Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Почему шииты совершают три намаза в день?



Часто приходилось слышать от некоторых братьев-суннитов, что якобы мусульмане-шииты совершают три намаза в день, а не пять, как положено совершать всем мусульманам. Конечно это не так, потому что последователи джафаритской религиозно-правовой школы совершают пять намазов, но делают это три раза в день, т.е. намаз зухр и аср, а также намаз магриб и иша совершают совместно.

В начале, здесь мы бы хотели прежде разъяснить точки зрения различных религиозно-правовых школ Ислама о данном вопросе.

1. Все религиозно-правовые школы Ислама имеют единую точку зрения на то, что в период хаджа на горе Арафат в Мекке, молитвы (намаз) Зухр и Аср, во время намаза Зухр надо совершить совместно. В Муздалифе молитвы магриб и иша можно совершать во время намаза магриб.

2. Ханафиты (одна из школ суннитов) говорят, что объединение намазов зухр и аср и чтение их в одно время, а так же намазов магриб и иша разрешается только на горе Арафат и в Муздалифе, а в другом месте такое объединение намазов является недозволенным.

3. Ханбалиты, Маликиты и Шафаиты (другие школы суннитов) считают, что объединение намазов зухр и аср или же магриб и иша в одно время разрешается во время путешествия, а так же на горе Арафат и в Муздалифе. Некоторые из учёных суннитов считают так же дозволенным, совершение этих намазов в одно время в случае опасности для жизни, природных бедствий и во время болезни.

4. Шииты убеждены в том, что каждый из пяти намазов имеет как особое для его совершения время, так и общее:

Особое время намаза зухр - начало времени зухра, тогда можно читать только намаз зухр.

Особое время для намаза аср – время наступления намаза аср и до вечернего азана.

Общее время между намазами зухр и аср - время после намаза зухр, до особого времени намаза аср.

Шииты считают, что на протяжении этого времени (после намаза зухр и до особого времени намаза аср) – это общее время между намазами зухр и аср и в это время можно совершать эти два намаза объединяя их. Однако сунниты говорят, что от начала времени зухра и до времени, когда наступает время намаза аср, в этом промежутке времени можно совершать только намаз зухр. Время наступления намаза аср и до захода солнца – время, отведённое только для совершения намаза аср.

Шииты говорят, что наступление времени намаза иша после намаза магриб.

Особое время для совершения намаза иша – время после магриба и до полуночи (по шариату).

Общее время (с точки зрения шиитов) для совершения намаза магриб и иша, начало времени после намаза магриб и до полуночи.

Шииты имеют убеждение, что в промежутке этого времени (от времени наступления магриб и до полуночи) является общим для этих двух намазов и их можно читать один за другим. Однако сунниты говорят, что с наступлением времени магриб – особое время только для совершения этого намаза и совершение намаза иша сразу после магриба не дозволено. Когда же заканчивается время намаза магриба и наступает время намаза иша, в это время совершать намаз магриб уже нельзя.

Из всего выше сказанного, мы выводим следующее, что шииты с наступлением времени намаза зухр считают дозволенным совершать намазы зухр и аср. Т.е. после совершения зухра сразу же читать аср, или же во время наступления общего времени читать сначала намаз зухр, а затем уже намаз аср. Так же с наступлением времени намаза магриб, после чтения, которого сразу же приступить читать намаз иша или же во время наступления общего времени, сначала прочитать намаз магриб и уже затем совершать намаз иша, причем до полуночи необходимо прочитать обе молитвы, в то время как сунниты считают время намаза иша с наступлением ночи и до рассвета. Мустахаб (желательно) каждый из намазов читать раздельно, однако в коллективном намазе желательно объединение намазов. Это была точка зрения шиитов, однако сунниты считают объединение намазов зухр и аср, магриб и иша дозволенным лишь в отдельных случаях.

5. Все без исключения мусульмане имеют единую точку зрения относительно того, что во время хаджа на Арафате и в Муздалифе его светлость Пророк (саас) объединял намазы, однако комментарии к этим хадисам имеются разные.

Так шииты говорят, то что Пророк (саас) объединял молитвы означает, что после наступления времени намаза зухр и его чтения, сразу можно читать намаз аср и это будет правильно, точно так же можно поступать и во время магриба и иша.

Сунниты говорят, что это означает то, что намаз зухр совершается в конце времени зухр и в начале времени намаза аср. Также и намаз магриб совершается в конце времени намаза магриб и в начале времени намаза иша.

После такого подробного рассмотрения различных точек зрения на этот вопрос, мы бы хотели рассмотреть некоторые хадисы о намазе из суннитских книг.

Ахмад ибн Ханбал, основоположник школы ханбалитов, в своём «Муснад»-е от Джабира ибн Зейда приводит следующее: «Джабир говорит: “Слышал от ибн Аббаса: “Мы вместе с дорогим Пророком (саас) восемь ракатов намаза зухр и аср, а также же семь ракатов намаза магриб и иша читали вместе”. Сказал Абу Шагсе: “Я думаю, что его светлость (саас) намаз зухр отсрочил, а намаз аср читал раньше времени, и поступил так же при совершении намазов магриб и иша”. Абу Шагса ответил: “Я тоже так думаю”» (Муснад Ахмад Ханбал, т.1, стр.221).

Из этого хадиса ясно видно, что его светлость Посланник Аллаха (саас), читал намазы объединяя.

Ахмад ибн Ханбал от Абдаллы ибн Шакиха приводит следующее: «Ибн Аббас после молитвы аср говорил нам речь до времени, когда солнце зашло и появились звезды, и людей призвали к молитве. В это время человек из племени Бани Хашим стал повторять: «молитва, молитва, молитва». Ибн Аббас разозлился и сказал: «Ты хочешь учить меня Сунне Пророка (ДБАР)? Я свидетель того, что Посланник Аллаха (саас) объединял намазы зухр и аср, магриб и иша». Абдулла говорит: «Я засомневался в его словах и обратился с этим вопросом к Абу Хурейре. Он то же подтвердил слова Ибн Аббаса» (Муснад Ахмад ибн Ханбал, т.1,стр.251).

В этом предании двое из сподвижников Пророка (саас) - Абдулла ибн Аббас и Абу Хурейра - подтвердили данную истину, что его светлость Пророк Ислама (саас) совершал намазы зухр и аср, магриб и иша, объединяя их.

Малик ибн Анас основатель суннитской школы «Малики», в своей книге “Муватта” пишет следующее: «Посланник Аллаха (саас) намазы зухр и аср читал вместе и намазы магриб и иша, так же читал вместе, в то время как не был в путешествии, и враги ему не угрожали» (“Муватта” Малик, книга молитва 3, стр.125, хадис 178).

Малик ибн Анас от Мутазе ибн Джабаля приводит следующее: «Посланник Аллаха (саас) намазы зухр и аср, а также магриб и иша читал вместе» (“Муватта”, стр.135, хадис 176; Муслим «Сахих», часть 2, стр.152).

Малик ибн Анас от Нафе и Абдаллы Умара приводит следующее: «Когда Посланник Аллаха (саас) торопился в дорогу, намазы магриб и иша читал вместе» (“Муватта”, Малик ибн Анас, стр.125, хадис 177).

Малик ибн Анас от Абу Хурейры приводит следующее: «Поистине Посланник Аллаха (саас) объединил намазы зухр и аср, когда отправился в поход на Табук» (“Муватта”, Малик ибн Анас, стр.124, хадис 175).

И снова в книге “Муватта” Малик ибн Анас приводит следующее: «Всякий раз, когда правители во время дождя читали намазы магриб и иша вместе, Абдулла ибн Умар, так же читал намазы, объединив их» (Предыдущий источник, стр. 125, хадис 179).

Малик ибн Анас приводит от Али ибн Хусейна: «Всякий раз, когда его светлость Посланник Аллаха (саас) хотел отправиться в путь, намазы зухр и аср читал вместе, а когда ночью хотел идти в путь, то объединял намазы магриб и иша» (Предыдущий источник, стр. 125, хадис 181).

Заркани от Табарани, он от Ибн Масуда: «Дорогой Посланник Аллаха (саас) намазы зухр и аср читал, объединяя их, затем намазы магриб и иша тоже объединял. У Него спросили причину и Он ответил: “Чтобы моя умма не испытывала затруднений”»(Шарх Заркани “Муватта” Малика, стр. 294).

Муслим ибн Хаджадж от Абу Забара, он от Саида ибн Джабира, он от Ибн Аббаса приводит, что когда Пророк (саас) находился в Медине и в то время, когда не было угрозы со стороны врагов и он не отправлялся в путешествие, то читал намазы зухр и аср вместе. После Ибн Аббас спросил у его светлости (саас) причину и Он сказал: “Чтобы моя умма не испытывала трудностей”» («Сахих» Муслима, часть 2, стр.151, Предыдущий источник).

Абу Абдулла Бухари в своем “Сахих” в разделе “продление намаза зухр до аср” пишет, что является ясным доказательством того, что намаз зухр можно читать во время аср, и читать их вместе: «Пророк (саас) семь ракатов намазов магриб и иша, и восемь ракатов намазов зухр и аср читал вместе» (“Сахих” Бухари, раздел 1, стр. 110).

Из этого хадиса ясно видно, что можно не только отложить намаз зухр до времени намаза аср, но и во время Аср читать Зухр и Аср вместе, а также, следуя пути Пророка (саас) можно намаз Магриб также читать во время наступления времени Иша, т.е. Магриб и Иша читать вместе.

Из всего выше сказанного мы можем вывести следующее:

1. Объединение намазов предотвращает трудности. Большое количество хадисов являются для нас ясным доказательством того, что объединение намазов разрешается. И если бы объединение намазов зухр и аср, а также магриб и иша было недозволенным, то мусульмане испытывали бы определенные трудности. Поэтому Пророк (саас) для устранения этих трудностей, дозволил нам объединение намазов, о чем свидетельствуют достоверные хадисы, упомянутые выше.

2. Все мусульмане имеют общую точку зрения относительно объединения намазов на Арафате и в Муздалифе. С другой стороны, существующие хадисы подтверждают тот факт, что объединение намазов является дозволенным, кроме Арафата и Муздалифы, и разницы между днями на Арафате и Муздалифе не существует. Следовательно, подобно тому, как на горе Арафат и долине Муздалифе можно объединять намазы (что признают все мусульмане), так и в другие дни объединение намазов считается дозволенным.

3. Ученые исламоведы мазхаба Ханбали, Малики и Шафии объединение двух молитв во время путешествия считают дозволенным. С другой стороны, существующие достоверные хадисы из суннитских источников об объединении намазов вне путешествия, являются для нас доказательством того, что различия между путешествием и не путешествием в объединении намазов не существует. Дорогой Посланник Аллаха (саас) объединял намазы как в путешествии, так и не отправляясь в путешествие, что является ярким свидетельством дозволенности данного дела.

4. Достоверные хадисы и свидетельство сподвижников Пророка (саас) о разрешённости чтения двух намазов в одно время (зухр и аср, магриб и иша) признаются многими учеными суннитами, которые признали дозволенность объединения намазов и дали по этому вопросу фетвы.

5. Необходимо также отметить, что многие сподвижники Пророка (саас) также читали намазы зухр и аср, магриб и иша в одно время, объединяя их. Так Абдулла ибн Аббас намаз магриб читал с наступлением времени иша, и читал эти два намаза вместе, и те кто был недоволен этим методом, получали от него такой ответ: «Я свидетель того, что дорогой Посланник Аллаха (саас) объединял намазы зухр и аср, магриб и иша». Абу Хурейра также подтвердил его слова.

 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-31; Просмотров: 5826; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.021 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь