Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
КОНКРЕТНОЕ КАК ПРОТИВОРЕЧИЕ В ЕГО РАЗВИТИИ
После всего сказанного уже легче осветить принципиальное отличие " дедукции категорий" в " Капитале" от формально-логической дедукции, то есть конкретное существо способа восхождения от абстрактного к конкретному. Мы установили, что понятие стоимости у Рикардо, то есть всеобщая категория системы науки, есть абстракция, которая не только " неполна", но и " формальна", в силу чего и неверна. Понимая " стоимость" как понятие, выражающее то абстрактно-общее, чем обладает каждая из развитых категорий, каждое из конкретных явлений, им обнимаемых, Рикардо и не исследует стоимость специально, в строжайшем отвлечении от всех остальных категорий. Таким образом, уже здесь в теоретических определениях исходной всеобщей категории и в способах ее определения, уже содержится, как в зародыше, вся разница между " дедукцией категорий" метафизика Рикардо и способом восхождения от абстрактного к конкретному диалектика Маркса. Маркс вполне сознательно образует теоретические определения стоимости детальнейшим конкретным анализом простого товарного обмена, оставляя в стороне, как не имеющие отношения к делу, все остальное богатство развитых на его основе явлений и выражающих эти явления категорий. Это и есть с одной стороны действительно содержательная, а не формальная (" родовая" ) абстракция. И только при таком понимании, предполагающем конкретно-исторический подход к вещам, становится возможным специальный анализ формы стоимости, специальное исследование конкретного содержания всеобщей категории, - анализ стоимости не как " понятия", а как конкретно чувственно-данной реальности, как простейшей экономической конкретности. " Стоимость" как таковая предстает как реальность, обладающая своим собственным конкретно-историческим содержанием, теоретическое раскрытие которого и совпадает с выработкой теоретических определений понятия стоимости. И этим реальным содержанием оказывается не абстрактно-общее, заключенное в любом товаре, не мертвое количественное тождество порций общественного труда, - а совсем иное. Этим " иным" выступает тождество противоположностей относительной и эквивалентной форм выражения стоимости каждого из вступающих в отношение обмена товара. Именно в раскрытии внутреннего противоречия простой товарной формы и заключается тот пункт, по которому диалектика Маркса противостоит метафизическому способу мышления Рикардо. Содержание всеобщей категории, конкретного понятия стоимости у Маркса вырабатывается не на основе принципа абстрактного тождества, а на основе диалектического принципа тождества взаимопредполагающих полюсов, взаимоисключающих друг друга определений. Анализ стоимости представляет собой действительно решающий пункт для понимания диалектики Маркса, и на нем следует остановиться подробнее. Категория, понятие, научная абстракция стоимости вырабатываются Марксом на основе диалектического принципа тождества противоположных определений, а не на основе принципа абстрактного тождества. Что это значит? Это значит, что содержание категории стоимости раскрывается через выявление внутренних противоречий простой формы стоимости, осуществляющейся в виде обмена товара на товар. Товар, форма товара, предстает в изображении Маркса как живое противоречие реальности, обозначаемой этим термином, как живой неразрешенный антагонизм внутри этой реальности. Товар содержит противоречие внутри себя, в себе самом, в своих имманентных экономических определениях. Заметим, что внутренней раздвоенностью на взаимоисключающие и одновременно взаимопредполагающие моменты обладает, как показывает Маркс, каждый из двух сталкивающихся в акте обмена товаров. Каждый из них заключает в себе экономическую форму " стоимости", как свою имманентную экономическую определенность. В обмене - в акте замещения одного товара другим - эта внутренняя экономическая определенность каждого из товаров только проявляется, только выражается, - и ни в коем случае не создается. Это центральный пункт, от понимания которого зависит понимание проблемы не только " стоимости", но и проблемы логической - проблемы конкретного понятия как неразрывного тождества взаимоисключающих определений. На поверхности явлений реального обмена дана следующая картина: один товар замещается в руках товаровладельца - другим, и замещение это - взаимное. Замещение это может совершиться только в том случае, если оба взаимозамещающих товара приравниваются друг другу как " стоимости". Вопрос поэтому встает так: что такое стоимость? Фактически - совершающийся обмен показывает, что каждый из товаров, вступающих в обмен, представляет собою по отношению к своему хозяину лишь меновую стоимость и не представляет для него потребительной стоимости. В руках другого хозяина меновой стоимости он видит только потребительную стоимость, необходимую ему " вещь". И отношение абсолютно одинаково с обеих сторон. С точки зрения одного товаровладельца, каждый из товаров выступает с различной, и именно в прямо противоположной форме: принадлежащий ему товар (холст) есть только меновая стоимость, ни в коем случае не потребительная, - иначе он не стал бы ее отчуждать, менять. Другой же товар (сюртук) для него, по отношению к нему есть, напротив, потребительная стоимость, только эквивалент его собственного товара. Во взаимозамещении меновой и потребительной стоимостей, относительной и эквивалентной форм, и заключается смысл реального обмена. Это взаимоотношение, взаимопревращение полярных, исключающих друг друга, противоположных экономических форм продукта труда есть самое что ни на есть фактическое превращение, происходящее вне головы теоретика и совершенно независимо от нее. В этом взаимопревращении противоположностей и реализуется и осуществляется стоимость. Обмен предстает как та единственно возможная форма, в которой проявляется, выражается в явлении стоимостная природа каждого из товаров. Поэтому через анализ обмена только и можно придти к выяснению той реальности, которая здесь проявляется, то есть получить ответ на вопрос: что же такое " стоимость", которая проявляется так, а не иначе. Фактически ясно, что проявиться, обнаружиться эта таинственная природа может только через взаимопревращение противоположностей меновой и потребительной стоимостей, через взаимозамещение относительной и эквивалентной форм. Иными словами, только тем путем, что один товар (холст) выступает как меновая стоимость, а другой (сюртук) - как потребительная, один принимает на себя относительную форму выражения стоимости, а другой противоположную, эквивалентную. Обе эти формы совместиться в одном товаре не могут - иначе исчезает всякая необходимость в обмене. Отчуждают путем обмена только то, что не представляет собой непосредственно потребительной стоимости, а есть только меновая... Это фактическое положение дел Маркс и фиксирует теоретически: " Следовательно, один и тот же товар в одном и том же выражении стоимости не может принимать одновременно обе формы. Более того: последние полярно исключают друг друга..." Метафизик (т.е. человек, не признающий другой логики, кроме формальной), принципом которой является запрещение противоречия, запрещение совпадения взаимоисключающих теоретических определений в понятии вещи, несомненно обрадуется, прочитав это положение. Два взаимоисключающих определения не могут совместиться реально в одном товаре! Товар может находиться только в одной из взаимоисключающих экономических форм! Ни в коем случае не в обеих одновременно! Значит, диалектик Маркс отрицает возможность совмещения полярных определений в понятии? На первый взгляд, действительно может показаться так. Но ближайший анализ показывает, что дело обстоит совсем наоборот. Дело в том, что приведенный отрывок венчает собой анализ эмпирического выражения формы стоимости и ни в коем случае не вскрывает еще внутреннего содержания формы стоимости. Выработка понятия, выражающего как раз последнее, еще впереди. И мышление, фиксирующее пока только форму выражения стоимости, а не самое форму стоимости, и констатирует тот факт, что каждый из товаров может принимать в этом выражении, в этом внешнем проявлении стоимости, только одну из ее полярных форм и ни в коем случае не обе одновременно. Но та форма, которую принимает каждый из столкнувшихся товаров, и не есть стоимость, а только абстрактно-одностороннее обнаружение последней. Стоимость же сама по себе, которую только предстоит выразить в теоретических понятиях, есть нечто третье, не совпадающее ни с одной из своих полярных форм, взятых порознь, ни с их механическим сочетанием (которое невозможно). Важнейшее рассмотрение обмена показывает, что зафиксированная выше " невозможность" совпадения в одном товаре двух полярных, взаимоисключающих экономических характеристик есть не что иное, как необходимая форма обнаружения " стоимости" на поверхности явлений. Поскольку же речь идет не только и не столько о внешней форме обнаружения " стоимости", а о самой стоимости, как об объективной экономической реальности, скрывающейся в каждом из сталкивающихся товаров и составляющей скрытую, " внутреннюю" природу каждого из них, постольку дело выглядит как раз обратным. " Скрытая в товаре внутренняя противоположность потребительной стоимости и стоимости выражается таким образом через внешнюю противоположность, т.е. через отношение двух товаров, в котором один товар тот, стоимость которого выражается, - непосредственно играет роль лишь потребительной стоимости, а другой товар, в котором стоимость выражается, - непосредственно играет роль лишь меновой стоимости"... " Следовательно, простая форма стоимости товара есть простая форма проявления заключающейся в нем противоположности потребительной стоимости и стоимости..." (" Капитал" ) Таким образом, закон, запрещающий непосредственное совпадение взаимно-исключающих форм существования в одной и той же вещи (а следовательно, в теоретическом выражении этой вещи) оказывается соблюденным там, где речь идет о внешней формевнутренней форме, о сущности самой стоимости, о ее теоретическом определении. " Внутренняя природа" стоимости теоретически выражается лишь в понятии стоимости. И отличительной чертой марксовского понятия стоимости выступает как раз то, что это понятие раскрывается через тождество взаимоисключающих теоретических определений. В понятии стоимости выражается не внешнее отношение одного товара к другому товару (здесь " внутреннее противоречие" непосредственно не выступает, а расщеплено на противоречие " в разных отношениях, - в одном отношении к своему владельцу, товар выступает только как меновая стоимость, а в " другом отношении", в отношении к владельцу другого товара, только как потребительная), - а внутреннее отношение товарной формы. Иными словами, товар у Маркса рассматривается здесь не в отношении к другому товару, а в отношении " к самому себе", " рефлектированном" через отношение к другому товару. В этом пункте заключена вся тайна марксовой диалектики - и без четкого понимания этого пункта, этого решающего ядра Логики " Капитала", абсолютно ничего невозможно понять ни в " Капитале", ни в Логике " Капитала". сущностьстоимость И эта стоимость, скрытая экономическая сущностькаждого товара, та самая объективная реальность, которая в обмене не создается, а только про-является И здесь, будучи " рефлектированной во вне", она выступает в виде внешних, не совмещающихся в одном товаре противоположностей - меновой и потребительной стоимости, относительной и эквивалентной форм выражения. Но при этом каждый из товаров, поскольку он представляет собой стоимость, есть непосредственное единство взаимоисключающих и одновременно взаимопредполагающих экономических форм. В явлении, в акте обмена и в его теоретическом выражении, эта его конкретная экономическая природа выступает как бы распавшейся на два своих абстрактных, противостоящих друг другу момента, каждый из коих взаимно исключает другой и одновременно предполагает его в качестве необходимого условия своего существования, условия, которое находится не в нем самом, а вне его. В понятии стоимости эти абстрактно-противостоящие в явлении противоположности вновь объединяются, но объединяются не механически, а именно так, как они объединены в самой экономической реальности товара - в виде живых, взаимоисключающих и одновременно взаимопредполагающих экономических форм существования каждого товара, его " имманентного" содержания - стоимости. Иными словами, в понятии стоимости фиксируется " внутреннее беспокойство" товарной формы, внутренний стимул ее движения, ее саморазвития, внутренне присущее ему, до всякого обмена, вне всякого отношения к другому товару, экономическое содержание. Исходя из выявленного понятия стоимости как живого, диалектически противоречивого совпадения противоположностей внутри каждого отдельного товара, Маркс уверенно отчетливо вскрывает далее эволюцию простой товарной формы в денежную, процесс порождения денег движением простого товарного рынка. В чем тут дело, в чем видит Маркс необходимость перехода от простого, прямого, безденежного обмена товара на товар - к обмену, опосредованному деньгами? Необходимость этого перехода выводится прямо и непосредственно из невозможности разрешить противоречие простой формы стоимости, оставаясь в пределах этой простой формы. Дело в том, что каждый из товаров, вступающих между собой в меновое отношение, представляет собой живую антиномию. Товар А может находиться только в одной форме стоимости и не может одновременно находиться в обоих. Но ведь реально это как раз и невозможно. Если обмен свершается в действительности, то это значит, что каждый из двух товаров взаимно полагает в другом ту самую форму, в которой тот находится не может потому, что он уже находится в противоположной. Ведь другой товаровладелец вынес свой товар на рынок вовсе не для того, чтобы кто-то мог измерять в нем стоимость своего товара. Он сам должен и хочет измерять в другом товаре стоимость своего, - то есть полагать противостоящий ему товар как эквивалент. Но тот не может быть эквивалентом потому, что уже находится в относительной форме. И отношение абсолютно одинаковое с обеих сторон. Владелец холста рассматривает товар-сюртук только как эквивалент, а свой товар - как только относительную форму. Но владелец сюртука мыслит как раз наоборот - для него холст - эквивалент, а сюртук - только " меновая" стоимость, только относительная форма... И если обмен все-таки совершается, то это значит (если выразить факт обмена теоретически), что оба товара взаимно измеряют свою стоимость и столь же взаимно служат материалом, в котором стоимость измеряется. Иными словами, и сюртук и холст взаимно полагают друг друга в ту самую форму выражения стоимости, в которой они не могут находиться именно потому, что уже находятся в другой... Холст измеряет свою стоимость в сюртуке (то есть делает его эквивалентом), а сюртук измеряет свою стоимость в холсте (то есть делает его эквивалентом). Но ведь и холст и сюртук уже находятся в относительной форме стоимости, оба измеряют свою стоимость в другой и, следовательно, не могут принять на себя форму эквивалента... Как ни крутись, а если обмен реально произошел, то это значит, что оба товара взаимно измерили свою стоимость друг в друге, взаимно признали друг друга " эквивалентными" стоимостями, несмотря на то, что оба находились до этого в относительной форме, которая исключает возможность находиться в противоположной, в " эквивалентной" форме... То есть реальный обмен и есть то реальное, фактически совершающееся совпадение двух полярно исключающих форм выражения стоимости в каждом из товаров. Но этого же не может быть, - скажет метафизик, как же так, выходит Маркс противоречит сам себе? То говорит, что товар не может находиться в обеих полярных формах стоимости, то говорит, что в реальном обмене он вынужден находиться сразу в обоих? Это не только " не может быть", но и реально происходит, отвечает Маркс. Это и есть теоретическое выражение того факта, что прямой товарный обмен не может служить такой формой общественного обмена веществ, в которой этот общественный обмен веществ совершался бы гладко, без трений, без препятствий, без конфликтов и противоречий. Это есть не что иное, как теоретическое выражение реальной невозможности, в которую упирается само движение товарного рынка - невозможность обеспечить точное установление пропорций, в которых затрачивается общественно необходимый труд в разных отраслях общественно разделенного труда, связанных между собою только товарным рынком, то есть точное выражение " стоимости". Прямой обмен товара на товар и оказывается совершенно неспособным выразить общественно необходимую меру затраты труда в различных сферах общественного производства, то есть " стоимость". Поэтому-то антиномия стоимости в пределах простой товарной формы так и остается неразрешенной и неразрешимой. Здесь товар и должен - и не может находиться в обеих взаимоисключающих экономических формах. Иначе обмен по стоимости невозможен. Но он никак не может одновременно находиться в этих обеих формах. Антиномия безвыходная, неразрешимая в пределах простой формы стоимости. И весь диалектический гений Маркса проявился как раз в том, что он ее понял и выразил как таковую. Но поскольку обмен по стоимости должен все-таки как-то совершаться, постольку антиномия стоимости должна так или иначе находить свое реальное относительное разрешение. И это " разрешение" находит само движение простого товарного рынка, порождая деньги, денежную форму выражения стоимости. Деньги в анализе Маркса и предстают как та естественная форма, в которой само движение рынка находит средство разрешения противоречия простой формы стоимости, прямого обменивания товара на товар. В этом пункте очень прозрачно выступает принципиальное отличие диалектико-материалистического способа разрешать " логические" противоречия от всех тех способов, которые известны метафизическому мышлению и выражающей его логике. словесноговыражения той же самой реальности, в которой обнаружилось противоречие. Совсем по-иному поступает в подобном случае Маркс. Он исходит из того, что в пределах простой формы стоимости установленная антиномия в определениях не разрешена и не может быть разрешена объективно. Поэтому нечего искать ее разрешения в рассматривании все той же простой формы стоимости. В пределах простого обмена товара на товар эта антиномия неразрешима ни объективно (т.е. движениемсамого товарного рынка), ни субъективно (т.е. в теории - словах ). Поэтому надо искать ее разрешения не на пути дальнейшего рефлектирования по поводу все той же простой формы стоимости, а на пути прослеживания той объективной стихийной необходимости, с которой сам товарный рынокнаходит, создает, вырабатывает реальное средствоее относительного разрешения. То есть диалектико-материалистический способ разрешения противоречий в теоретических определениях заключается в прослеживании того процесса, которым само движение реальности разрешает егов новую форму выражения. Если выразить это с объективной стороны, то дело сводится к тому, чтобы проследить процесс порождения новой реальности, внутри которой противоречие, выявленное ранее, находит свое относительное разрешение в новую объективную форму своего осуществления. Так Маркс поступает в анализе денег. Деньги предстают как тот естественный способ, с помощью которого начинает совершаться взаимопревращение " потребительной стоимости" - в " меновую стоимость" и обратно. Если до появления денег каждый из сталкивающихся в обмене товаров вынужден был одновременно, внутри одного и того же единичного отношения, совершать обе взаимоисключающие метаморфозы - из потребительной стоимости превращаться в форму меновой стоимости и тут же - в тот же самый момент, внутри того же акта - совершать обратное превращение, то теперь это выглядит по-иному. Теперь это двоякое превращение осуществляется уже не форме непосредственного антиномического совпадения обеих взаимоисключающих форм, а опосредованно - через превращение в деньги, во " всеобщий эквивалент". Теперь превращение потребительной стоимости в стоимость уже не совпадает непосредственно с противоположным превращением - с превращением стоимости в потребительную стоимость, - теперь обмен товара на товар распадается на два различных, уже не совпадающих в одной точке пространства и времени, противоположных акта превращения. Товар превращается в деньги, а не в другой товар. Потребительная стоимость превращается в меновую, и только, а где-то в другой точке рынка, может быть, в другое время, деньги превращаются в товар, " стоимость" превращается в потребительную стоимость, " замещается" ею. Антиномическое совпадение двух полярно направленных превращений теперь в самой реальности обмена распадается на два разных, уже не совпадающих ни по времени, ни по месту " превращения" - на акт продажи (превращения потребительной стоимости в стоимость) и на акт покупки (превращение стоимости в потребительную стоимость). Деньги полностью монополизируют экономическую форму " эквивалента", становятся чистым воплощением " стоимости" как таковой, а на долю всех остальных товаров остается только форма " потребительной стоимости". Они противостоят деньгам лишь как " потребительные стоимости". Антиномия в теоретическом выражении товарного обмена оказалась разрешенной как будто по всем канонам формальной логики: противоречие (как непосредственное совпадение двух полярно исключающих противоположностей экономической формы) теперь предстало как бы расщепленным между двумя разными вещами - между товаром и деньгами. Но сходство с формально-логическим пониманием противоречия и путей его разрешения тут чисто внешнее. На самом деле " противоречие" с появлением денежной формы стоимости вовсе не испарилось, вовсе не исчезло, а лишь приняло новую форму своего выражения. Оно по-прежнему хотя и не очевидным образом - остается внутренним противоречием, пронизывающим и деньги, и " товар", а следовательно, и их теоретические определения. В самом деле, товар, противостоящий деньгам, стал как будто только " потребительной" стоимостью, а деньги - чистым выражением " меновой стоимости". Но ведь с другой стороны каждый товар в отношении к деньгам выступает только как " меновая стоимость". Он ведь и продается за деньги именно потому, что он не представляет собой потребительной стоимости для своего владельца... А деньги играют роль " эквивалента" именно потому, что они по-прежнему противостоят любому товару как всеобщий образ потребительной стоимости. Ведь весь смысл " эквивалентной формы" и заключается в том, что она выражает " меновую стоимость" другого товара как потребительная стоимость. Первоначально выявленная антиномия простого товарного обмена сохранилась, таким образом, и в деньгах, и в товаре, она по-прежнему составляет " простую сущность" и того и другого, хотя на поверхности явлений эта внутренняя противоречивость и денежной и товарной формы оказалась погашенной. " Мы видели, - говорит Маркс, - что процесс обмена товаров заключает в себе противоречащие и исключающие друг друга отношения. Развитие товара не снимает этих противоречий, но создает форму для их движения... Таков и вообще тот метод, при помощи которого разрешаются действительные противоречия. Так, например, в том, что одно тело непрерывно падает на другое и непрерывно же удаляется от последнего, заключается противоречие. Эллипсис есть одна из форм движения, в которой это противоречие одновременно и осуществляется и разрешается". (" Капитал".) Здесь четко проступает принципиальное отличие марксового способа разрешения " теоретических противоречий" от того, который известен формальной логике. Последняя (точнее теоретик, не знающий другой логики), встретившись с фактом противоречия в определениях вещи, то есть с фактом непосредственного совпадения двух взаимоисключающих теоретических определений одной и той же реальности, поспешит сразу объявить, что " на самом деле" этого быть не может, что это - показатель нечеткости выражений, смешения разных планов абстракции, вообще - показатель недостаточности знания. Для того, чтобы " разрешить" противоречие (на языке метафизика это значит устранить его из мысли), он будет стараться представить это противоречие как противоречие " в разных отношениях", как внешнее противоречие двух разных столкнувшихся вещей, людей и т.п. Внутри каждой из этих сталкивающихся в противоречии вещей он внутреннего противоречия помыслить не может. Нетрудно заметить, что в " Капитале" ход мысли как раз обратный. Маркс от внешнего противоречия - потребительной стоимости и меновой стоимости - переходит к выявлению внутреннего противоречия, заключенного непосредственно в каждом из двух товаров. Для него как раз тот факт, что противоречие предстает в начале как противоречие в разных отношениях (в отношении к одному товаровладельцу - меновая, а в отношении к другому - лишь потребительная) - есть показатель абстрактности, недостаточной полноты и конкретности знания. Конкретность же знания заключается в понимании этого внешнего противоречия как поверхностного способа обнаружения чего-то иного. И этим " иным" оказывается внутреннее противоречие, совпадение взаимоисключающих теоретических определений в конкретном понятии стоимости. И это - вовсе не абстрактно-логический фокус, а центральное положение Логики Маркса. Пояснить все его значение можно на сопоставлении анализа " стоимости" у Маркса - и рассуждений о " стоимости" у английского эмпирика Бэли. Последний, принимающий внешнюю форму обнаружения " стоимости" в обмене за единственную подлинную экономическую реальность " стоимости", а все разговоры о " стоимости как таковой" считающий абстрактно-диалектической схоластикой, заявляет: " Стоимость не есть нечто внутреннее и абсолютное". Обосновывает он это заявление тем, что " невозможно обозначить или выразить стоимость товара иначе, как количеством другого товара" (цит. по Марксу). " Так же невозможно, как невозможно обозначить или выразить ход мыслей иначе, как рядом слогов, - отвечает ему Маркс. - Отсюда Бэли заключит, что мысль есть не что иное, как слоги..." Бэли в данном случае старается представить " стоимость" как " отношение" одного товара к другому, как внешнюю форму вещи, положенную ее отношением к другой вещи, - тогда как Рикардо и Маркс пытаются найти выражение стоимости как внутреннего содержания каждой обмениваемой, каждой вступающей в отношение обмена вещи. В виде отношения вещи к другой вещи только проявляется - и не в коем случае не создается - ее собственная, имманентно ей присущая " стоимость". Бэли, как эмпирик, старается представить внутреннее отношение вещи " в самой себе" - как внешнее отношение вещи к другой вещи. Рикардо и Маркс - и в этом состоит теоретический характер их подхода - стараются через отношение одной вещи к другой вещи разглядеть внутреннее отношение вещи к самой себе, стоимость как " сущность" товара, лишь проявляющуюся в обмене, через внешнее отношение этого товара к другому товару. Подобным же образом любой метафизик всегда старается " свести" внутреннее противоречие в определении вещи - к внешнему противоречию этой вещи - другой вещи, к противоречию " в разных отношениях", то есть к такой форме выражения, в которой " логическое противоречие" устраняется из понятия о вещи. Маркс же - как раз наоборот - всегда старается увидеть во " внешнем противоречии" только поверхностное обнаружение внутреннего противоречия, имманентно (внутренне) свойственного каждой вещи, сталкивающейся с другой вещью в отношении внешнего противоречия. В этом как раз и проявляется различие подлинно теоретического подхода - от эмпирического описания явлений. Диалектика и заключается в умении разглядеть внутреннее противоречие вещи, составляющее ее " внутреннее беспокойство", стимул ее саморазвития там, где эмпирик и метафизик видят лишь " внешнее противоречие", противоречие " в разных отношениях", результат внешнего столкновения двух внутренне непротиворечивых вещей. Диалектика в данном случае обязывает истолковать внешнее противоречие двух вещей как взаимно необходимое проявление внутреннего противоречия каждой из них. Внешнее противоречие предстает как опосредованное через отношение к " другому", как " рефлектированное через другое", внутреннее тождество взаимоисключающих моментов, внутренне противоречивое отношение вещи к самой себе, то есть как противоречие в одном отношении и в один и тот же момент времени, - в отношение вещи к себе самой в каждый момент ее существования. Это и значит, что Маркс идет от внешнего проявления противоречия - к выяснению внутренней основы этого противоречия, идет от явления к сущности этого противоречия, в то время как метафизик и эмпирик всегда стараются поступать наоборот и опровергают теоретическое выражение сущности вещи с позиции внешней видимости, которую они считают единственной реальностью. Так поступает Бэли в приведенном нами рассуждении. Так поступает и метафизик, всегда старающийся представить " истину" противоречия в истолковании его как противоречия в разных отношениях... И это всегда ведет к умерщвлению элементарно теоретического подхода к вещам. У Маркса же " стоимость" рассматривается не как отношение товара к другому товару, а как отношение товара к самому себе, и здесь-то она и предстает как живое, неразрешенное и неразрешимое противоречие. Противоречие, которое отнюдь не разрешается от того, что на поверхности явлений оно выступает как противоречие в двух разных отношениях, как два разных превращения - как " покупка" и " продажа". Весь смысл анализа Маркса и состоит в том, что противоречие стоимости принципиально неразрешимо в пределах простого товарного обмена, что стоимость неизбежно предстает здесь, как живая антиномия в себе самой, - сколько ни " уточняй понятия", сколько ни рассматривай ее, сколько не рефлектируй по ее поводу. Товар - как воплощение стоимости - и не может находиться в обоих взаимоисключающих формах стоимости одновременно, и реально находится в обеих формах одновременно в том случае, если обмен по стоимости все-таки свершается... И выражено в виде этой теоретической антиномии не что иное, как реальная возможность, в которую упирается каждый миг движение товарного рынка. А невозможность есть невозможность. Она не исчезает от того, что ее в теории изобразят как возможность, как нечто непротиворечивое. И как реальный рынок своим движением оставляет позади форму непосредственного обмена товара на товар, так и Маркс оставляет противоречие этой формы неразрешенным и переходит к рассмотрению тех более сложных форм, с помощью которых рынок осуществляет и одновременно " разрешает" это противоречие. В этом и заключается необходимость перехода к деньгам. Если на дело взглянуть с философской точки зрения, то станет ясно, что в этом выражается как раз материализм марксового способа " разрешения" теоретических противоречий, противоречий в теоретическом выражении объективной реальности. При этом способе противоречие разрешается вовсе не путем устранения его из теории. Наоборот, этот способ исходит из того, что противоречие в самом объекте не может быть разрешено и не разрешается иначе, как процессом развития(разрешения) той реальности, которая им чревата, - в другую, более высокую и развитую реальность, процессом рождения. акт рождениявсегда есть акт разрешения противоречия, созревшего и неразрешенного. Антиномия стоимости находит свое относительное " разрешение" в деньгах. Но деньги опять-таки не устраняют антиномию стоимости, а лишь создают форму, в которой эта антиномия по-прежнему осуществляется и выражается. Такой способ теоретического изображения реального процесса и есть единственно адекватная логическая форма, с помощью которой может быть выражено диалектическое развитие объекта, его саморазвитие через противоречие. Другой способ " разрешения логических противоречий" тут не годится, не соответствует реальной диалектике вещей. Материалистический характер того способа, которым Маркс " разрешает" теоретические противоречия в определении предмета, прекрасно объяснил Энгельс в своих комментариях: " При этом методе мы исходим из первого и наиболее простого отношения, которое исторически, фактически находится перед нами... При этом обнаруживаются противоречия, которые требуют разрешения. Но так как мы рассматриваем не абстрактный процесс мысли, который происходит только в наших головах, а действительный процесс, когда-либо совершавшийся или все еще совершающийся, то и противоречия эти развиваются на практике и, вероятно, нашли свое решение. Мы проследим, каким образом они разрешались, и найдем, что это было достигнуто установлением нового отношения..." Именно объективная невозможность разрешить противоречие между общественным характером труда и частной формой присвоения его продукта посредством прямого, безденежного обмена товара на товар и выражается теоретически в виде антиномии, в виде неразрешимого противоречия простой формы стоимости, в виде неразрешимого противоречия теоретических определений стоимости. Поэтому-то Маркс и не пытается избавиться от противоречий в определении стоимости. Стоимость так и остается антиномией, неразрешенным и неразрешимым противоречием, непосредственным совпадением полярно исключающих теоретических определений. Единственный реальный способ его разрешения - это социалистическая революция, упраздняющая частный характер присвоения продукта общественного труда, присвоения, совершающегося через товарный рынок. Но как раз эта объективная невозможность разрешения противоречия между общественным характером труда и частной формой присвоения его продуктов, при необходимости все же ежедневно и ежечасно осуществлять через рынок общественный обмен веществ, - и вынуждает изыскивать " естественные" способы и средства, с помощью которых это можно сделать. Безвыходность противоречия, выражающегося в простой форме стоимости, в прямом обменивании товара на товар, и приводит в конце концов к рождению денег. Именно поэтому-то деньги буквально " дедуцируются" в " Капитале" из теоретического понимания стоимости, из движения товарного рынка. И эта теоретическая " дедукция" определения денег верна потому и только потому, что она воспроизводит реальную необходимость порождения денег развитием товарного обращения. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 250; Нарушение авторского права страницы