Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Богоматерь и Христос-царь и царица



Чертила на листке
Сибирской бересты.

О чем она просила,
Канавы на краю…
Молитва за Россию:
За родину — твою —

Мою… От мхов сибирских
По кипарисы Крыма:
За каждого злобивца —
И все-таки любимца…

Тому, кто на Горе —
Молитва на коре…

Стояла та береза —
России на краю,
— За тын, за плен, за слезы —
За все благодарю.












Смирение, кротость царицы.

А если мало — плену,
А если много — тыну…
Сам назови мне цену…
А если скажешь: сына

Под кончиком пера
Коробится кора…

Стояла та Россия —
Обрыва на краю.
И если скажешь — Сына… —
За всё благодарю,








Царица, подобно Богоматери, готова отдать единственного сына в жертву.

=====

Горит, горит береста…
Летит, летит молитва…
Осталась та береста
В веках — верней гранита.

1929-1936




Очень личная поэма. Сгусток эмоций. Они в ней заменяют мысли поэта. Очень «по-Цветаевски».

Комментарии

Впервые опубликовано — в книге Цветаева М. «Стихотворения и поэмы» (Л.: Сов. писатель, 1990). Печатается по тексту первой публикации. Черновые варианты двух отдельных фрагментов, приводимые ниже, печатаются по тексту их первой публикации: Коркина Е. «Поэма о Царской Семье» — В сб.: Wiener slavistischer Almanach. Цветаева М. Статьи и тексты. Sonderband 32. Wien, 1992.

Как свидетельствует Марк Слоним, ссылаясь в своих воспоминаниях на пояснения самой Цветаевой, «мысль о поэме зародилась у нее давно, как ответ на стихотворение Маяковского «Император»». Ей в нем послышалось оправдание страшной расправы, как некоего приговора истории. Она настаивала на том, что уже неоднократно высказывала: поэт должен быть на стороне жертв, а не палачей, и если история жестока и несправедлива, он обязан пойти против нее. (Воспоминания о Марине Цветаевой. М.: Сов. писатель, 1992, с.345).

Масштабы задуманной поэмы были достаточно велики, о чем можно судить по письму Цветаевой к Р. Н. Ломоносовой от 1 февраля 1930 г.: «Сейчас пишу большую поэму о Царской Семье (конец). Написаны: Последнее Царское — Речная дорога до Тобольска — Тобольск воевод (Ермака, татар, Тобольск до Тобольска, когда еще звался Искер или: Сибирь, отсюда — страна Сибирь). Предстоит: Семья в Тобольске, дорога в Екатеринбург, Екатеринбург — дорога на Рудник Четырех братьев (та`м жгли). Громадная работа: гора. Радуюсь.

Не нужна никому. Здесь не дойдет из-за «левизны» («формы» — кавычки из-за гнусности слов), там — туда просто не дойдет, физически, как все, и больше — меньше — чем все мои книги. «Для потомства?» Нет. Для очистки совести. И еще от сознания силы: любви и, если хотите, — дара. Из любящих только я смогу. Поэтому и должна» (Минувшее. Исторический альманах. 8. Paris: Atheneum, 1989, с. 220).

Текст поэмы и ее черновики не сохранились. Они погибли в одном из зарубежных архивов во время войны. (О единственной уцелевшей из всей поэмы главе «Сибирь» см. комментарии к поэме «Сибирь».) Случайно сохранившиеся черновые варианты некоторых фрагментов и перечень эпизодов поэмы были обнаружены в одной из рабочих тетрадей Цветаевой Е. Б. Коркиной. О ее попытках реконструировать замысел утраченной поэмы см. указанный выше источник.

От Ходынского Поля красного // До веселого и красивого // Алексея Кровоточивого. — Ходынское Поле — трагическое место в Москве, где 14 мая 1896 г. во время народного гулянья в честь коронации Николая II в результате давки погибли тысячи людей. Алексей

Кровоточивый — наследник престола Алексей (1904—1918) страдал гемофилией (несвертываемостью крови).

Аня — Анна Александровна Вырубова (1884— после 1929) — фрейлина, приближенная к императорской семье. С 1920 г. в эмиграции.

Для Матери здешней тружусь Абалакской. — Речь идет о чудотворной иконе Божией Матери, получившей название от Абалакского монастыря Тобольской губернии. Составляла святыню обители. Написана в 1637 г. Празднование ее совершалось 20 июля и 27 ноября.

Сестре Серафиме — сестра Феодора. — Возможно, Цветаева пишет о двух святых мученицах. Серафима была обезглавлена в царствование Адрианна (II в.) за ревностное исповедание Христа. Феодора (Теодора), опекунша своего сына, императора Михаила III (I в.), ушла в монастырь, так как не хотела мириться с развратным образом жизни сына. К святым причислена греческой церковью.

Германская принцесса — Цветаева имеет в виду жену Николая II, императрицу Александру Федоровну (настоящее имя — Алиса Гессен-Дармштадтская; 1872—1918), немку по крови.

Стихи о царице

                             

1. Всё проходит как сон в этой жизни. Валерий Малышев.
И во тьме исчезает бесследно.
Лишь любовь, точно солнце в зените,
Будет вечно гореть во вселенной…
Словно лилия в саду Эдемском, - Прошлое и начало новой жизни в России.
Ты цвела под лучами живыми.
И как в сказке волшебной принцесса,
О прекрасном Ты грезила принце.
И судьбы неизвестной путями
Пред Тобой он явился чудесно:
Русский Принц с неземными глазами,
И пленил Твоё чистое сердце.
Полюбить не могла Ты другого,
Это чудо уж не повторится.
И принцесса немецкого дома
Всероссийскою стала Царицей.
В ризах ангельских райская птица,
О птенцах Своих не позабыла.
Александра – святая Царица
Всю Россию Ты усыновила.
Пред Небесным Царём в поднебесье
Ты осталась родною и близкой.
Защити нас молитвой Своею
И любовью согрей материнской.
О безоблачном счастье мечтая,
Новой родине сердце открыла.
Только вместо небесного рая
Ты на скорбную землю спустилась.
Богоматерьна небе. А царица на Земле защитница Руси.
Жизнь не сказка. И неуловимо
Счастье лёгкое в суетном мире.
Не минули Тебя стороною
Скорби даже под Царской порфирой.
О покое навек позабыла,
Пусть о счастье мечтают другие.
Ты с державным Супругом делила – преданность мужу-царю.
Все труды и печали земные.
И под бременем невыносимым
Лишь в одном обрела утешенье:
Перед Божьим склонялась Ты Сыном,
И молилась о вечном спасенье.
И по Божьему благословенью,
Под покровом Небесной Царицы,
Ты детей пятерых в утешенье
Подарила Царю и России.
В этом её служение России.
И на камне спасительной веры
Ты очаг созидала небесный.
Благочестия светлым примером
Стало Ваше святое Семейство.
Но подули безумные ветры,
Забурлили кровавые реки,
И дыхание мрачное смерти
Ваше счастье разбило навеки.
И сжимая теснее объятья,
Подошли Вы к земному порогу,
А когда наступил час распятья,
Ты со всеми взошла на Голгофу…

Жертвенный подвиг царицы.
























































2.

...Вся комната Царицы в образах,
Которые безмерно почитала.
Молилась - никого не замечала -
Всем существом стояла в Небесах!


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-01; Просмотров: 94; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.016 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь