Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


В СУРАТЕ В КОНЦЕ XVII ВЕКА



Город Сурат на западном побережье Индостана был местом первой английской фактории и административным центром её деятельности в Индии.

Остров Бомбей был передан Карлом II Ост-Индской компании в 1668 году. С этого момента там, на собственной территории, компания начала создавать анклав, живший по своим законам. Там отрабатывались приёмы будущей колониальной политики. Период последней трети XVII – рубежа XVIII века был для компании противоречивым: с одной стороны, она получила много привилегий от Стюартов, став «государством в государстве», с другой – обрела много сильных противников в Англии и Европе. Её дела в Индии порождали много проблем, связанных с её торговыми и политическими амбициями и стремлением индийских государств сохранить свои позиции в региональной торговле. Очень часто действительность воспринималась неадекватно с обеих сторон. Могольские чиновники упорно не замечали разницы между служащими компании и контрабандистами из разных стран Европы. Англичане же не всегда считались с местными традициями, хотя и заискивали перед Великим Моголом ради своих интересов. Накопившиеся конфликты вылились в войну 1686-1690 годов, которая закончилась «вничью»: англичанам Аурангзеб разрешил остаться, дав земли в Бенгалии на правах заминдари и заставив уплатить большой штраф.

Все эти обстоятельства влияли на повседневную жизнь маленьких английских колоний. С другой стороны, образ жизни англичан формировал их имидж в глазах коренного населения и могольских властей. Вопрос в том, мог ли образ жизни англичан способствовать нарастанию конфликта?

Исчерпывающая картина быта и деятельности англичан в Сурате (и частично в Бомбее) представлена в описании священника фактории Джона Овингтона, побывавшего в Сурате и Бомбее в 1689-1693 годах[178]. Его книга «Путешествие в Сурат» была подарена руководству Ост-Индской компании и носит отпечаток некоторой ангажированности. Но Овингтон как священник уделял особое внимание поведению и моральному облику своих соотечественников. Картина получается следующая.

Расходы компании на содержание служащих на Востоке составляли около 100 тыс.ф.ст. в год, что позволяло им вполне приличную жизнь и даже возможность роскоши для высшего руководства[179].

Жилище в Сурате арендовалось у государства. Это был удобный дом, рассчитанный примерно на 40 человек; для президента отводились особые апартаменты. Недорогая аренда допускала в ограниченных размерах (60 ф.ст.) дополнительное благоустройство дома. Там появились погреба, водоём и даже турецкая баня[180].

Иерархия и жалованье служащих. Президент получал 300 ф.ст. в год (в Англии для приличной жизни вполне хватало 20 ф.ст.), имел доходы с кораблей (очевидно, своих) и c товаров, разрешённых для свободной частной торговли. Он имел два голоса в Совете. Кроме него, в состав Совета входили: бухгалтер (120 ф.ст.), хранитель складов (120 ф.ст.), морской казначей. Ниже стояли: секретарь, факторы (15-40 ф.ст.), писаря (7 ф.ст.), ученики (5 ф.ст.). Повышение по службе производилось через 3-5 лет; внеочередное было большой редкостью. Священник (100 ф.ст.) считался третьим лицом в фактории, хотя и не был членом Совета. В Англии жалованье генерального бухгалтера было выше – 250 ф.ст., а хранителя складов – ниже (80-100 ф.ст.), так как последних было несколько[181]. Высшие служащие в Индии «компенсировали» разницу за счёт частной торговли.

У всех служащих были привилегии – бесплатный стол и жильё, а также свобода частной торговли (чего не было у голландцев), которая приносила прибыль от 50% до 100% на вложенный капитал. Высшие служащие могли содержать прислугу и экипажи, а священник имел дополнительные доходы от исполнения служб для частных лиц (даже венчания и крестин – хотя такое бывало редко, чаще похороны). Овингтон скупо упоминал некие «дополнительные заработки» членов Совета и секретаря, под которыми явно подразумевал взятки. Но это он не считал аморальным[182].

Режим: без разрешения президента было запрещено покидать факторию – видимо, из соображений безопасности. Для контроля имелся привратник-мусульманин, которого раз в неделю отпускали домой из уважения к его традиции[183].

Питание. Для его ритуала было характерно соблюдение принципа общности (стол был общим для всех) и иерархичности (рассаживались по чинам). Мытьё рук до и после еды признавалось как необходимость, что свидетельствует о начале адаптации к иному климату. Пищу готовили 2-3 повара из англичан, португальцев и индийцев. Присутствие поваров-европейцев было необходимо для приготовления мясных блюд (основной пищи), чего по религиозным причинам не могли делать индусы. Употребление дорогостоящих вин и пива было повседневным явлением, что негативно сказывалось на здоровье англичан. Вместе с тем, англичане начинали осваивать местную кухню: упоминаются плов, кебаб и острые приправы как средство профилактики болезней[184].

Общественная жизнь и развлечения. По воскресеньям устраивались торжественные приёмы с банкетом. В этом – следование европейской традиции. Адаптация к местным условиям проявлялась в подражании восточной роскоши для повышения своего престижа в глазах местного населения. Банкет устраивался за городом, в саду с фонтаном, куда англичане приезжали в экипажах и в сопровождении слуг, а президента и его жену (присутствие женщин в фактории – редкость из-за климата) доставляли туда в паланкинах, а следом вели лошадей как особую ценность. Обед проходил в восточном стиле на расстеленных коврах. Упоминается и ежедневный полдневный отдых как необходимость в жарком климате[185].

Медицинское обслуживание осуществлялось индийским врачом, что было признаком доверия его знаниям, и английским хирургом, получавшим 40 ф.ст. Последний мог иметь частную практику и вести свою торговлю. Все лекарства оплачивались компанией[186].

Духовная жизнь и деятельность священника состояла не только в проведении обычных церковных служб, но и в обучении молодёжи катехизису, а также посещении ближних факторий, в том числе и голландких, где жили те же протестанты. Интересно описание церкви: скромная, без изображения живых существ – из страха перед возмущением мусульман(!). Скромность храма с лихвой окупалась роскошью английского кладбища с богатыми, даже фривольными надгробиями: например, у голландского капитана оно было с пивными кружками[187]. Это говорит о высокой смертности европейцев как следствии слабой адаптации к местным условиям.

Овингтон свидетельствовал об испорченности нравов англичан, которых невозможно было поставить под контроль закона. Главными пороками он считал распространение богохульства, пьянства, невоздержанности, злобы, блуда. За это полагалось наказание – вплоть до высылки в Англию. Но, видимо, оно применялось редко и не имело воздействия, так как было много возможностей торговать вне компании. Даже специальный молебен о благополучии компании не возымел действия[188].

Отношения с индийцами. Всё это происходило на глазах у индийцев, с которыми были деловые отношения. У торговцев касты банья англичане занимали деньги под 25%, но возвращали только после прихода корабля – что создавало поводы для мошенничества. Индийские брокеры работали всего за 3%, да ещё делали праздничные подарки англичанам соответственно иерархии[189]. Вряд ли это можно считать эксплуатацией, скорее – распространённым на Востоке угодничеством в отношениях низших и высших. По сведениям англичанина Фрэйера, брокеры работали официально за 2% со сделки и тайно вымогали больше. Но это было выгоднее, так как индийские чиновники за то же брали 5%[190]. Индийские слуги (пеоны) использовались не только в доме, но и для переправки денег, причём за грошовое жалованье. Овингтон отмечал их честность несмотря на унижение их англичанами – например, регулярный пересчёт столового серебра, высокомерие при личном общении[191]. Впрочем, так же себя вели и высокопоставленные индийцы.

Итак, влияние индийской бытовой культуры и этикета на англичан проявлялось в демонстрации богатства и высокого статуса, ритуала досуга, обеденном этикете, составе блюд.

Зависимость англичан от местного населения, забота о престиже (скромность церкви, обращение к индийскому врачу, попытки строгого контроля поведения служащих) входили в противоречие с приверженностью к дурным европейским привычкам (пьянству, богохульству), с высокомерием в отношении слуг-индийцев.

Сам образ жизни английской фактории того времени ещё не мог быть причиной конфликта. Причины коренились в конфликте интересов и невозможности компании должным образом контролировать поведение англичан.


МЕЛЬНИК И.В. (Кстовский историко-краеведческий музей)


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-30; Просмотров: 309; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.011 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь