Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
ИСТОРИЯ КАЗАЧЕСТВА В XV–XVII ВВ.Стр 1 из 3Следующая ⇒
ИСТОРИЯ КАЗАЧЕСТВА В XV–XVII ВВ. Генезис казачества в XV в. XV в. стал временем постепенного распада Золотой Орды. Одновременно с этим происходило объединение русских земель, путем их включения в состав Великого княжества Московского. В ходе объединительного процесса начиналась централизация власти и оформление русского крепостного права. Все вышеперечисленное сопровождалось постоянными внутренними и внешними столкновениями. Сложности развития русского государства и татарских ханств вызывали значительные миграционные потоки экономического и социального характера. Их побочным следствием стало появление многочисленных самостоятельных общин военизированного толка. Эти разнообразные по своему этническому и социальному устройству объединения стали именоваться современниками термином казаки. Их общими объединяющими чертами были: личный статус свободного человека их участников, договорной характер отношений внутри и вне общины, условный характер коллективного владения и пользования ими землей, военнопромысловый род деятельности, отсутствие государственной регламентации внутренней жизни и устройства казачьих общин. Разнообразие источников и условий формирования первоначальных казачьих групп в XV в. отразилось на их организации, особенностях деятельности и исторической судьбе. Письменные источники данного периода позволяют выделить минимум четыре крупных первичных типов казачьих сообществ: рязанское, касимовское (мещерско-городокское), ордынское и вольно-украинское казачество.
Первичные казачьи сообщества: территории и особенности их формирования и развития. Рязанские казаки являлись служилыми людьми Великого княжества Рязанского, составляя его своеобразную пограничную службу. Они проживали компактными общинами, имели внутреннее самоуправление. Центром рязанских казачьих общин являлся некий Червленский Яр. В их среде уже выделилась своеобразная привилегированная группа – старшина, представители которой имели семьи и собственные подворья в столице княжества – Рязани. Вассально-служебные отношения с рязанской княжеской властью не препятствовали их самостоятельной военно-промысловой и торговой деятельности на Волге и Дону. Она включала в себя и нападения на татарские и ногайские небольшие кочевья и посольско-купеческие караваны. Некоторые представители рязанского казачества подолгу оставались, а то и оседали в Поволжье и Подонье. Первое письменное упоминание о них относится к 1444 г. Оно связано с одним из эпизодов борьбы, объединяющихся русских княжеств с представителями (князьями и мурзами), распадающейся Золотой Орды. Рязанские казаки участвовали в разгроме на реке Листани ордынского царевича Мустафы. Упоминание летописцем способа их перемещения зимой на лыжах позволяет соотнести их происхождение с новгородско-вятскими ушкуйниками XIV в. Уже в начале XVI в., Московская Великокняжеская власть пыталась установить контроль над их деятельностью. Так в грамоте Ивана III Великой Рязанской княгине от 1502 г. требовалось пресечь самостоятельный уход местных казаков на Дон и Волгу угрозой расправы с их семьями и конфискацией их имущества. При этом Великий князь Московский не отказывался от найма «лучших» представителей рязанской казачьей общины для охраны Московских посольств в Крымское ханство. Распад Золотой Орды сопровождался и переходом на службу к Великому Московскому князю отдельных татарских орд с их поселением на русской территории. С этим связано появление мещерских (городокских) казаков. Московские и Новгородские (Софийская) летописи именовали так служилых татар – потомков Орды татарских мурз (царевичей) Касима и Юсуфа принятых на Московскую службу Василием II (Темным) в 1452 г. Для их проживания было выделено местечко Городец на Оке (в Мещерской земле) – будущий город Касимов. Отсюда и название этих казаков. Впервые они упоминаются в связи с походом Ивана III на Новгород в 1471 г. Часть из них во главе с царевичем Муртосой составляла гарнизон столицы, а отряд под командой царевича Данияра участвовал в походе на сам Новгород. Одним из его результатов стало появление практики пожалования казаков после похода за службу. В обязанность мещерских казаков входила охрана границы и разведка вдоль Волги с помощью речных и конных разъездов. Городокские казаки, как и рязанские, были способны на вполне самостоятельные действия, связанные с добычей военных трофеев. Нападениям могли подвергнуться и татарские мурзы (послы), имеющие московские охранные грамоты. В своих набегах мещерцы доходили до владений Астраханского ханства и турецкой крепости Азов. Их действия часто использовались татарами и ногаями в качестве оправданий своих набегов на пограничные территории Московского государства. В целом практика мещерских татар - казаков впоследствии использовалась в организации казачьих сторож Московского государства. Распадающаяся Золотая орда породила особое этносоциальное явление, получившее название ордынского казачества. Первое письменное упоминание о нем относится к 1481 г. Оно связано с окончательным освобождением русских земель от остатков золотордынской зависимости. Хан Тюменской (Шибанской орды) Ивак с помощью 16 тысяч ногайских и собственных казаков добил Большую Орду хана Ахмата после его отступления от реки Угра, убив и самого Ахмата. В целом ордынское казачество являлось прямым продуктом окончательного распада Золотой Орды в условиях еще не сложившейся новой государственной и этнической организации. Потеряв сюзеренов – покровителей оно постепенно превращалось в маргинальные сообщества, промышляющие в основном военной добычей. Небольшие группы ордынских казаков совершали грабительские набеги на пограничные русские территории, разоряя в основном небольшие сельские поселения. Тем не менее, отдельные из этих сообществ смогли просуществовать достаточно долгое время, представляя иногда значительную опасность для Российского государства. К таковым можно отнести азовских казаков, появившихся в последнее десятилетие XV века. В основном они состояли из представителей тюркско-татарского этноса, о чем свидетельствуют имена их предводителей, упоминающиеся в русских летописях. Начало шляхетско-крестьянской колонизации степной территории Поднепровьи и Приднестровья привело к началу формирования вольно-украинского казачества. Его первоначальные представители: мелкие шляхтичи, сельские поселенцы селились в речных поймах, занимаясь в основном рыбным промыслом. Татарская опасность при отсутствии какой-либо государственной защиты требовало от них военизации собственной жизни и быта. Первые письменные свидетельства о них, относятся к 1489 г. и связаны с описаниями похода на Подолию польского короля Яна-Альбрехта. Часть казаков служила проводниками в польской армии, часть вела самостоятельные военные действия, нападая на татарские переправы в низовьях Днепра и татарские улусы под Очаковым. Таким образом, к концу XV в. казачьи группы оформились на значительном территориальном пространстве от Волги до Днестра и Южного Буга. Дальнейшую судьбу этих первичных объединений определяла развитие и политика соседних с областью их формирования государств.
Особенности формирования «служилого казачества» в Польско-Литовском государстве и Речи Посполитой и их влияние на взаимоотношения украинского казачества с Польско-Литовским и Российским государствами.
Более сложным путем развивалось служилое казачество в Великом княжестве Литовском и Русском и Польским государстве впоследствии в Речи Посполитой. Особенности устройства Польско – Литовского государства длительное время сохранявшего общественно – политическое устройство, характерное для раннефеодальной монархии и своеобразие польской централизации в форме своеобразной выборной монархии или шляхетской феодальной республики привели к особой форме частно – шляхетской (магнатской) колонизации пограничных степных территорий. Польские магнаты сохранили право содержать частные армии. Поэтому служилое казачество развивалось здесь в двух основных формах: частой и королевской (впоследствии реестровой) службы. Первые упоминания о казаках находящихся на военной службе польской короне относятся к середине XV в. Их отряды размещались в пограничных украинских городках и замках. Казаки – служебники объединялись в роты. Их командиры назначались представителями польско-литовской государственной или частной администрации. К середине XVI в. казачьи роты были размещены на территориях Киевщины, Подолии и ряде других пограничных с Крымским ханством районах. Их состав был освобожден от выполнения феодальных повинностей и получал денежное и хлебное жалование. В Польско-Литовском государстве казачья служба носила временный характер, сближаясь с наемничеством. Перевод казачьей службы на постоянную основу начался в Польско-Литовском государстве только во время Ливонской войны. Первый отряд реестровых казаков был сформирован по Универсалу польского короля Стефана Августа в 1572 г. Первоначально численность формирующихся казацких войск была определена всего в 300 человек. Потребности военных действий заставили короля уже Речи Посполитой Стефана Батория в 1578 г. удвоить их число. Основой содержания нового военно-служилого польского сословия было денежное жалование, резко увеличивающееся во время военных действий. Для обмундирования реестровых Королевская казна выделяла сукно. В конце XVI в. денежный оклад реестровых казаков был заменен земельной оплатой (пожалованиям) с прикреплением к ним крестьян. Это внешне сближало формирующуюся украинскую казачью старшину с польским шляхетством (дворянством). На практике она не уравнивалась с польской шляхтой. Сохранялись сословные, национальные и особенно религиозные различия. Представители украинской казачьей старшины не получили права участвовать в сеймах и были ограничены в судебных правах. Это создавало потенциально конфликтную ситуацию. Одной из первых форм выражения служилым украинским казачеством недовольства своим положением стал переход на иностранную службу. Так в 1558 г. отряд королевских казаков во главе с князем Д. Вишневецким участвовал в походе русских войск Д. Адашева на Крымское ханство с последующим возвращением на королевскую службу и амнистией. Следствием слабого контроля центральных властей за казаками короны стала их частная война против Крымского ханства – явление невозможное в Московском государстве, где служилое казачество ограничивалось захватом языков и разгромом небольших татарских загонов которые могли предоставлять потенциальную угрозу для пограничных русских территорий. Особой категорией служилого казачества в Польше стали казаки, служившие частным лицам. Первые письменные упоминания о них относятся к 1503 г. и связаны с уже упоминавшимся князем Дмитрием Вишневецким. Их появление связано с оформлением частных армий у польско-литовских магнатов, занимавшихся сельскохозяйственной колонизаций лесостепных и степных окраин Польско-Литовского государства. Казачьих вооруженных слуг имели магнаты Ружинские, Острожские, Мировицкие и ряд других. Исследователи отмечают несколько источников их формирования: найм вольных или служилых казаков и оказачивание собственных крепостных крестьян, для которых служба не отменяла их тяглого положения и становилась дополнительной феодальной повинностью. Поэтому часть польской администрации отказывала им в казачьем состоянии, причисляя их к холопам. Отряды частновладельческих казаков отразили набеги крымской Орды в 1508, 1512 годах. В 1516 г. польские магнаты сами нанесли удар по татарским владениям, дойдя почти до Дуная.
ИСТОРИЯ КАЗАЧЕСТВА В XV–XVII ВВ. Генезис казачества в XV в. XV в. стал временем постепенного распада Золотой Орды. Одновременно с этим происходило объединение русских земель, путем их включения в состав Великого княжества Московского. В ходе объединительного процесса начиналась централизация власти и оформление русского крепостного права. Все вышеперечисленное сопровождалось постоянными внутренними и внешними столкновениями. Сложности развития русского государства и татарских ханств вызывали значительные миграционные потоки экономического и социального характера. Их побочным следствием стало появление многочисленных самостоятельных общин военизированного толка. Эти разнообразные по своему этническому и социальному устройству объединения стали именоваться современниками термином казаки. Их общими объединяющими чертами были: личный статус свободного человека их участников, договорной характер отношений внутри и вне общины, условный характер коллективного владения и пользования ими землей, военнопромысловый род деятельности, отсутствие государственной регламентации внутренней жизни и устройства казачьих общин. Разнообразие источников и условий формирования первоначальных казачьих групп в XV в. отразилось на их организации, особенностях деятельности и исторической судьбе. Письменные источники данного периода позволяют выделить минимум четыре крупных первичных типов казачьих сообществ: рязанское, касимовское (мещерско-городокское), ордынское и вольно-украинское казачество.
Первичные казачьи сообщества: территории и особенности их формирования и развития. Рязанские казаки являлись служилыми людьми Великого княжества Рязанского, составляя его своеобразную пограничную службу. Они проживали компактными общинами, имели внутреннее самоуправление. Центром рязанских казачьих общин являлся некий Червленский Яр. В их среде уже выделилась своеобразная привилегированная группа – старшина, представители которой имели семьи и собственные подворья в столице княжества – Рязани. Вассально-служебные отношения с рязанской княжеской властью не препятствовали их самостоятельной военно-промысловой и торговой деятельности на Волге и Дону. Она включала в себя и нападения на татарские и ногайские небольшие кочевья и посольско-купеческие караваны. Некоторые представители рязанского казачества подолгу оставались, а то и оседали в Поволжье и Подонье. Первое письменное упоминание о них относится к 1444 г. Оно связано с одним из эпизодов борьбы, объединяющихся русских княжеств с представителями (князьями и мурзами), распадающейся Золотой Орды. Рязанские казаки участвовали в разгроме на реке Листани ордынского царевича Мустафы. Упоминание летописцем способа их перемещения зимой на лыжах позволяет соотнести их происхождение с новгородско-вятскими ушкуйниками XIV в. Уже в начале XVI в., Московская Великокняжеская власть пыталась установить контроль над их деятельностью. Так в грамоте Ивана III Великой Рязанской княгине от 1502 г. требовалось пресечь самостоятельный уход местных казаков на Дон и Волгу угрозой расправы с их семьями и конфискацией их имущества. При этом Великий князь Московский не отказывался от найма «лучших» представителей рязанской казачьей общины для охраны Московских посольств в Крымское ханство. Распад Золотой Орды сопровождался и переходом на службу к Великому Московскому князю отдельных татарских орд с их поселением на русской территории. С этим связано появление мещерских (городокских) казаков. Московские и Новгородские (Софийская) летописи именовали так служилых татар – потомков Орды татарских мурз (царевичей) Касима и Юсуфа принятых на Московскую службу Василием II (Темным) в 1452 г. Для их проживания было выделено местечко Городец на Оке (в Мещерской земле) – будущий город Касимов. Отсюда и название этих казаков. Впервые они упоминаются в связи с походом Ивана III на Новгород в 1471 г. Часть из них во главе с царевичем Муртосой составляла гарнизон столицы, а отряд под командой царевича Данияра участвовал в походе на сам Новгород. Одним из его результатов стало появление практики пожалования казаков после похода за службу. В обязанность мещерских казаков входила охрана границы и разведка вдоль Волги с помощью речных и конных разъездов. Городокские казаки, как и рязанские, были способны на вполне самостоятельные действия, связанные с добычей военных трофеев. Нападениям могли подвергнуться и татарские мурзы (послы), имеющие московские охранные грамоты. В своих набегах мещерцы доходили до владений Астраханского ханства и турецкой крепости Азов. Их действия часто использовались татарами и ногаями в качестве оправданий своих набегов на пограничные территории Московского государства. В целом практика мещерских татар - казаков впоследствии использовалась в организации казачьих сторож Московского государства. Распадающаяся Золотая орда породила особое этносоциальное явление, получившее название ордынского казачества. Первое письменное упоминание о нем относится к 1481 г. Оно связано с окончательным освобождением русских земель от остатков золотордынской зависимости. Хан Тюменской (Шибанской орды) Ивак с помощью 16 тысяч ногайских и собственных казаков добил Большую Орду хана Ахмата после его отступления от реки Угра, убив и самого Ахмата. В целом ордынское казачество являлось прямым продуктом окончательного распада Золотой Орды в условиях еще не сложившейся новой государственной и этнической организации. Потеряв сюзеренов – покровителей оно постепенно превращалось в маргинальные сообщества, промышляющие в основном военной добычей. Небольшие группы ордынских казаков совершали грабительские набеги на пограничные русские территории, разоряя в основном небольшие сельские поселения. Тем не менее, отдельные из этих сообществ смогли просуществовать достаточно долгое время, представляя иногда значительную опасность для Российского государства. К таковым можно отнести азовских казаков, появившихся в последнее десятилетие XV века. В основном они состояли из представителей тюркско-татарского этноса, о чем свидетельствуют имена их предводителей, упоминающиеся в русских летописях. Начало шляхетско-крестьянской колонизации степной территории Поднепровьи и Приднестровья привело к началу формирования вольно-украинского казачества. Его первоначальные представители: мелкие шляхтичи, сельские поселенцы селились в речных поймах, занимаясь в основном рыбным промыслом. Татарская опасность при отсутствии какой-либо государственной защиты требовало от них военизации собственной жизни и быта. Первые письменные свидетельства о них, относятся к 1489 г. и связаны с описаниями похода на Подолию польского короля Яна-Альбрехта. Часть казаков служила проводниками в польской армии, часть вела самостоятельные военные действия, нападая на татарские переправы в низовьях Днепра и татарские улусы под Очаковым. Таким образом, к концу XV в. казачьи группы оформились на значительном территориальном пространстве от Волги до Днестра и Южного Буга. Дальнейшую судьбу этих первичных объединений определяла развитие и политика соседних с областью их формирования государств.
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 488; Нарушение авторского права страницы