Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Сальвадор Дали «Тайная вечеря» (1955 г.)



Сальвадор Дали – один из ярчайших художников ХХ века. Направление своего творчества он сам называл сюрреализмом.

«Тайная вечеря» кисти этого художника написана маслом на холсте, ее размеры 167 на 268 см.

В центральной точке композиции находится голова Иисуса. Он сидит в центре золотистого каменного стола. Вокруг стола, почтительно склонив головы, сидят апостолы. Помещение, в котором происходит Тайная вечеря, венчает стеклянный купол. Сквозь купол виден пейзаж: море, скалистые острова, многоцветное небо. Сквозь полупрозрачное тело Иисуса просвечивают лодки на море. Идеально точно размещены половинки хлеба. Ученики за столом размещены по законам идеальной центральной симметрии. Стакан с вином наполнен точно наполовину. Многократно повторяется символ треугольника. Только фигура Иисуса образует три треугольника с общей вершиной – головой Христа: торс Иисуса с разведенными согнутыми в локтях руками; треугольник, образованный головой и двумя половинками хлеба, тругольник заливающего Иисуса света. Над прямоугольным столом – жертвенным алтарем эти треугольники приобретают значение божественного в человеческом, небесного в земном, духовного в материальном. Треугольники образуют и фигуры двенадцати апостолов. Над головами собравшихся реет полупрозрачная фигура с раскинутыми руками – символ креста, преддвестие скорого распятия Иисуса. Купол составлен из гигантских пятиугольников – но какой символический смысл несут пятиугольники? Быть может, объединение прямоугольника и треугольника в одной геометрической фигуре для усиления значения идеи божественного в человеческом и небесного в земном?

В цветом решении картины доминируют белый, золотой и голубой. Стол, вопреки традициям, не белый, а золотистый. Золотистые также волосы Иисуса, одежды нескольких апостолов, хлеб, свет, рамы стеклянного купола – золотой цвет в христианской символике есть эманация божественной сущности. Голубой цвет одежд Христа и нескольких его учеников, голубые выси неба и глубины моря – голубой символизрует Божественную, Мировую вертикаль и божественную тайну. Белый цвет в одеждах апостолов символизируе чистоту, очищение от грехов, святость. Лишь капелька красного – полстакана вина, олицетворяющего кровь Христову, - символизирует жертвенную кровь и грядущее воскресение Иисуса. В композиции нет черного цвета – есть разные оттенки коричневого и серого, сообщающих материальную плотность и тяжесть, например, апостолам, что подчеркивает полупрозрачность, невесому легкость Иисуса.

Картина залита светом, льющимся из стеклянного купола. Но этот свет в первую очередь льется на Иисуса, символизируя его божественную сущность, избранность, чистоту и святость.

Отношения персонажей на картине удивительны. В центре внимания сияющий, озаренный божественным светом Иисус, благословляющий дары первого причастия. Апостолы благоговейно внемлют, почтительно и смиренно склонив головы и сложив руки. Но кто же из них Иуда Искариот? На картине нет конфликта с отступником и предателем. Все ученики одинаково вовлечены в таинство евхаристии, все одинаково проникнуты светом божественного учения Иисуса. Здесь нет предателя? Или наоборот, любой из апостолов может оказаться предателем? Этот вопрос остается открытым.

Галина Толова

ЕВАНГЕЛЬСКИЕ СЮЖЕТЫ В ЗЕРКАЛЕ ИСКУССТВА

Ты вечно новой, век за веком,
За годом год, за мигом миг,
Встаешь – алтарь пред человеком,
О Библия! о книга книг!

 

В.Я.Брюсов

 

ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ

Тайная Вечеря — традиционное название последней трапезы Христа с учениками. В связи с угрозой со стороны Синедриона (иудейской верховной коллегии, куда входили первосвященники, старейшины и книжники) встреча происходила тайно. Во время трапезы произошло важнейшее событие – установление Нового Завета и таинство евхаристии (Причастия), которое с тех пор совершается Церковью в память о Спасителе. Сведения о Тайной Вечере содержатся во всех Евангелиях и в общих чертах совпадают.

 

Символика Тайной Вечери и евхаристии связана с традициями Ветхого Завета и древними языческими ритуальными обычаями (жертвоприношениями), существовавшими у самых разных народов: братские трапезы, символизировавшие единение людей как друг с другом, так и с Божеством. В Ветхом Завете жертвенная кровь, которой окропляли себя члены общины, символизировала «единокровие», то есть делала участников обряда единокровными братьями, жизнь которых принадлежит только Богу.

 

В Новом Завете добровольной жертвой становится сам Господь, отдающий свою кровь и плоть людям, тем самым объединяя их. Церковь подчеркивает, что для укрепления веры необходимо повторение обряда Евхаристии. Подобно тому, как принятие пищи укрепляет физические силы человека и приобщает его к природе, Евхаристия придает духовные силы через тело и душу Христа. «И когда они ели, Иисус, взяв хлеб, благословил, преломил, дал им и сказал: примите, ядите; сие есть Тело Мое. И, взяв чашу, благодарив, подал им: и пили из нее все. И сказал им: сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая». (Мф. 26: 23); (Мк. 14: 22-24).

 

Установление Евхаристии – литургическая составляющая Тайной Вечери. Однако в ней есть еще две сюжетные линии – омовение ног (урок безграничной любви и смирения, преподанный Христом) и предательство Учителя (Христа) учеником (Иудой).

 

Три главные темы - таинство Причастия, пример смирения и любви, грех предательства и обманутого доверия – формируют основные типы изображения Тайной Вечери в искусстве.

 

Первые изображения сюжета Тайной Вечери относятся к VI – VII векам и, по сути, являются иллюстрациями к евангельским текстам.

 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-11; Просмотров: 562; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.012 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь