Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


О глазных каплях, мазях, приворотных зельях и об их свойствах



 

Кроме этого, глазные капли и мази, передавая нашему духу свойства вещей естественных и небесных, могут умножать, изменять, преображать и трансформировать его соответственным образом, а также переносить в него все имеющиеся в них свойства, что не может быть сделано только их собственным телом, но также и тем, что им близко и действует посредством видимых лучей, и обаяния, и касаний с тем же отношением. И поскольку наш дух тонок, прозрачно чист, воздушен и суть маслянистые испарения крови, для него испарения глазных капель являются весьма подходящими как наиболее соответствующие нашему духу в субстанции; и благодаря именно своему подобию они наиболее сильно возбуждают, привлекают и трансформируют дух. Подобными свойствами обладают определенные мази и другие снадобья. Поэтому порой болезнью, отравой и любовью заражаются от одного касания, от намазанных рук или одежды; также заражаются любовью от поцелуев и от вложенных в уста предметов; подобное можно найти у Вергилия, когда он пишет о том, как вызывала любовь Венера:

 

Чтобы лишь только тебя на колени посадит Дидона,

Здесь же, на царском пиру, среди возлияний Лиэя,

Только обнимет тебя, поцелуй тебе сладкий подарит, —

Тайное пламя вдохнуть в нее, отравив ее тайно…[147]

 

Теперь о взгляде. Поскольку зрение воспринимает гораздо более чисто и ясно, чем другие чувства, и запечатлевает в нас вещи отчетливее и глубже, оно подходит более всего другому духу представления, что и проявляется в снах, когда предметы кажутся нам чаще всего являющимися в наличии, гораздо яснее, чем слышимое или приходящее от других органов чувств. Соответственно, когда глазные капли трансформируют дух видения, он упрощает воздействие на воображение, что обусловлено на самом деле различными видами и формами, и переносит то же самое во внешнее чувство зрения, благодаря чему возникает восприятие внешних видов и форм таким образом, будто это были двигающиеся внешние объекты; кажется, словно там двигаются ужасные образы, духи и тому подобное. Так, есть глазные капли, позволяющие тотчас увидеть образы духов в воздухе или повсюду, которые, насколько мне известно, приготовляются из желчи человека и глаз черного кота, а также некоторых других вещей. Нечто подобное делают из крови чибиса, летучей мыши и козла; еще говорят, если равномерно намазать сверкающий кусок стали соком чернобыльника и сделать воскурение, можно увидеть причитающих духов.

Есть также некие воскурения или мази, которые заставляют спящих говорить, ходить и делать все то, что делают бодрствующие, а порой даже такие вещи, которые бодрствующие люди не могут или не отваживаются совершать.

Некоторые позволяют нам слышать либо ужасные, либо восхитительные звуки и тому подобное. И поскольку маниакальные и меланхоличные люди верят тому, что видят, и слышат извне то, что лишь возбуждает их воображение изнутри, они боятся того, что не страшно, впадают во всевозможные удивительные и ложные подозрения, убегают, когда их никто не преследует, злятся и спорят, оставаясь в одиночестве. Подобные страсти могут быть также вызваны магическими составами: воскурениями, глазными каплями, мазями, напитками, ядами, посредством ламп и света, зеркал и изображений, а также благодаря обаянию и очарованию, звукам и музыке. Или же различными обрядами, замечаниями, церемониями, верованиями, предрассудками, всем в свой черед. Причем не только этими видами искусства, страстей, видений и образов, но и самими вещами, которые изменяются и переходят в иные формы. Так, поэты упоминают о Протее, Периклимене, Ахелее и о Метре, дочери Эрихифтона. И о Цирцее, превратившей товарищей Улисса, и о старике в жертвоприношении Лицея Юпитеру, когда люди, попробовавшие внутренности жертвенных животных, были превращены в волков, и о произошедшем с неким человеком по имени Демарх, о чем писал Плиний. Такого же мнения придерживался Августин, ибо рассказал, что в то время, когда он пребывал в Италии, слышал о неких женщинах, которые давали заколдованный сыр путешественникам и превращали их в рабочую скотину, а после выполнения ими нужной им работы снова делали их людьми, такое произошло с отцом по имени Престантий. Священное Писание также свидетельствует, что колдуны фараона превращали свои жезлы в змей, воду – в кровь, и делали другие подобные вещи.

 

Глава сорок шестая

О естественных сплавах и суспензиях

 

После того как Мировая Душа своим свойством сделала все естественные или искусственные вещи способными к порождению, вдохнув в них небесные свойства для достижения чудесных эффектов, они стали сами отпечатывать на нас свои свойства, не только когда касаются посредством воскурений, глазных капель, мазей, питья или другим подобным образом, но и когда обернуты вокруг нас, или привешены на шею, или привязаны, или приложены к нам еще каким-либо способом, или наилегчайшим образом прикасаются к нам едва-едва. Стало быть, благодаря подобным сплавам, суспензиям, аппликациям, обертываниям и прочим контактам с телом разум переходит то к здоровью, то к болезни, то к отваге, то к страху, то к грусти, то к радости и тому подобному. А эти качества делают людей приятными или ужасными, привлекательными или отвратительными, уважаемыми и любимыми, или ненавистными и презренными. Эти же страсти проявляют себя при прививании деревьев, когда живительная энергия переходит через ствол в крону посредством присоединения черенка. То же самое случается и с женской особью пальмы, когда ее ветви тянутся к мужской и склоняются к ней; садовники привязывают веревкой мужскую особь к женской, и она вновь выпрямляется, как будто получила качества мужской.

Подобным же образом мы видим, что морской электрический скат, тронутый длинной палкой, вызывает онемение в руке у того, кто его задел. А тот, кто тронет рукой или палочкой морского зайца, тотчас потеряет разум. Также говорят, что если морскую звезду прибить к воротам медным гвоздем с кровью лисы, то всякие чары против хозяина окажутся бессильны. Или если женщина возьмет иголку, испачкает навозом, потом землей с могилы мужчины и станет носить ее в одежде, в которой была на похоронах, никто не сможет возлечь с ней до тех пор, пока она не расстанется с этой иголкой.

Из приведенных примеров мы видим, что можем обретать определенные свойства посредством сплавов конкретных вещей, а также при помощи суспензий, при простом контакте или соединении. Необходимо знать определенные правила, т. е. все это должно делаться при определенном и соответствующем расположении звезд, с помощью той или иной проволоки, шелковых нитей, волос или жилами определенных животных. Обертывания следует производить листьями конкретных трав или шкурами животных, или одежд и тому подобным, чтобы все вещи подходили друг другу. Дабы привлечь свойства Солнца в какое-либо тело, нужно обернуть его лавровыми листьями или шкурой льва либо подвесить на шею на золотой или шелковой нити желтого цвета, в то время когда светит Солнце; благодаря этому вы можете получить для этой вещи свойства Солнца. А если желаете обрести для чего-нибудь свойства Сатурна, сделайте все то же самое, когда правит Сатурн; заверните вещь в шкуру осла или в одежду с похорон, особенно если хотите добавить печали, и повесьте на шею на черной нити. Подобным образом мы можем добиться и всего остального.

 

Глава сорок седьмая

О составлении колец

 

То же самое относится и к кольцам, которые играли большую роль в древности, когда их начали делать; они отпечатывают на нас свои качества, передавая дух тому, кто их носит, и делая человека радостным или грустным, любезным или ужасным, отважным либо робким, заставляя любить или ненавидеть, предохраняя от болезни, от ядов, от врагов, от злых духов и от всего вредоносного. Итак, вот способ составления подобного рода колец.

Когда звезды расположены благоприятно для фортуны или конъюнкции Луны, нужно взять камень и траву, которая подчинена этой звезде, и сделать кольцо из металла, который также к ней подходит, и укрепить в нем камень, положив под него траву или корень, не забыв соответствующих воскурений и начертания образов и черт. Но мы рассмотрим эти вещи, когда будем говорить об образах и начертаниях. Так, у Филострата Ярхуса читаем, что мудрый индийский принц посвятил Аполлону семь подобных колец, имевших свойства и имена семи планет, из которых он каждый день носил одно, различая по названиям дней. Благодаря этим кольцам он жил до ста тридцати лет, всегда сохраняя красоту юности. Подобно этому Моисей, законодатель евреев, обученный магии в Египте, рассказал Иосифу, как делать кольца любви и забвения. По словам Аристотеля, у киренаиков имелось кольцо Бахуса, [148]которое возбуждало любовь и почитание. Кроме того, читаем, что некий философ по имени Евдем[149]делал кольца против укусов змей, колдовства и злых духов. Иосиф говорит то же о Соломоне; и мы видим у Платона, что Гиг, царь лидийский, имел кольцо замечательных и необычных свойств, печатка которого, повернутая в сторону ладони, делала его невидимым, в то время как он мог видеть все. Благодаря этому кольцу он жил с царицей, убил царя, ее мужа, истребил всех, кто противился ему, и никто не мог его видеть, когда он совершал все эти преступления, и именно с помощью этого кольца он и стал царем Лидии.[150]

 

Глава сорок восьмая


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-11; Просмотров: 217; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.013 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь