Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ВОСПРИЯТИЕ НЕЙТРАЛЬНЫХ ЦВЕТОВ



ганцфельд (см. гл. 3. с. 170). У наблюдателя возникает впечатление заполняющего трехмерное пространство рассеянного тумана. Никакие предметы не воспринимаются, и независимо от интенсивности света такое поле никогда не выглядит серым*. Скорее, оно выглядит или тусклым, или ярким. И полностью затемненная комната, которая может рассматриваться как частный случай ганцфельда, точно так же воспринимается как темная, а не как черная. Темнота — это ощущение, связанное с отсутствием света, а это последнее не верно для черноты. Чтобы увидеть черный цвет, нужно создать строго определенные условия контрастирования яркостей.

Эти примеры означают, что если стимульные условия ведут к восприятию поверхности, то она может видеться как затененная или серая. Но когда условия стимуляции не позволяют видеть поверхность, как в случае неба, ганцфельда или темной комнаты, то никакие оттенки серого восприниматься не будут, но возникнет ощущение определенной светлоты. Психолог Давид Кац в свое время описал различные виды воспринимаемого цвета, такие, как цвет поверхности, светящийся цвет, прозрачный цвет и т. п.1. Он отметил, что участок, рассматриваемый через маленькое отверстие, часто уже не воспринимается как плотная затененная поверхность, а больше похож на отделившееся от поверхности пятно света определенной светлоты (или тона), он предложил называть это термином цвет пленки (иногда называл апертурным цветом).

В отличие от светящегося цвета или от цвета пленки белый лист бумаги выглядит белым, а черный кусок угля — черным, и в сущности они остаются такими независимо от интенсивности падающего на объект света. Конечно, белая бумага на ярком солнечном свете выглядит в общем иначе, чем в закрытом помещении; при солнечном свете она кажется светлее, но не более. То же самое молено сказать и об угле. На солнце он выглядит светлее, но по своему цвету он не белее. Поэтому в дальнейшем мы будем пользоваться термином константность белизны, или нейтральная константность, предпочитая его традиционной светлотной константности * *.

* В дальнейшем вместо громоздкого выражения бело-серо-черный континуум будет использоваться слово серый.

** Разница между белизной цвета и его светлотой здесь сознательно преувеличена, поскольку важно, чтобы осознавалось различие меяоду этими видами воспринимаемого света. В общем, как видно из приведенных примеров, различие достаточно очевидно и в обыденной жизни. Тем не менее существуют пограничные ситуации, где такое различение сделать труднее, и тогда наблюдатели могут разойтись во мнениях. Примером может служить сплошь облачное небо, на котором видны и отдельные облака. Точно так же некоторые наблюдатели могут считать правильным описание полностью затемненной комнаты как черной.


201

Две теории нейтрального цвета и нейтральной константности

Классическое объяснение константности нейтрального цвета (вопреки изменению освещения) — это то, что зрительная система при оценке исходящего от объекта света учитывает и уровень освещения. Процесс такого типа предполагал еще Гельмгольц2. Таким образом, хотя белый предмет в тусклом освещении и отражает немного света, при этом воспринимается и слабое освещение. Следовательно, низкая интенсивность ретинального изображения может еще быть «домыслена» как исходящая от объекта, имеющего высокий коэффициент отражения. И наоборот, ретинальное изображение высокой интенсивности черного предмета, освещенного сильным светом, оценивается не как результат высокого коэффициента отражения, или белизны, предмета, а как низкий коэффициент отражения объекта, поглощающего сильный свет.

Впервые эта теория была подвергнута критике Герингом3. Чтобы его критика стала понятной, представим себе комнату с единственным видимым в ней объектом — листом картона. Луч света от скрытого проектора освещает только этот картон. В результате на сетчатке фокусируется определенной интенсивности изображение картона. Весь вопрос в том, как наблюдатель мог бы узнать силу освещения картона, чтобы принять ее в расчет, если вся информация, которую он получает в данном случае, — это только изображение данной интенсивности. То же самое изображение может быть получено и от черной поверхности, освещенной сильным светом, и от белой поверхности, освещенной слабым светом, и при множестве других комбинаций освещения поверхностей с разными коэффициентами отражения. (В этом примере константность не сохраняется, и картон воспринимается белым или светло-серым независимо от его действительного цвета.)

Конечно, данная ситуация, когда видна только одна поверхность, достаточно искусственна. Однако аргументы Геринга сохраняют свою силу и в более типичной ситуации, где одновременно видно множество объектов. Если даже доказано, что мы в состоянии оценить, сколько света падает на предмет 1 (и тем самым вывести его коэффициент отражения), с помощью информации, полученной от предметов 2 и 3, то все равно остается проблема, как такая информация может быть задана однозначно. До тех пор пока мы не знаем коэффициентов отражения предметов 2 и 3, мы не можем знать, сильно или слабо они освещены, а коэффициенты отражения нельзя узнать, пока не известна интенсивность освещения. Конечно, существуют и другие «признаки» силы освещения, такие, как непосредственный взгляд на источник света, тени, пылинки, рассе-


202

ВОСПРИЯТИЕ НЕЙТРАЛЬНЫХ ЦВЕТОВ

янные в воздухе, и т. п., но очень сомнительно, чтобы все это могло служить действительно полезным и важным указателем освещения. В любом случае от этих признаков можно избавиться в условиях эксперимента, а константность, тем не менее, сохранится, в то же время в других экспериментальных условиях они сохраняются, а константность нет.

Несколько иной тип теории, восходящей к Герингу, хотя и с определенными существенными различиями, был недавно предложен Гансом Валлахом. При таком подходе специфика восприятия нейтрального цвета определяется отношением или взаимодействием световых интенсивностей соседних участков4. Другими словами, Баллах предположил, что нейтральные цвета определяются не абсолютной интенсивностью света, попадающего на сетчатку от одного участка зрительного поля, а отношением интенсивности освещения этого участка к соседнему участку*. Когда меняется освещение, как, например, в случае, если солнце закрывается облаками, то соседние участки видимого окружения изменяются одинаково. Точно так же когда в темноте выключается свет, то предметы на стене, как и сама стена, подвергаются одному и тому нее уменьшению в освещении. Следовательно, как видно из рис. 11-2, отношение интенсивностей света белой поверхности и серой стены, окружающей поверхность, останется неизменным: в данном примере оно остается равным 2 к 1.

Если отношение яркостей действительно служит основой восприятия изменений нейтрального цвета, то можно создать

* Предложенная Валлахом идея того, что воспринимаемый нейтральный цвет зависит от отношения световых интенсивностей, отличается от теории Геринга и других авторов, в которой цвет является функцией контраста. Теория типа теории контраста, предполагающая участие нейрофизиологических процессов возбуждения и торможения, недавно была выдвинута Дзкеймсон и Харвичем5. Они считают, что гипотеза отношения слишком проста, поскольку даже к обыденной жизни восприятие нейтральных цветов при изменении освещения не остается полностью константным, а кроме того, некоторые лабораторные эксперименты показывают, что при изменении абсолютной яркости, хотя отношение яркостей остается неизменным, воспринимаемая светлота изменяется.

Теории этого типа объединяет вера в то, что когнитивные операции, такие, как учитывание освещения, не необходимы для объяснения константности и что здесь, скорее всего, достаточно сенсорных механизмов. Кроме того, обе теории принимают положение, что воспринимаемый цвет одного участка зрительного поля, в сущности, определяется светом, поступающим от соседнего участка. Если к этому еще прибавить положение, с которым соглашаются обе теории, что все дело в относительной яркости, то они оказываются достаточно схожими, чтобы рассматривать их совместно как подход, резко отличающийся от классической теории. В этой же главе классическая теория сравнивается главным образом с теорией отношения, а не с теорией контраста. Для более детального ознакомления с различиями между формулировками двух последних теорий читатель отсылается к с. 234 этой главы.


203

условия субъективного ощущения специфических цветов при фактическом отсутствии поверхностей с необходимыми коэффициентами отражений. В одном из экспериментов Баллах использовал два идентичных диапроектора, один из которых проецировал на белый экран только световой диск, а другой — круглое кольцо, которое вплотную окружало этот диск. Комната полностью затемнялась. Интенсивность света, падающего на экран, регулировалась независимо в обоих проекторах с помощью нейтрального фильтра, помещенного перед каждым проектором. При необходимости изменить интенсивность проецируемого света в большую или меньшую сторону соответственно менялась плотность фильтра.

Рис. 11-2

Если интенсивность света для диска сохранять постоянной, а менять интенсивность света кольца, то восприятие диска будет меняться от белого до черного. Если, например, интенсивность кольца составляет половину или чуть меньше половины интенсивности диска, то диск выглядит белым. Когда же интенсивность кольца становится чуть больше интенсивности диска, то диск кажется светло-серым. Диск кажется все серее и серее по мере возрастания интенсивности кольца, и когда интенсивность кольца в 27 раз больше, чем интенсивность диска, последний выглядит совершенно черным. Поскольку экран, на который проецируются кольцо и диск, воспринимается белым (точнее говоря, он имеет коэффициент отражения 80 %), то очевидно, что восприятие нейтрального цвета диска определяется не характеристиками действительного физического отражения света от экрана, а отношением световых интенсивностей. Знаменательно, что диск может казаться черным только за счет изменения интенсивности окружающего кольца, несмотря на тот факт, что в эксперименте от него всегда отражается свет, и если бы диск предъявлялся без кольца, то он имел бы определенную яркость. Этот эксперимент изображен на рис. 11-3.

Следующий эксперимент показал, что определенное отноше-

I


204

ПРИНЦИПЫ ВОСПРИЯТИЯ

ние характеризует и определенный нейтральный цвет. Здесь применялись две пары проекторов, это позволяло сразу видеть два диска, каждый окруженный своим кольцом (см. рис. 11-4).. Хотя абсолютные интенсивности одной пары (диск—кольцо) были значительно больше, чем у другой пары, два диска воспринимались наблюдателем как одинаково серые, когда отношение интенсивности кольца к диску у обеих пар было одинаковым. В эксперименте Валлаха интенсивность кольца и диска одной пары сохранялась постоянной, кольцо второй пары имело интенсивность намного выше, чем кольцо первой пары, а перед наблюдателем ставилась задача изменять интенсивность диска второй пары до тех пор, пока его видимый цвет не станет тем же самым, что и у первого диска.

Рис. 11-3

Комната для экспериментов должна быть полностью затемнена, и обе пары кольцо—диск должны быть отделены друг от друга. Если не принять этих предосторожностей, то на уравнивание могут влиять другие отношения, и результат может изме-


205

ниться. Например, кольцо одной пары может повлиять на воспринимаемый цвет диска второй пары. Если не затемнить комнату, то светлые участки экрана или стены, окружающие каждую пару, могут повлиять на результат, и поскольку яркость стены для обеих пар одна и та же, то это, вероятно, повлечет эффект, требующий одной и той же абсолютной яркости для обоих дисков, и только в этом случае они будут восприниматься как имеющие одинаковый нейтральный цвет. Это объясняет, почему два диска на рис. 11-4 не кажутся одинаковыми, хотя отношение интенсивностеи диска к кольцу для обеих пар примерно одинаковое. Условия затемненной комнаты на такой иллюстрации воспроизвести невозможно*.

Из этого рассуждения следует, что отношение между срав-

Рис. 11-4

* Однако нужно заметить, что даже при идеальных условиях экспериментов Валлаха наблюдаются отклонения от строго предсказываемых отношений. Если отношения диск— кольцо равны для обеих пар, то диск пары меньшей яркости кажется несколько темнее, нежели диск другой пары. Следовательно, чтобы субъективное подравнивание дисков стало возможным, яркость первого диска нужно увеличить.


206







ВОСПРИЯТИЕ ОРИЕНТАЦИИ

ниваемыми участками определяет суть дела, но оно также означает, что некоторое влияние оказывают и участки, которые прямо не сравниваются. Это можно продемонстрировать следующим образом. Если диск окружить кольцом со значительно большей световой интенсивностью, то диск будет казаться серым (рис. 11-5а). Если же диск и кольцо окружить еще одним кольцом с еще большей световой интенсивностью (рис. 11-5Ь), то такой диск будет казаться темнее, чем в первом случае.

Согласно гипотезе отношений, мы можем определить отношение, которое создаст ощущение определенного нейтрального цвета, так же как мы можем определить длину волны, порождающую ощущение определенного цвета. Такое отношение есть проксимальный стимульный детерминант, или коррелят, нейтрального цвета. Таким образом, в условиях темноты отношение 1 к 2, где вторая величина относится к диску, приводит к восприятию белого; отношение 2 к 1 является стимулом, дающим светло-серый цвет, а отношение 27 к 1 или большее создает впечатление черного цвета. Если данный вывод справедлив, то это значит, что одна поверхность в обычной жизни выглядит белой, а другая — серой не потому, что они реально белые или серые, или, более точно, не потому, что они имеют фиксированный коэффициент отражения, а, скорее, потому, что при имеющихся коэффициентах отражения они обычно будут отражать света больше или меньше, чем другие поверхности. Иными словами, белый объект будет отражать значительно больше света, чем любой другой предмет в поле зрения. Следовательно, этот предмет даст на сетчатке более интенсивное изображение, чем изображение соседнего объекта, а это означает, что именно отношение, а не коэффициент отражения определяет белую поверхность как таковую, ее воспринимаемый цвет

Рис. 11-5


207

Отсюда следует, что восприятие белизны объекта зависит от многих факторов. Например, если свет падает на данный объект и не падает на прилегающую поверхность, то объект будет выглядеть иначе, чем обычно. Эффект такого рода продемонстрировал психолог Гельб (см. рис. 11-б)6. Черная поверхность будет казаться беловатой или светло-серой, если ее осветить так, чтобы окружающие эту поверхность участки не освещались. Изменилось нормальное отношение, при котором черный предмет отражает меньше света, чем его окружение, в данном случае черный объект отражает больше света, чем его окружение.

Другим примером может служить падающая тень (см. рис. 11-7)7. Тень создается прямоугольным предметом, который располагается перед белым листом картона так, чтобы загораживать падающий на него свет, но не загораживать

Рис. 11-6

белый прямоугольник. Тень должна падать только на белый прямоугольник так, чтобы не затенять стену за прямоугольником. В этих условиях белый картон будет казаться темно-серым, поскольку он теперь по сравнению с окружением отражает меньше света, и, следовательно, отношение яркости


208



ВОСПРИЯТИЕ ОРИЕНТАЦИИ

белого прямоугольника к яркости окружения существенно изменилось. В обоих примерах решающим фактором служит изменение освещения объекта по сравнению с фоном в отличие от обычных условий, когда предмет и фон освещаются одинаково.

Эти примеры иллюстрируют факт, который типичен для восприятия вообще: знание о действительном положении вещей не влияет на то, что воспринимается. Эффект Гельба не меняется, если наблюдателя знакомят с общей обстановкой комнаты при включенном свете. Наблюдатель теперь знает, что поверхность черная, но, когда свет в комнате выключается и луч света освещает только черный предмет, он тем не менее воспринимает его как белый. Следовательно, если в классической теории считается установленным, что процесс коррекции связан с интерпретацией цветовой стимуляции, то, во всяком случае, коррекция не может основываться на том, что известно

Рис. 11-7

о ситуации. Она должна бы основываться на непосредственно данной стимульной информации.

Существуют и другие факторы, которые могут внести изменения в восприятие нейтрального цвета объекта. Сюда относится факт одновременного светлотного контраста. На рис. 11-8


209

изображены два прямоугольника, имеющие равный коэффициент отражения, но один окружен черным прямоугольником, а другой — белым. Очевидно, что эти прямоугольники не кажутся одинаковыми. Константность цвета не сохраняется, и наблюдаемое различие — это как раз то, что мы должны предсказать на основе гипотезы отношения. Молено представить себе, что разница должна бы быть значительно большей, чем та, которая воспринимается в данном случае, если бы нейтральный цвет определялся только самим отношением. В изображении а отношение равно примерно 2 к 1 (1 относится к внутреннему прямоугольнику), тогда как в изображении в отношение получается примерно 1 к 8. Поэтому внутренний прямоугольник в а должен бы выглядеть среднесерым, как он и выглядит, но прямоугольник в в должен казаться значительно ярче, чего на самом деле нет. Причина этого кажущегося нарушения принципа отношения, конечно, та, что на восприятие внутреннего прямоугольника в изображении в влияет белое поле страницы, окружающее внешний черный прямоугольник (или белая поверхность, окружающая внутренний прямоугольник в изображении а), и это создает эффект его потемнения. Если бы изображения айв были вырезаны и помещены раздельно в темной комнате и каждое из них освещалось бы равным образом так, чтобы свет не выходил за границы внешнего прямоугольника, то внутренний прямоугольник в в выглядел бы ярким и, следовательно, казался бы существенно отличным от внутреннего прямоугольника в изображении α, a не просто слегка отличающимся, как на рис. 11-8*. Таким образом, общеизвестный факт одновременного светлотного контраста (лучше назвать его одновременным контрастом белизны) может рассматриваться как пример определяемого отношением нейтрального цвета, при котором необходимо учитывать уже несколько отношений.

* Внутренний прямоугольник на рис. 11 -8а в условиях темной комнаты может и не очень сильно отличаться от того, что есть на рис. 11-8. Как для о, так и для Ъ условия наблюдения в темной комнате приводят к замене белого фона страницы, окружающего внешний прямоугольник, темным фоном. Черный прямоугольник в изображении Ъ предохраняет внутренний серый прямоугольник от затемняющего эффекта белой страницы, но все-таки не полностью. Поэтому в темной комнате не должно наблюдаться эффекта потемнения. Белый прямоугольник в изображении а только отделяет внутренний серый прямоугольник, чтобы предохранить от возможного высветляющего воздействия внешнего черного прямоугольника в изображении Ь, хотя, скорее всего, этого воздействия не существует. Следовательно, отсутствие в темной комнате светлого окружения у внешнего белого прямоугольника в а не будет иметь такого воздействия. Эксперимент показал, что увеличение размеров черной области, окружающей серый тестовый участок на каком бы то ни было белом фоне, приводит к заметному посветлению серого участка, тогда как размеры белого окружения для серого тестового участка на любом черном фоне оказывают небольшое (если вообще оказывают) воздействие на воспринимаемый серый участок8.


210

Рис. 11-8

Эффект, который, по-видимому, полностью противоположен эффекту контраста, изображен на рис. 11-9. Серые участки в изображении а кажутся светлее, чем в изображении Ь, хотя вследствие контраста можно было бы ожидать, что белые и черные полосы будут иметь противоположный эффект. Эффект этого типа, названный фон Бецольдом эффектом растекания, теперь принято называть светлотной ассимиляцией9. Похожий эффект можно наблюдать для цветовых тонов. Хотя этот феномен еще не получил удовлетворительного объяснения, возможно, что он связан с тенденцией реагировать на ахроматическое или хроматическое впечатление цвета как на единое целое, даже если наблюдатель сравнивает только отдельные участки этого целого. Поскольку белые и серые полосы создают более светлую конфигурацию, чем серые и черные полосы, то и общее впечатление от рис. 11—9 а светлее, чем от е. В одном исследовании было показано, что если расстояние между полосами взять таким, что наблюдатель сосредоточивается только на серых участках, то серые области в о будут выглядеть более темными, чем в в10. Если такое объяснение окажется верным, то эффект ассимиляции нельзя рассматривать как противоречащий гипотезе отношения в восприятии нейтральных цветов *.

Уже отмечалось, что, когда разница в отношении превышает 1 к 4, диск больше не кажется белым, он выглядит ярким. Поэтому здесь мы не говорим о восприятии нейтральных цветов как поверхностей различной затененности. Дальнейшее увели-

* Объяснение приведенных здесь эффектов ассимиляции очень похоже на теорию смешения или ошибочного сравнения для некоторых геометрических иллюзий (гл. 9, с. 135).


211

чение разницы будет просто увеличением видимой светлоты кажущегося ярким диска. Поскольку кольцо во всех упоминавшихся примерах было окружено темным полем, то оно, по определению, более интенсивно, чем внешнее окружение; отсюда следует, что кольцо будет иметь тенденцию казаться более ярким (это, конечно, верно для любого отдельного участка, окруженного более темным полем; демонстрация Гельба, когда комната полностью затемняется, как раз такого типа). Однако диск внутри кольца будет в какой-то степени противостоять этой тенденции. Поэтому кольцо будет казаться только относительно ярким, и, понятно, нельзя ожидать, что для кольца эффект отношения будет выполняться так же однозначно, как и для диска.

Эксперименты, направленные на проверку гипотезы отношения воспринимаемых нейтральных цветов, не всегда подтверждают ее, но и условия проверки не всегда подходящи. Например, в некоторых экспериментах от наблюдателя требуется сопоставить стандартный тестовый участок данной интенсивности (окруженный областью с другой интенсивностью) со сравниваемым, который предъявляется на совершенно темном фоне. При таких условиях сравниваемый участок будет выглядеть ярким: он уже не будет восприниматься как оттенок серого цвета. В то же время тестовый участок будет восприниматься как определенный серый цвет. Если теперь увеличивать яркость тестового участка и его фона, то воспринимаемый серый цвет тестового участка (в соответствии с гипотезой отношения) может оставаться неизменным, хотя видимая светлота тестового участка, несомненно, будет меняться. Поскольку сравниваемый кажущийся ярким участок никак не может быть отождествлен с серой поверхностью тестового участка, не удивительно, что испытуемые при сопоставлении его с тестовым участком будут стремиться в зависимости от его светлоты выбирать более слабые или сильные интенсивности. Противоположная ошибка возникает в том случае, если сам тестовый участок предъявляется полностью или частично изолированным, т. е. окруженным темнотой со всех или некоторых сторон.

Другие эксперименты, методика которых не допускает подобной некорректности, оставляют впечатление, что испытуемые были не совсем четко проинструктированы о природе подравнивания, которое им предлагалось сделать. Так, им предлагается либо просто подравнять тестовый и сравниваемый участки, и указания никак не уточняются, либо подравнять тестовый и сравниваемый участки по светлоте. Для того чтобы тестирование было однозначным, испытуемых следовало бы проинструктировать, что они должны подравнивать определенные оттенки серого цвета и не обращать внимания на разницу в светлоте. Но даже при соответствующей инструкции может существовать тенденция смешивать светлоту и белизну, вслед-


212

ВОСПРИЯТИЕ НЕЙТРАЛЬНЫХ ЦВЕТОВ

ствие чего испытуемый будет склонен выбирать в более яркой паре диск, несколько менее интенсивный, чем это предсказывается гипотезой отношения (поскольку иначе он будет казаться слишком светлым), с тем чтобы подравнять его к диску в более тусклой паре.

В еще одних экспериментах (включая первое, ставшее у нее классическим, исследование, проделанное в 1894 г.) тестовый и сравниваемый участки примыкают, или, точнее, области, окружающие эти участки, смыкаются, а не разделяются, как в методике Валлаха11. В результате при изменении интенсивности тестового участка и окружающей его области, хотя отношение их интенсивностеи сохраняется, отношение тестового участка к сравниваемой области константным не остается*.

И все-таки данные некоторых экспериментов, по-видимому, указывают на то, что воспринимаемое не всегда в точности зависит от отношения, как это следует из гипотезы отношений Когда интенсивность тестового участка больше интенсивности окружающего поля (например, светло-серый диск на темно-сером или черном фоне), изменение абсолютной яркости приводит к незначительным изменениям в подравниваниях испытуемыми к тестовому участку. Особенно это справедливо для экстремальных изменений яркости, поскольку при превышении яркости тестового участка яркости окружающего фона тестовый участок может восприниматься ярким, а не имеющим какой-либо нейтральный цвет. Если это так, а это, по-видимому, так, то изменения абсолютной яркости двух участков могут влиять только на воспринимаемую светлоту. В общем случае принцип отношения не симметричен: он строго выполняется только для области малых интенсивностеи, но не для высоких интенсивностеи. Поэтому изменение абсолютной яркости в ситуации, где интенсивность тестового участка больше интенсивности фона, приведет к изменению воспринимаемого цвета. В то же время, когда интенсивность тестового участка будет меньше интенсивности фона, как, например, обычный серый на белом фоне, константность будет сохраняться. В этом случае выдерживается и принцип отношения. По данным автора и других исследователей, при этих условиях константность можно получить при изменении яркости от 1 до 0, 0001 **.

* Однако справедливости ради нужно упомянуть, что последующие исследователи, чтобы избежать прямого воздействия двух полей друг на друга, применяли другую методику, а именно одно поле предъявлялось одному глазу, а другое поле — другому. По-видимому, такая интерокулярная методика позволяет избежать влияния одного поля на другое.

* * Среди наиболее часто упоминаемых тестов гипотезы отношений (или, как многие ее называют, теории контраста), не считая тестов Гесса и Претори, известны также тесты Хайнемана12 и Джеймсон и Харвича13. Обзор работ этого направления см. у Фримана14.


213

Лабораторные эксперименты по константности нейтрального цвета

Стандартный лабораторный эксперимент по константности нейтрального цвета разработан несколько десятилетий назад Кацем и изображен на рис. 11-Ю15. Два образца серого цвета закрепляются на белом фоне. Белый фон разделяется перегородкой так, чтобы свет от лампы, помещенной с одного боку от перегородки, освещал фон по обе стороны от перегородки неоднородно. Одна сторона фона оказывается в тени перегородки. Образец на одной стороне фона (правая сторона на рис. 11-10) принимается за стандартный. Наблюдатель должен на другой стороне фона, ближней к лампе, подобрать образец серого цвета, воспринимаемый таким же, как и стандартный. (Для этого эксперимента необходимы стандартные образцы всех оттенков серого. Для каждого образца определяется коэффициент отражения.)

Другой способ проведения эксперимента основан на использовании цветового круга. Белый и черный картонные диски вдеваются друг в друга так, как показано на рис. 11-11. Когда такая пара дисков приводится с помощью электродвигателя во вращение, наблюдатель видит серый цвет, его интенсивность зависит от количественного отношения белого и черного. Один из таких дисков с заданным серым цветом' выбирается в качестве стандартного, а другой, в котором соотношение белого и черного секторов может меняться, используется в, качестве сравниваемого. Цветовые круги позволяют устранить восприятие неровностей или текстуры поверхности, так называемую микроструктуру.

Если расположение на рис. 11-10 оказалось бы таким, что оба образца отражали одинаковый по абсолютной интенсивности свет, то с левой стороны, чтобы компенсировать большее количество света, падающего от лампы, подбирался бы образец с небольшим коэффициентом отражения. С другой стороны, если бы имелась полная константность цвета, наблюдатель выбирал бы серый, коэффициент отражения которого равен стандартному. Обычно наблюдатели выбирают образец, серый цвет которого несколько темнее стандартного, но ненамного. Таким образом, как правило, в экспериментах данного типа проявляется сильная тенденция к константности. Подобный результат — хорошая иллюстрация того, что обычно происходит в реальной жизни.

Отличие обычного подравнивания от подравнивания, которое было бы основано на равенстве ретинальных изображений


214


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-09; Просмотров: 137; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.042 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь