Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Средства создания образа персонажа.



Персонаж кажется читателю живым лицом, потому что писатель использует для его создания разнообразные художественные средства, рождающие иллюзию реальности. Образ персонажа складывается из внешней и внутренней характеристик.

Знакомство читателя с персонажем начинается, как правило, с описания его лица, фигуры, рук, походки, манеры себя держать, одеваться и т.д., то есть, с портретной характеристики персонажа. Не представляя себе внешности персонажа, мы не воспринимаем его как живое существо.

Внешняя характеристика служит средством: а) объективации образа-персонажа и б) выражением субъективного авторского отношения к нему.

Так, образы Знайки и Незнайки в трилогии Н. Носова контрастны не только по своему внутреннему наполнению, но и внешне. Знайка «одевался … всегда в черный костюм, а когда садился за стол, надевал на нос очки и начинал читать какую-нибудь книгу, то совсем становился похож на профессора».

Незнайка «…носил яркую голубую шляпу, желтые, канареечные брюки и оранжевую рубашку с зеленым галстуком». В этих портретных характеристиках проявляется и некая однозначность, «суховатость» ученого Знайки, и определенная нестандартность, непредсказуемость, стремление к ярким краскам, характерные для ребенка, у Незнайки. И в той, и в другой портретной характеристике ощущается легкая авторская усмешка.

У каждого талантливого писателя своя манера изображения портретов героев. Характерной особенностью портретов Толстого, например, является его обостренное внимание к портретным деталям, несущим предельную психологическую нагрузку. В частности, писатель всегда изображает улыбку и глаза своих героев. В повести «Детство» он пишет:

« …в одной улыбке состоит то, что мы называем красотой лица; если улыбка прибавляет прелесть лицу, то лицо прекрасно; если она не изменяет его, то оно обыкновенно; если она портит его, то оно дурно».

Портрет зависит не только от авторской манеры, но и от среды, которую изображает писатель, то есть, указывает на социальную принадлежность персонажа. Так, в рассказе А. П. Чехова «Детвора» портрет «кухаркина сына» Андрея контрастирует с образами сытых, ухоженных дворянских детей:

«Пятый партнер, кухаркин сын Андрей, черномазый, болезненный мальчик, в ситцевой рубашке и с медным крестиком на груди, стоит неподвижно и мечтательно глядит на цифры».

Портрет помогает раскрыть интеллектуальные возможности, нравственные качества, психологическое состояние персонажа.

Портретная характеристика используется в создании не только образа человека, но и образа животного. В рассказе Ю. Коваля, любившего и тонко понимавшего животных, так описывается собака:

 «Тузик был велик и черен. Усат, броваст, бородат. В этих зарослях горели два желтых неугасимых глаза и зияла вечно разинутая, мокрая, клыкастая пасть» («Картофельная собака»).  

Портрет как средство создания образа персонажа присутствует не в каждом произведении. Но даже отдельная портретная деталь помогает создать образ.

О разновидностях портрета и функциях портретной характеристики смотрите подробнее в главе «Изображенный мир».

Охарактеризовать персонаж извне помогает и предметная (вещная) обстановка, окружающая действующее лицо.

Так, через множество предметных деталей обрисован характер Чука (бережлив, скуповат, может при случае прихватить, что плохо лежит) в рассказе А. Гайдара «Чук и Гек». О функциях вещи см. в главе «Изображенный мир».

Неотъемлемым свойством образа-персонажа является его речевая характеристика.

Следует предостеречь от смешения понятий при анализе речи героев. Зачастую под речевой характеристикой персонажа понимают содержание его высказываний, то есть то, что персонаж говорит, какие мысли и суждения высказывает. На самом деле, речевая характеристика – нечто иное. Как писал М. Горький, «не всегда важно, что говорят, но всегда важно, как говорят». Речевая характеристика персонажа и создается этим «как» – манерой речи, ее стилистической окрашенностью, характером лексики, построением интонационно-синтаксических конструкций и т. д.

Речь – важнейший показатель национальной, социальной принадлежности человека, свидетельство его темперамента, ума, одаренности, степени и характера образованности и т. д. 

В рассказе К. Паустовского «Заячьи лапы» разговаривают мальчик Ваня Малявин, который принес к ветеринару зайца с обожженными лапами, и бабка Анисья:

- Ты чего, малый? – спросила Ваню жалостливая бабка Анисья; она привела к ветеринару свою единственную козу. – Чего вы, сердешные, вдвоем слезы льёте? Ай случилось что?

Пожжённый он, дедушкин заяц, - сказал тихо Ваня. – На лесном пожаре лапы себе пожёг, бегать не может. Вот-вот, гляди, умрет.

Не умрёть, малый, - прошамкала Анисья. – Скажи дедушке своему, ежели большая у него охота зайца выходить, пущай несет его в город к Карлу Петровичу.

Реплики Анисьи содержат просторечные слова, диалектную форму «умрёть». Одновременно народно-поэтическое обращение «сердешные» свидетельствует о том, что она добрый, душевный человек. Речевая характеристика Незнайки в трилогии Н. Н. Носова ориентирована на разговорную лексику, используются простые синтаксические конструкции, речь явно напоминает речь ребенка:

«Кусок, братцы! От солнца оторвался кусок. Скоро шлепнется – и всем будет крышка».

В речи героя сказок Татьяны Александровой домовёнка Кузьки множество корневых и синонимических повторов, пословиц и поговорок, часто используется рифма:

«И угостим, и насмешим, то-то все будут рады-радёшеньки!»; «Не красна изба углами, а красна пирогами»; «Сорока знает, - твердо сказал Кузька. – Она везде поспевает. Да толком ничего не понимает. До того занята, что и подумать некогда, что надо, чего не надо – про все трещит, на хвосте тащит. Сорока скажет вороне, ворона – борову, а боров – всему городу». 

В речевую характеристику персонажа автор может вводить лейтмотивную фразу. Так, речевым лейтмотивом Карлсона являются фразы: «Спокойствие, только спокойствие!» и «Пустяки, дело житейское!»

Домовёнок Кузька часто повторяет: «Вот беда, беда, огорчение!»

Известный писатель В. П. Крапивин в романе-сказке «Стража лопухастых островов» наградил лейтмотивными выражениями многих своих персонажей. Присловье главного героя Иги (Игоря) Егорова: «Великая Конструкция!» Восьмилетняя Степка (Степанида) почти к каждой фразе, даже печальной по содержанию, прибавляет: «Забавно, да?» Пузырь (Славка Пузырев) в сложных ситуациях повторяет фразу «Елки-палки в треугольном колесе».

Речевую манеру своего персонажа может охарактеризовать и сам автор. Так, в повести «Заря» Б. Зайцев пишет о деревенском плотнике Семиошке: «Семиошка не весьма речист. Слово его косно и сумбурно. Знычит, тово – на каждом шагу, и не всякий его поймет, особенно, если начнет он объяснять по столярному своему искусству».

Когда ребятам приходится говорить штампованные фразы, даже симпатичные герои становятся неживыми, манекенами: Паша Молчалин из рассказа Ю. Сотника «Петухи» «брел медленно, держа в руке за спиной исписанный тетрадочный листок. Брел и угрюмо бормотал: «Дорогие ребята! Мы, пионеры Рожновской средней школы, рады… рады…это… Чёрт, забыл! Рады приветствовать вас в нашем родном колхозе».

Боря Збандуто в повести В. Железникова «Чудак из шестого «Б», ставший вожатым у второклассников, решает произнести перед ними речь. В. Железников пародирует казенный стиль торжественных речей и, не ограничиваясь этим, показывает, как Боря читает эту речь по бумажке: «Да, печальная это была история. Язык у меня сразу одеревенел, и я спотыкался на каждом слове. Можно сказать, я брал эти слова приступом, а потом перешел на шёпот. Отшептал и замолчал. Неловко было поднять глаза на малышей».

В разных жанрах речевые характеристики играют то меньшую, то большую роль. Особенно велика эта роль в драматических произведениях.

Самыми важными показателями характера персонажа, его мировоззрения, всего духовного мира являются поступки и действия. О людях судят, прежде всего, по их делам. Трусость или смелость, самоотверженность или эгоизм, трудолюбие или лень становятся очевидными, художественно убедительными тогда, когда проверяются и утверждаются в реальных делах и поступках.

Авторская характеристика – прямая оценка от лица повествователя. Д. Н. Мамин-Сибиряк в рассказе «Вертел» так характеризует барского сына Володю:

«Володя был настоящий барчонок. По-своему добрый, всегда веселый, увлекающийся и в достаточной степени бесхарактерный».

Н. Носов пишет о Незнайке:

 «Незнайка был не такой уж скверный. Он очень хотел чему-нибудь научиться. Но не любил трудиться. Ему хотелось научиться сразу. Без всякого труда…»

Л. Давыдычев так представляет героя своей повести «Жизнь Ивана Семёнова, второклассника и второгодника»:

«Иван Семёнов – несчастный, а может быть, самый несчастный человек на всем белом свете.

Почему? Да потому, что, между нами говоря, Иван не любит учиться, и жизнь для него – сплошная мука».

Автор может охарактеризовать и персонаж, не принадлежащий к миру людей.

«Пальма Меринова была вообще-то добродушная хозяюшка, из тех, которые, зазвавши гостя, сразу же выставляют на стол всякие коврижки и шанежки. Под конурою у нее припрятаны были разные кусочки и огрызочки, и, раскопавши кое-что из своих запасов, Пальма принялась угощать Наполеона». (Ю. Коваль)

«Такой он умный, всегда бодрый, оживленный и деловой» (М. Пришвин. Миниатюра "Дятел")

«Говорят, что в семье не без урода. То же оказалось и в сорочьей семье. Из семи сорок одна вышла не то чтобы совсем глупенькая, а как-то с заскоком и с пыльцой в голове» (М. Пришвин).

Самохарактеристика: «Я красивый, умный и в меру упитанный мужчина в самом расцвете сил!» - сообщает Карлсон.

Один из персонажей повести Л. Давыдычева «Жизнь Ивана Семенова, второклассника и второгодника» Колька так говорит о себе: «Я средний. У меня все в порядке. У меня все понемножку. Всего в меру».

Взаимная характеристика (оценка одного персонажа от имени других персонажей). Мама о сыне: «Меня так радует, что у нас растет догадливый сын. А ведь еще совсем малыш. У него доброе и чуткое сердце» (Н. Артюхова. Трудный вечер).

Герой повести Л. Давыдычева «Жизнь Ивана Семенова, второклассника и второгодника» Иван так отзывается о своем однокласснике Кольке: «Хныкалка ты, вот ты кто. … Хныкалка, нытик и паникер».

Характеризующее (значащее) имя. Особенно интенсивно их использует Н. Носов в трилогии о Незнайке: Незнайка и малыши, представляющие определенные области знания и пытающиеся чему-то научить Незнайку: ученый Знайка, доктор Пилюлькин, художник Тюбик, механики Винтик и Шпунтик, любители чтения Листик и Буковка, милиционер Свистулькин, инженер Клепка и т. д.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 621; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.017 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь