Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Ирония как форма отрицания.



Ирония далеко не всегда вызывает реакцию смеха, то есть не всегда является проявлением комического. Некоторые исследователи называют ее видом речевой агрессии или средством речевой мести, которая, однако, внешне не нарушает принципов вежливости, являясь завуалированной агрессией [Воробъева 2007, стр. 202]. Замечено, что иронизировать по поводу личных качеств человека или каких-либо событий равносильно обесцениванию приписываемой им важности. Следовательно, нельзя смеяться над людьми, которые пользуются подлинным авторитетом и уважением, а также явлениями, внушающими почтительное отношение, то есть над тем, что получило повышенную оценку [Там же: стр. 202]. Именно поэтому ироническое высказывание может вызвать у слушателя или читателя не улыбку и смех, а осуждение и презрение к ее автору. Так обстоит дело с фарисеями и иродианами, которые подсылая своих учеников с провокационным вопросом к Иисусу, пытаются ерничать над Ним:

 

Τότε πορευθέντες οἱ Φαρισαῖοι συμβούλιον ἔλαβον ὅπως αὐτὸν παγιδεύσωσιν ἐν λόγῳ. καὶ

ἀποστέλλουσιν αὐτῷ τοὺς μαθητὰς αὐτῶν μετὰ τῶν Ἡρῳδιανῶν λέγοντες, Διδάσκαλε, οἴδαμεν

ὅτι ἀληθὴς εἶ καὶ τὴν ὁδὸν τοῦ θεοῦ ἐν ἀληθείᾳ διδάσκεις, καὶ οὐ μέλει σοι περὶ οὐδενός, οὐ

γὰρ βλέπεις εἰς πρόσωπον ἀνθρώπων. εἰπὲ οὖν ἡμῖν τί σοι δοκεῖ· ἔξεστιν δοῦναι κῆνσον

Καίσαρι ἢ οὔ;

Фарисеи ушли и сговорились, как им подловить Иисуса на слове. Они подослали к Нему

своих учеников с иродианами. «Учитель, – говорят те, – мы знаем, что Ты человек

прямой, что Ты прямо и ясно учишь жить так, как велит Бог, потому что никого не

боишься и никому не угождаешь. Скажи нам, как по-Твоему: позволительно платить

подать цезарю или нет?» (Совр. пер. РБО) [Мф 22: 15-17].

 

Отрицание в этом примере заключается в том, что подосланные фарисеями и иродианами ученики, как и их учителя, не верят в прямоту и ясность учения Иисуса. Их слова – завуалированная ложь. Отрицая Его статус как учителя, они стараются всячески подорвать авторитет Иисуса, а, по возможности, и уничтожить Его физически, поскольку вопрос, заданный ими, является ловушкой, так как любой ответ на него был опасен для Иисуса. Если бы Он сказал «да», то потерял бы популярность среди народа, видевшего в подушной подати, которую нужно платить Риму, национальное унижение. Если бы Иисус сказал «нет», Его бы выдали римским властям как мятежника, подбивающего народ к отделению от Римской империи. Иисус, разгадав замысел оппонентов, не дает прямого ответа на вопрос подосланных учеников, используя риторический прием подмены предмета речи – вместо уплаты налогов Кесарю (ἔξεστιν δοῦναι κῆνσον Καίσαρι ) Он говорит об отношении к жизни в целом, позволяя каждому достроить мысль по своему собственному сценарию. В этой связи можно сказать, что в иронии есть определенная доля притворства, хотя и не всегда. Рассмотрим еще несколько примеров:

 

ἀπεκρίθη αὐτοῖς ὁ Ἰησοῦς, Πολλὰ ἔργα καλὰ ἔδειξα ὑμῖν ἐκ τοῦ πατρός· διὰ ποῖον αὐτῶν

ἔργον ἐμὲ λιθάζετε;

Ответил им Иисус: «Много хорошего я сделал вам от Отца; за какое из них побить

камнями собираетесь?»  [Ин 10:32];

 

εἶπεν δὲ Ἰησοῦς πρὸς τοὺς παραγενομένους ἐπ’ αὐτὸν ἀρχιερεῖς καὶ στρατηγοὺς τοῦ ἱεροῦ καὶ

πρεσβυτέρους, Ὡς ἐπὶ λῃστὴν ἐξήλθατε μετὰ μαχαιρῶν καὶ ξύλων;

И сказал Иисус пришедшим к нему первосвященникам, стражникам храма и

старейшинам: «Как на разбойника вышли с мечами и копьями!» [Лк 22:52];

 

Ἀκούσαντες δὲ ἀνάστασιν νεκρῶν οἱ μὲν ἐχλεύαζον, οἱ δὲ εἶπαν, Ἀκουσόμεθά σου περὶ τούτου

καὶ πάλιν. οὕτως ὁ Παῦλος ἐξῆλθεν ἐκ μέσου αὐτῶν [Деян 17:32].

 

Сложно объяснить, почему очень простой во всех отношениях текст из кн. Деяния Апостолов [Деян 17:32] переводится в Синодальном переводе совершенно противоположным образом тому, что написано в тексте на языке оригинала. Сравним вариант Синодального перевода и вариант Современного перевода РБО: Услышавши о воскресении мертвых, одни насмехались, а другие говорили: об этом послушаем тебя в другое время. Так Павел вышел из среды их [Синод. Перевод].

Услышав же о воскресении мертвых, одни рассмеялись, а другие говорили: «Вот об этом послушаем тебя снова». И Павел ушел от них [Соврем. перевод РБО]. Видно, что в своих высказываниях афиняне открыто издеваются над апостолом, пытаясь выставить его клоуном, прося его снова рассказать о своих убеждениях.

 

Самоирония.

Известно, что ирония (как и смех) порождается далеко не только радостью. Ирония может быть грустной и веселой, доброй и злой, гневной и унылой, что подтверждает утверждение о ее смешанности и градуальности. Ирония может быть разнонаправленной, т.е. в фокусе может быть как объект и предмет, так и субъект речи. Ирония в отношении к самому себе, или самоирония – одно из редчайших качеств характера, присущее, как правило, сильным личностям, адекватно оценивающих свою значимость. Отчасти выполняя защитную функцию, самоирония часто связывает ироничное и даже смешное с абсолютно серьезным, оттеняя это серьезное самым явным образом [Красухин 2007, стр. 53]. Примером самоиронии в Евангелии может послужить высказывание Иисуса: «Врач, исцели себя самого!» [Лк 4:23], когда после чтения Писания в синагоге у многих возникли вопросы по поводу Его происхождения и Его претензий быть Помазанником Господа. Приведем эту фразу в контексте:

 

καὶ εἶπεν πρὸς αὐτούς, Πάντως ἐρεῖτέ μοι τὴν παραβολὴν ταύτην· Ἰατρέ, θεράπευσον σεαυτόν·

ὅσα ἠκούσαμεν γενόμενα εἰς τὴν Καφαρναοὺμ ποίησον καὶ ὧδε ἐν τῇ πατρίδι σου. εἶπεν δέ,

Ἀμὴν λέγω ὑμῖν ὅτι οὐδεὶς προφήτης δεκτός ἐστιν ἐν τῇ πατρίδι αὐτοῦ

Вы, конечно, скажете Мне сейчас присказку: «Врач, исцели себя самого!» – сказал им

Иисус. – «Мы слышали о том, что было в Капернауме. Сделай то же и у себя на родине.

Верно вам говорю, – продолжал Иисус, – нет пророка, которого признали бы на родине»  

(Совр. пер. РБО) [Лк 4:23-24].

 

Поговорка о враче была широко известна и у евреев, и у язычников. Адресуя эти слова к себе Иисус произносит их с явной грустью, осознавая факт непонимания и недоверия его слушателей к Нему, однако с этого момента Иисус начинает творить чудеса, постепенно переламывая ситуацию в Свою пользу, по крайней мере, в глазах отдельных Своих соотечественников.

 

Примечание.

Ирония, как правило, дискредитирует описываемое. Однако возможно и обратное: описываемый объект возвеличивается, а дискредитации подвергаются его хулители. Это ирония с отрицательным знаком, т.е. имеет место наложение положительного смысла на отрицательный. Сюда относится самоирония, высказывания-«прибеднения» типа: Где уж нам, дуракам, чай пить; Вы – умы, а мы – увы. В этой связи можно говорить об антииронии, поскольку объектом возвеличивания под маской хулы может выступать не только сам автор.

 

Ирония может выполнять и защитную функцию, как, например, слова Пилата из диалога с Иисусом:

 

λέγει αὐτῷ ὁ Πιλᾶτος, Τί ἐστιν ἀλήθεια;

Говорит Пилат: что есть истина? [Ин 18:38(а)].

 

Похоже, что Пилат не ожидает ответа на свой вопрос от Иисуса: И сказав это, он снова вышел к Иудеям … [Ин 18:38(б)]. Это слова законченного циника, не верящего в абсолютные истины. Для него не существует абсолютного добра и зла, в его жизни, пожалуй, осталось только понятие целесообразности и вынужденной необходимости.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 390; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.014 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь