Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Вопрос. Помещичий мир в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?»
Типы по отношению с деревней: Был на службе, потом в поместье (Утятин, адмирал-вдовед – глава «Крестьянский грех») Всю жизнь живет в поместье Вообще не бывает в своем поместье (Шалашников) Может и жил, но возвращаться не намерен ВСЕ: Оболд – Оболдуев, князь Переметьев, Утятин, князь Щепин, господин Поливанов, пан Глуховский, Аммирал –вдовец, Гертруда Александровна. Другая классификация: Образы даются целиком Упоминаются Даже не имеем понятие кто это, упоминаются только нравы….(помещик….и тд), без малейшего указания к своим крестьянам и о «великой любви» крепостных к своим господам. Некоторые образы помещиков изображены в поэме отдельными штрихами (пан Глуховский, Шалашников) либо в эпизодах, другим посвящает целые главы поэмы (Оболт-Оболдуев, князь Утятин) и «дает им слово», чтобы читатель мог сам убедиться, кто перед ним, и соотнести свое мнение с точкой зрения крестьян-правдоискателей, реально оценивающих явление на основе своего богатого жизненного опыта. Характерно, что и в эпизодах, и в «исповеди» Оболта-Оболдуева — его рассказе о своей «дореформенной» жизни всех господ объединяет безнаказанность, вседозволенность, взгляд на крестьян, как на неотъемлемую собственность, не имеющую права на собственное «Я». «решился я Содрать с вас шкуру начисто», — заявил мужикам помещик Шалашников. И далее рассказчик отмечает: Отменно драл Шалашников. сама фамилия Оболта-Оболдуева говорящая с одной стороны, фамилия-прозвище, а с другой стороны, прозрачный намек на его татарское происхождение. Этот русский барин в начале разговора с крестьянами хочет «подвести идеологическую базу» под свое господство, объясняя, Что значит слово самое: Помещик, дворянин, рассказывая о своем родословном дереве. Он всерьез гордится упоминанием своих предков в старинных русских грамотах: ...гласит та грамота: «Татарину Оболту-Оболдуеву Дано суконце доброе, Ценою в два рубля; Князь Утятин, которого в народе прозвали «Последышем», потому что он последний барин-крепостник, не может примириться именно с потерей возможности командовать над мужиками, с потерей неограниченной, бездумной власти. Наследники князя, якобы оберегая отца, пережившего вследствие реформы первый удар, а на самом деле боясь, чтобы он не завещал имение другим, подкупают крестьян принадлежавшей им ранее деревни Вахлаки, чтобы те продолжали изображать крепостных. По приказу барина-самодура разбрасывают стог с абсолютно сухим сеном (крестьяне убирают сено для себя), инсценируют порку бунтовщика, выслушивают длинные речи выживающего из ума князя. Существуют даже два старосты — настоящий и «шут», для потребы князю, который «соринку терял» — не богатство, а свои права помещика-угнетателя. И не только обещанные деревне, общине поемные луга (кстати, так и не отданные наследниками) заставляют крестьян склониться на просьбу наследников князя Утятина, а само сознание, что он — Последний. А завтра мы Последышу Пинка — и кончен бал! Символичен конец помещика пана Глуховского во вставном эпизоде — сказании «О двух великих грешниках»: при убийстве пана падает громадный дуб — отпускаются грехи разбойничьему атаману Кудеяру. В поэме мы видим не только конкретные образы угнетателей, в существующем порядке Некрасов обвиняет всю систему самодержавия и крепостничества. Земля родит змеенышей, А крепь — грехи помещика.
Наряду с сатирическим изображением помещиков в поэме Некрасов обличает и представителей других угнетающих народ сословий. Это и священники, безразличные к народному горю, к нищете, думающие лишь о своей наживе: У нас народ — все голь да пьянь, За свадебку, за исповедь Должают по годам. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-11; Просмотров: 508; Нарушение авторского права страницы