Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Столица царства соединенных провинций



 

Столица империи инков — город Куско — расположен в живописной долине в самом центре Анд. В период расцвета империи город был разделен сначала на 2 сектора — Верхний и Нижний, а позже разбит на 4 района. Испанский летописец Педро де Леон оставил свои впечатления о столице империи: «Ни один город империи не имел такой превосходной планировки, как Куско — столица и место пребывания владыки. Улицы были длинными, правда, узкими, дома возведены из чистого камня, превосходной кладки. Примечательностью были огромные и очень старательно подобранные камни. Роскошный и праздничный стоял храм Солнца. Его украшали золото и серебро, доставленные из всех частей империи».

Здесь были сконцентрированы основные ритуальные и административные постройки инкского государства: дворцы верховных инков, главные храмы империи, такие как Кориканча — храм Солнца. Но подавляющее большинство зданий в первые десятилетия после захвата города конкистадорами были разобраны. Тщательно обработанные строительные блоки инкских построек пошли на возведение зданий победителей-испанцев. Большая часть центра колониального Куско возведена из строительного материала инков. Но незначительная часть древних построек дожила до наших дней — и строительный гений древних мастеров вызывает изумление.

Основным строительным материалом у инков был камень, обработанный исключительно каменным долотом. Сотни тысяч крупных блоков из андезита или порфира вручную волоком доставляли за много километров на стройки, где обычно работали несколько десятков тысяч человек. В империи строили одноэтажные или двухэтажные дома и лишь в исключительных случаях возводили трехэтажные здания. Крыши покрывали соломой, реже деревом. На кровлю дворцов шли золотые и серебряные пластинки или же золотая проволока. Окна и входы у всех построек имели трапециевидную форму так же, как и внутренние ниши, используемые как шкафы.

В самом центре Куско расположен дворец Инки Рока, шестого правителя страны. Остатки этих циклопических стен больше напоминают не дворец, а неприступную крепость. Они сложены из гигантских андезитовых блоков весом в несколько тонн каждый. Андезит — вулканическая горная порода, по твердости близкая к гранитам и базальтам, она чрезвычайно трудна в обработке. Но перуанские строители обращались с ней, как художник с глиной. Стены дворца, как и многие другие монументальные постройки, сложены в технике так называемой полигональной кладки: использовались обработанные блоки разных размеров и форм, углы некоторых блоков имели фигурные вырезы, соответствующие вырезам соседних блоков. Обычно у монолитов было 2 или 3 таких угла, но у некоторых — до 10 и даже 12! За счет этого приема достигалось максимальное сцепление между блоками, что имело жизненно важное значение для такого сейсмоопасного района, как Куско. Но каким образом укладывались монолиты весом в несколько тонн (а порой и более 10 т) так, чтобы точно вырезанные углы и пазы входили друг в друга, как фрагменты пазла? Ни археологи, ни современные строители не могут пока дать ответ на этот вопрос. При этом древние зодчие не использовали никакого раствора, то есть укладывали блоки насухо.

Согласно преданиям, затеял такое масштабное строительство легендарный правитель инков по имени Пачакутек Юпанки, что на языке кечуа означает «изменивший мир». Имя было выбрано пророчески — во время своего правления (1438–1471) Пачакутек радикально изменил судьбу государства, а постройки из монолитных каменных блоков получили название «имперский стиль».

Ко дворцу Инки в центре города примыкали здания управления, культов и похоронных ритуалов для дворянства. Неподалеку находились строения, куда со всех концов империи свозили женщин: они ткали тонкие ткани и заодно служили для развлечений высшей знати. В центре еще помещались своего рода гостиницы, где останавливались высокопоставленные приезжие из провинции, здесь же находилась тюрьма для знатных заключенных.

 

В империи инков действовала надежная и очень быстрая для своего времени передача сообщений с помощью гонцов-часков, расставленных на определенном расстоянии друг от друга. Донесение в виде веревочек с узелками доставлялось, например из города Кито в столицу на расстояние 2000 км за 5 дней. Эту систему профессиональных государственных гонцов инки переняли в завоеванном ими государстве Мочика.

 

Но Куско был не только резиденцией правительства и власти, из которой божественный владыка со своим окружением управлял страной. Город стал символом империи Тауантинсуйу, и к нему, преодолевая крутизну подъема, вели 4 грандиозные дороги. Вот как пишет один из летописцев: «Представители отдельных народов и провинций жили в кварталах города, которые были закреплены за ними таким образом, что город представлял всю страну, ее отдельные части». По современным расчетам, в центре Куско жили около 20 тыс. человек, на периферии столицы — 50 тыс. жителей, а в окраинных районах, в долине, где дома были из соломы, обитали 80 тыс. человек.

Высоко над городом высились стены крепости Саксахуаман. Они были поставлены зигзагом и больше напоминали имперский символ, чем оборонительное сооружение. По сути, это был склад — хранилище продовольствия, оружия и тканей. Другой летописец удивляется: «Был дом, в котором хранились 100 000 засушенных птиц, поскольку из их многоцветного оперения изготовлялись парадные одежды. Трудно себе представить, что они хранили так много различных вещей». Здесь напрашиваются некоторые параллели с Древним Египтом. Ведь «фараон» в переводе означает «большой дом»; дом, где хранились запасы продовольствия и всего того, что нужно государству. Верховному Инке, как и фараону, принадлежали все подданные, все земли и то, что на них производилось.

 

Город гигантских камней

 

В 40 км к северо-западу от Куско находится Ольянтайтамбо — еще один чрезвычайно примечательный памятник индейской архитектуры. Город расположен в верховьях реки Урубамбы в начале так называемой Священной долины инков, которая вела к Мачу-Пикчу. До настоящего времени памятник сохранился очень хорошо. Современный поселок построен на фундаментах инкских домов и сохранил доиспанскую планировку улиц. Но не это является главной достопримечательностью Ольянтайтамбо. Рядом с поселением на высоком скальном выступе ближайшей горы расположен храмовый комплекс. Он поднимается над долиной на высоту около 60 м. На вершину ведет единственная узкая каменная лестница, сбоку от которой раскинулся каскад из 17 земледельческих террас.

На вершине скалы покоятся остатки циклопического сооружения, которое без всяких на то оснований называют храмом Солнца. Это здание разрушено, хорошо сохранилась только передняя стена, сложенная из 6 огромных монолитов розового порфира. Монолиты имеют высоту до 4 м. Весь каждого из них достигает 20–25 т. Причем эти блоки не просто состыкованы друг с другом, между блоками втиснуты выполненные из того же материала узкие, шириной в 25 см, вставки.

Считается, что храмовый комплекс Ольянтайтамбо инки начали строить перед самым нашествием испанцев, но завоевание помешало закончить строительство. Свидетельство тому — несколько десятков гранитных блоков весом по 10 т и более, разбросанных на вершине холма, у его подножия и на дороге, ведущей к каменоломням. Эти монолиты называют «уставшими камнями». Гранитные каменоломни, где вырубались блоки, расположены на другой стороне долины, на расстоянии в 4 км, если считать по прямой. Каменоломни лежат на крутом, примерно в 40°, склоне горы на высоте около 900 м над долиной. Возникает ряд закономерных вопросов: как индейцы могли спустить по такому склону многотонные блоки, затем переправить их через бурную горную реку Урубамбу (ширина ее здесь — около 50 м), протащить несколько километров по долине и поднять по такому же крутому склону на 60 м? Принято считать, что индейцы для подобных работ использовали деревянные катки и канаты. Но здравый смысл заставляет усомниться в возможности применения этой технологии в гористо-каменистой местности.

В Ольянтайтамбо «уставшие камни» лежат не только на дороге, ведущей к каменоломням, но и вокруг развалин храма Солнца, и внизу, на территории поселка, в прямо противоположном от каменоломен направлении. И это свидетельствует о том, что они не были брошены по пути, а вероятно, являются результатом разрушения древнего храмового комплекса. Скорее всего, инки, пришедшие сюда последними, не были в состоянии даже сдвинуть монолиты весом в 15–20 т и поэтому оставили их там, где они лежали.

 

Город в облаках

 

Его называют «городом среди облаков» или «потерянным городом инков». Буквально Мачу-Пикчу с языка индейцев-кечуа переводится как Старая Вершина. Но как на самом деле его назвали жители, неизвестно: нынешнее название — это имя горы, на которой он расположен. Обнаружил его профессор Йельского университета Хайрем Бингхем в 1911 году. Он нашел в джунглях незаметную каменную дорогу, которая и привела его в не известный ранее город на вершине горы. Впрочем, кто-то о нем знал — здесь успели побывать искатели сокровищ, начертавшие углем свои имена на граните и оставившие от города голые стены. Впрочем, когда коренные жители по непонятной причине внезапно покинули высокогорную цитадель, они, возможно, унесли сокровища с собой.

Потерянный город инков расположен на вершине горного хребта — 2450 м над уровнем моря, над долиной реки Урубамбы на территории современного Перу. Над каменным городищем нависает Уайна-Пикчу — «Молодая гора», которую называют также «Сторожевая башня»; ее высота 2750 м, и к вершине тоже ведет тропа, вырубленная индейцами в скалах. На Уайна-Пикчу расположены 5 уровней сельскохозяйственных террас, платформа для ритуалов, обсерватория, смотрящая на вершину горы Йананти и стена, протянувшаяся до Храма Луны, на полпути к вершине. Ученые считают, что внутри нее скрыто большое помещение, от которого идут вверх и вниз подземные ходы. И действительно, у основания горы имелся вход, ведущий к пещере, но он надежно замурован.

«Нижний» город зажат между горами Уайна-Пикчу и Мачу-Пикчу. Отделенный от мира обрывами высотой около 700 м, он находится в 120 км от Куско. Соединяет их хорошая, вымощенная каменными плитами дорога сквозь джунгли и через горные перевалы. Даже в сезон дождей она в прекрасном состоянии, в чем смог убедиться Бингхем — именно по ней он шел к своему открытию.

Мачу-Пикчу даже по меркам своего времени был небольшим поселением. Здесь всего около 200 сооружений… но каких! Они демонстрируют практически весь набор строительных техник, известных во времена инков. Большинство построек сложено из грубо обработанных камней неправильной формы. Более значимые здания возведены из однотипных прямоугольных блоков из того же андезита. Полигональная кладка встречается, но редко, и она не столь изысканна, как в Куско.

В центре комплекса находятся главные ритуальные постройки: главный храм — так называемый Храм Солнца — и Храм трех окон. Их стены сложены из прямоугольных блоков весом в 100–200 кг. Но покоятся они на огромных обработанных монолитах, чей вес достигает 15–20 т. Кстати, здесь же, в центре, лежат несколько таких же монолитов, которые не уложены в кладку. На основании этого факта ученые делают вывод, что город был брошен до окончания строительства.

Храм Солнца — это полукруглая башня из тщательно отесанных гранитных блоков, которая окружает кусок естественной скалы, отесанный и превращенный в алтарь. Под этой башней расположен грот. Его называют Могилой правителя, однако, вероятнее всего, это был небольшой храм. В нем можно увидеть уникальный пример строительного гения древних перуанцев. Это небольшая промежуточная стенка высотой около 3 м, втиснутая между массивом скалы и боком входной конструкции. Она сделана из хорошо обработанных прямоугольных блоков, сложенных без раствора. Но уникальность заключается в том, что поверхность стены искривлена по трем осям, что превращает эту стенку в струящуюся между скал рукотворную волну. Другого такого шедевра каменной кладки в Перу больше нет.

За главным храмом начинаются ступени, ведущие через каменные террасы к вершине Священного холма, где лежит сакральное сокровище Мачу-Пикчу — большой многоугольный камень Интиуатана, что значит «место, где привязано солнце». Это естественный скальный выступ, тщательно обработанный для придания определенных геометрических очертаний.

В центре конструкции возвышаются остатки вертикального столба. Ученые считают, что Интиуатана играла роль солнечных часов, по которым инкские астрономы определяли смену сезонов. Как они это делали, непонятно до сих пор. Отголоски древних ритуалов позволяют предположить, что по расположению теней на гранях этого камня жрецы определяли время начала религиозного и хозяйственного циклов, предсказывали будущее. В дни летних и зимних солнцестояний камень украшали цветами и травами, окропляли священными напитками, дабы умилостивить судьбу, и устраивали пышный праздник.

Удивительно то, что в Мачу-Пикчу находится около 10 подобных скал, порой имеющих отполированные во всю длину выступа грани, выемки, ступеньки. Вероятно, такие полуобработанные скалы древние перуанцы использовали в качестве алтарей.

Впрочем, кроме планировки города и пары смутных упоминаний в летописях, мы о Мачу-Пикчу ничего толком не знаем. Чтобы возвести город в столь неудобном для строительства месте, требовалось невероятное мастерство. Как, например, возводились города из громадных монолитов в условиях высокогорья при отсутствии подъездных путей? Ученые и строители как-то провели уникальный эксперимент, попытавшись воспроизвести в этом месте элементы древней постройки, используя многотонные валуны. Доставить их за облака не удалось даже в XX веке.

 

С тех пор как в 1981 году Мачу-Пикчу был объявлен ЮНЕСКО историческим наследием человечества, сюда ежедневно приезжало по 2000 туристов, желающих прикоснуться к истории древних инков. Потом в целях сохранности памятника ЮНЕСКО потребовала сократить количество туристов до 800 в день и выступила против строительства канатной дороги к вершине. Сейчас ежедневное посещение ограничено до 400 человек. А с 1 февраля 2012 года Мачу-Пикчу исключен из списка объектов Всемирного наследия, находящихся под угрозой.

 

Наследники андских культур и по сей день считают Мачу-Пикчу символом их связи с великой цивилизацией прошлого, частью истории, которую завоеватели не смогли стереть из памяти. Сопоставив обрывки местных преданий и легенд, ученые пришли к выводу, что здесь, на крутом гребне горы, возвышающейся над рекой Урубамба, скорее всего, располагался личный дворец Пачакутека Юпанки. Его мастера соорудили канал, по которому вода из вышележащего источника поступала в город и распределялась между шестнадцатью ритуальными фонтанами. Участки горной вершины были тщательно выровнены, рабочие создали в земле основу из гравия и камней для массивных каменных построек. Проливные дожди, характерные для этой местности, потребовали создания очень прочных конструкций, способных выдержать невероятный вес построек и устоять под натиском водных потоков. Археологи, исследовавшие Мачу-Пикчу, выяснили, что около 60 % конструкций города находится под землей: массивные подпорные стены и ступенчатые террасы более 500 лет не дают дождям и оползням снести его со скального карниза.

Где армия рабочих, вооруженная лишь каменными и бронзовыми инструментами, добывала строительный материал и как поднимала его на гору, предания умалчивают. Но в этом удаленном месте, несомненно, работали лучшие зодчие и каменщики, собранные со всей страны. Немало потрудились и звездочеты. Они помогли архитекторам придать зданиям форму, которая позволяла точно определять летнее и зимнее солнцестояния, другие астрономические события.

Дома в Мачу-Пикчу строились в том же имперском стиле, что и в Куско, при этом некоторые каменные блоки достигают веса 14 т. Одновременно с возведением зданий прокладывались мощенные камнем дороги, соединившие Мачу-Пикчу с Куско, дворцами в Ольянтайтамбо и Писаке, а позже и с другими городами. На близлежащих горных склонах создавались огромные террасы, призванные снабжать резиденцию продовольствием. Вскоре труд и технологии инков превратили непроходимую горную сельву в поражающие воображение поля, где площадь посевов священной для их культуры кукурузы занимала 6 га.

Когда Пачакутек прибыл в новый город, его ждала чистейшая вода, которая по каменному акведуку поступала прямиком в его покои. Здесь же имелся единственный во всех зданиях сложенный из камня бассейн с проточной водой. Покои правителя и спальни гостей были убраны драгоценными украшениями и радужными перьями экзотических птиц. Отсюда повелитель отдавал приказы чиновникам; благодаря хорошим дорогам послания в короткий срок доставлялись гонцами. Поэтому, когда Пачакутек посещал Мачу-Пикчу, этот изолированный и удаленный город становился центром всего государства инков.

Скорее всего, в те времена о существовании Мачу-Пикчу знало лишь небольшое количество людей — помимо высшей знати и семьи правителя это были рабочие, трудившиеся на строительстве и обслуживании города. Для жителей, гостей и врагов империи инков Мачу-Пикчу был неизвестен, а знаменитые мощеные дороги были открыты только для тех, кто следовал по государственным делам. Другими словами, Мачу-Пикчу был секретным загородным дворцом человека, практически в одиночку превратившего небольшое владение в крупнейшую империю Америки. Даже после его смерти, когда тело правителя инков было забальзамировано и мумифицировано, слуги отнесли своего божественного императора в Мачу-Пикчу, чтобы Пачакутек смог в последний раз увидеть плоды своего правления, которым было суждено пережить века. Возможно, где-то здесь, в толще скал он и нашел последнее пристанище.

 

Золотая колыбель инков

 

В 160 км северо-западнее Куско и неподалеку от Мачу-Пикчу находится еще один высокогорный город инков — Чокекирао, что означает «Золотая колыбель». На высоте около 3000 м над уровнем моря на площади более 2000 га раскинулись руины поселения, которое во времена своего расцвета мало чем уступало знаменитому соседу — Мачу-Пикчу.

Сейчас освобождена от тропических зарослей только треть городских сооружений — террасы, площади, храм, колодцы и каналы. Труднодоступное место, обозначенное в испанских документах как Серебряный город, в XVII и XVIII веках привлекало главным образом кладоискателей. В 1847 году город инков в Андах посетил французский дипломат Ангран, который увлекался археологией и сделал наброски плана города. Он справедливо полагал, что это каменное поселение было одним из последних очагов борьбы инков против испанских завоевателей. Хайрем Бингхем, открывший Мачу-Пикчу, после этого предпринял раскопки и в Чокекирао.

Культура инков была исторически последней аутентичной культурой в Андах. В XIV веке инки основали в долине Куско земледельческое государство. Только в 1438 году, после победы правителя инков Пачакутека Юпанки над народом чанка, они распространили свою власть на всю территорию современного Перу. Чтобы удержать власть над такой большой территорией, Пачакутек и его преемники построили сеть городов и административных центров, в том числе Чокекирао.

Как и другие города инков, Чокекирао разделен на 2 части. Верхний город состоял из окружавших большую площадь культовых зданий, из двухэтажных складских построек и из террас с каменными нишами, предназначенными для символических изваяний. В нижнем городе тоже была большая площадь, окруженная большими красивыми домами, в которых жила знать. Неподалеку находился колодец, вокруг него стояли дома зажиточных горожан. Здесь тоже был храм, а невдалеке стояли два обширных продолговатых строения: это так называемые калланки — места ритуальных танцев и праздничных церемоний. Над нижним городом возвышался холм с плоской вершиной — вероятно, это была церемониальная площадка, на которой совершались жертвоприношения богам. Продуманно расположенная сеть каналов снабжала поселение чистой водой, которая текла по акведукам с ледника Янакоча, находящегося на высоте 2400 м над уровнем моря.

Поскольку город лежит не в долине, а в горах, рельеф местности отразился в планировке всех построек. В каждом доме была, как правило, только одна прямоугольная комната с плоским полом. Камни, из которых построены здания, обработаны таким образом, что они прочно укладывались слоями и не требовали связующего раствора. Стены подгоняли под неровности пола, а образовавшиеся щели замазывали глиной. Обработанный камень придавал поверхностям стен своеобразную рельефную фактуру. Для построек в Чокекирао, как и других городов инков, характерны двери, окна и ниши в форме трапеции. На окраине теснились жилища простого народа. Оттуда было рукой подать до лежащих ниже по склону террас, где возделывали маис, киноа — «рис инков» — и, возможно, коку. Именно дома бедняков больше всего поразили исследователей, хотя бо́льшая часть этих построек еще не освобождена от зарослей.

В 2004 году перуанско-французская экспедиция очистила от джунглей полдюжины круглых хижин. У них были высокие остроконечные соломенные крыши, нетипичные для архитектуры инков. В фундаментах домиков археологи нашли осколки керамики, более древней, чем культура инков. Значит, в XII–XIII веках там уже существовало поселение народа чанка. После разгрома чанка инки разрешили побежденным жить на своих землях, но поставили их на низшую ступень общественной иерархии.

На месте старого поселения инки построили прямоугольные здания, вероятно, мастерские ткачей. В развалинах найдены детали веретен, служивших для прядения шерсти лам и альпак.

Сельское хозяйство и ткачество составляли только одну сторону существования Чокекирао. Этот город был ритуальным центром. В 2006 году археологи открыли в руинах 27 каменных мозаик, на 23 из которых изображены ламы. Светлые пластины из сланца в каменной кладке представляют туловища животных, а глаза и губы начертаны резцом.

Следует отметить, что ламы в Андах — одна из важнейших составляющих образа жизни. Они дают мясо и шерсть, кости их тоже используют в хозяйстве. Засушенный помет собирают в качестве топлива. Долгое время они были здесь единственным вьючным животным.

Неудивительно, что о ламах до сих пор рассказывают легенды. Мать-Земля даровала людям этих животных, чтобы они помогали выжить в суровых краях. А первая альпака подарила людям источники жизни — ключи, ручейки, озера и реки.

Когда у инков умирал знатный человек, убивали ламу, чтобы душа покойного отправлялась на тот свет верхом. Местные индейцы до сих пор во время ритуальных праздников приносят лам в жертву своим богам.

Даже на звездном небе инки увидели свое священное животное. В начале XVII века испанский священник Франсиско де Авила записал, что «черное созвездие» под названием Якана (лама) считается душой всех лам. «Оно тянется посредине небосвода. Люди видят его совсем черным. Якана идет в реку, в Млечный Путь».

Сохранился миф, в котором рассказывается, что Якана движется по Млечному Пути среди ночи, когда никто не видит. Якана выпивает воду из моря. Горе людям, если Якана не станет пить, — море переполнится и зальет сушу.

Инки представляли Млечный Путь небесной рекой, в которой прячутся священные животные. В отличие от европейцев, отмечавших созвездия, инки давали названия темным пятнам, которые образуют межзвездные пылевые облака. Глазами Яканы у них считались звезды альфа и бета Центавра. Пастухи в Андах и теперь верят в «небесную ламу».

Священные ламы, очевидно, играли важную роль в Чокекирао. На верхних и средних террасах изображения лам расположены в шахматном порядке или ровными рядами, сплошными или прерывистыми. Там размещены целые стада взрослых животных. На нижних террасах изображены группы взрослых лам и телят. Размер и расположение рисунков явно имели значение. В целом эти вереницы лам напоминают орнаменты на индейских тканях, принцип построения которых специалисты не могут разгадать до сих пор.

Применение орнаментов было широко распространено в архитектуре Древнего Перу. Геометрические мозаики Чокекирао — типичный пример изобразительного языка, известного по сотканным в Андах тканям. Зигзаги и волнистые линии обозначают извилистые дороги пастухов с их стадами, водные потоки или ползущую змею. Узор в шашечку символизирует глаза предков или небесных лам. Хотя это невозможно доказать, но, скорее всего, в основе архитектурных орнаментов Чокекирао лежит тот самый миф о небесной ламе Якане, выражающий мировоззрение жителей Анд.

 

Кровавые стены Сечина

 

Когда заходит речь о древних цивилизациях Америки, обычно сразу вспоминаются ярко представленные в фильмах и книгах кровавые обряды и жертвоприношения инков и майя: жрецы, вырывающие у людей сердца, катящиеся по ступеням храмов отсеченные головы… Откуда мы знаем, что в Новом Свете до прихода европейцев совершались подобные ритуалы? Да сами же древние индейцы и оставили нам множество доказательств: пугающие рисунки на стенах древних построек с изображениями кровавых месс. Что же принуждало их к подобной жестокости? Может быть, тяжкое наследие, доставшееся им от далеких предков?..

Речные долины — одна из характерных примет пейзажа Перу. Он довольно однообразен. С одной стороны тянется сравнительно узкая — от 80 до 180 км — прибрежная полоса, полоса пустынных равнин. С другой — высится Сьерра — обширная горная страна, Перуанские Анды. С гор сбегают многочисленные маловодные, короткие речки. В Тихий океан в пределах Перу впадает около полусотни рек. Они пересекают прибрежную полосу с востока на запад. В их долинах на протяжении тысячелетий селились люди. Именно здесь и зарождались древнейшие культуры Перу.

Долгое время самым ранним поселением в Перу считалось местечко Караль, расположенное в долине Супе провинции Барранка. Впервые обнаружила его археолог Рут Шейди Солис в 1997 году. В соответствии с современным научными данными и радиоуглеродным анализом, было определено, что комплекс Караль был построен народом норте-чико примерно между 2627 и 2100 годами до н. э., в так называемый докерамический (предкерамический) период. Таким образом, комплекс Караль — ровесник древнеегипетских пирамид в долине Нила, созданных примерно тогда же, то есть 4500 лет тому назад.

Наиболее впечатляющим достижением культуры норте-чико является ее монументальная архитектура, где представляют интерес, например, холмообразные платформы и круглые площади. Комплекс Караль включает в себя несколько древних сооружений, с платформами, на которых можно разместить два футбольных стадиона или пятиэтажное здание.

Предполагается, что народу норте-чико требовалась сложная система управления, но до сих пор остаются без ответа вопросы о том, как она функционировала. Да и других данных об этих прародителях американской цивилизации почти нет: керамика полностью отсутствует, количество произведений искусства чрезвычайно мало.

В долине реки Сечин, неподалеку от современного города Касма, археолог Хулио Сесар Тельо в составе группы перуанских и немецких ученых в 1937 году обнаружил руины нескольких комплексов древних построек. Этот археологический памятник назвали Сечин, по имени протекающей неподалеку реки, и посчитали его ровесником Караля. Но каково же было удивление исследователей, когда во время раскопок под остатками круглой каменной площади (плазы) обнаружилась еще одна — более древняя, а под ней еще и еще… Всего, предположительно, в глубине были скрыты 4 или 5 подобных площадей, выстроенных одна над другой. Видимо, строители этих сооружений примерно каждые 100–300 лет возводили над старой плазой новую. А после проведения радиоуглеродных анализов современные ученые пришли к выводу, что самой ранней постройке Сечина — около 5500 лет. Выходит, Караль и египетские пирамиды как минимум на тысячелетие моложе Сечина!

Ни в одной другой части Перу не расположено поблизости друг от друга столько храмовых комплексов. Для случайных туристов, привыкших к «чудесам архитектуры», эти памятники, впрочем, ничем не примечательны. Время изменило их почти до неузнаваемости. Древние пирамиды не сумели выдержать неспешную работу природных сил. Ветер и вода оказались сильнее расчетов строителей.

Самым старым сооружением здесь считается Сечин-Бахо. Этот храмовый комплекс, который начали раскапывать в 2000 году, располагался на северной оконечности долины Касма, там, где поля, возделываемые крестьянами, постепенно переходили в пустыню. Общая площадь святилища достигает 30 га, а длинная глухая стена отгораживает его от песков пустыни.

Главное здание храма выделяется четкой осевой симметрией. Оно сооружено на платформе высотой 20 м. Установлено, что на этом месте когда-то находилось другое, еще более древнее здание, возведенное во второй половине IV тысячелетия до н. э.

Стены храма, выполненного в виде пирамиды, непривычно пусты. Здесь нет ни рельефов, ни других изображений. Помещения имеют прямоугольную форму, но углы несколько скруглены. Кое-где в стенах, покрытых белой штукатуркой, виднеются ниши. Здесь практически не осталось артефактов, какими обычно полны древние руины. Лишь в некоторых комнатах сохранились емкости с глиной, которую, видимо, жители принесли, чтобы оштукатурить осыпающиеся стены, — но ремонт так и не был сделан.

Перед главным зданием расположена «пристройка» высотой 14 м, имевшая свой отдельный вход. Впоследствии проем между зданиями был засыпан.

Непосредственно к святилищу примыкают четыре двора, расположенные вдоль его центральной оси. Все они, поднимаясь уступами, ведут к платформе. Первый, самый широкий двор огорожен сбоку 5-метровыми стенами. Рельефы на них изображают людей с простертыми руками — то ли участников какой-то процессии, то ли танцующих. В правой руке они держат некий продолговатый предмет, а в левой — что-то круглое, откуда появляется голова змеи.

Площадь двух первых дворов составляет около 2000 м2. Еще громаднее территория, прилегающая к ним, — 18 тыс. м2. Вероятно, в древности здесь устраивались народные собрания и проводились религиозные церемонии. Во втором, как и в четвертом, дворе имелись ниши высотой в человеческий рост. В них были установлены фигуры идолов или же помещались мумии.

Поначалу все дворы были открыты для посетителей. Однако со временем третий двор отделила от первых двух высокая стена. Она закрывала все происходившее там от посторонних глаз. Лишь две узкие боковые лестницы вели наверх, к третьему двору. Очевидно, только избранные имели право подняться по ним. «Возможно, изменилась сама религия, которой придерживались местные жители, или же иной стала иерархия в обществе», — полагает немецкий исследователь Петер Фукс, работающий в Перу вот уже четверть века.

Предположительно, с момента строительства первой плазы до возведения последней постройки прошло около 2000 лет. Но около 1600 года до н. э. храм Сечин-Бахо был покинут. Все его помещения опустели. Археологам достались лишь отдельные жемчужины да фрагменты глиняных фигур. Особенно любопытны осколки сосудов с круглым днищем, без горлышка, которые относятся к числу самых ранних образцов керамики, найденных в этом регионе. Они украшены стилизованным изображением рыбы.

Но что за народ жил на территории, которую тысячи лет спустя занимали встреченные испанскими завоевателями инки? Что заставило сечинцев уйти с насиженного места? Это так и осталось загадкой… «Они не покидали храм в спешном бегстве, а организованно уходили отсюда», — полагает Петер Фукс.

 

Общие размеры комплекса Сечин-Бахо составляют примерно 200 ×140 м. Как отмечает немецкий археолог Рената Пацшке, «люди, построившие это святилище, несомненно, блестяще разбирались в архитектуре». Храмовый комплекс возведен в основном из крупных камней, доставленных с окрестных гор и затем обтесанных.

 

Возможно, ответ смогут подсказать стены другого комплекса — Серро-Сечин, расположенного примерно в километре от Сечин-Бахо. В этом месте сохранились 7 построек, причем степень их сохранности не может не радовать археологов. Храм Серро-Сечин не был разрушен воинственными племенами, его не разграбили конкистадоры, не разобрали на строительные материалы крестьяне из окрестных нищих деревень. Около 1300 года до н. э. храм был засыпан лавиной и оставался погребенным, пока сюда не пришли перуанские и немецкие исследователи.

Самым ранним сооружением здесь считается плаза диаметром 14 м, на которой древние жители проводили собрания и церемонии. Впоследствии над ней выстроили прямоугольный глинобитный храм. Здание покоится на ступенчатой платформе, сооруженной в период между 2400 и 2200 годами до н. э. Центральная часть храма украшена изображениями существ, напоминающих хищных кошек. Позднее святилище расширили, и по обеим сторонам от входного портала появились цветные рельефы, изображающие 5-метровых рыб, которые раскрывают страшную пасть. Похоже, они силятся проглотить отрубленные головы людей, виднеющиеся над ними.

А еще позднее — примерно около 1900 года до н. э. — строение дополнительно окружили стеной из 400 каменных плит высотой до 4 м c выгравированными на них изображениями.

Именно эти рисунки с ужасающими подробностями рассказывают нам о строителях Сечина. Туристов поражает вид изображенных на барельефах отрубленных голов, рук и ног, вырванных глаз, костей, позвоночных столбов, бьющей фонтаном крови… А над всем этим возвышаются не то воины, не то жрецы с занесенным для удара оружием. Как считают многие исследователи, таким образом сечинцы приносили жертвы своим богам. Практически у всех жертв на рисунках отсутствуют глаза. Возможно, сечинские жрецы специально вырывали их, прежде чем четвертовать человека, чтобы тот не мог потом наблюдать из мира мертвых за своим убийцей.

Со временем и этот храм утратил былое значение и был аккуратно загорожен вплоть до уровня, на котором кончались плиты с рельефами. «Сзади в храм еще можно было войти — так что он был закрыт лишь наполовину», — комментирует Петер Фукс. Очевидно, это делалось для того, чтобы скрыть от посетителей сцены жестокого, убийственного разгула. «Но разрушать рельефы не стали — отмечает исследователь. — Может быть, они просто побоялись это делать, ведь чем, как говорится, черт не шутит».

Но есть и другая версия происхождения кровавых картинок — более мирная. Так, доктор Виктор Паредес Руис — один из исследователей древних руин — считает, что это место свидетельствует не о жестокости древних людей, а об уровне их знаний в области медицины. Сечин — вовсе не храм, в котором приносили человеческие жертвы, а всего лишь больница. Жрецы здесь не четвертовали людей, а наоборот — лечили. На стенах же остались не изображения кровавых расправ, а всего лишь учебные пособия, с помощью которых сечинцы передавали знания следующим поколениям.

Ведь если представить, что через тысячелетия наши очень далекие потомки вдруг обнаружат развалины какой-нибудь медицинской академии, то они там увидят стенды с изображениями людей без кожи и их органов, емкости с частями тела в формалине, снимки оперирующих врачей… Быть может, люди будущего, где медицина, допустим, будет строиться на совершенно иных принципах, тоже придут в ужас от того, какие кровавые ритуалы проводили жрецы в белых одеждах в неимоверно далеком XXI веке?

«На стенах мы видим не только изображения отсеченных конечностей, но и внутренних органов: пищевода, желудка, почек, тонкой кишки (причем с точным соблюдением ее изгибов), — отмечает доктор Руис. — Гравюры таза, позвоночника, крестца — все выполнено с удивительным совершенством!»

По его мнению, Сечин был школой и, несомненно, древнейшим медицинским учреждением в мире. Хирурги изучали там анатомию человеческого тела. Возможно, это объясняет отсутствие на стенах изображений богов. Ведь если бы это был храм, боги занимали бы в нем центральное место.

Доказательство того, что древние американцы обладали колоссальными познаниями в области медицины, мы встречаем у тех же инков. Они распознавали более 70 различных заболеваний, а их анатомический словарь включал в себя около 60 терминов. Известно также, что индейские жрецы умели проводить операции по трепанации черепа, извлекать из проломленных голов обломки костей и закрывать эти дыры золотыми пластинами. Из обнаруженных археологами в местах поселений инков 411 черепов 66 имеют отверстия явно медицинского происхождения. В качестве основного хирургического инструмента индейцы использовали нож туми[62], хотя имелись у них и обсидиановые ножи, иглы, скальпели, пинцеты. Быть может, инки переняли эти секреты у своих предков — сечинцев?

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-10; Просмотров: 260; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.055 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь