Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Основные теоретические положения. Типы речи:



План характеристики стиля Художественный
Цель высказывания Воздействовать на слушателей или читателей произведения. Нарисовать живую картину, изобразить предмет или события, передать читателю чувства, эмоции автора
Основные черты Высказывание обычно бывает конкретным, образным, наглядно представляемым, эмоциональным
Сфера применения   Произведения устного народного творчества Произведения художественной литературы  
Языковые средства стиля Изобразительно-выразительные средства языка, индивидуально-авторский стиль, Разнообразные синтаксические конструкции

Текст- это высказывание, связанное по смыслу и грамматически. Основные признаки текста: тематическое и композиционное единство всех его частей; наличие грамматической связи между частями (параллельная, цепная); смысловая цельность, относительная законченность.

Тема- это то, о чем говорится в тексте.

Основная мысль – это то главное, что хочет показать автор, то ради чего создается произведение.

Типы связи – цепная и параллельная.

Цепная связь- связь, при которой предложения связаны друг с другом последовательно, по цепочке ( второе- с первым, третье- со вторым…)

Параллельная связь- связь, при которой все предложения подчиняются первому. Все предложения дополняют, уточняют смысл первого.

Типы речи:

-повествование- это рассказ, сообщение о каком-то событии в его временной последовательности. Композиция: начало события (завязка)- развитие действия -кульминация- конец события (развязка).

- описание- словесное изображение какого-либо явления действительности путем перечисления его характерных признаков. Композиция: общее представление о предмете- отдельные признаки- авторская оценка, вывод.

- рассуждение-это словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли. Композиция: тезис (высказывается какая-то мысль)- доказательство (или опровержение) этой мысли, т.е. аргументы- вывод или заключение.

Художественно- выразительные средства

Троп- употребление слова в переносном, (а не в прямом, основном) значении. Примеры тропов:

Метафора – переносное значение слова, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому по сходству или контрасту. Уподобление живому лицу называется олицетворением. Уподобление предмету- овеществлением

Метонимия – вид тропа, в котором явление или предмет обозначается с помощью других слов и понятий.

Эпитет- определение, придающее выражению образность и эмоциональность, подчеркивающее один из признаков предмета или одно из впечатлений о предмете.

Сравнение – троп, основанный на сопоставлении одного предмета или явления с другим.

Ирония – отрицательная оценка предмета или явления через его осмеяние.

Гипербола- средство художественного изображения, основанное на преувеличении.

Стилистические фигуры

Анафора-повтор созвучий или одинаковых слов в начале строки или фразы.

Антитеза- противопоставление

Градация- стилистическое средство, позволяющее воссоздать события и действия, мысли и чувства в процессе, в развитии (от малого к большому и от большого к малому)

Инверсия –нарушение последовательности речи, придающее фразе новый выразительный оттенок.

Содержание отчета

Задание 1

Прочитайте отрывок из произведения И.С. Тургенева. Докажите принадлежность текста И.С.Тургенева к художественному стилю речи. Подчеркните предложение, которое передает основную мысль этого текста. Напишите, при помощи каких языковых средств автор добивается поэтичности и эмоциональности в тексте.

 

Был прекрасный июльский день, один из тех дней, которые случаются только тогда, когда погода установилась надолго. С самого раннего утра небо ясно, утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем. Солнце - не огнистое, не раскалённое, как во время знойной засухи, не тускло-багровое, как перед бурей, но светлое и приветливо - лучезарное – мирно всплывает над узкой и длинной тучкой, свежо просияет и погрузится в лиловый её туман. Верхний, тонкий край неба растянутого облачка засверкает змейками, блеск их подобен блеску кованого серебра… Но вот опять хлынули играющие лучи – величаво, словно взлетая, поднимается могучее светило. Подобно островам, разбросанным по бесконечно разлившейся реке, обтекающей их глубоко прозрачными рукавами ровной системы, они почти не трогаются с места; далее к небосклону, они сдвигаются, теснятся, синевы между ними уже не видать; но сами они так же лазурны, как небо: они все насквозь проникнуты светом и теплотой…

Задание 2

Прочитайте стихотворение А. Блока. Выпишите ключевые слова, посредством которых автор передает свои чувства. Запишите данный поэтический текст виде прозаического.

Когда я был ребёнком, – лес ночной
Внушал мне страх; до боли я боялся
Ночных равнин, болот, одетых белой мглой,
Когда мой конь усталый спотыкался.

Теперь – прошло немного лет с тех пор,
И жизнь сломила дух; я пережил довольно;
Когда опять въезжаю в темный бор
Ночной порой – мне радостно и больно.
(А.Блок)








Задание 3

1. Прочитайте описание природы из рассказа И.С. Тургенева «Касьян с Красивой Мечи».

2.  Какими изобразительно – выразительными средствами автор передает зрительные впечатления, раскрывает взаимосвязь картины природы с эмоциональным состоянием человека. Выпишите их.

3. Определите тип речи: повествование, описание, рассуждение. Подтвердите свой ответ примерами.

4. Понаблюдайте, какие части речи преобладают в отрывке. Почему?

5. На примере 1 абзаца определите тип связи предложений в тексте, покажите средства связи между предложениями в 1 абзаце

 

…Вырубленного места было всего с версту. Я, признаюсь, больше глядел на Касьяна, чем на свою собаку. Недаром его прозвали Блохой. Его черная, ничем не прикрытая головка (впрочем, его волосы могли заменить любую шапку) так и мелькала в кустах. Он ходил необыкновенно проворно и словно все подпрыгивал на ходу, беспрестанно нагибался, срывал какие –то травки, совал их за пазуху, бормотал себе что-то под нос и все поглядывал на меня и мою собаку, да таким пытливым, странным взглядом. В низких кустах, «в мелочах», и на ссечках часто держатся маленькие серые птички, которые то и дело перемещаются с деревца на деревцо и посвистывают, внезапно ныряя на лету. Касьян их передразнивал, перекликался с ними; порошок полетел, чиликая, у него из-под ног – он зачиликал ему вслед; жаворонок стал спускаться над ним, трепеща крыльями и звонко распевая, - Касьян подхватил его песенку. Со мной он все не заговаривал.

Погода была прекрасная, еще прекраснее, чем прежде; но жара все не унималась. По ясному небу едва-едва неслись высокие и редкие облака, изжелта-белые, как весенний запоздалый снег, плоские и продолговатые, как опустившиеся паруса. Их узорчатые края, пушистые и легкие, как хлопчатая бумага, медленно, но видимо, изменялись с каждым мгновением; они таяли, эти облака, и от них не падало тени. Мы долго бродили с Касьяном по ссечкам. Молодые отпрыски, еще не успевшие вытянуться выше аршина, окружали своими тонкими, гладкими стебельками почерневшие, низкие пни; круглые губчатые наросты с серыми каймами, те самые наросты, из которых вываривают трут, лепились к этим пням; земляника пускала свои розовые усики; грибы тут же тесно сидели семьями. Ноги беспрестанно путались и цеплялись в длинной траве, пресыщенной горячим солнцем; всюду рябило в глазах от резкого металлического сверкания молодых, красноватых листьев на деревцах; всюду пестрели голубые гроздья журавлиного гороху, золотые чашечки куриной слепоты, наполовину лиловые, наполовину желтые цветы Ивана- да- Марьи; кое-где, возле заброшенных дорожек, не которых следы колес обозначались полосами красной мелкой травки, возвышались кучки дров, потемневших от ветра и дождя, сложенные саженями; слабая тень падала от них косыми четырехугольниками, - другой тени не было нигде. Легкий ветерок то просыпался, то утихал: подует вдруг прямо в лицо и как будто разыграется, - все весело зашумит, закивает, задвижется кругом, грациозно закачаются гибкие концы папоротников, - обрадуешься ему… но вот он опять замер, и все опять стихло. Одни кузнечики дружно трещат, словно озлобленные, - и утомителен этот непрестанный, кислый и сухой звук. Он идет к неотступному жару полудня; он словно рожден им, словно вызван им из раскаленной земли.

Не наткнувшись ни на один выводок, дошли мы наконец до новых ссечек. Там недавно срубленные осины печально тянулись по земле, придавив собою и траву, и мелкий кустарник; на иных листья, еще зеленые, но уже мертвые, вяло свешивались с неподвижных веток; на других они уже засохли и покоробились. От свежих золотисто- белых щепок, грудами лежавших около ярко-влажных пней, веяло особенным, чрезвычайно приятным, горьким запахом. Вдали, ближе к роще, глухо стучали топоры, и по временам, торжественно и тихо, словно кланяясь и расширяя руки, спускалось кудрявое дерево…

Выводы по работе:                                 

 Какие  задания вызвали затруднения?  

 Какие задания были просты? 

 

 

Оценка

Дата проверки

Подпись преподавателя

 

Практическое занятие №5

Дата выполнения_______________________________________________________

Тема занятия: Трудные случаи написания н и нн в суффиксах

Цель занятия: закрепление навыков правописания -Н- и –НН- в суффиксах различных частей речи

Постановка задач:

- ознакомиться с теоретическим материалом;

- выполнить предложенные задания;

- выполнить контрольное тестовое задание;

- сделать выводы по работе

Перед занятием необходимо знать:

- правила правописания Н и НН в суффиксах прилагательных, причастий, наречий;

- понятия приставки, суффикса, совершенного вида глаголов;

- части речи;

- способы словообразования;

- полную и краткую форму прилагательных и причастий

После занятия необходимо уметь:

- грамотно писать Н или НН в суффиксах прилагательных, причастий, наречий;

- различать краткие прилагательные, краткие причастия, наречия, заканчивающиеся на –о, -е

 Оборудование: учебное пособие В.Ф.Греков, С.Е.Крючков, Л.А.Чешко Пособие для занятий по русскому языку в старших классах М.2000                  


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-10; Просмотров: 414; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.02 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь