Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Россия в 17в. Церковный раскол в русской православной церкви.Стр 1 из 2Следующая ⇒
Россия в 17в. Соборное уложение 1649г. Оформление крепостного права. Начало XVII века в истории России было ознаменовано крупнейшими политическими и социально-экономическими потрясениями. Последствием смутного времени был мощный регресс экономического и социально-политического положения. XVII в. был важным этапом в развитии народного хозяйства России. К середине века разруха - последствие смуты - была в основном преодолена. Происходил дальнейший рост сельскохозяйственного производства, однако, главным образом за счёт введения в оборот новых земель (экстенсивный способ увеличения сельскохозяйственной продукции), а не путём совершенствования орудий труда и приёмов обработки земли (интенсивный способ). Несмотря на усиление ориентации земледельческого хозяйства на рынок, большинство помещичьих и крестьянских хозяйств в основном сохраняли натуральный характер. Тем не менее, всероссийский рынок формировался. Серьёзные сдвиги произошли в развитии промышленности - возникают первые мануфактуры. К концу века насчитывалось около 30 мануфактур. Основывали их казна, крупные землевладельцы (вотчинная мануфактура) и купцы. Среди работников мануфактур преобладали зависимые от помещика или государства крестьяне, приписанные к заводам и таким образом отбывавшие повинности. Русские города как торгово-промышленные центры в XVII в. оставались слабыми и значительно уступали по своему развитию западноевропейским, на что влияли многие факторы. Принятие «Соборного уложения» (содержащего основы законодательства) стало крупным событием общественно-политической жизни России. Оно завершило долгий процесс складывания крепостного права, которое в 1649 г. было окончательно оформлено. По своему содержанию «Соборное уложение» было крепостническим и отражало победу дворянства. В этом документе провозглашалась отмена «урочных лет» и установление бессрочного сыска беглых крестьян и посадских людей. Крестьяне лишались права выступать в судах со своими исками а помещики получали право владения крестьянами и их имуществом…. Таким образом, ряд статей Уложения отразил тенденцию к дальнейшей централизации власти и укреплению самодержавия. Россия в 17в. Церковный раскол в русской православной церкви. В начале века на престол взошел первый представитель династии Романовых - Михаил. Он и позже его сын Алексей, прозванный Тишайшим, постепенно восстановили внутреннее хозяйство, разоренное в период Смуты. Была восстановлена внешняя торговля, появились первые мануфактуры, укрепилась государственная власть. Но в то же время оформилось законодательно крепостное право, что не могло не вызвать массового недовольства в народе. Первоначально внешняя политика первых Романовых была осторожной. Но уже в планах Алексея Михайловича присутствует стремление к объединению православных народов, проживавших на территории Восточной Европы и Балкан. Это поставило царя и патриарха уже в период присоединения Левобережной Украины перед довольно сложной проблемой идеологического характера. Большая часть православных народов, приняв греческие нововведения, крестилась тремя перстами. По традиции Москвы для крещения использовались два перста. Можно было либо навязать собственные традиции, либо подчиниться канону, принятому всем православным миром. Алексей Михайлович и патриарх Никон избрали второй вариант. Происходившая в то время централизация власти и возникшая идея о будущем главенстве Москвы в православном мире, «Третьем Риме», требовали единой идеологии, способной сплотить народ. Реформа, проведенная впоследствии, на долгое время расколола российское общество. Разночтения в священных книгах и трактовке исполнения обрядов требовали изменения и восстановления единообразия. Необходимость исправления церковных книг отмечалась властями не только духовными, но и светскими. Имя патриарха Никона и церковный раскол тесно связаны. Патриарх московский и всея Руси отличался не только умом, но и жестким характером, целеустремленностью, властолюбием, любовью к роскоши. Свое согласие встать во главе церкви он дал только после просьбы царя Алексея Михайловича. Начало церковному расколу 17-го в. положила подготовленная Никоном и проведенная в 1652 г. реформа, которая включала в себя такие новшества, как троеперстие, служение литургии на пяти просфорах и пр. Все эти изменения впоследствии были одобрены на Земском соборе 1654 г. Однако переход к новым обычаям был слишком резким. Церковный раскол в России усугубился еще и жестоким преследованием противников нововведений. Многие отказались принять изменения в обрядах, отдать старые священные книги, по которым жили предки. Многие семьи бежали в леса. При дворе сформировалось оппозиционное движение. Но в 1658 г. положение Никона резко изменилось. Царская опала обернулась демонстративным уходом патриарха. Свое влияние на Алексея Никон слишком переоценил. Он был полностью лишен власти, но сохранил богатство и почести. На соборе 1666 г., в котором участвовали патриархи александрийский и антиохийский, с Никона сняли клобук. Бывший патриарх был отправлен в ссылку в Ферапонтов монастырь на Белом озере. Впрочем, жил там любивший роскошь Никон далеко не как простой монах. Церковный собор, низложивший своевольного патриарха и облегчивший судьбу противников новшеств, полностью одобрил проведенные реформы, объявив их не прихотью Никона, а делом церкви. Все, кто не подчинился нововведениям, были объявлены еретиками. Заключительным этапом церковного раскола стало Соловецкое восстание 1667-1676 гг., окончившееся для недовольных гибелью или ссылкой. Еретики преследовались и после смерти царя Алексея Михайловича. После падения Никона церковь сохранила свое влияние и силу, однако ни один патриарх уже не претендовал на высшую власть. Проекты декабристов по модернизации страны. Главная причина возникновения декабристского движения - понимание лучшими представителями дворянства, что сохранение крепостничества и самодержавия гибельно для дальнейшей судьбы страны. Декабристы пытались разрешить две труднейшие задачи: изменить социально-политическое устройство России и в то же время избежать при этом ужасов террора и анархии Великой Французской революции. В феврале 1816 г. после возвращения большей части русской армии из Европы в Петербурге возникло тайное общество будущих декабристов - " Союз спасения". В январе 1818 г. " Союз спасения" был распущен и был создан " Союз благоденствия" - довольно крупная организация, насчитывавшая около 200 человек. Специальная разработала новый устав, названный по цвету переплета «Зеленой книгой». Теперь членами Союза могли стать не только военные, но и купцы, мещане, духовенство и свободные крестьяне. За счет этого численность организации выросла. Декабристы планировали создать в России сеть филиалов своего Союза, заняться издательской деятельностью, учредить легальные общества.
Россия в 17в. Соборное уложение 1649г. Оформление крепостного права. Начало XVII века в истории России было ознаменовано крупнейшими политическими и социально-экономическими потрясениями. Последствием смутного времени был мощный регресс экономического и социально-политического положения. XVII в. был важным этапом в развитии народного хозяйства России. К середине века разруха - последствие смуты - была в основном преодолена. Происходил дальнейший рост сельскохозяйственного производства, однако, главным образом за счёт введения в оборот новых земель (экстенсивный способ увеличения сельскохозяйственной продукции), а не путём совершенствования орудий труда и приёмов обработки земли (интенсивный способ). Несмотря на усиление ориентации земледельческого хозяйства на рынок, большинство помещичьих и крестьянских хозяйств в основном сохраняли натуральный характер. Тем не менее, всероссийский рынок формировался. Серьёзные сдвиги произошли в развитии промышленности - возникают первые мануфактуры. К концу века насчитывалось около 30 мануфактур. Основывали их казна, крупные землевладельцы (вотчинная мануфактура) и купцы. Среди работников мануфактур преобладали зависимые от помещика или государства крестьяне, приписанные к заводам и таким образом отбывавшие повинности. Русские города как торгово-промышленные центры в XVII в. оставались слабыми и значительно уступали по своему развитию западноевропейским, на что влияли многие факторы. Принятие «Соборного уложения» (содержащего основы законодательства) стало крупным событием общественно-политической жизни России. Оно завершило долгий процесс складывания крепостного права, которое в 1649 г. было окончательно оформлено. По своему содержанию «Соборное уложение» было крепостническим и отражало победу дворянства. В этом документе провозглашалась отмена «урочных лет» и установление бессрочного сыска беглых крестьян и посадских людей. Крестьяне лишались права выступать в судах со своими исками а помещики получали право владения крестьянами и их имуществом…. Таким образом, ряд статей Уложения отразил тенденцию к дальнейшей централизации власти и укреплению самодержавия. Россия в 17в. Церковный раскол в русской православной церкви. В начале века на престол взошел первый представитель династии Романовых - Михаил. Он и позже его сын Алексей, прозванный Тишайшим, постепенно восстановили внутреннее хозяйство, разоренное в период Смуты. Была восстановлена внешняя торговля, появились первые мануфактуры, укрепилась государственная власть. Но в то же время оформилось законодательно крепостное право, что не могло не вызвать массового недовольства в народе. Первоначально внешняя политика первых Романовых была осторожной. Но уже в планах Алексея Михайловича присутствует стремление к объединению православных народов, проживавших на территории Восточной Европы и Балкан. Это поставило царя и патриарха уже в период присоединения Левобережной Украины перед довольно сложной проблемой идеологического характера. Большая часть православных народов, приняв греческие нововведения, крестилась тремя перстами. По традиции Москвы для крещения использовались два перста. Можно было либо навязать собственные традиции, либо подчиниться канону, принятому всем православным миром. Алексей Михайлович и патриарх Никон избрали второй вариант. Происходившая в то время централизация власти и возникшая идея о будущем главенстве Москвы в православном мире, «Третьем Риме», требовали единой идеологии, способной сплотить народ. Реформа, проведенная впоследствии, на долгое время расколола российское общество. Разночтения в священных книгах и трактовке исполнения обрядов требовали изменения и восстановления единообразия. Необходимость исправления церковных книг отмечалась властями не только духовными, но и светскими. Имя патриарха Никона и церковный раскол тесно связаны. Патриарх московский и всея Руси отличался не только умом, но и жестким характером, целеустремленностью, властолюбием, любовью к роскоши. Свое согласие встать во главе церкви он дал только после просьбы царя Алексея Михайловича. Начало церковному расколу 17-го в. положила подготовленная Никоном и проведенная в 1652 г. реформа, которая включала в себя такие новшества, как троеперстие, служение литургии на пяти просфорах и пр. Все эти изменения впоследствии были одобрены на Земском соборе 1654 г. Однако переход к новым обычаям был слишком резким. Церковный раскол в России усугубился еще и жестоким преследованием противников нововведений. Многие отказались принять изменения в обрядах, отдать старые священные книги, по которым жили предки. Многие семьи бежали в леса. При дворе сформировалось оппозиционное движение. Но в 1658 г. положение Никона резко изменилось. Царская опала обернулась демонстративным уходом патриарха. Свое влияние на Алексея Никон слишком переоценил. Он был полностью лишен власти, но сохранил богатство и почести. На соборе 1666 г., в котором участвовали патриархи александрийский и антиохийский, с Никона сняли клобук. Бывший патриарх был отправлен в ссылку в Ферапонтов монастырь на Белом озере. Впрочем, жил там любивший роскошь Никон далеко не как простой монах. Церковный собор, низложивший своевольного патриарха и облегчивший судьбу противников новшеств, полностью одобрил проведенные реформы, объявив их не прихотью Никона, а делом церкви. Все, кто не подчинился нововведениям, были объявлены еретиками. Заключительным этапом церковного раскола стало Соловецкое восстание 1667-1676 гг., окончившееся для недовольных гибелью или ссылкой. Еретики преследовались и после смерти царя Алексея Михайловича. После падения Никона церковь сохранила свое влияние и силу, однако ни один патриарх уже не претендовал на высшую власть. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-05-11; Просмотров: 550; Нарушение авторского права страницы