Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Предмет изучения логики ( сознание, уровни мышления)Стр 1 из 3Следующая ⇒
Простое категорическое суждение ( состав, виды понятий) Суждение - это форма мышления, в которой предмету преписываются или отрицаются те или иные свойства и качества. Состоит из 4-х элементов: - субъект ( предмет) s - предикат ( приписывается или отрицается) р - связка ( объединяет или разделяет) м - квантор ( указывает на объем субъекта) v Простые суждения делятся по качеству и по количеству. Качество – утвердительный и отрицательный. Количество – частный и общий. Качество суждения выражает не фактическое содержание, а логическую форму. В утвердительный суждениях раскрывается наличие какой-либо связи между субъектом и предикатом: s есть р В отрицательных суждениях раскрывается отсутствие той или иной связи между субъектом и предикатом: s не есть р Количество суждения определяется логическим объемом суждения. Общими называются суждения, в которых что-либо утверждается для всей группы предметов в раздельном смысле: все s есть р ( ни одно s не есть р) Частные суждения – это суждения, в которых что-либо высказывается о части какой-то группы предметов: некоторые s есть ( не есть) р Простые суждения – это суждения, в которых нельзя выделить правильную часть, которая в свою очередь была бы самостоятельным суждением. Значение логики в деятельности юриста Юридическая логика - прикладной вид знаний, рассматривающий применение общей логики в конкретной специфической сфере человеческой деятельности – юриспруденции. Юридическая логика включает в себя все положения науки логики, демонстрирую вместе с тем особенности и значение их в юридической деятельности. При опосредованном способе оценки событий роль логики более высока, чем в выводах, построенных на личном восприятии, но также более высокой является и вероятность ошибки в случае нарушения правил, установленных логикой. Юридическая деятельность – деятельность познавательная, а всякое познание осуществляется преимущественно в логической форме. Установить юр.факт – значит не только обнаружить, но и познать его, назвать, отнести к известному разряду явлений, дать понятие. Только после того, как этот факт познан, он приобретает социальный и юридический смысл, до этого момента его как бы не существует. Например, если совершено преступление, то оно юридически отсутствует, его нет до тех пор, пока не будет выявлено событие преступления, установлен состав преступления, в том числе виновность конкретного лица в его совершении. А определить состав преступления – значит познать его. Т.о логика образует важнейшую составляющую юр.деятельности. Нарушение логики ведет к юр.ошибкам и соответствующим негативным юридическим последствиям. Сложные суждения ( виды и правила) Сложные суждения образуются из простых путем их соединения. Сложные суждения могут быть истинными или ложными, истинность или ложность которых зависит прежде всего от истинности или ложности составляющих его простых и иных суждений. В сложных суждениях, в отличие от простых, одновременно раскрывается не одна, а несколько связей между предметами мысли. Основными структурообразующими элементами выступают самостоятельные суждения. Не всякое сложное суждение выражается сложным предложением, но всякое сложное предложение выражает сложное суждение. Выделяют следующие виды сложных суждений: 1)соединительные (конъюнкция); 2) разделительные (дизъюнкция); 3) условные (импликация); 4) эквивалентные. Конъюнкция – образуется из нескольких простых, связанных логической связкой «и». Например, «Никто не забыт и ничто не забыто» – А В. (Где А – Никто не забыт; В – ничто не забыто. А и В – члены конъюнкции). Для конъюнкции свойственна взаимозаменяемость положения членов конъюнкции: А В, или В А. Дизъюнкция состоит из нескольких простых, связанных логической связкой «или»: А V В. Выделяют две разновидности разделительного суждения: 1) нестрогую (слабую) дизъюнкцию; 2) строгую (сильную) дизъюнкцию. Слабая дизъюнкция – объединяемые ею суждения не исключают друг друга, т. е. вместо «или» можно поставить «и» (символ V). Слабая дизъюнкция истинна в тех случаях, когда истинно одно из суждений (или оба), и ложна, когда оба суждения ложны. Сильная дизъюнкция – образуется логической связкой «либо», и ее составляющие исключают друг друга. Строгая дизъюнкция истинна только тогда, когда одно из суждений истинно, а другое – ложно. Импликация – суждения объединяются на основе логической связки «если... то», например: «Если будет хорошая погода, то соревнования состоятся». Эквивалентные суждения – это суждения с взаимной условной зависимостью, выражаемые логической связкой «если и только если..., то...». Например, если и только если человек достиг пенсионного возраста, то он имеет право на получение пенсии по возрасту. Между сложными суждениями существуют определенные отношения, они могут быть совместимыми и несовместимыми. Совместимые суждения – это суждения, которые могут быть одновременно истинными. Выделяют три вида совместимости сложных суждений: 1) эквивалентность; 2) частичная совместимость; 3) подчинение. Эквивалентными являются суждения, являющиеся истинными или ложными одновременно. Частично совместимыми являются суждения, которые могут быть одновременно истинными, но не могут быть одновременно ложными. К подчиненным относятся такие суждения, в которых при истинности подчиняющего подчиненное всегда истинно. Суждения, которые одновременно не могут быть истинными, являются несовместимыми. Выделяют два вида несовместимости: 1) противоположность; 2) противоречие. Противоположность – отношение между суждениями, которые одновременно не могут быть истинными, но могут быть одновременно ложными. Противоречащими являются суждения, которые не могут быть одновременно истинными и ложными. Законы формальной логики Основные законы формальной логики - это законы непротиворечивости, тождества, исключения третьего и закон достаточного основания. Закон тождества. Этот закон является одним из законов правильного мышления, и читается так: «В процессе определённого рассуждения всякое понятие и суждение должны быть тождественны сами себе». В логике высказываний он выражается так: а а. Соблюдение его обещает ясность мышления. Если подчиняться закону тождества, то нельзя в процессе рассуждения заменять какое-либо понятие другим понятием, подмена понятий недопустима. Закон тождества формулируется следующим образом: всякая мысль тождественна сама себе, а есть а (или а=а), где а обозначает любую мысль. Закон противоречия. Древнегреческий философ и учёный Аристотель дал формулировку этого закона: «Невозможно что-либо вместе утверждать и отрицать». Этот закон объясняет человеку то, что если в своём мышлении и речи он будет допускать формально-противоречивые высказывания, то его мышление будет неверным и будет считаться ложным. С законом тождества связан закон непротиворечия, так как первый выражает отношение логической однозначности, а второй отношение логической несовместимости. Для того, чтобы правильно познать действительность, наши суждения не должны быть противоречивыми. Противоречия делают мышление непоследовательным, бессвязным, они разрушают мысль, затрудняют процесс познания. Требование непротиворечивости мышления выражает формально-логический закон непротиворечия: два противоположных суждения не могут быть одновременно истинными; по крайне мере одно из них необходимо ложно. Закон непротиворечия действует в отношении всех противоположных суждений - и противных (контрарных) и противоречащих (контрадикторных). Он указывает, что два противоположных суждения не могут быть одновременно истинными, одно из них необходимо ложно. Что касается другого суждения, то оно может быть как истинным, так и ложным. Закон непротиворечия можно выразит формулой, применяемой математической логикой в исчислениях высказываний: не-(а или не-а) (неверно, что а и не-а одновременно истинны). В этой формуле под а имеется ввиду любое суждение, под не-а - суждение, отрицающее суждение а, а общее отрицание - отрицание двух суждений, соединенных знаком конъюнкции. Утверждая что-либо о каком-либо предмете, мы не можем, не противореча себе, отрицать то же самое о том же самом предмете, взятом в то же самое время и в том же самом отношении. Если мы утверждаем принадлежность предмету одного признака и в то же время отрицаем принадлежность этому же предмету другого признака, никакого противоречия не будет. Не будет противоречия между суждениями, если речь идет о разных предметах. Противоречия не будет и в том случае, если мы что либо утверждали и то же самое отрицали относительно одного лица, но рассматриваемого в разное время. Наконец, один и тот же предмет нашей мысли может рассматриваться в разном отношении. В основе закона непротиворечия лежит качественная определенность вещей и явлений, относительная устойчивость их свойств. Отражая эту сторону действительности, закон непротиворечия требует, чтобы мышление не допускало противоречивых утверждений. Если, например, предмет А имеет определенное свойство, то в суждениях об этом предмете мы обязаны утверждать это свойство, а не отрицать его и не приписывать данному предмету того, чего у него нет. Закон исключенного третьего. В мышлении человека этот закон предлагает человеку выбор между истинной и ложью, так как одно суждение не может быть в одно и тоже время и ложью и истинной, иначе это мышление будет ложным. Закон непротиворечия указывает, что из двух противоположных суждений одно необходимо ложно. Но поскольку он распространяется и на противные, и на противоречащие суждения, вопрос о втором суждении остается открытым: оно может быть как истинным, так и ложным. Умозаключение. Непосредственное умозаключение. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ – логическая форма получения выводного знания, рассуждение, в ходе которого из одного или нескольких суждений, называемых посылками, выводится новое суждение (заключение или следствие), логически вытекающее из посылок. Переход от посылок к заключению всегда совершается по какому-либо правилу логики (правилу вывода). По составу все умозаключения делятся на простые и сложные. По количеству посылок умозаключения делятся на непосредственные (из одной посылки) и опосредованные (из двух и более посылок). Правдоподобные умозаключен ия - такие, в которых заключение следует из посылок с большей или меньшей степенью вероятности. Например, из посылок: «Студенты первой группы первого курса сдали экзамен по логике», «Студенты второй группы первого курса сдали экзамен по логике» и т. п. следует «Все студенты первого курса сдали экзамен по логике» с большей или меньшей степенью вероятности (что зависит от полноты наших знаний обо всех труппах студентов первого курса). К правдоподобным умозаключениям относятся индуктивные и умозаключения по аналогии. Дедуктивное умозаключение (от лат. deductio - выведение) - такое умозаключение, в котором переход от общего знания к частному является логически необходимым. Индуктивное умозаключение (от лат. inductio - наведение) - такое умозаключение, в котором переход от частного знания к общему осуществляется с большей или меньшей степенью правдоподобности (вероятности). Если а, то в __Если в, то с__ Если а, то с Например:
Если у обучаемого не развито чувство ответственности, то у него не вырабатывается потребность качественно осваивать профессию юриста Если у обучаемого не вырабатывается потребность качественно осваивать профессию юриста, то он будет плохим специалистом Если у обучаемого не развито чувство ответственности, то он будет плохим специалистом
В приведенном примере обе посылки - условные суждения, причем основание второй посылки является следствием первой, из которого, в свою очередь, вытекает другое следствие. Общая часть двух посылок позволяет связать основание первой и следствие второй. Поэтому заключение также выражается в форме условного суждения. Вывод в чисто условном умозаключении основывается на правиле: следствие следствия есть следствие основания.
Софизмы и Паралогизмы. Софизм – это преднамеренное, но тщательно замаскированное нарушение требований логики. Его целью является выдача лжи за истину. Как преднамеренной ошибке ему противостоит паралогизм – непроизвольная логическая ошибка. Китайский софист Гунсунь Лун верхом на белой лошади подъехал к пограничной страже. Начальник стражи заявил, что переходить границу могут только люди, переводить лошадей запрещено. На что Гунсунь Лун заметил: «Лошадь может быть рыжей, а белая лошадь не может быть рыжей, значит, это вовсе не лошадь». Удивленный таким доводом начальник стражи пропустил софиста вместе с лошадью. Софизм способен дезорганизовать другую сторону в споре. Возникновение софизмов связывается с философией софистов. Софисты обучали за деньги искусству вести полемику. Для того чтобы доказать ту или иную точку зрения, они части прибегали к нарушению логических законов. Термин «софизм» был впервые введен Аристотелем, который охарактеризовал софистику как мнимую мудрость. Условно софистов можно разделить на две группы: 1) старшие (вторая половина V в. до н. э. – Протагор, Антифронт и др.); 2) младшие (первая половина IV в. до н. э. – Алкидамант, Фразимах и др.). Древние софизмы сформулированы в тот период, когда логики как таковой еще не было. И именно с софистов началось осмысление и изучение доказательства и опровержения. В основном анализ софизма не может быть завершен раскрытием логической или фактической ошибки, которая в нем обязательно допущена. Еще нужно уяснить проблемы, стоящие за софизмом, а также выяснить, что послужило началом возникновения недоумения и беспокойства, которое он вызывает, и объяснить, что ему придает видимость убедительного рассуждения. В развитии науки любое исследование начинается с постановки проблемы. «Проблема – исследование – решение», данная последовательность относится к любым стадиям развития теории и к различным видам деятельности человека. Отчетливая постановка задач является условием успеха исследования или иной деятельности. Но в теории, находящейся на начальном этапе своего развития, выдвижение проблем совпадает с процессом исследования и не может быть отделено от него. Примером софизма может служить следующее выражение: «Знаешь ли ты человека под этим покрывалом? – „Нет“. – „Это твой отец. Ты не знаешь своего отца? “ В том случае, когда нет еще твердой и развитой в деталях теории, принятой большинством исследователей, проблемы ставятся в расчете на будущую теорию. Данную форму выдвижения проблем называют парадоксальной, или софистической. Парадоксы являются более серьезными по своему содержанию, чем софизмы. Появление в теории парадокса говорит о несовершенстве допущений, лежащих в ее основе. Пример парадокса: «Я убежден, что в мире нет никаких убеждений». Грань между софизмами и парадоксами не является определенной. В случае многих рассуждений невозможно решить, к какому из этих двух классов, парадоксу или софизму, следует отнести данные рассуждения. Логические ошибки бывают непреднамеренные и преднамеренные. Первые из них возникают из-за неосознаваемого нарушения правил логики и называются паралогизмами. В переводе с древнегреческого паралогизм означает не правильное рассуждение, которое появляется вследствие нарушения вывода, хотя в настоящее время к паралогизмам относят также ошибки, связанные с нарушением правил, касающихся тезиса и аргументов доказательства. Предмет изучения логики ( сознание, уровни мышления) Предмет логики – человеческое мышление. Сам термин «мышление» является достаточно широким и не дает возможности определить специфику логики по отношению к другим наукам. Психология тоже анализирует условия и причины, обеспечивающие развитие и нормальное функционирование человеческого мышления. Физиология высшей нервной деятельности раскрывает естественно-научные основы механизма деятельности головного мозга. Кибернетика пытается выяснить законы мышления путем их моделирования. Массовое сознание и мышление изучается социологией. Однако логика, в отличие от других наук, рассматривает мышление не как само по себе, а как средство познания. Сущность познания заключается в следующем: 1) оно начинается с отражения окружающего мира органами чувств, дающих непосредственное знание о действительности. Чувственное познание протекает в трех основных формах: ощущение, восприятие, представление. Но чувственное познание дает представление лишь о внешних свойствах предметов, об отдельных конкретных вещах. Подобное познание присуще и высшим животным; 2) познание сущности вещей, законов природы и общества невозможно без абстрактного мышления. Абстракция – это результат процесса отвлечения от одних свойств предмета и выделения его других свойств. В мышлении, его образах выделяют две стороны: содержательную и формальную. Содержательная сторона мышления определяется признаками тех предметов, которые оно отражает. Формальная сторона мышления связана с отношениями, которые возникают между образами, их составными частями (мыслями и частями мыслей), отражающими те или иные стороны предметного содержания. Формальная сторона мышления не совпадает с отношениями, которые имеют место в самих предметах, отраженных в мышлении. Логика отвлекается от всего богатства предметного содержания мышления и сосредоточивает все свое внимание на формальной стороне мышления, учитывая при этом основные особенности предметного содержания. С формальной стороны мышление предстает как некоторый набор форм. В широком смысле формой мышления называют всякое отношение между мыслями или частями отдельной мысли. Взятое в чистом виде всякое такое отношение называется логической формой. Логическая форма мысли не зависит от конкретного предметного содержания и может характеризовать различные виды предметного содержания. Логические формы, носящие необходимый, устойчивый и повторяющийся характер связи мыслей, называют логическими законами. Мышление отражает познаваемый мир в абстракциях. Отвлекаясь от конкретного, присущего только одному предмету, абстрактное мышление способно обобщать множество однородных предметов, выделять наиболее важные свойства, раскрывать закономерные связи. Свойства абстрактного мышления: 1) отражение действительности в обобщенных образах; 2) опосредованное отражение действительности (не наблюдаемое непосредственно); 3) неразрывная связь с языком. Предметом логики является правильное мышление, т. е. такое, которое соответствует логическим законам (принципам). Способность познавать внешний мир посредствам идей, отражающих предметы в их общих и существенных признаках, создает общезначимую логическую форму мышления – понятие. Без понятия нельзя сформулировать законы и выделить предметную сферу науки. Понятие помогает выделить определенные классы вещей и отличить их друг от друга. Понятие выступает как результат абстрагирования, то есть мысленного выделения существенных свойств вещей и их обобщения посредством отличительных признаков. Рассматривая отношения между понятиями, следует прежде всего различать понятия сравнимые и несравнимые. Определение – логическая операция, раскрывающая либо содержание понятия, либо значение термина. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-05-11; Просмотров: 812; Нарушение авторского права страницы