи. Дело в том, что на Западе утверждается традиция праздновать Пасху в воскресный день, что привязывало ее к лунному календарю и делало, таким образом, подвижным праздником. На Востоке христиане встречали Пасху вместе с иудеями 14 нисана. Наличие 2-х традиций по столь существенному вопросу привело к горячим спорам во II в. При этом римский папа Виктор факти­чески впервые в римской церкви пытается в этих спорах опереться на ав­торитет римского первосвященника и хочет даже отлучить от церковного общения все церкви Малой Азии. Ириней Лионский обращается к нему с увещеванием, в котором, разделяя его взгляд на время празднования Пас­хи, утверждает, что мир и любовь в Церкви гораздо важнее частного об­рядового вопроса.

В III в. в Церкви возникают споры о крещении ерети­ков. Если в одних поместных церквях, таких, например, как карфагенская, утверждается традиция, согласно которой еретиков следует перекрещивать, то другие поместные церкви, например, римская, придер­живались другой точки зрения в том случае, если крещение происходило во Имя Трех Лиц Пресвятой Троицы. Эти споры также чуть было не привели к расколу, так как римский папа Стефан, злоупотребляя опять же авторитетом своей кафедры, грозил не согласным с его точкой зрения отлучением. Уже из­вестный нам Дионисий Александрийский, хотя и был согласен со Стефаном, подобно Иринею Лионскому писал ему послания, увещевая не нарушать цер­ковного мира из-за этого вопроса. Тогда поместные соборы в Карфагене и Малой Азии поддержали точку зрения Киприана Карфагенского о необходимости перекрещивания еретиков. Только в период Вселенских Соборов этот вопрос будет полностью урегулирован и будет принято решение, соответствующее позиции римской церкви.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-11; Просмотров: 425; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.039 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь