Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Возникновение, специфика, тематика, жанровое разнообразие и эволюция фольклора русских рабочих.



Особенности идейно-тематического содержания и функций рабочей поэзии всецело обусловлены особенностями возникновения и развития рабочего класса России, его общественной ролью в жизни страны.

Рабочий класс в России формируется в условиях феодально-крепостнических отношений (ткацкие мануфактуры 17 в., приисковые и горно-рудные фабрики). Формирующийся класс рабочих был очень пестр по своему составу: крепостные, крестьяне, прикрепляемые к купеческим фабрикам/ государственным / помещичьим предприятиям, каторжники, беглые, вольнонаемные рабочие. После крестьянской реформы 1861 г. рост капитализма в стране возрос, как и количество рабочих. В постепенно формирующемся классе создаются свои условия жизни, труда и быта, психология и мировоззрение. Однако с самого начала жизнь рабочих складывалась очень тяжело по причине невыносимых условий существования. История рабочего класса, его жизнь и труд, процесс формирования рабочей идеологии получили ярчайшее выражение в устном поэтическом творчества.

Первые рабочие «работные люди», по существу, были крестьянами. Оттуда рекрутировались рабочие не только в крепостническую эпоху, но и в пореформенное время. Все это обусловило широкое бытование в рабочем классе крестьянского фольклора. Большая часть произведений крестьянского фольклора осталась неизменной даже в новой среде, однако существовали и примеры, когда они приспособлялись и переделывались под новые условия существования. Существовали так называемые варианты крестьянского фольклора на рабочий лад: в них отражались особенности быта, условия жизни и мировоззрение рабочих.

Среди рабочих также бытовали некоторые произведения солдатского, казацкого и мещанского фольклора. Нередко они получали полное переосмысление.

Однако наиболее полно условия жизни и мировоззрение рабочих отразились не в изменении старых, а в создании новых произведений.

Не все жанры традиционного фольклора в новой жанровой системе оказались продуктивными (заговоры, волшебные сказки, былины).

Однако широкое распространение получил такой новый прозаический жанр, как сказ (опирается на реальные события, даже если история вымышлена она подается как реально существовавшая). По композиционной форме он представляет собой рассказ-воспоминание об относительно недавнем времени. В них широко освещалась история возникновения промышленного производства, быта и труда рабочих. Многие сказы отличались острым социальным содержанием («Челобитная»).

В среде рабочих появляются новые пословицы и поговорки. В них обобщен социальный и трудовой опыт рабочего («Каков мастер, такова и работа»).

Особенно широкое развитие получили песенные жанры фольклора. По началу они создаются в традиционном складе (тонический размер, нет рифмы, композиц. приемы и стил. средства).

..Уж что же вы, кусточки, да все призаломаны?

У молодцев фабричных глаза все выплаканы.

Однако подавляющее число песен создаются в новом стиле. Эти песни хотя и используют традиционные приемы сложения стиха, но испытывают сильное влияние книжной поэзии (книжные слова, силлабо-тонический размер, смежная рифма).

Скажем, горные работы,

Они всем дают заботы…

Возникает своеобразный тип песни-картины. Главная черта – описательность с изображением отношения к изображаемому (На Донской земле привольной: шахтерская). Ей в противопоставление возникает песня-рассказ: бытовая, социально-историческая (Рассказать что ли от скуки).

Наряду с песнями лиро-эпического характера создавались и чисто лирические песни. Главная задача этих песен состояла не в описании жизненных явлений, а отношения к ним, определенных мыслей и чувств. Поэтому они делились не по характеру содержания, а по своему пафосу, выражаемым эмоциям: элегии (печальные размышления рабочих об их жизни), сатиры (выражение гнева, осмеяние угнетателей и врагов рабочего класса) и гимны (призыв к освобождению, свержению царизма).

Особый жанр лирики составляли частушки. В отличие от крестьянских частушек, рабочие частушки в большей степени опирались на книжный стиль.

В рабочей среде также возникали плачи и загадки. Однако они ничем принципиально не отличались от традиционного фольклора, поэтому не получили должного распространения.

Рабочий фольклор был значительно теснее, чем крестьянский, был более связан с жизнью народа и исторически ценен. Существовали три этапа эволюции рабочего фольклора:

Эпоха крепостничества (сказы, песни).

Эпоха капитализма (сказы, пословицы, поговорки).

Эпоха песен литературного происхождения и революционных песен.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-11; Просмотров: 499; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.009 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь