Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


КАРЛ МАРКС (1818-1883) И ФРИДРИХ ЭНГЕЛЬС (1820-1895)



Теоретики коммунистического воспитания.

Критиковали буржуазное воспитание за классовый

характер. Буржуазия дает образование народу лишь

постольку, поскольку это в ее интересах. Пролетариат

должен захватить власть и уничтожить буржуазное

образование.


Умственное образо­вание — вооружить

подрастающее поколение знаниями основ наук о природе, обществе и мышле­нии и на их основе сформировать диалектико-материа-листическое мировоз­зрение.

«В науке нет широ­кой столбовой дороги, и только тот может достигнуть ее сияющих вершин, кто, не страшась усталости, карабка­ется по ее каменис­тым тропам».


Общество, организованное на коммунисти­ческих началах, дает возможность своим членам применять их всесторонне развитые способ­ности.


Нравственное воспитание

воспитание духа обществен­ности, социалистического гуманизма, пролетарского интернационализма и патрио­тизма.

Физическое воспитание

воспитание здорового, силь­ного, смелого поколения молодых работников и защит­ников социалистической родины. Средства — гимнас­тика и военные упражнения.

Политехническое обуче­ние — знакомство с основны­ми принципами производства и орудиями труда. Труд и воспитание соединены, но только для целей воспитания.


 


 


Принципы образования: доступность для всех вне зависимости от социаль­ного положения, пола; бесплатность, обязательность, соединение воспитания с производительным трудом и политех, направленность, светскость и атеистичес­кий характер.

Марксистское учение продолжало гуманистические традиции общественной мыс­ли XVIII—XIX вв. и оказало значительное влияние на социальные науки и историю общества в конце XIX в. и в нач. XX в. Но оно содержит утопические и противоре­чивые положения: абсолютизировались социальные антагонизмы, роль насилия в истории, не допускалась внутренняя эволюция буржуазного общества, отрица­лось значение частной собственности, как экономической основы гражданского общества; романтизировалась историческая роль пролетариата.



 


 


ШКОЛА И ПЕДАГОГИКА РОССИИ В НОВОЕ ВРЕМЯ


 


ПРОСВЕТИТЕЛИ ПЕТРОВСКОЙ ЭПОХИ


ИВАН ТИХОНОВИЧ ПОСОШКОВ

(1652—1726), известный

Экономист и публицист


ВАСИЛИЙ НИКИТИЧ ТАТИЩЕВ (1686—1750), историк, крупный обще­ственный деятель, организатор проф. образования на Урале


 


Книга о скудости и богатстве, Заве­щание отеческое.

Развивал идею о необходимости создавать в России школы для каж­дого сословия, в том числе и для крестьян: «Не худо бы так учинять, чтобы не было в малой деревне без­грамотного человека».

Считал, что книги должны печа­таться на русском языке, необходи­мо упростить церковнославянский алфавит.

Стремился разработать основы со­знательного обучения, ввести в обу­чение строгий, продуманный поря­док, организовать учет знаний каж­дого ученика, который должен фик­сироваться в специальной книге.

Большое место в своих работах от­водил нравственному, патриоти­ческому и трудовому воспитанию.

Требовал воспитывать детей в «ве­ликой грозе», в духе религиозности и покорности.

Не возражал против физических на­казаний: если сын впадает в блуд «...ребра ему сокруши, без всякого милосердия накажи его».


О порядке преподавания в школах при ураль­ских казенных заводах, Разговор о пользе наук и училищ, Духовная моему сыну и др.

Образование и воспитание, по его мнению, служат делу повышения благополучия госу­дарства и укрепления религии.

Оставаясь защитником сословного дворянс­кого просвещения, отстаивал идею не только промышленных училищ, но и открытия школ для крепостных крестьянских детей обоего пола, которых с 5 до 10 лет учить грамоте, а до 15 лет — ремеслам. Сторонник общественно­го воспитания, требовал расширения сети школ. Был организатором ремесленного об­разования на Урале, инициатором создания училищ при горных заводах с весьма демокра­тичным составом учащихся.

В училищах учителя и руководители должны сочетать ремесленное обучение с обучением счету, письму, чтению.

Считал нецелесообразным посылать дворян­ских детей для обучения за границу, т. к. это не будет способствовать их патриотическому воспитанию.

Много внимания в своих работах уделял свет­скому образованию и нравственному воспита­нию дворянина. Он должен был изучить: пись­мо, арифметику, геометрию, артиллерию и


98


ИВАН ТИХОНОВИЧ ПОСОШКОВ (1652—1726), известный экономист и публицист ВАСИЛИЙ НИКИТИЧ ТАТИЩЕВ (1686—1750), историк, крупный обще­ственный деятель, организатор проф. образования на Урале
Дитя надо растить не балуя роско­шью, «обучай его и нужду всякую тер-пети». Выступалпротив детской праздно­сти. Они должны быть заняты или ху­дожественным делом, или чтением книг. Подчеркивалнеобходимость со­здания учебных книг, построенных по принципу самоучителя, которы­ми учащиеся могли бы пользовать­ся без помощи учителя. фортификацию и др. разделы математики, немецкий язык, русскую историю и географию, гражданские и воинские законы. Предъявлялвысокие требования к у ч и т е -л я м, которые должны учить по совести, над­зирать за детьми «как отец о сущих детях», показывать достойные примеры, быть благо­разумным, кротким, не пьяницей, не блудли­вым, не воровать, не лгать. Выступалпротив ранних браков (желатель­ны после 30 лет).

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 76; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.015 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь