Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Вопрос 48. Развитие исторической науки в период культа личности (1934-1953)



Как следствие, во второй половине 1930-х гг. происходит организационная перестройка самой исторической науки. Ведущим центром становится Институт истории АН СССР, куда входит Институт Комакадемии. Значительная часть ГАИМК становится Институтом материальной культуры им.Марра в структуре АН СССР. Таким образом, исследовательская работа была сосредоточена в едином академическом центре. Происходит процесс своеобразного кадрового синтеза историков-марксистов и представителей «старой школы», принявших методологию марксизма. Другим центром научно-исследовательской и преподавательской работы становятся кафедры исторических факультетов.

Историки освободились от влияния на них теории торгового капитала; произошел переход от абстрактно-социологических схем к конкретно-историческим исследованиям на основе анализа источников, устранялась путаница и вульгаризаторство в терминологии. В то же время в ходе критики был выявлен целый ряд неразработанных еще проблем в отечественной истории и начата исследовательская работа по ним. Произошел переход к изучению исторического процесса без какой-либо хронологической и, в значительной мере, тематической, усеченности.

Вопрос 49 и 50.. Развитие исторической науки в период культа личности

В годы Великой Отечественной войны изменились как условия существования советской исторической науки, так и задачи, которые решали историки. На временно оккупированной территории СССР были уничтожены многие научные учреждения, музеи, библиотеки и архивы, расхищены и вывезены в Германию исторические ценности. В 1941 — 1942 гг. из западных и южных районов европейской части страны научно-исследовательские институты и вузы эвакуировали в Среднюю Азию, на Урал и в Сибирь. Прекратился выпуск ряда исторических журналов (" Красный архив", " Пролетарская революция" и др.); " Историк-марксист" был слит с " Историческим журналом".

В развитии исторической науки в годы войны выделяют два этапа: 1) июль 1941 — первая половина 1943 г., 2) вторая половина 1943 — май 1945 г. Па первом этапе в деятельности историков преобладали пропагандистские аспекты. Ядром Родины была Русь, сплотившая все народы в нерушимый союз. Широко пропагандировалась мысль о совместной борьбе всех народов страны против иноземных захватчиков, об их исконной дружбе".

На фоне подъема самосознания нации возникла необходимость пересмотреть отношение к прошлому русского народа, особенно к героическим традициям. ЦК ВКП(б) поручил издательствам выпустить серию брошюр о Великой Отечественной войне, выдающихся русских полководцах.

Во второй половине 1943 г. началось возвращение научных учреждений, архивов, библиотек, музеев из эвакуации. Одновременно расширялась сеть исторических учреждений в центре и на местах. Были созданы институты славяноведения (1942) и истории искусств (1944) АН СССР, Археографическая комиссия Института истории АН СССР (1944). Началось издание " Известий АП СССР. Серия истории и философии" (1944—1952). Открывались новые университеты и пединституты с историческими факультетами.

На этом этапе произошло знаменательное для исторической науки событие — расширилось проблемное поле отечественной историографии. Изменение политики государства в отношении религии обусловили необходимость изучения истории Русской православной церкви. Союзнические отношения в рамках антигитлеровской коалиции способствовали развитию сотрудничества в области науки. Наметились новые формы интеграции столичных историков с учеными союзных республик.

Вопрос 50.Тоже ВОВ.

Вопрос 51. Русская историческая наука за рубежом.

Процесс осмысления научного творчества историков-эмигрантов начался в 20-е годы XX столетия. Это были отклики на текущие публикации, как правило, посвященные недавним событиям. Когда стало ясно, что эмиграция продлится неопределенное время, были предприняты меры по систематизации научной продукции. По мере накопления историографического материала и успехов в библиографическом деле появляются обобщающие статьи. В этот же период начинается изучение деятельности профессиональных организаций историков. Первые историографические статьи, рецензии показывают, что эмигранты рассматривали историческую науку русского зарубежья как продолжение дореволюционного научного процесса и как часть исторической науки России. Значительный интерес представляет то, что Гапанович одним из первых увидел преемственность советской и дореволюционной историографии. Таким образом, в изучении эмигрантской историографии в 20-30-е годы условно можно выделить три направления: первое исследует творчество не только изгнанников, но и труды советских историков, представляя российскую науку как цельное, но изолированное от мировой историографии, явление. Второе рассматривает творчество научной пореволюционной эмиграции как замкнутую систему, позволяющую «сохранить и приумножить» русскую культуру. Третье направление представляет российскую историческую науку как часть мирового научного процесса, но при этом исчезает проблема специфики российской пореволюционной историографии. В 20-е годы в советских журналах, особенно библиографических разделах, регулярно давались материалы из жизни эмиграции, в том числе и научной[10]. Эмигранты широко использовали сборники документов, издававшиеся в СССР. Первые статьи и рецензии, посвященные эмиграции, рассматривали, прежде всего, литературу мемуарного и публицистического характера, которая не могла не быть аполитичной. С рубежа 20–30-х годов историкам-эмигрантам стали отказывать в правдивости, возросла обличительная направленность советской историографии[12], недоступной стала литература русского зарубежья. Борьба с инакомыслием в науке становится нормой, закладывается историографическая традиция анализа взглядов эмигрантов-историков как доказательства «кризиса буржуазной науки», понимаемого как регресс в познании[13]. Эмигрантские работы рассматривались как статичные, а статьи, посвященные новейшей истории, характеризовались как защита интересов свергнутых классов. Новое видение истории советскими марксистами не предполагало историографической преемственности[14]. Творчество историков в эмиграции характеризовалось как «полный распад»[15]. К этому времени сформировалось новое молодое поколение исследователей[16], был установлен жесткий контроль над научными структурами и учебными учреждениями. С другой стороны, политика большевистской власти еще более подпитывала непримиримость эмигрантов, придавала нравственный смысл их деятельности.

Вопрос 52. Евразийство.

ЕВРАЗИЙСТВО - геополитическое и социальнофилософское учениеи интеллектуальное движение, сформировавшееся в 20-30х 20 в. в среде российской эмиграции исохраняющее высокий идейнополитический потенциал на рубеже 20-21 вв. Основателями и ведущимиидеологами движения Е. выступили Флоровский, Карсавин, Н.Н. Алексеев, Вернадский, Н.С. Трубецкой и др. П РоссияЕвразия характеризуется нетолько общностью исторических судеб населяющих ее народов и их родственны х культур, но и несомненнымединым экономико-политическим будущим. Опираясь на социологическогеографические выводы Ключевского, Данилевского, С. Соловьева, теоретики Е. акцентировали не только актуальностьпротивопоставления России Евразии и Западной Европы, но и подчеркивали потенциальную значимостьосновополагающих традиционной и модернизированной триад российской ментальности: «православие - самодержавие - народность», «централизация - дисциплина-самопожертвование». Прекратив свое существование вовторой половине 30х ввиду явного утопизма идей трансформации сталинского режима в СССР в«евразийском духе», идеология и мировоззрение Е. приобретают особую актуальность на рубеже 20-21 вв. В контексте философии истории и теории этногенеза значимую роль в процессах возрождения идей Е. в конце20 ст. сыграло творчество Гумилева, работы которого аккумулировали обширный исторический, этнографический материал и подходы «психологии народов» применительно к единому евразийскомупространству. Одновременно, реальные геополитические процессы в «Евразии» конца 20 в. (распад СССР иСФРЮ, крушение системы социалистического лагеря, идеологическая и военнополитическая экспансияЗапада) результировались в резком повышении общественного интереса к идеалам.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-17; Просмотров: 61; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.014 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь