Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Уровень второй – кинстетический



Это наши мимика, осанка, движения, жесты, позы, даже выражение лица и глаз. А также скоординированность всего нашего поведения в обществе. И все это называется невербальным общением, с основными законами которого хорошо знакомы психологи и имиджмейкеры.

И потом, согласитесь, вряд ли вызовет доверие человек, сидящий вполоборота, нога на ногу, держа руки в замке, весь напряженный и скукоженный, всем своим видом показывая недовольство собой и своей жизнью. Напротив, если вы раскроетесь – не будете перекрещивать ноги, прятать руки, разомкнете ладони, немного разведете пальцы, – это произведет очень благоприятное впечатление на собеседника. На уровне подсознания. Зато нервные и резкие движения могут оттолкнуть. А ваше напряжение может быть истолковано как желание солгать или скрыть что-либо. Или даже как неуверенность в своих силах и профессиональных навыках. Все это может серьезно понизить уровень доверия к вам. Бесспорно, что человек со спокойной, уверенной и легкой походкой производит совершенно другое впечатление, чем человек сгорбленный и поникший. Распрямленные же плечи и в меру гордо поднятая голова негласно расскажут окружающим, что вы целеустремленны и уверены в себе и своих силах. Такое состояние вкупе с позитивным отношением к жизни, поверьте, не замедлит отразиться и на реальности. В результате вся ваша деловая активность принесет намного больше плодов, нежели вы от нее ожидаете.

Есть еще и третий уровень – средовой.

Сюда обычно относят стандартные места нашего обитания: дом, рабочий кабинет, автомобиль и все, что укладывается в понятие «окружающая среда», в том числе круг знакомых и места отдыха.

Первое впечатление о конкретном человеке складывается на основе трех компонентов:

o вербального (что и как говорится);

o вокального (как произносится);

o визуального (как выглядит говорящий) – включая осанку, мимику, жесты и манеру поведения, выдающую характер и типаж соответственно.

Причем, со слов исследователей, 90% всей информации о другом человеке улавливается нами благодаря бессознательной оценке невербального поведения, которой мы, по законам психологии, доверяем больше, чем словам или действиям. Получается, что, зная расшифровку невербальных жестов и умея владеть ими, можно влиять определенным образом на людей, создавая тем самым и основу своего имиджа.

Деловой имидж в своем нерушимом образе должен представлять собой стабильность, собранность, основательность, пунктуальность, строгость и благополучие. А еще –достаток, сдержанность, оперативность и аккуратность.

Внешний вид сотрудников, как и их отношение к своей фирме, – важнейшая часть имиджа любой организации, и в особенности, небольшой, развивающейся, ведь первые впечатления о деятельности компании часто формируют ее репутацию на долгие годы. А репутация, безусловно, необходима надежная, стабильная, открытая, честная и конкурентоспособная. В этом случае корпоративная одежда, или дресс-код, введенный в компании, нацелены визуально продемонстрировать эти качества как клиентам, так и партнерам и конкурентам.

Дресс-код как часть имиджа

В свое время введение жестких требований к одежде на высшем государственном уровне служило целям стабилизации, укрепления порядка и дисциплины в обществе. Историки подтверждают, что первый официальный дресс-код был введен еще в Древнем Риме с важной государственной целью отличить римлянина от чужестранца и иноплеменника. Поэтому в VI в. правитель Византии Юстиниан запретил ношение одежды, внешне напоминающей императорскую, издав закон о соответствии внешнего вида подданных роду их занятий.

По одежде или символическим аксессуарам гонца в древности, например, определяли характер вестей, принесенных им, задолго до официального извещения. И всем известно, что у различных социальных объединений во все времена имелись отличительные знаки внешнего вида, четко и неукоснительно соблюдавшиеся. Как тут не вспомнить японских самураев или римских легионеров.

Если мы обратимся к еще более древней истории, то увидим, что люди издавна следили за поддержанием своего имиджа с помощью одежды, отождествляющей обладателя оной с определенным родом занятий, статусом и привилегиями. Почти как сейчас. Например, красавица Хатшепсут, единственная египетская женщина-фараон, надевала в торжественных случаях золотую бороду, как это делал бы фараон-мужчина, тем самым стараясь соответствовать положению и культовым понятиям, пусть даже и формально.

Богатому европейскому горожанину XII в. запрещалось одеваться в стиле родового дворянина, хотя его состояние вполне позволяло иметь лучшие костюмы той эпохи.

В Индии, к слову, по различным нюансам наряда можно было не только отличить замужнюю женщину от незамужней, но и точно определить ее нынешнее социальное положение, а также принадлежность к определенной касте. В средневековой Японии цветовые решения костюмов вообще регулировались более чем 200 законами.

Понятно, что сейчас правила классификации костюмов заметно упростились и мода стала намного более демократичной. Однако по-прежнему важно соответствие той или иной одежды времени года, месту, событию или статусу. Например, в Японии зимой никто не наденет розовое кимоно с изображением ветки цветущей сакуры. И в магазинах кимоно раскладывают не по размерам, а по времени года, возрасту и социальному статусу, как и в прежние века.

Кстати, успех введения правил для дресс-кода во все времена подкреплялся еще и тем, что разные профессиональные сообщества сами стремились к отождествлению с определенной манерой одеваться, отличаясь от других. Как тут не вспомнить, например, высокие поварские колпаки.

История традиционной Англии – страны-основательницы дресс-кода как четкого и объемлющего понятия – воочию свидетельствует о том, что каждая попытка наведения порядка в стране сопровождалась созданием определенных рамок и в одежде. Так было при королеве Елизавете Первой, так было и при Маргарет Тэтчер: бунтующие профсоюзы в 1970-е гг. были успешно усмирены введением строгого дресс-кода на рабочих местах. Причем созданный корпоративный стиль, решая социальные заботы государства, еще и повышал узнаваемость компании, способствовал созданию единой системы управления и формированию командного духа в рождаемых эпохой развития производства корпорациях. Зато следующее поколение – молодые карьеристы, яппи, – сами «входили в доверие» начальства, неукоснительно следуя требованиям делового этикета.

Дресс-код неукоснительно соблюдали и женщины, атаковавшие офисы Европы и Америки в период рабочего бума в конце 1970-х – начале 1980-х гг. Деловые дамы стремились успешно продвигаться по карьерной лестнице, а не кружиться на одном месте в легкомысленных нарядах. Поэтому они с удовольствием приняли строжайшие правила делового дресс-кода, которые, кстати, регламентировали не только цвет колготок, но и ширину полосок на пиджаке.

Но времена постепенно меняются, «ветер перемен» отменил галстуки по пятницам и предоставил некоторым служащим относительную свободу выбора рабочей одежды. Хотя и сейчас нарушения принятого стандарта иногда способны помешать карьерному росту. Например, согласно исследованиям, мужчине с длинными волосами или с небритым лицом в 90% случаев откажут в работе или предложат постричься.

Сегодня и в России специалисты отмечают некоторую демократизацию, смягчение требований к деловой одежде. И введение так называемой свободной пятницы – одно из проявлений этой тенденции. Кстати, о дресс-коде в России известно, как это ни парадоксально, еще со времен Рюрика. А при Петре I вообще существовал целый ряд законов, определяющих правила костюма для различных сословий, нарушение которых жестоко каралось. Чего стоит только одна эпопея с ликвидацией бород среди достопочтенных бояр?! Но Петру Великому надо отдать должное – благодаря его нововведениям и достижениям, Российская империя стала самой уважаемой страной на европейском континенте.

Cамо по себе слово «дресс-код» довольно многозначное. Для вдумчивого наблюдателя дресс-код – в первую очередь знак, способный сообщить о социальной и профессиональной принадлежности человека и о корпоративном объединении, в которое он входит.

Однако есть у этого слова и еще одно значение: дресс-код – это требования к одежде, к внешнему виду сотрудников. Очень часто эти требования, прописанные в корпоративном кодексе, являются довольно жесткими и регламентируют не только одежду, но и прическу, макияж, а также наличие тех или иных аксессуаров. Как тут не вспомнить, что термин «корпоративная культура» (дресс-код является одной из ее составляющих) придумал германский военный теоретик по имени Мольтке! Так уж сложилось, что в понятии «дресс-код» сочетаются профессионализм и дисциплина, церемониальность и жесткая иерархичность одновременно.

В Англии, подарившей миру этот термин, до сих пор принято определение дресс-кода как свода правил, которыми необходимо руководствоваться при выборе костюма для конкретного случая. Намного более широкое значение – это умение одеваться, т. е. свод правил об этикете в выборе одежды. Знание этих правил до сих пор позволяет англичанину чувствовать себя уверенно и на приеме у королевы, и на деловом ланче с партнерами по бизнесу.

В США, напротив, это чаще всего указание на пригласительном билете относительно формы одежды для конкретного мероприятия или вечеринки. А правила устанавливают организаторы в каждом конкретном случае, причем в США сейчас эти требования подчас до абсурда жесткие, доходящие порой до эксцессов. Впрочем, понятие «дресс-код» стало очень модным и популярным во многих кругах и в России, причем когда речь идет не только о деловой одежде, но также праздничной и повседневной.

Функции одежды

В этом отношении стоит сказать, что первая и главнейшая функция одежды по отношению к другим социальным критериям – это поддержание нормального температурного режима, т. е. защита от холода, жары и осадков.

Исторически сложившаяся вторая функция одежды – знаковая. И она способна определять статус и положение ее носящего. Мало того, одежда читается знатоками, как текст, как открытая книга, где сразу ясен и вкус обладателя, и его статус и финансовые возможности. Поэтому знание дресс-кода — это способ изменить значение самого знака, составить новый текст, в котором читается и хороший вкус, и уровень образования; текст о личности, которой не свойственны бескультурье, снобизм и хвастливость.

Специалисты называют и третью функцию одежды, в рамках которой одежда воспринимается как определенный символ или посыл в общество, продиктованный влиянием профессии, стиля жизни, культурологическими, этническими, географическими или другими особенностями человека либо группы людей. Одежда – это не только «слепок», правдивый «отпечаток» личности, но и вполне осознанно создаваемый «дискурс», который способен многое рассказать об определенном человеке.

Четвертая функция одежды – корректирующая и демонстрирующая. Одежда способна создать новый текст о теле, скрыть его контуры и создать новые. Как в эффективных продажах – спрячет все непригодное к демонстрации и покажет все с максимально привлекательной стороны.

Пятая функция одежды – отражение времени и эпохи. Язык одежды, как и обычный язык, существует только во времени. Это значит, что одно и то же слово вчера казалось странным и непонятным, а сегодня оно в моде и им щеголяют все, но завтра оно будет вызывать насмешки. Кстати, историк Джеймс Лавер в середине 1940-х гг. создал закон изменения моды, описывающий реакцию общества на одежду, меняющуюся с течением времени и эпох. Он установил, что один и тот же костюм будет:

o неприличным – за 10 лет до своего времени;

o бесстыдным – за 5 лет;

o смелым – за 1 год;

o нарядным – в свое время;

o вышедшим из моды – годом позже;

o отвратительным — через 10 лет;

o смешным – через 20;

o забавным – через 30;

o причудливым – через 50;

o очаровательным – через 70;

o романтическим – через 100;

o красивым – через 150 лет.

Получается, что костюм – как и слово – существует только во времени и в эпохе.

Но чтобы заслужить внешнее доверие окружающих, совершенно не обязательно быть словно «только что из модного бутика». И уж тем более добиваться соответствия костюма своему времени, потому что в череде современных модных тенденций, меняющихся через каждые три месяца, это по край ней мере не актуально. Достаточно одеваться аккуратно и со вкусом.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-18; Просмотров: 297; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.027 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь