Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Раздел III. Эстетика. Лекция 5.



Предмет, метод и функции эстетики как науки

Эстетика — это социогуманитарная наука о сущности одного из видов человеческих ценностей, их рождении, восприятии, оценке и освоении, о наиболее общих принципах эстетического освоения мира в процессе любой деятельности человека, и прежде всего в искусстве, о природе эстетического и его многообразии в действительности и в искусстве, о сущности и законах бытия, восприятия, функционирования и развития искусства. Эстетика — это философская наука о наиболее общих принципах эстетического освоения мира в процессе любой деятельности человека, о природе эстетического и его многообразии в действительности и в искусстве. Освоение мира осуществляется в том числе и в эстетической форме, все виды человеческой деятельности, при всем их историческом и национальном своеобразии, подчиняются эстетике, а значит, не могут быть ни совершены без эстетического начала в человеке, ни осмыслены без определенных эстетических знаний. Эстетика входит в труд, быт, в промышленное производство, формируя в человеке созидательное начало и способность воспринимать красоту. Для эстетики особую актуальность имеет её взаимоотношение с искусством. На взаимоотношение эстетики и искусства в истории эстетической мысли сложились две противоположные точки зрения. Одни теоретики, например, классицисты трактуют эстетику как науку, предписывающую художнику правила, выведенные из философии и политики. Другие (позитивистской направленности) считают, что эстетика должна лишь регистрировать факты искусства. Для современной эстетики и абсолютизация нормативности, и эмпиризм равно неприемлемы. Художник свободен в выборе темы, средств, формы образной мысли, но, если он нарушит законы эстетики, действующие с непреложностью законов физического мира, его творение окажется за пределами искусства. Эстетика нормативна, поскольку она обобщает законы самого искусства. Однако законы искусства не абсолютны, так как каждая эпоха выдвигает особенные закономерности построения художественного образа. Будучи социогуманитарным типом науки эстетика обладает главными признаками научной системы: 1. Информативной насыщенностью. 2. Теоретичностью. 3. Соподчиненностъю категорий. 4. Иерархичностью. 5. Системностью. 6. Принципиальною разомкнутостью. 7. Идеологической независимостью. Эстетика как наука — это система законов, категорий, общих понятий, осмысляющая в свете определенной общественной практики эстетические свойства реальности и процесс ее освоения по законам красоты, особенности социального бытия и функционирования искусства, его восприятия и понимания. Опираясь на общефилософскую методологию, каждая наука вырабатывает на своем материале собственный метод познания. Эстетика в этом отношении не исключение. Методы эстетики — это знания, накопленные в данной области исследования и преобразованные на основе общефилософской методологии в установки, принципы, подходы, приемы добывания новых знаний. Принцип историзма. Историзм предполагает рассмотрение явлений в их развитии и изучение истории в свете опыта современности. Системно-структурный подход. Структурный анализ — составная часть исторического подхода, совмещенная с ним по принципу дополнительности. Он берет художественное явление как бы в горизонтальном срезе, рассматривает его как определенную систему элементов (пространства, времени, цвета, текста и контекста и т. д.). Объект и предмет эстетики Мир и происходящие в нем процессы в их ценности для человечества как рода (то есть в их эстетической значимости) являются сферой эстетики, ее предметом. Объектом эстетики является весь мир в его многообразии, вся объективная реальность. Однако эстетические объекты возникают в процессе общественно-исторической практики: первоначально стихийно, а после в соответствии со складывающимися эстетическими чувствами. Предметом эстетики как науки является — эстетическое освоение мира. Ключевая проблема — эстетическое, то есть многообразная действительность в ее значении для человечества. Прекрасное, возвышенное, безобразное, низменное, трагическое, комическое, ужасное, прелестное, чудесное предстают как разные формы проявления эстетического. В сократовской и постсократовской философии в сферу рассмотрения входят человек и искусство — зарождается второе проблемное поле эстетики. В центре внимания эстетики искусства — художественное творчество в его эстетическом отношении к действительности и в его значении для человечества. Эстетика осмысляет наиболее общие законы художественного освоения мира, исследует происхождение, природу и законы социального бытия, функционирования, развития искусства. Многообразие форм освоения мира не сводится к искусству. Предмет эстетики и ее проблемное поле шире искусства. Эстетическое освоение мира в сфере быта, человеческого поведения, научного творчества, спорта, эстетические аспекты карнавалов, обрядов, этикета, кулинарии — все это сфера интересов практической эстетики. Практическая эстетика имеет тенденцию к отпочкованию от основного древа эстетики в самостоятельную дисциплину. Одни из таких форм освоения мира относятся к дизайну, другие — к прикладному и декоративному искусству, третьи — к области практической эстетики. В проблемное поле практической эстетики входят такие еще мало разработанные проблемы, как эстетическая организация природной среды, эстетика «второй» (рукотворной) природы (строительство парков), социальные формы поведения людей, красота человеческих отношений (в этом смысле эстетика выступает как этика будущего), быт. Итак, предметом эстетики являются, во-первых, природа эстетического, во-вторых, природа отражения наиболее общих характеристик эстетического в сознании человека в виде эстетических потребностей, эстетических представлений идеалах, эстетических оценках, теориях и т.д., в-третьих, природа эстетической деятельности людей как процесс создания эстетических ценностей. Функции эстетики Обыкновенно выделяют методологическую, эстетического мироотношения, воспитательную, творческую, критическую и эвристическую функции. Методологическая функция состоит в том, что её содержание, принципы, положения могут служить философской основой решения многих задач смежных областей знания, например, в искусствоведении, культурологии. Функция эстетического мироотношения принято связывать, прежде всего, с отношением человека и общества к прекрасному. Эстетические знания позволяют критически оценивать мир в категориях эстетики как прекрасные и безобразные, возвышенные, комические и т.д. Эстетическая теория способна выполнять функции воспитания, оценивая произведение искусства на основе понимания закономерностей художественного творчества и его восприятия и предлагая результаты эстетической деятельности в качестве нормативных произведений. Эвристическая функция эстетики связана с творческими установками и творческой практикой личности.

История эстетической мысли

Античная эстетика

Античная эстетика — это эстетическая мысль, развивавшаяся в Древней Греции и Риме а период с 7 в до н.э. по 6 в н.э. Базируясь сначала на мифологическом мировоззрении, античная эстетика со временем превращается в теорию. Для эстетических представлений античности характерен подчёркнутый космоцентризм. Космос — гармонично и соразмерно упорядоченная целостность чувственно-материален и осязаем.

Эстетические идеи античности появляются в натурфилософский период, например, у Гераклита, Пифагора, Демокрита, развиваются софистами в сторону релятивизма и субъективизма эстетических ценностей и находят высшее развитие в трудах Платона и Аристотеля.

Для Платона эстетические ценности воплощены в идеях, имеющих объективно-идеалистический статус существования. Художник-творец, наблюдая эти идеи, воплощает их в чувственном материале, искажающем первоначальный идеал.

Аристотель анализирует не только эстетические категории, но и практику художественного творчества. Для него прекрасное — это соразмерность, определённость, порядок в пространстве. Искусство — это подражание действительности — мимесис. Аристотель подробно исследует виды и жанры искусства, особенно, трагедию. В этом плане большой интерес представляет его теория «катарсиса», то есть, очищения.

Эстетика эллинистического периода представлена эпикурейцами, скептиками и стоиками.

Завершает период творческого развития античной эстетики неоплатонизм, в котором сильны иррационально-мистические элементы

Средневековая эстетика

Средневековая эстетика — это, в широком смысле, эстетика всех средневековых регионов Западной Европы, Византии, Руси, арабоязычных стран периода средневековья, средневековой Индии и т.д. В Узком смысле — это эстетические взгляды Западной Европы периода средневековья в V — XIV вв н.э.

У истоков средневековой эстетики стоит Аврелий Августин. В ранний период развития эстетических взглядов средневековья характерна критическая и противоречивая позиция по отношению к античному наследию: материалистические идей игнорируются, однако развиваются мистические компоненты, заимствованные у неоплатоников. Противопоставление видимой несовершенной и невидимой совершенной красоты — характерная особенность средневековой эстетики. Основная тема — согласование учения о сверхчувственном, божественном происхождением красоты с принципом чувственного восприятия прекрасного.

К XII-XIII вв в Европе вместе с общим культурным подъёмом повышается интерес к теоретическим проблемам эстетики. Средневековые мыслители начинают разрабатывать практические аспекты видимой красоты реального мира. Так, Альберт Великий предложил отличать от красоты духовной красоту телесную и эссенциальную, которая присуща самим объектам и не зависит от субъекта. Новый шаг делает ученик Альберта Великого Фома Аквинский, отделивший понятие прекрасного от понятий добра и истины и пытавшийся найти объективные эмпирические критерии красоты.

Византийская эстетика также развивалась на основе эстетических идей античности — и, прежде всего, - неоплатонизма, но использовала идеи патристики. Представители раннего этапа византийской эстетики (Афанасий Александрийский, Иоанн Златоуст, Псевдо-Дионисий Ареопагит) разрабатывали проблемы прекрасного, света, образа, символа, слова, искусства. Идеал византийской эстетики — потусторонен (трансцендентен). Универсум же представляет собой систему образов, символов и знаков. Борьба с иконоборчеством стимулировала развитие учений о функции иконы, о каноне, о искусстве и его воспитательном воздействии.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-18; Просмотров: 426; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.012 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь