Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Детский фольклор. Его жанровый состав. Особенности произведения детского фольклора. Судьба жанров.



Фольклор имеет возрастную дифференциацию. Сказки, былины, исторические песни – старшее поколение; хороводы, песни лирического характера и частушки – молодежные жанры. Но также существует и детский фольклор.

Детский фольклор – это произведения созданные и исполняемые детьми. Он отличается от фольклора взрослых не только по своему содержанию, но также по художественной форме.

Вместе с этим следует отметить, что в детский фольклор проникают и произведения взрослых. На определенной стадии некоторые традиционные жанры угасают, исчезают в фольклоре взрослых и переходят к детям. Видоизменяясь, эти произведения приобретают признаки детского фольклора и становятся органической частью детского фольклорного репертуара.

Детский фольклор создается как в жанрах взрослого фольклора (припевки, приговорки, прибаутки), так и в жанрах, разработанных самими детьми (жеребьевки, считалки, дразнилки). Жанровая система детского фольклора – явление довольно подвижное. В процессе исторического развития одни жанры уходят из детского фольклора, другие, наоборот, приходят в него.

В зависимости от условий бытования детский фольклор делится на игровой и внеигровой.

В связи с особенностями и характером времяпрепровождения ведущее положение в устном народном поэтическом творчестве детей занимает игровой фольклор. Игра имеет исключительное значение в жизни детей. Они необходимы. Поэтому дети всегда придумывали очень много разнообразных игр. В них мы видим подражание трудовой деятельности взрослых (Репка).

Наиболее распространенные жанры, в которых создаются произведения детского игрового фольклора, являются:

· Жеребьевые приговорки – короткие рифмованные стишки (2-4 строки), которыми начинаются игры (Прятки, салки).

· Считалки – рифмованные стишки, которые несколько больше в объеме, чем жеребьевки. С помощью считалки пересчитываются участники игры, определяются их роли и очередность участия в игре. Их отличительной особенностью является использование «заумного языка» (числительные: раз – ази, два – двази).

· Также существуют игровые песенки. Они разделяются на: голосянки (условия игры), молчанки (после шумных игр для отдыха), песенки сказочного содержания (Кукареку, петушок! Золотой гребешок) и небылицы (Таракан дрова рубил, комар по воду ходил).

Внеигровые жанры детского фольклора также нередко носят жанр забавы, развлечения, однако используются детьми в быту, а не в игре. Это остроты, поддевки (- Скажи топор? - Топор. - Твой батька вор), дразнилки (Петька-петух, на завалинке протух) и скороговорки, которых не существует во взрослом фольклоре.

Например, когда дети видят летящих галок, они кричат: «Галки, вороны, где ваши хоромы? На дубу, на сосне, у матери-кресне».

Друг друга дети забавляли прибаутками – небольшими рассказами в стихотворной форме

Дон, дон, дон!

Загорелся козий дом,

Коза выскочила,

Глаза вытаращила…

Особую разновидность прибауток составляют перевертыши – песенки, в которых отношения связи между предметами и явлениями оказываются перевернутыми. В них проявляются способности детей к выдумке.

Лыко мужиком подпоясано,

Ехала деревня середь мужика…

Заимствованный у взрослых фольклор.

Потешки – дети слушают их с самого младенчества и приучаются с их помощью играть ручками и ножками (Ладушки).

Докучные сказочки – о животных (Кот и лиса). Отдельные ситуации и сказочные персонажи изымаются из сказок и входят в игровой репертуар детей.

Загадки – загадывались детям для развития, перенимались ими и упрощались.

Также существовали детские варианты колядок (Я маленький хлопчик, улез на диванчик, повернулся на бочок, пожалуйте пятачок), щедривок и масленичных песенок.

Произведения детского, как и взрослого фольклора, создаются на основе живого разговорного языка. В них можно отметить особенности поэтики соответствующих жанров взрослого фольклора. Н., в композиции детских сказках о животных (как и взрослых) широко используется диалог.

Язык детского фольклора отличается большим своеобразием. В нем ярко проявляется любовь детей к словотворчеству (волк - серко, мышь – норышка). Часто употребляются парные созвучные слова (Федя-медя, аты-баты).

В детском фольклоре большое значение придается звучанию слова. Нередко слово употребляется не из соображения смысла, а из звучания.

Произведения устного творчества детей расширяют наши представления о русском фольклоре, свидетельствуют о его большом жанровом разнообразии.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-11; Просмотров: 1502; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.017 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь