Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Вопрос. Тема народных низов в лирике Некрасова.
2 ведущие темы: Жизнь русской деревни Жизнь соц низов в городе Появляется тема маленького человека, бедняка – разночинца ( стих «В дороге» - одно из первых, Белинский обратил внимание: «Вот теперь я верю, вы поэт, и поэт истинный». Манера литературного сказа (впервые, раньше такого не было) Лит сказ – повествование ведущееся от рассказчика, а не от автора. Это или представитель иной среды, или носитель уровня определенного мировоззрения. Особенна и его речь (если в народе противоречия, диалект, для героя – рассказчика – это недопустимо) « В лирике Некрасова Россия заговорила на разные голоса» В стихотворении «В дороге» - 3 героя. За время долгого пути, ямщик рассказывает свою историю, рассказа о трагической участи молодой девушки, которая была взята в дом, чтобы стать подругой по играм барской дочери. Отсюда трагедия брать воспитанниц (должна быть красивая и смышленая), училась вместе с барышней. Барышня выходит замуж, а далее о девушке – крестьянке никто не заботится. Выдают ее замуж за крестьянина. Удручает это мужа: КРЕСТЬЯНКА рассматривает портрет, читает книжки и тд, КАКОГО ХРЕНА??? Больше всего мужа беспокоит то, что также она пытается воспитывать и сына (моет, чешет, учит читать). Жена сохнет, крестьянин недоумевает. Возникает 2 плана повествования, лирический герой обрывает рассказ ямщика. 1 план - повествование ямщика 2 план – мнение возникающее у самого читателя. Стихотворение «В деревне» свидетель разговора, 2 загубленные судьбы. Охотник с рогатиной (медвежатник), 40 медведей надел, на 41 сплошал. Вместе с его смертью рушится все. Крестьянка не имеет сил, чтобы продержать хозяйство, старается прокормиться, раздавая имущество. НО восхваляет барыню, давшую несколько копеек на похороны. К этому же циклу относится стихотворение «Забытая деревня» Стихотворение «На Волге» Сложная композиция, повествование ведет рассказчик + включаются голоса других людей, 2 – х частная композиция. 1 а - детство, все гармонично, красота, щедрость природы, но возникает контраст – артель бурлаков…мир страданий, лищенный надежд. 1 бурлак: «а как бы к утру умереть, так лучше было бы ещё». В атрелях была традиция не бросать своих…вели до последнего 2- я часть – по композиции их все – таки 2, но вообще идейно 3. – это воспоминая взрослого человека, думает не о единичном случаи, а о положении народа в целом. Почему всё терпят?? Значит это массовая психология, нац черта – ФИЛОСОФСКИЙ ПЛАН, «У парадного подъезда» - 3 части. Наблюдение лирического героя стоя у окна. Акцент не то, что швейцар прогнал, а реакция мужиков – покорность своей судьбе «Суди его Бог» Сатирическая. Тема официальная и реальная. После смерти некрологи, но реально – вся жизнь сводится лишь к возможности получить огромное жалование, эксплуатируя народ. Официально – хвала, тихо – проклятья. 3 – размышленипя аналогичные размыщлениям «На Волге» , бедственное положение народа зависит не только от власти, но и от терпеливости народа. «Железная дорога» важен эпиграф – пролог. Собеседник лирического героя – человек в шинели на красной подкладке (генеральская форма), рядом мальчик, одетый в кучерский армячок. Стихзотворение развивается отталкиваясь от этой сценки. Объяснение чьими силами железная дорога была построена. Тема «царя голода» - конкретная форма нищеты. Ключевая сцена – одна из финальных сцен! Выясняется, что мужикам не дадут денег за работу, а с них их еще и требуют!!! Подрядник часто штрафовал за то, что ломался инвентарь и тд… Подрядник выставляет мужикам водку. И «прощает» недоимки. (сцена с впряжением в упряжку, и танцуют барыню), за подачку мужики готовы превратиться в лошадей…. Идет перекличка с гоголевском птицей тройкой, вот она, выезжающая на силе забитых мужиков. Последняя часть – может ли что – то измениться в судьбе народа? Недовольство в низах зреет, и, возможно, выльется в мощное движение «Жаль что уже в это время прекрасное, не жить ни мне, ни тебе» Тема городской бедноты. Цикл «На улице» - по своей форме исходит из газетного опыта Некрасова. Одна из таких зарисовок – «Вор». Полемика с «криминальной наклонностью человека». Очень важен портрет воришки. Когда его окружают, он даже не пытается бежать, это не профессиональный вор. Детали: Сюртук – не свойственная крестьянину одежда городских низов, скорее всего это мелкий чиновник Отсутствие сапог
Лицо – следствие недавнего недуга. Болезнь свалила бедолагу. В то время на службе было достаточно одного факта отсутсвия – увольняли без всякого объяснения. Сюртук дырявый – значит не продашь, никому не нужен.Голод довел до того, что человек перешагивает через себя. Стремится не убежать, а вцепиться в калач. Автор не говорит, что будет дальше с этим человеком, а показывает только реакцию толпы: «злорадная радость. Стихотворение «Гробок» - наблюдение на городской улице. Люди не имеют право на семью, детей. Каждый новый ребенок – лишний рот. Появляющийся человек – не желанный, его проклинают. Своеобрразными контрастами возникают стихотворения «Крестьянские дети» и «Плач детей». Жизнь крестьянских детей не сладка, они маленькие, а сознание взрослого. «мужичек с ноготок» беседует на равных, себя ощущает не ребенком, но с другой стороны сама жизнь среди природы дарит удовольствие . Удовольствие от общения с природой. Характерна не по- детски взрослая наблюдательность. «Плач детей» связан с трудом детей на прядильных производствах – часто погибают, живуь=т беспросветно, сон не дает отдыха, их единственное желание – ВЫСПАТЬСЯ! Редко они вспоминают свое деревенское прошлое.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-11; Просмотров: 482; Нарушение авторского права страницы