Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Две «внешних» добродетели



«Терпение» (по-гречески — Ниротопё) — это перевод слова, которое бу­квально означает «пребывание под». Это не пассивное терпение, но побе­доносное, триумфальное умение все сносить, храня верность Господу сре­ди испытаний. Павел говорит о такой верности в Деян. 20:22-24.

И вот, ныне я, по влечению Духа, иду в Иерусалим, не зная, что там встретит-1 ся со мною; только Дух Святый по всем городам свидетельствует, говоря, что 1 узы и скорби ждут меня. Но я ни на что не взираю и не дорожу своею жизнью». 1 только бы с радостью совершить поприще мое и служение, которое я принял Я от Господа Иисуса, проповедать Евангелие благодати Божией.

Хотя человек Божий может подвергаться суровьнм испытаниям, тяго-там и трудностям, он никогда не колеблется и не идет на компромисс. Он постоянно верит в Бога независимо от обстоятельств. Как говорит об этом Петр, «итак страждущие по воле Божией да предадут Ему, как верному Создателю, души свои, делая добро» (1 Пет. 4:19). Это долготерпение му­ченика, который хочет умереть, но не предать Господа; пастыря, кото­рый готов жизнь отдать за стадо, как сделал это Учитель наш. Это терпе­ние человека, который, в самых тяжких условиях, отказывается славить свои собственные слова и дела.

Терпение — неотъемлемая черта человека Божьего, потому что он обычно подвергается большему количеству испытаний, чем средний хри­стианин. Ричард Бэкстер предупреждает своих коллег-пасторов.

Остерегайтесь, потому что вам суждено больше искушений, чем другим лю­дям. Если вы будете вождями схватки с силами тьмы, они пощадят вас только постольку, поскольку их сдержит Бог. Они уготовили величайшие беды для тех, кто старается доставить им такие большие неприятности... Остерегай­тесь, братья, ибо враг следит за вами. Вам придется претерпеть его самые ис­кусные искушения, бесконечные вызовы и яростные атаки.2"8

Павел постоянно подвергался испытаниям, как мы читаем во 2 Кор. 11:23-28. И очевидно, что только один из апостолов дожил до старости.

«Кротость» (греческое —ргаираШа) — другая «внутренняя доброде­тель. Это слово также может быть переведено как «мягкость» или «скромность». Человек Божий не должен ничем хвастаться. Он вместе с Павлом признает, что трудится, тем не менее, именно сила Бога, работа­ющая через него, делает его служение эффективным (Кол. 1:29). Он пом­нит слова Господа в Лк. 17:10: «Когда исполните всё поведенное вам, го­ворите: „мы рабы ничего нестоющие, потому что сделали, что должны были сделать"». В христианском служении нет места для уродливой гор­дости. Человек Божий обладает сознанием Христа — сознанием кротости (Флп. 2:18).

Истинный человек Божий пытается угодить Своему Господу, а не се­бе. Праведность, благочестие, вера, любовь, терпение и кротость — цель человека Божьего. Это цели, к которым он стремится всю жизнь. Если эти добродетели не являются целью жизни проповедника, значит, он не человек Божий, а самозванец.

'Вах^ег, Ке{огте<1 Ргеас/гег, 74.

ЗА ЧТО СРАЖАЕТСЯ ЧЕЛОВЕК БОЖИЙ

В 1 Тим. 6:12 Павел велит Тимофею: «Подвизайся добрым подвигом веры, держись вечной жизни, к которой ты и призван, и исповедал доброе исповедание перед многими свидетелями». Человек Божий — это воин. Он спорит, защищает, ведет битвы, подвизается. Он должен понимать, что его служение — это битва, в которой он воюет на стороне истины про­тив заблуждений. Иметь иное представление о служении — значит про­играть. Он сражается с миром, с плотью, с дьяволом и царством тьмы. Он воюет против греха, ереси, апатии, равнодушия в церкви.

Я прекрасно понял, что служение — это битва, когда, будучи молодым пастором, встретил одержимую женщину. Она обладала сверхъестест­венной силой, переворачивала мебель в офисе и била меня по ногам до крови. Она кричала не своим голосом: «Не его... не его... пусть он уйдет». Тогда я понял, что бесы знали: война продолжается, и понял, на чьей сто­роне я.

Павел ясно видел, что служение — это битва. Во 2 Тим. 2:3-4 он гово­рит: «Итак переноси страдания, как добрый воин Иисуса Христа. Ника­кой воин не связывает себя делами житейскими, чтобы угодить воена­чальнику» . Он выбрал служение в Ефесе, несмотря на то что встретил там сильное сопротивление (2 Кор. 16:8-9). И в конце своей жизни он мог с ра­достью воскликнуть: «Подвигом добрым я подвизался» (2 Тим. 4:7).

К сожалению, многие пасторы настолько поглощены каждодневными делами, что не осознают в полной мере, насколько интенсивно идет борь­ба. Мартин Лютер сказал однажды:

Если я буду громким голосом и яснейшими словами проповедовать всю исти­ну Божью, кроме конкретно того маленького вопроса, что мир и дьявол ведут наступление, я не могу считать себя исповедующим Христа, как бы смело я не благовествовал о Нем. Когда сражение свирепствует, когда каждый воин дол­жен доказать свою верность и твердо сохранять позиции, попытка избежать этого вопроса была бы бегством и несчастьем.2'9

По-прежнему некоторые дезертируют с поля боя, перебегая в другую церковь или служение при первом признаке опасности. Один молодой че­ловек однажды сказал мне: «Я хочу быть пастором, но я буду тщательно выбирать для себя церковь. Я не хочу, чтобы там были проблемы». Я от­ветил ему, что, насколько я знаю, в церкви нет проблем, если там нет лю­дей! Мы должны признать тот факт, что идет война. Слова Павла во 2 Тим. 3:12: «все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы», вдвойне относятся к пасторам, поскольку они находятся под прицелом врага в первую очередь. Человек Божий должен хотеть после­довать за своим Господом даже на смерть (Лк. 9:23-24).

"Цитируется по Ггагклв А. ЗсЬаейег, ТНе Со<1 \УНо 1« ТНеге (По^пегз Огоуе, 111.: ЫегУагзНу, 1973), 18.

Слова «подвизаться» и «подвиг» в 1 Тим. 6:12 происходят от одного | корня, а§бп, от которого происходит и слово «агония». Слова с этим кор- ? нем употреблялись, когда шла речь о военных сражениях и спортивных состязаниях, в том числе борьбе и боксе. Слово предполагает собран­ность, усилие и дисциплину, которые требуются для победы. Во времена Павла борьба была куда серьезнее, чем в наши дни. В Греции и Риме боксеры надевали не мягкие перчатки, которые используются теперь, а перчатки, проложенные свинцом и железом. Проигравшему состязание вырывали глаза. Таким образом, Павел не шутит, когда использует этот образ для описания служения проповедника. Как и глаголы в 1 Тим. 6:11, а^отготсч — это форма императива настоящего времени, обознача­ющая длительный характер схватки. Слово «добрый» (по-гречески | Шо5) — может быть переведено как «прекрасный» или «благородный». | Павел говорит Тимофею (и нам), что быть человеком Божьим — благород- | ное занятие.

Человек Божий вынужден быть воином. Он делает это не потому, что хочет драться с людьми и создавать себе врагов, но потому, что должен сражаться за истину. Очень трудно жить во времена, когда борьба за ис­тину воспринимается как нечто связанное с раздорами и отсутствием любви. Слишком многие в современной церкви стремятся к богослов­ским компромиссам, чтобы избежать конфликтов, забывая о призыве Иуды «подвизаться за веру» (Иуд. 3).

Как и в Иуд. 3, в греческом тексте 1 Тим. 6:12 слово «вера» сопровож­дается определенным артиклем. Павел хочет сказать: «Подвизайся доб­рым подвигом нашей веры» — то есть сражайся за содержание Слова Бо­жьего, совокупность христианского учения. Это величайшее в мире дело, и мы должны сражаться за него бескомпромиссно.

Вовторойчасти 1 Тим. 6:12 Павел ободряет Тимофея, готовя его к бит­ве: «Держись вечной жизни, к которой ты и призван, и исповедал доброеЯ исповедание перед многими свидетелями». Что имеет в виду Павел? Он не призывает Тимофея спастись, потому что он уже спасен. Фактически он говорит: держись за вечную жизнь. Живи жизнью, гарантирующей жизнь вечную. «О горнем помышляйте, а не о земном» (Кол. 3:2), потому что «наше... жительство — на небесах» (Флп. 3:20). Как говорит старый гимн, человек Божий должен жить, «имея в виду вечные ценности». Ес­ли он не поступает так, то не станет ничем жертвовать в своей жизни. Че­ловек Божий смотрит на все с точки зрения вечности; он служит не для того, чтобы заработать что-то в этой жизни. Джим Эллиот, служитель и мученик, благовествовавший индейцам Аука, писал: «Это неглупый че­ловек, который жертвует тем, что не может сохранить, ради того, что не сможет утратить».зм Жизнь и служение в свете вечности позволяет чело­веку помнить о Боге в таком важном сражении.

300 ЕЦ8аЬе1Ь Е11ю1, 8На(1ош о/" И1еА1т1еЬ.1у (5ап Ргапйвсо: Нагрег & Козд, 1979), 108.

Павел затем ободряет Тимофея, напоминая, что он «призван», ссыла­ясь на призыв Бога к спасению. В ответ на этот призыв Тимофей публично признал Иисуса своим Господом. Павел может иметь в виду крещение или рукоположение Тимофея, но, скорее всего, речь идет о посвящении Тимофея, которое произошло при его обращении.

Человек Божий выше битв за тленное и бесполезное. Он сражается за вечное — истину Бога. Только отказавшись от вещей этого мира и живя в свете вечности, он может надеяться на успех.

ЧТО СОБЛЮДАЕТ ЧЕЛОВЕК БОЖИЙ

В 1 Тим. 6:13-14 Павел подчеркивает важность преданности: «Пред Богом, все животворящим, и пред Христом Иисусом, Который засвиде­тельствовал пред Понтием Пилатом доброе исповедание, завещеваю тебе соблюсти заповедь чисто и неукоризненно, даже до явления Господа на­шего Иисуса Христа».

Основной акцент этого призыва Павла — слово «заповедь» в стихе 14. Некоторые считают, что имеется в виду Благая Весть, другие — содержа­ние письма, третьи — весь Новый Завет. Я считаю, что лучше всего пони­мать это слово в самом широком смысле, т. е. все Слово Божье, данное в результате откровения. Человек Божий должен питаться Словом и хра­нить его чистоту, таким образом, он становится первым и основным хра­нителем сокровищ истины, которую провозглашает. Он должен хранить его от ошибок или ложных истолкований. Павел предупреждает Тимо­фея о необходимости беречь его и обращаться с ним осторожно (1 Тим. 4:6-7; 6:2-4; 6:20; 2 Тим. 1:13; 2:15), а также работать усердно, пропове­дуя и уча ему (1 Тим. 5:17 и 2 Тим .4:2). Павел велит Тимофею держаться Слова и блюсти его. Как это сделать? Не только проповедуя Слово, но и живя в им. Как мы уже замечали ранее, нет ничего более трагичного, чем пастор, который сам подрывает свое учение своим неподобающим поведе­нием. Бог запрещает нам пятнать Слово своей жизнью.

Чтобы у Тимофея было больше причин для преданности, Павел напо­минает ему, что он служит перед Богом Отцом и Иисусом Христом (1 Тим. 6:13). Отец — «животворящий», или, другими словами, воскре­шающий из мертвых. Для человека Божьего это важная причина. Даже если преданность заставит его пожертвовать жизнью. Бог, Который вос­крешает из мертвых, наблюдает за ним.

Отец наблюдает за Своими людьми, но, кроме этого, у них есть пример Господа Иисуса, «Который засвидетельствовал пред Понтием Пилатом доброе исповедание». Христос твердо придерживался Своего исповеда­ния даже перед лицом смерти. Он — превосходный пример того, кто ос­тался преданным Слову, несмотря ни на что. Иисус свидетельствовал Пи­лату истину о том. Кем Он был, хоть это и стоило Ему жизни. Человек Бо­жий тоже должен так поступать.

ГРОМАДНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Нет большей привилегии, чем быть человеком Божьим и проповедо­вать Его Слово. Но эта привилегия сопровождается огромной ответствен­ностью. Иаков предупреждал, что учителя подвергнутся большему осуж­дению (Иак. 3:1). Во всем Писании можно найти примеры этого. Напри­мер, Моисей и Аарон не смогли войти в землю обетованную из-за непокорности. Самый яркий пример — 3 Цар. 13. В стихе 1 рассказывает­ся о безымянном человеке Божьем из Иудеи, который пришел на север, чтобы произнести пророчество перед Иеровоамом, царем Израиля. Но ко­гда другой пророк обманул его, он не послушался Бога, ел и пил в его доме (3 Цар. 13:19). Реакция Бога не заставила себя долго ждать.

Когда они еще сидели за столом, слово Господне было к пророку, воротивше­му его. И произнес он к человеку Божию, пришедшему из Иудеи, и сказал:

так говорит Господь: за то, что ты не повиновался устам Господа и не соблюл повеления, которое заповедал тебе Господь, Бог твой, но воротился, ел хлеб и пил воду в том месте, о котором Он сказал тебе: „не ешь хлеба и не пей воды", тело твое не войдет в гробницу отцов твоих (3 Цар. 13:20-22).

Вскоре после того как он выехал из города, на него напал лев и убил его(3 Цар. 13:24).

Быть человеком Божьим — огромная ответственность. Да поможет Бог каждому из нас в Своей благодати оставаться верным Ему и быть под­линным человеком Божьим, заслуживающим благословения, а не нака­зания.

6

Дух Божий и разъяснительная проповедь

Джон Мак-Артур-младший

Невозможно правильно понять объективное откровение Бога в Писании без просветительной работы Духа Святого. Просве­щение неравно ни откровению, ни вдохновению. Оно не сообща­ет нам никакой новой божественной истины, но скорее помога­ет понять истину Бога, наиболее полно и окончательно рас­крытую в Писании. Без просвещения Духа невозможно ясно понять учение Писания, которое необходимо для действенной проповеди.

Чарлз Хаддон Сперджен, благороднейший из проповедников девятна­дцатого века, предупреждал своих студентов в Пасторском колледже.

Если от Слова Божьего мы ждем божественного результата, то присутствие Святого Духа необходимо. Как Бог шел перед сынами Израиля, когда они пе­реходили через Красное море; как вел Он их через пустыню в огненном стол­пе, так мощное присутствие Господа должно ощущаться в Его Слове, чтобы оно было благословением.301

Предупреждение Сперджена сегодня актуально так же, как и в те вре­мена. Действенная проповедь — не манипуляция, не игра на чувствах

' С. Н. Зригееоп, АпА11-Ноипс1 ШпМгу (герпп1, РазаДепа, Техаз: РИепт, 1973), 339.

слушателей. Это не пустые «сказочки для христиан». Это не сказительст-во, не социологический комментарий о текущих событиях, не популяр­ная лекция о психологии, ориентированная на то, чтобы всем было хоро­шо. Проповедь действенна, когда просвещенный Духом человек Божий ясно и убедительно излагает Божье, вдохновенное Духом, откровение Писания собранию, тоже просвещенному Духом.              1

ПРОСВЕЩЕНИЕ302

Просвещение — это работа Духа Святого, Который открывает духов­ное зрение человека для понимания смысла Слова Божьего. Оно относит­ся и к проповеднику, и к его аудитории. Цель Бога и предыдущее истори­ческое откровение Писания не может быть правильно понято без настоя­щей, личной и субъективной работы Святого Духа. «Просвещение», которое касается только верующих,303 — это просто длительное воздейст­вие Духа, которое способствует ясному пониманию учения и его примене­нию в жизни. Непокорные верующие могут понять духовные истины Пи­сания не больше, чем неверующие. Именно поэтому Петр утверждает, что те, кто хочет расти в Духе, могут добиться этого, только предвари­тельно «отложив всякую злобу и всякое коварство, и лицемерие, и за­висть, и всякое злословие» (1 Пет. 2:1-2). Иаков пишет: «Посему, отло­жив всякую нечистоту и остаток злобы, в кротости примите насаждаемое слово, могущее спасти ваши души» (Иак. 1:21).

Хотя в Библии нет термина «просвещение», тем не менее, она много рассказывает о нем. Псалом 118 по сути своей отражает преданность ве­рующего авторитету Слова и пронизан мольбами о просвещении. Вот примеры таких просьб: «Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего» (Пс. 118:18); «Укажи мне, Господи, путь уставов Твоих, и я буду дер­жаться его до конца. Вразуми меня, и буду соблюдать закон Твой и хра­нить его всем сердцем» (Пс. 118:33-34).304

В Лк. 24:45 ученики поняли значение Ветхого Завета только после то­го, как Иисус «отверз им ум к уразумению Писаний». И современным ве­рующим Дух Христа дает понимание.

ВЕф. 1:17-18 Павел молится, «чтобы Бог Господа нашего Иисуса Хри­ста, Отец славы, дал вам Духа премудрости и откровения к познанию Его, и просветил очи сердца вашего, дабы вы познали, в чем состоит надежда призвания Его, и какое богатство славного наследия Его для святых».

Он понимал необходимость просвещения, чтобы христиане преуспе­вали в святости, и часто молился о том, чтобы оно было им дано (напри-

Наиболее общепризнанный классический очерк о просвещении написан Джоном Оуэном в: ТОШат Н. СооМ, ей., ТНе '\УогЬз о{ЗоНп Ошеп, \о\Л (гергцИ, ЕатЬигеп: Ваппег о{ Тги1Ь, 1967), 121-73. Первоначальное просвещение, которое происходит при обращении, мы обсудим позже. 304 См. также Пс. 118:12,26-27,66,68, 73, 125, 135, 144, 169 и 171.

Щ

мер, Флп. 1:9-11 и Кол. 1:9-11). Дух Святой отвечает на такие молитвы, как апостол Иоанн объясняет в 1 Ин. 2:20, 27: «Впрочем, вы имеете пома-„ние от Святого и знаете всё... помазание, которое вы получили от Него, др пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то, чему оно нау­чило вас, в том пребывайте».

ЧЕМ ПРОСВЕЩЕНИЕ ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ОТКРОВЕНИЯ И ВДОХНОВЕНИЯ

Легче всего определить просвещение, сравнивая его с двумя родствен­ными богословскими терминами: откровением и вдохновением.

«Откровение» — это акт, посредством которого Бог открывает нам ис­тину, которая не может быть познана иначе. Иногда богословы называют это «особым откровением». «Природное откровение» — это откровение о существовании и силе Бога, которое получено через природу и опыт чело­века (Рим. 1:20), оно не конкретно и недостаточно полно, чтобы дать ис­купление, поэтому Бог дает нам ясное, бесспорное «особое откровение» в Писании. Этот акт — свободный дар любви и благодати, в котором Бог от­крывает человеку полноту Своей истины. Это откровение дается через Духа Святого. В 1 Кор. 2:10 Павел утверждает, что «Бог открыл [это] Ду­хом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божий». Только Дух Свя­той способен открыть Божью истину, ибо только Он проницает «глуби­ны» Божьи. Так как Он Сам — Бог, Он всезнающ и прекрасно знает, что думает Бог (Рим. 8:26).

Если бы Бог Всемогущий не захотел открыть истину о Себе, мы бы не могли узнать ее достаточно, чтобы получить спасение. Так как мы живем в мире природы, замкнутые в ловушке времени и пространства, мы не мо­жем прорваться в мир сверхъестественного. Единственное, что мы знаем об этом царстве, — это то, что Бог дает нам. Без откровения мы ничего не узнали бы о Его плане искупления или замыслах, касающихся наших жизней.

«Вдохновение» — это средство, с помощью которого особое открове­ние Бога передается человеку. Это процесс, посредством которого «изре­кали его святые Божий человеки» (2 Пет. 1:21). Это средство, с помощью которого Божье откровение было занесено в Писание.

Вдохновение выражено в слове. Сами слова Писания вдохновенны, а не только мысли или представления его авторов. В 1 Кор. 2:12-13 Павел пишет:

Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога, что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святого, соображая духовное с духовным.

«Мы» в этом отрывке обозначает не всех христиан, но только вдохно­венных ораторов и писателей. Павел и другие авторы Писания получали божественное откровение. Они были орудиями Бога, которые Он исполь­зовал, чтобы передать Свое откровение людям. В следующем стихе Павел добавляет описание того, как Дух просвещает всех христиан, чтобы они восприняли это вдохновенное откровение.

Вдохновение множественно. Вся Библия вдохновенна, а не только некоторые ее части, рассматривающие вопросы веры и религиозные пра­ктики. Павел торжественно заявляет во 2 Тим. 3:16, что «все Писание бо-годухновенно» (курсив автора статьи). «Богодухновенно» — это гречес­кое theopneustos , что буквально значит «принесено дыханием Бога». Писа­ние — не произведение людей, в которых Бог вдохнул духовную жизнь. Нет, оно само вдохновлено Богом. Следовательно, было бы смешно счи­тать, что в нем есть ошибки, полная богодухновенность Библии гаранти­рует ее безошибочность.

Вопреки тому что говорят многие, в наши дни не происходит ни особо­го откровения, ни вдохновения. Библия содержит окончательное и пол­ное откровение Бога для людей (см. Иуд. 3 иОтк. 22:18-19). В настоящее время Дух Святой наставляет и направляет верующего, не открывая но­вые вдохновенные истины, но проясняя уже данное Богом Слово.

Считать, что Бог должен продолжать и сегодня посылать через Духа устное или письменное откровение, значит легкомысленно относиться к откровению Духа в Писании и отрицать достаточность Слова Божьего. Фактически поступать так — значит отрицать ценность просвещения, за­меняя его ложным откровением. Не следует путать эти три служения Ду­ха. Авторы Библии получали откровение, когда Бог вдохновлял Писа­ние. Мы получаем просвещение, когда Дух оживляет слова Писания для нас. Ошибка — путать просвещение с откровением или вдохновением. Просвещение — это не получение новых откровений от Духа. Скорее это помощь Духа по применению истин полного Божьего откровения, кото­рым является Писание, в нашей духовной жизни.

Несмотря на то что просвещение всегда связано с откровением Слова, некоторые люди в истории церкви говорили о существовании просвеще­ния вне Слова. Кальвин называл таких людей «легкомысленными», ко­торые «находятся под влиянием не столько ошибки, сколько безумия».305 Такие люди не понимают, что авторы Писания, получившие откровение, относились с высочайшим уважением к частям Слова, написанным в бы­лые времена.306 Кальвин предупреждает:

Следовательно, разве не дьявольское наваждение — считать, что Писание, ведущее сынов Божьих к их конечной цели, имеет преходящее, временное значение? Снова мне хотелось бы призвать этих людей, чтобы они сказали: не

305 Institutes , 1:9, 1.

306 Ibid.

приняли ли они какого-то другого Духа, не того, которого Христос обещал ученикам... Какого Духа обещал послать наш Спаситель? Того, что будет го­ворить не от себя (Ин. 16:13), но сообщать и разъяснять истины, которые Он Сам дал через слово. Следовательно, служение Духа, обещанного нам, не со­стоит в том, чтобы давать новые и неведомые откровения, или творить новый тип учения, с помощью которого мы должны отойти от уже принятой Благой Вести, но чтобы запечатлеть в нашем сознании то самое учение, которое дает Благая Весть.307

Лютер не был хорошего мнения о тех, кто претендовал на внебиблей-ское просвещение. Он часто говорил о них как о «роящихся», подобных пчелиному рою, который летает вокруг в поисках места для приземле­ния. «Они бесцельно роятся в облаках собственных мечтаний и отказыва­ются основываться на библейской вере».308

Когда Лютер находился в ссылке в замке Вартбург, Андреас Карл-стадт, его друг и соратник по реформам в Витенберге, чуть не загубил де­ло Лютера, начав радикальные религиозные реформы, основанные на предполагаемом внутреннем наставлении Духа, но не на Писании. Толь­ко своевременное возвращение Лютера и его смелые действия спасли си­туацию.

ДРУГИЕ НЕВЕРНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПРОСВЕЩЕНИИ

Надо признать и другие неверные представления о просвещении и из­бегать их. Во-первых, просвещение не может дать нам полного знания и понимания Бога. Вт. 29:29 гласит: «Сокрытое принадлежит Господу Бо­гу нашему, а открытое — нам...». Павел, в своем великом славословии в Рим. 11:33, восклицает: «О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!». Бог дал нам истинное, но не исчерпывающее откровение о Себе. Например, про­свещение не дает гарантии, что все кажущиеся парадоксы Писания будут разрешены. Человек в своей ограниченности не может ответить на все во­просы.

Во-вторых, просвещение не устраняет потребности в людях-на­ставниках. Некоторые неправильно понимают слова 1 Ин. 2:27. Их не­правильное понимание искажает суть текста и противоречит Еф. 4:11-13, где сказано, что Бог использует учение одаренных людей, чтобы вести церковь к зрелости. Дух Святой использует руководителей церкви, чтобы помочь ей понять богатства Писания. Иоанн говорит в 1 Ин. 2:27, что Дух Святой, находящийся в верующем, позволяет ему отличить исти­ну от ереси, чтобы его не обманули ложные учителя.

аоТтг,

Ibid.

"'"J. Theodore Mueller, «The Holy Spirit and the Scriptures., Revelation and the Bible, ed. by Carl F. H. Henry (Grand Rapids: Baker, 1959), 278.

В-третьих, просвещение не распространяется за пределы Слова Божьего. Оно не гарантирует того, что христианин будет обладать боль­шей прозорливостью в бизнесе или юриспруденции, чем неверующий.! Это не значит, что христианин может закончить школу, не занимаясь,! потому что Дух Святой наставит его в биологии и истории. Действие про-' свещения ограничено Словом Божьим.

В-четвертых, просвещение не заменяет тщательного изучения Биб­лии. «Просвещение Духа не заменяет молитвенных собраний, усердного изучения еврейского и греческого и использования словарей, коммента-1 риев и прочих материалов для исследования».309 С одной стороны, Павел | ободрял Тимофея, говоря: «даст тебе Господь разумение во всем» (2 Тим, | 2:7). Но затем он призывает Тимофея: «Старайся представить себя Богу | достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово ис­тины» (2 Тим. 2:15).

Это следует в особенности учесть проповедникам. «Толкователь Биб-;

лии не может ждать, когда его осенит озарение. Он должен учиться, чи­тать и сражаться за получение божественного просвещения. Недостаточ­но открыть рот и ждать, что Бог исполнит вас Духом в 11 утра в воскресе­нье».310 Павел говорил, что старейшины, которые трудились усердно, проповедуя и уча, вдвойне достойны уважения (1 Тим. 5:17). Слишком много проповедников поднимается на кафедру, не подготовившись как следует для изложения Слова. Им следует стыдиться этого.311

То же самое столкновение человеческого и божественного, отличаю­щее вдохновение, свойственно и просвещению. Просвещение Духа Свя­того не исключало усилий со стороны авторов. Лука, например, несмотря на божественное откровение, писал Евангелие «по тщательном исследо­вании всего сначала» (Лк. 1:3). Если даже при вдохновении необходимы старания человека, то гораздо больше они нужны при просвещении.

Наконец, просвещение не гарантирует единства доктрины. Люди часто спрашивают, почему просвещенные Духом люди воспринимают доктрину настолько по-разному. Есть три ответа на этот вопрос. Во-пер­вых, некоторые фрагменты слишком сложны для толкования, а для при­нятия догматического вывода, с которым согласились бы все, не хватает данных.

Помимо сложности текста, другой причиной разногласий является стремление использовать текст в свете богословских гипотез, вместо того чтобы позволить ему говорить за себя. Многие позволяют доктринальной и экклезиастической традиции управлять экзегетикой. Но это богосло­вие должно быть основано на экзегетике, а не наоборот.

Bernard Ramm, Questions About the Spirit (Waco, Texas: Word, 1977), 85.

'"Wilber Т. Dayton, «A Response to The Role of the Holy Spirit in the Hermeneutic Process», in Summit II:

Hermeneutic Papers (Oakland: International Council on Biblical Inerrancy, 1982), A8-9.

3" В этом признается Н. Beecher Hicks, Jr„ in Richard Alien Bodey, Inside the Sermon (Grand Rapids: Baker, 1990), 111.

Третья причина различий в учении — это недостаток вдумчивой рабо­ты над исследованием Библии. Чем тщательнее и доскональнее люди изу­чают Библию, тем меньше им хочется спорить с другими вдумчивыми и старательными исследователями. Если разногласия и остаются, сущест­вует большая вероятность того, что они могут быть устранены, если спо­рящие тщательно изучат проблему.

НЕОБХОДИМОСТЬ ПРОСВЕЩЕНИЯ

Часто просвещение считают второстепенным по сравнению с открове­нием и вдохновением, однако оно не менее важно. Без откровения и вдох­новения у нас не было бы Библии. Без просвещения мы не смогли бы пра­вильно понять ее. Немного пользы от особого откровения Бога, которое невозможно понять. Поэтому просвещение — это кульминация процесса откровения.

Необходимость в откровении начинается в момент изначального спа­сения. Неверующие не могут подобающим образом понять Писание, по­тому что Благая Весть сокрыта от них, они ослеплены сатаной (2 Кор. 4:3-4). Эту завесу можно приподнять сверхъестественным образом (2 Кор. 3:16). Так как неверующие мертвы перед Богом (Еф. 2:1), Дух дол­жен поделиться с ними пониманием спасительной духовной истины.

Говоря об этой необходимости, Були пишет:

Существует различие между точкой зрения христианина и неверующего, чело­века, который был пробужден Духом Божьим, — и того, кто этого не испытал. Эта разница во взгляде имеет непосредственное отношение к вопросу ясности Писания. Духовный человек, рожденный свыше, имеет основу для понимания, которого лишен душевный человек. При равных интеллектуальных способно­стях и возможностях, у духовного человека есть ключ к пониманию, тот же, у кого его нет, не может открыть для себя значение Библии.312

О важности просвещения говорится в учении лидеров Реформации о sola scriptura . Лютер писал в «Узах воли»:

Никто, не обладающий Духом Божьим, не может видеть сути Писаний. Серд­ца людей темны, и, хотя они и могут обсуждать Писание и цитировать его, они не понимают и не знают его по-настоящему... Нужен Дух, чтобы понять Писание и каждую его часть.313

Кальвин тоже говорил о необходимости просвещения для правильно­го понимания Писания.

'Paul Wooley. «The Relevancy of Scripture», in The Infallible Word, ed. by N. B. Stonehouse and Paul

Wooley (Phillipsburg, N. J.: Presbyterian and Reformed, 1978), 201-2. 'John Dillenberger, ed., Martin Luther: Selections From His Writings (Garden City, N. Y.: Anchor, 1961),

174-75.

Свидетельство Духа выше разума. Один лишь Бог может правильно свиде­тельствовать о Своих собственных словах; поэтому слова эти не будут полно­стью восприняты сердцами людей, пока не будут скреплены внутренним сви­детельством Духа... Ибо, хотя Писание в своем величии может внушить бла­гоговение, оно начинает действительно трогать нас только тогда, когда Дух Святой запечатлевает его в нашем сердце.3"

Важный фрагмент, говорящий о необходимости просвещения, — 1 Кор. 2:6-11. В этом отрывке апостол Павел объясняет, почему оно так важно.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-30; Просмотров: 246; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.079 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь