Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Культурологический принцип юридической методологии



Культурологический подход как конкретно-научная методология познания и преобразования педагогической реальности имеет три взаимосвязанных аспекта действия: аксиологический (ценностный), технологический и личностно-творческий (И.Ф.Исаев).

Аксиологический аспект культурологического подхода обусловлен тем, что каждому виду человеческой деятельности как целенаправленной, мотивированной, культурно организованной присущи свои основания, оценки, критерии (цели, нормы, стандарт т.д.) и способы оценивания.

Технологический аспект культурологического подхода связан с пониманием культуры как специфического способа человеческой деятельности.

Личностно-творческий аспект культурологического подхода обусловлен объективной связью индивида и культуры. Индивид — носитель культуры. В связи с этим в русле личностно-творческого аспекта культурологического подхода освоение культуры следует понимать как проблему изменения самого человека, его становления как творческой личности.

Государство и право отнюдь не являются только юридическими категориями, а потому их исследование нередко осуществляется на междисциплинарной основе. В свое время были предложены исторический, социологический, психологический подходы к изучению государства и права. Сегодня на первое место выходит проблематика, лежащая в плоскости взаимодействия юриспруденции и культурологии, все больше внимания уделяется рассмотрению права как культурного феномена. Это дает повод ученым говорить о появлении нового направления исследования – культурологии права.

Культурологический подход к исследованию права и государства предполагает рассмотрение данных явлений с точки зрения категорий культурологии, выявление и анализ культурных факторов, лежащих в основе процессов их формирования и функционирования. Основной категорией культурологии является понятие культуры, которое может быть определено как совокупность сотворенных человеком материальных и нематериальных явлений, то, что противопоставляется природе, не являющейся продуктом человеческой деятельности. Весь общественный опыт аккумулируется в культуре, ее нормах. Далее вся эта информация передается следующему поколению посредством процесса инкультурации, то есть приобщения человека к культуре, усвоения стереотипов поведения. Указанный процесс возможен только при условии регулирования человеческой деятельности, осуществляемого при помощи нормативной системы культуры, которая может быть определена в виде совокупности существующих в культуре норм.

Нормативная система культуры (также именуется системой социального нормирования) является подсистемой культуры, право выступает в роли элемента указанной подсистемы. Культура имеет определяющее значение для процесса формирования социальных норм. В случае, «когда… норма права по определенным параметрам не соответствует требованиям уже существующих культурных универсалий, метод превращается в некий "фильтр" на пути проникновения такой нормы в социальное пространство».

Государство также может исследоваться как культурный феномен. Существует множество теорий государства. При этом большинство данных теорий указывает на такую причину появления государства, как потребность людей в наличии соответствующего социального института. Функция культуры как раз и заключается в удовлетворении потребностей человека. Поскольку государство не есть природный феномен, оно может рассматриваться как результат человеческой деятельности, артефакт культуры.

Культурологический подход следует отличать от других смежных направлений исследования права и государства. Сравнительное правоведение представляет собой сопоставление национальных правовых систем нескольких стран, выявление сходства и различия между ними. Культурологический подход применяется для рассмотрения правовых явлений безотносительно их «национальности», конкретной страны происхождения, выявляя общие для правовых систем закономерности их функционирования с учетом принципов существования культуры, протекающих в ней процессов.

В рамках культурологического подхода право рассматривается с точки зрения того влияния, которое на человека оказывают порожденные им материальные и нематериальные объекты. Социологический и культурологический подходы не могут быть отождествлены, поскольку не могут отождествляться общество и культура. Вполне справедливо отмечено, что «человек является творцом культуры, а она в свою очередь творит человека» совместно с обществом. Таким образом, социология и культурология дополняют друг друга в изучении юридических феноменов. Ряд ученых предлагает рассматривать право как социокультурный феномен. В данном случае, по нашему мнению, необходимо вести речь об одновременном использовании социологического и культурологического подходов.

Существуют определенные различия между культурологическим и этнологическим подходами к праву. Последний используется для описания юридического быта конкретных народов. Цель такого описания – сравнить несколько этносов, выявить сходство и различие между ними.

Наконец, следует отграничивать культурологический подход от антропологического исследования юридических феноменов. Антропология является наукой о биологической и физической природе человека, о человеке как биологическом виде. Юридическая антропология рассматривает человека как юридическое явление, как уникальное живое существо, которое способно создавать нормы, в целом юридическую реальность, действовать сознательно. Культурологический подход предполагает исследование, прежде всего, результатов человеческой деятельности, их влияние на развитие государства и права.

Культурологический подход имеет достаточно широкий спектр применения в юридической науке. Приведем несколько примеров.

1. Культурологический подход может использоваться, прежде всего, для анализа понятия «правовая культура».

2. Актуальным представляется использование культурологического подхода к изучению преемственности в праве.

3. Культурологический подход может применяться для анализа процесса рецепции права, под которой можно понимать заимствование норм иностранного права национальной правовой системой.

4. Культурологические знания могут найти свое применение при исследовании вопросов соотношения международного и национального права. В рассмотрении данных вопросов особый интерес представляют такие характеристики культуры, как многообразие и неоднородность.

5. Большое значение имеет применение потенциала культурологии для изучения вопросов противодействия преступности. Культурологический подход успешно используется при изучении факторов, влияющих на формирование противоправной модели поведения.

 

 

44. Культурологический подход в правовых исследованиях.

Имеет 3 аспекта действия: аксиологический (ценностный), технологический и личностно-творческий.

Аксиологический аспект обусловлен тем, что каждому виду человеческой деят-ти как целенаправленной, мотивированной, культурно организованной присущи свои основания, оценки, критерии (цели, нормы, стандарты) и способы оценивания.

Технологический аспект связан с пониманием культуры как специфического способа человеческой деят-ти.

Личностно-творческий обусловлен объективной связью индивида и культуры. Индивид — носитель культуры. Освоение культуры следует понимать как проблему изменения самого человека, его становления как творческой личности.

Сегодня больше внимания уделяется рассмотрению права как культурного феномена. Это дает повод ученым говорить о появлении нового направления исследования – культурологии права.

Основной категорией культурологии явл. понятие культуры, которое может быть определено как совокупность сотворенных человеком материальных и нематериальных явлений , то, что противопоставляется природе, не являющейся продуктом человеческой деят. Весь общественный опыт аккумулируется в культуре, ее нормах. Далее вся эта информация передается следующему поколению посредством приобщения человека к культуре, усвоения стереотипов поведения.

Государство также может исследоваться как культурный феномен. Поскольку государство не есть природный феномен, оно может рассматриваться как результат человеческой деят., артефакт культуры.

Культурологический подход применяется для рассмотрения правовых явлений безотносительно их «национальности»,конкретной страныпроисхождения, выявляя общие для правовых систем закономерности их функционирования с учетом принципов существования культуры, протекающих в ней процессов.

Культурологический подход имеет достаточно широкий спектр применения в юр. науке: может использоваться для анализа понятия «правовая культура», Актуальным представляется использование культурологического подхода к изучению преемственности в праве, для анализа процесса заимствования норм иностранного права национальной правовой системой.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-11; Просмотров: 1119; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.024 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь