Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Понятия и категории «массовой информации» в их историческом становлении.



Марк Туллий Цицерон.

Вершина ораторского искусства и публицистики не только той эпохи, но и всего римского красноречия — творчество Марка Туллия Цицерона (106–43 гг. до Р.Х.). Цицерон происходил из привилегированного сословия всадников.
Мечтая стать судебным оратором, он получил великолепное образование в Риме. Закончив учебу, Цицерон около года служил в армии, а затем, вернувшись в Рим, занялся практической риторикой.

 

Одно из первых дошедших до нас выступлений молодого Цицерона в суде, «Речь в защиту Секста Росция из Америи» (81 г. до Р.Х.), было посвящено защите римлянина, обвинявшегося в убийстве отца. Оправдывая своего подзащитного, Цицерон в речи осторожно намекал на бесчинства режима диктатора Суллы. Процесс был выигран, и оратор приобрел большую популярность в народе. Опасаясь мести многочисленных сторонников Суллы, Цицерон уехал на два года в Элладу.
В 78 году до Р.Х., сразу после смерти Суллы, Цицерон возвратился в Рим. В тридцать лет он получил первую государственную должность — квестора — и вскоре был направлен в длительную командировку на Сицилию. Хорошо изучив ситуацию, Цицерон, вернувшись в столицу, выступил в августе 70 года до Р.Х. с циклом речей против наместника Сицилии, сторонника Суллы — Гая Лициния Верреса (114–43 гг. до Р.Х.), который за три года наместничества (73–71 гг. до Р.Х.) разграбил провинцию и казнил многих ее жителей.
Всего Цицерон прочел три речи против Верреса и с триумфом выиграл процесс. Его аргументы в пользу виновности Верреса оказались настолько бесспорными, что адвокат отказался защищать.


С этого времени слава Цицерона становится всеобщей. Пик его политической деятельности и ораторской карьеры пришелся на 63 год до Р.Х., когда он был избран консулом. На этой должности Цицерон произнес четыре речи «Против Катилины», в которых он обвинял в заговоре своего политического оппонента Луция Сергия Катилину. Катилина проиграл на выборах консула и теперь, по убеждению, Цицерона, готовил заговор с целью захвата власти. Этот цикл речей — шедевр мирового красноречия. Практически никаких конкретных аргументов обвинения у Цицерона не было. Главное доказательство коварных замыслов Катилины, желавшего, если верить обвинению, убить Цицерона, поджечь Рим и расправиться со всеми честными гражданами, — его преступный характер.

 

На следующий день после «Первой речи против Катилины», произнесенной 8 ноября 63 года до Р.Х., Катилина, не выступив даже с ответной речью, покинул Рим и убежал в Этрурию, где провозгласил себя консулом. Цицерон, узнав об отъезде своего противника, 9 ноября выступил со «Второй речью против Катилины», после которой сенат объявил Катилину врагом отечества. Через некоторое время были перехвачены письма сторонников Катилины, что дало повод Цицерону обратиться 3 декабря к сенату с «Третьей речью против Катилины».
В «Четвертой речи против Катилины», 5 декабря, Цицерон потребовал решением консула — в нарушение закона — казнить без суда пятерых ближайших соратников Катилины, что и было немедленно исполнено. Сам Катилина вскоре погиб вместе с отрядом преданных ему сторонников в бою с правительственными войсками.

 

Расправившись с Катилиной и его сторонниками, Цицерон счел себя спасителем Рима и по предложению Марка Порция Катона Младшего получил от сената титул отца отечества. Впрочем, недовольство его политикой постоянно росло, и в 58 году до Р.Х. Цицерон, опасаясь мести оставшихся в живых сторонников Катилины, добровольно уехал в изгнание в Грецию.
Вынужденная ссылка Цицерона длилась полтора года. Когда он возвратился в Рим, стоявший к тому времени на пороге гражданской войны, его слава оратора пошла на убыль. Он по-прежнему выступал в сенате с политическими речами, но его влияние заметно ослабло. В эти годы Цицерон обратился к литературной деятельности. написал несколько трактатов по теории ораторского искусства: «Об ораторе», «Брут», «О знаменитых ораторах», «О наилучшем роде ораторов». В них Цицерон дал практические рекомендации начинающим ораторам.

В 44 году до Р.Х. к власти в Риме пришел его политический противник Марк Антоний. Против него был обращен последний цикл речей Цицерона — «Филиппики против Марка Антония», вернувший оратору былую популярность. Эти речи Цицерон так назвал в подражание речам Демосфена, в которых тот обличал царя Филиппа Македонского. Всего в 44–43 годах до Р.Х. было произнесено четырнадцать «Филиппик». В них Цицерон красноречиво предъявлял Марку Антонию всевозможные обвинения, доказывал, что он гораздо опаснее для Рима, чем был Катилина, и предрекал ему печальную участь Цезаря (который был убит заговорщиками). Марк Антоний оказался не таким ценителем ораторского мастерства Цицерона, как в свое время Филипп Македонский — Демосфена. По его приказу Цицерон был убит с особой жестокостью.

 

8. Распространение грамотности.

В Средние века очагами грамотности, культуры, информации в Европе были монастыри. В монастырях создавались библиотеки — причем не только религиозной, но и светской литературы, в том числе и античных авторов. При многих монастырях существовали школы, колледжи и религиозные ордена, созданные первоначально для изучения, перевода и переписки Библии. В монастырских школах учили чтению, счету, письму и латыни — языку средневековой церкви. Для неграмотных людей расписывали стены церквей библейскими сюжетами, чтобы можно было хотя бы визуально изучать Священное Писание. Постепенно грамотность перестала быть привилегией духовенства и узкого круга светских лиц. На базе монастырских учебных заведений со временем появились первые университеты: например, в Болонье (Италия), Оксфорде и Кембридже (Англия).

Само название «университет» в сегодняшнем понимании появилось в 1262 году. При университетах были собраны огромные библиотеки, которые по числу книг часто превосходили монастырские книгохранилища.

 

Основание университетов стало толчком и к распространению книг. До изобретения типографского станка книги переписывались от руки, они были редкими и дорогими, а особо ценные экземпляры даже приковывались цепями к стенам. В старину книги переписывали рабы, затем этим стали заниматься монахи. Монастырские мастерские по переписке рукописей и книг, скриптории, возникли в VI–VII веках в разных странах Европы и просуществовали до XIII–XIV веков, когда книжное производство стало переходить в руки светских переписчиков — городских ремесленников. Так, в Париже они объединились в корпорацию «Университетских присяжных переписчиков книг». В 1323 и 1342 годах во Франции были приняты статуты, регламентировавшие переписку и продажу книг. Люди, собиравшиеся заниматься перепиской или книготорговлей, должны были предварительно сдать экзамен университетским профессорам.

 

Появление книгопечатания
Книгопечатание появилось в Китае в середине XI века. Его изобретателем считается Би Шен, который создал наборный способ воспроизведения текста для иероглифического письма. Литеры изготавливались из глины, реже — из слоновой кости. Но, поскольку в китайском языке десятки тысяч иероглифов, развить книгопечатание в Китае было сложно. Но изобретение Би Шена не вышло за границы Китая: европейцы практически ничего не знали о книгопечатании в далекой и неведомой стране, как, впрочем, и о многих других изобретениях китайцев. (бумага)

Со временем количество грамотных людей увеличивалось, расширялись потоки информации. Переписчики книг уже не могли удовлетворить все возраставшую потребность в чтении.
В 1445 году немец Иоганн Гутенберг отлил в типографии города Майнца литеру, в 1450 году — создал печатный станок, на котором в 1455 году выпустил первую в Европе печатную книгу — двухтомную Библию. Набор одной страницы (в ней было 42 строки) занимал у Гутенберга целый день, а на всю работу над Библией ушло почти пять лет. До наших дней сохранился 41 экземпляр первой печатной книги: 14 на пергамене и 27 на бумаге.

Книгопечатание быстро распространилось по Европе. Спустя менее полувека после выхода в свет первой книги, в 1500 году, в 270 европейских городах уже действовало более 1100 типографий. В них к тому времени было издано более 36 тысяч книг. Прежде всего, это книги религиозного содержания, затем — труды античных авторов, в первую очередь Аристотеля и Цицерона. Третье место по количеству изданий занимала научная литература. Первые печатные издания в Европе, вышедшие в свет с момента изобретения книгопечатания и до конца XV века, называются инкунбулы (от лат. incunabula — колыбель, начало).

 

В Россию книгопечатание пришло спустя столетие, при Иване Грозном. В 1563 году глава Русской Церкви митрополит Макарий освятил Московский печатный двор. В 1564 году русский первопечатник выпускник Краковского университета диакон Иван Федоров (ок. 1510–1583 гг.) и его помощник Петр Мстиславец напечатали первую книгу — «Апостол», которая содержала новозаветные тексты Деяний апостолов и их Посланий. Из почти двухтысячного тиража первой русской книги до наших дней дошло 55 экземпляров.

 

9. Становление цензуры. Инквизиция.
Вслед за распространением грамотности и книгопечатания усилилась и цензура. Цензура была как светской, так и церковной и осуществлялась как до выхода в свет печатного издания (предварительная цензура), так и после появления тиража (последующая, или карающая, цензура).
Католическая церковь хорошо понимала угрозу книгопечатания, сдерживать и контролировать которое с каждым годом становилось все сложнее. Кроме того, церковь лишалась монополии на распространение информации, которое осуществлялось, прежде всего, через проповедь. Ярким проявлением ужесточения цензуры стала инквизиция — независимое от государства судебное учреждение, созданное в католической церкви для борьбы с инакомыслием. Судебная власть инквизиции распространялась только на католиков.

Еще до появления книгопечатания, в 1199 году, Римский Папа Иннокентий III издал декрет, где приравнял ересь к измене и оскорблению достоинства короля. За эти преступления в большинстве стран предусматривалась смертная казнь. В 1252 году Папа Иннокентий IV издал буллу, где обобщались принятые ранее указы об инквизиции. Согласно этой булле, в каждой церковной епархии создавались постоянные инквизиционные трибуналы.
Католическая церковь шаг за шагом вытесняла светскую цензуру, которая осуществлялась, прежде всего, университетскими профессорами и сосредоточивала контроль над распространением информации в своих руках.

 

Наивысшего расцвета инквизиция достигла в Испании во второй половине XV века, когда Папа Сикст IV в 1482 году учредил должность великого инквизитора. Им стал испанский монах Томас (Фома) Торквемада (1420–1498 гг.), который на века прославился жестокостью. Торквемада разработал общие правила инквизиции, согласно которым главными инструментами инквизиции были пытки, служившие важнейшим источником получения доказательств.

Строжайшей цензуре подвергались книги, картины, эстампы, медали — вообще абсолютно вся печатная продукция. Появились утвержденные Торквемадой списки запрещенных книг, за хранение и чтение которых устанавливалась казнь — как правило, на костре.

По примеру великого инквизитора списки запрещенных книг составлялись и в других странах. Такой список появился, например, в Германии в 1524 году по приказу императора Карла V. Позднее, в 1559 году, на Тридентском был утвержден и вскоре напечатан в Риме общекатолический Index Librorum Prohibitorum («Индекс запрещенных книг»). Римский Папа Павел VI приказал включить в него даже свое собственное сочинение, написанное задолго до избрания его на папский престол. Правила включения печатного издания в «Индекс» были такими неконкретными, что их можно было использовать для запрещения едва ли не любой книги.

 

Католическая церковь регулярно переиздавала «Индекс запрещенных книг», внося туда изменения, и прекратила его выпускать лишь в 1964 году. Любопытно, что инквизиция абсолютно безоговорочно признавала только труды Аристотеля и Библию. Впрочем, и Библия считалась еретической, если была издана не на греческом или латинском языке.












Первые газеты Европы.

Окончательно информационные бюллетени были вытеснены регулярными газетами только в XVIII веке. С наступлением эпохи Возрождения в Европе появились торговые города, где регулярно проводились ярмарки. Это были, прежде всего, Кельн, Франкфурт, Страсбург, Лейпциг, Нюрнберг, Гамбург, Данциг, Кенигсберг — в Германии; Париж — во Франции; Амстердам — в Голландии; Лондон — в Англии; Венеция — в Италии. В торговых городах появилась профессия сборщика информации. Многие богатые горожане, торговцы и князья нанимали сборщиков информации, которые владели иностранными языками и собирали новости не только в своих городах, но и в других государствах. В ярмарочных центрах — как правило, в начале XVI века — возникли рукописные газеты, посвященные сначала торговым, а затем и другим новостям.

В Венеции такие газеты продавались за мелкую монету, которая называлась gazettа, откуда пошло слово газета.

Часто газеты выпускали несколько раз в год, специально к ярмаркам. Но интерес населения к новостям возрастал не только благодаря развитию торговли. Большое влияние на развитие информационных потоков оказывали политические события в Европе, и прежде всего Реформация в Германии.

Одним из основателей газет — рукописных, а впоследствии печатных, — считается германский банкир и ростовщик Якоб Фуггер (1459– 1525 гг.). Его газеты называли («Фуггерцайтунген») — Газеты Фуггера. Они начали выходить в 1520 году, в самом начале Реформации, и просуществовали почти столетие, до начала Тридцатилетней войны (1618–1648 гг.).

Первая в современном понимании слова печатная газета появилась в германском городе Страсбурге в 1605 году. Это был еженедельник Aviso («Авизо»). Его издавал книготорговец Йохан Каролус (1575– 1634 гг.). Газета выходила форматом небольшой книги: в одну четвертую от стандартного листа бумаги А4, на 115 страницах, которые были поделены на 52 номера — по числу недель в году.

В начале XVII века периодическая печать получила распространение во многих других германских городах. Как правило, это были OrdinariPost («Ординарипост») — газеты, сообщавшие политическую и дипломатическую информацию. Их тиражи составляли чаще всего по нескольку сотен экземпляров, что было хорошим показателем для того времени. В Германии появилась и первая ежедневная газета — («Пришедшие новости о военных и мирных делах»). Она выходила в Лейпциге с 1 января 1660 года тиражом от 150 до 200 экземпляров.

В России прообраз регулярной газеты пришел при царе Борисе Годунове. С июня 1600 года в Москве началось издание рукописной газеты «Куранты». Это были складные узкие листы бумаги, написанные сверху вниз одним сплошным столбцом, без разделения на темы и рубрики. Текст газеты состоял в основном из переводов сообщений европейской прессы, а также писем русских агентов-осведомителей, проживавших в других странах. Содержание «Курантов» представляло собой государственную тайну. Царю и его ближайшему окружению газету читали вслух, после чего экземпляр возвращали обратно в Посольский приказ. Первая печатная газета, «Ведомости», появилась в России значительно позже, чем в европейских странах, — только в декабре 1702 года.

12. Первые французские периодические издания. «Ля Газетт» — первая политическая газета Франции. Становление авторитарной концепции печати.

Зарождение французской журналистики связано с возникновением хроник, составлявшихся в крупнейших монастырях, как правило, ежегодно к празднику Пасхи. Хроники сообщали о событиях церковной и светской жизни как во Франции, так и в соседних странах за год — в период между двумя Пасхами.

Первые периодические издания                                                                                                                         Появление книгопечатания во Франции в 1470 году способствовало быстрому развитию печати. В конце XVI века историк и богослов Пьер Виктор Пальма де Кайе (1545–1610 гг.) начал писать и регулярно выпускать «Хронологии» — рассказы о важнейших текущих событиях в стране и за рубежом.

Первым французским периодическим изданием стал ежегодник («Меркюр франсэ» — «Французский вестник») — политическое и литературное издание. Он выходил в Париже с 1611 по 1648 год. Его основателем и издателем был книгопечатник Жан Ришар, выпускавший до этого «Хронологии» Пальмы де Кайе. Первый номер «Меркюр франсэ» был посвящен событиям, происходившим во Франции и Европе с 1605 года, на протяжении пяти с лишним лет. Следующие выпуски ограничивались рассказами о новостях прошедшего года.

На дальнейшее развитие как «Меркюр франсэ», так и всей французской журналистики исключительное влияние оказал кардинал Ришелье. Став главой правительства в 1624 году, Ришелье своей главной задачей ставил утверждение абсолютизма в стране, укрепление централизованной королевской власти и жесткое подчинение провинций власти центра. Фактически Ришелье управлял страной от имени мягкого короля Людовика XIII. Ришелье был очень дальновидным политиком. Он одним из первых в Европе понял, какую роль может сыграть печать в формировании общественного мнения, и стремился использовать зарождающуюся журналистику для достижения своих политических целей. Решив с помощью «Меркюр франсэ» регулярно воздействовать на общественное мнение, Ришелье поставил во главе издания своего доверенного человека. Им стал монах ордена капуцинов отец Жозеф. В правительстве Ришелье отец Жозеф был министром иностранных дел. Отец Жозеф оставался редактором «Меркюр франсэ» до самой своей смерти. Он значительно изменил форму и содержание журнала, превратив его в первое государственное периодическое издание.

Но скоро Ришелье понял, что ему нужна пресса иного типа — более периодичная и мобильная, чем ежегодник. Он стал думать об издании государственной газеты, которая помогала бы ему и королю управлять государством и была бы мощным рупором авторитарной власти.

«Ля Газетт» — первая политическая газета Франции. Хотя первые регулярные печатные газеты выходили в разных городах Европы уже в начале XVII века, ни одна из газет не оказывала в то время такого влияния на общество и не была столь значима, как («Ля Газетт») — первое в истории политическое периодическое издание, орган государственной власти. Она стала выходить в Париже при дворе короля Людовика XIII с 30 мая 1631 года. Первым главным редактором «Ля Газетт» стал Теофраст Ренодо (1586–1653 гг.).

Ренодо получил от Людовика XIII патент на издание и продажу «газет, новостей и рассказов обо всем, что произошло и происходит как в королевстве, так и за его пределами». Сначала «Ля Газетт» выходила раз в неделю на четырех полосах объемом,  необычайно большим для того времени тиражом, который в разное время колебался от 300 до 800, а отдельные номера — 1200 экземпляров. В газете публиковались придворные известия, указы и распоряжения правительства, зарубежные новости — в первую очередь, из соседней Германии. Событийная информация из Рима, Праги, Константинополя публиковалась, как правило, двухнедельной давности, что было весьма оперативно для середины XVII века. В «Ля Газетт» публиковались и рекламные тексты, объявления.

Кардинал Ришелье внимательно следил за каждым номером новой газеты. Он постоянно присылал Теофрасту Ренодо копии официальных документов, докладов, которые считал нужным опубликовать, регулярно сам писал для газеты статьи на политические темы. Ришелье всячески стремился упрочить авторитет «Ля Газетт» в обществе. Сотрудником Ренодо был не только Ришелье, но и сам король. Людовик XIII регулярно инкогнито писал в газету, причем не только политические статьи, но и заметки о своих военных походах и подвигах и был, по сути, первым военным журналистом.

«Ля Газетт» имела большой успех. Уже в первый год издания ее читали более трех тысяч человек. «Ля Газетт» стала первой общенациональной газетой. Ренодо придумал новый способ оперативного и выгодного распространения газеты во все, даже самые отдаленные провинции страны. Региональные типографии, получив экземпляр «Ля Газетт», за несколько часов размножали его для читателей своей провинции. В середине XVII века газета печаталась в 38 городах Франции.

«Ля Газетт» неоднократно переживала взлеты и падения. Противники Ренодо активизировались после смерти кардинала Ришелье и Людовика XIII. Преемник Ришелье кардинал Мазарини не уделял внимания газете. Несмотря на это Ренодо продолжал поддерживать его политику в сложное для него время гражданской войны во Франции — Фронды. Высокопоставленные недоброжелатели под надуманными предлогами добились лишения права врачебной практики Ренодо в Париже, закрыли его академию и Бюро. Последние годы жизни он провел в нищете, но, тем не менее, продолжал издавать «Ля Газетт», которая приносила ему только убытки. После смерти Ренодо «Ля Газетт» издавалась его сыном, а затем внуком.

Постепенно положение газеты улучшалось. В 1661 году король Людовик XIV восстановил пошатнувшийся статус «Ля Газетт» как официального издания власти. Она закрылась только в Первую мировую войну, в 1915 году.

Становление авторитарной концепции печати.                                                                                                        С появлением «Ля Газетт» во Франции сложилась авторитарная концепция печати. Для авторитарной концепции характерно следующее: — газета является рупором власти, через нее не только сообщаются новости, но и рассылаются директивы на места; — предварительная цензура; — система лицензирования; — правдивая информация часто приносится в жертву интересам власти; — вертикальная структура прессы. В авторитарном государстве никакое произведение печати в целом и периодическое издание в частности не могло выходить в свет без разрешения властей. Главным редактором должен был быть человек, не просто лояльный к режиму, но, как правило, специально подобранный на эту должность. Лояльность требовалась и от рядовых журналистов. Издание, служившее властям, обычно финансировалось из государственных источников. Зародившись во Франции в середине XVII века, авторитарная концепция печати в разное время и с разной продолжительностью господствовала в журналистике почти всех стран мира.

 

Первые английские газеты

Информационные листки с новостями — сначала рукописные, а затем печатные — появились в Англии, как и в других странах Европы, в XVI веке, и первоначально были приурочены к открытию ярмарок. Их называли newsletters (новостные письма) или просто news (новости, вести). Информацию для таких листков собирали, как правило, у вернувшихся из плавания моряков и приехавших из континентальной Европы торговцев и продавали заинтересованным читателям.

23 июня 1568 года вышел в свет первый номер издания «Инглиш меркьюри» (English Mercury — «Английский вестник»). «Инглиш меркьюри» выходил нерегулярно, от случая к случаю.

В первые десятилетия XVII века в Англии распространился новый вид печатных изданий — куранты. Они выходили, в отличие от newsletters, регулярно (хотя и без объявленной периодичности) и публиковали не только сухие факты, но порой и комментарии к событиям.

Первая регулярная газета на английском языке Corrant of Italy, Germany, etc («Новости Италии, Германии и т.д.») появилась за пределами страны, в Амстердаме. Голландский картограф, гравер и печатник Питер Ван де Кеере (ок. 1571–1646 гг.) бежал от религиозных преследований в Англию, где издавал собственноручно выгравированные карты Британских островов. Вернувшись на родину после двадцатипятилетней эмиграции, Ван де Кеере продолжал выпускать карты разных стран Европы (например, первый атлас Нидерландов) и затеял издание газеты для англичан. «Новости» представляли собой, по сути, переводы из голландских газет, которые выполнял сам Ван де Кеере. Несмотря на неоперативность в подаче новостей, газета, тем не менее, достаточно подробно сообщала о жизни в европейских странах. Это было время Тридцатилетней войны (1618–1648) между католическими и протестантскими государствами, и англичане очень интересовались информацией о ходе боевых действий.

«Уикли ньюс». Первой регулярной английской газетой стала Weekly News. Ее полное название — («Вести, или Еженедельные новости из Италии, Германии, Венгрии, Польши, Богемии, Франции и других стран»). Первый номер газеты увидел свет в Лондоне 21 сентября 1621 года. Издатель и редактор «Уикли ньюс» скрылся под инициалами N.B. Это дало повод исследователям подозревать в «отцовстве» первой английской газеты сразу двух известных в то время лондонских издателей информационных листков и типографов. Один из них был Натаниэль Бэттер, другой — Николас Берн. Впрочем, большинство историков журналистики считают основателем регулярной английской прессы Бэттера, а Берна — его соавтором. Натаниэль Бэттер был настолько известен среди современников как издатель и переводчик, что уже при жизни стал героем (точнее, антигероем) пьесы выдающегося драматурга Бена Джонсона «Рынок новостей» (1625 г.). Судя по критическому отношению Джонсона к деятельности Бэттера и его газете, слава основателя английской журналистики была неоднозначной.

Бэттер не имел покровителей при королевском дворе. К тому же никто из правивших тогда королей не придавал значения газете как помощнику в распространении своей политики. Бэттеру запрещалось писать о собраниях, прениях в парламенте и вообще касаться внутренних новостей: авторитарная печать всегда контролировала, в первую очередь, внутреннюю информацию. Поэтому большая часть публиковавшейся в «Уикли ньюс» информации была переводом иностранной, в первую очередь голландской прессы. Опасаясь преследований со стороны властей, Бэттер публиковал голые факты, никак не комментируя их. Тем не менее это не всегда помогало ему. Часто, чтобы заполнить вырезанные цензурой места в газете, Бэттер выдумывал новости (например, о сиренах, невероятных морских зверях и чудовищах) или просто перепечатывал главы Библии.

В 1632 году Бэттер опрометчиво поместил переведенную из голландской прессы критическую заметку об Испании, содержание которой возмутило испанского посла в Лондоне. Дело в том, что Голландия воевала в то время с Испанией. Англия же, хотя и симпатизировала Голландии, формально не участвовала в войне, и посол воспринял опубликованную в «Уикли ньюс» информацию как официальную позицию Англии. Он выразил протест королю Карлу I. Монарх направил жалобу посла для рассмотрения в Звездную палату, и газету вскоре закрыли.

Но история «Уикли ньюс» на этом не завершилась. В 1638 году началось восстание в Шотландии. Карл I, повидимому, начав понимать роль печати в политике и формировании общественного мнения, снова разрешил Бэттеру и Берну издавать свою газету. Тем не менее «Уикли ньюс» прекратила издание уже через три года, в 1641 году.. Бэттеру не удалось увлечь английского читателя и сделать газету интересной. Впрочем, вряд ли это было возможно в условиях жесткой цензуры и невозможности публиковать внутреннюю информацию.

Пресса в период Ста дней

Потерпев поражение в 1814 году, Наполеон вскоре бежал из ссылки и 20 марта 1815 года захватил Париж. Вот как последовательно писала о событиях этих дней газета Le Moniteur:

9 марта. Монстр покинул место ссылки.

10 марта. Тигр высадился на побережье.

12 марта. Ужасный зверь занял город Гап.

14 марта. Злодей осадил Гренобль. Удивительно его продвижение. 16 марта. Тиран находится в 60 километрах от Парижа. Но горожане могут быть спокойны: ему не бывать снова в столице!

18 марта. Наполеон в пригородах Парижа. Многие войска переходят на его сторону.

20 марта. Его Величество император Наполеон Бонапарт объявил Фонтенбло своей загородной резиденцией и дал первый бал. Никто не мог сдержать радости от его славного воз& вращения!

Наступил последний период деятельности Наполеона — Сто дней (фактически он длился 95 дней). В течение этого короткого времени его взгляды полностью переменились, и печать получила практически неограниченную, всеобщую свободу. Одним из первых был опубликован указ о ликвидации должности королевских цензоров. Министром полиции, отвечавшим за прессу, вновь стал Фуше.

Наполеон стал считать, что может удержаться у власти только при свободной прессе. «Чего вы хотите? Политических дебатов, свободных выборов, ответственных министров, свободы прессы? — говорил Наполеон в апреле 1815 года, беседуя с писателем и публицистом Бенджаменом Анри Констаном (1767–1830).— Я также всего этого желаю и в особенности свободы печати. Было бы абсурдом стараться задавить ее. Я твердо убежден в этом»1.

Эти мысли Наполеон вскоре законодательно закрепил. 22 апреля он утвердил соответствующий Дополнительный акт конституции Французской империи. В Акте говорилось: «Каждый гражданин имеет право печатать и обнародовать свои мысли за своей подписью, без всякой предварительной цензуры, под условием законной ответственности на суде присяжных, которые определяют и меру исправительного наказания». По сути это был Декрет о свободе печати.

Но такие демократические меры оказались запоздалыми: союзные армии 22 июня 1815 года свергли Наполеона. Его сослали на удаленный от цивилизации остров Святой Елены в Атлантическом океане, где в 1821 году он умер. Судя по всему, принципами свободы печати Наполеон оставался вере до конца своих дней. Так, незадолго до смерти он писал: «Сын мой должен царствовать со свободой печати. В настоящее время это необходимость. Свобода печати принадлежит к таким учреждениям, о которых не спорят, хороши ли они. Вопрос только в том, дол& го ли можно отказывать в них духу времени и общественному мнению?»

После падения Наполеона политика власти по отношению к журналистике неоднократно, вплоть до 1881 года, претерпевала значительные изменения.

Понятия и категории «массовой информации» в их историческом становлении.

· Существует несколько мнений относительно времени возникновения журналистики. Одни исследователи считают, что она возникла в XVI–XVII веках как следствие изобретения в середине XV века Иоганном Гуттенбергом и дальнейшего распространения книгопечатания.

· Другие ученые склоняются к мнению о появлении журналистики вместе со становлением государства, возводя, таким образом, историю журналистики к эпохе Древнего Рима или даже Древнего Китая.

Чтобы лучше понять историю журналистики, необходимо, в первую очередь, обратиться к основным связанным с нею понятиям, таким как «информация», «коммуникация», «журналистика», «публицистка», «пропаганда», и проследить их эволюцию.
Если информация — это сведения, факты о ком-либо, чем-либо, то коммуникация — направленное сообщение чего-либо (например, информации), общение.

Зачатки коммуникации можно увидеть еще в первобытнообщинном обществе, за многие столетия и даже тысячелетия до появления письменности.

Журналистика отличается от публицистики ненаправленностью информации.
Журналистикой называется общественная деятельность по сбору, обработке и периодическому распространению через средства массовой информации актуальной информации. Журналистика является одной из форм массовой коммуникации.

Публицистика посвящена актуальным проблемам и явлениям текущей жизни общества. Она влияет на деятельность государственных и социальных институтов, служит способом организации и передачи социальной информации. Публицистика появляется не просто с появлением государств, но вместе с гражданами, с публикой, которая уже умеет самостоятельно мыслить и нуждается в обсуждении насущных проблем общества и жизни.

Пропаганда журналистикой не является. В ее задачу входит распространение идей, учений, взглядов, идейное воздействие на широкие народные массы. Элементы пропаганды можно найти уже в античном обществе. В эпоху Средневековья термин «пропаганда», несмотря на вполне светский характер, был тесно связан с деятельностью католической церкви. Пропагандой средневековые католики называли обращение в веру.

Процесс становления и развития журналистики имеет очень древние корни. Протожурналистика гораздо старше государств: она появилась уже с рождением первых идеографических систем, которые возникли в IV тысячелетии до Рождества Христова. К протожурналистским явлениям некоторые исследователи относят даже наскальные надписи.

Одним из ранних осознанных опытов коммуникации было использование письменности как средства закрепления речевой информации.
Становление письменности тесно связано с потребностями формирующихся обществ и государств: необходима точная фиксация управленческой, хозяйственной, статистической информации, а также записи правовых, религиозных ритуалов и т.д.
В раннем обществе, еще не знавшем алфавита, письмо носило предметный, знаковый характер. С самых древних времен люди делали попытки найти еще одно, кроме языка, устойчивое средство коммуникации, тем более что устной речью можно было пользоваться лишь при непосредственных контактах.

 Наиболее доступным и легким в достижении этой цели оказался способ условно выражать различные понятия и совершать коммуникационные акты при помощи мнемонических средств, какими стали окружающие предметы. Такой способ выражения казался древнему человеку естественным, так как любой предмет, с которым он имел дело, был неразрывно связан с тем или иным понятием. Предметы, выбранные для сообщения, вызывали у всех людей, участвовавших в коммуникации, одинаковые ассоциации.

Главная особенность подавляющего большинства пиктограмм состоит в том, что они сообщают лишь об одном определенном событии, как правило бытового характера, но всегда выраженном законченным предложением. Каждый рисунок соответствует одному предложению.

В процессе усовершенствования на смену пиктографическому пришло идеографическое письмо. Идеограмма — письменный знак, соответствующий не звуку речи, а целому слову или морфеме.

Постепенно символы становятся все более универсальными, упрощаются. Со временем знак перестает отображать значение слова, но лишь фиксирует его фонетический строй. Это важнейшее изменение привело к уменьшению числа знаков. Впоследствии идеографическое письмо стало базой для создания иероглифов, которые появились — сначала в Древнем Египте, в так называемую преддинастическую эпоху, а затем, несколькими столетиями позже, в Месопотамии.

 По сути, именно в Египте родилось настоящее, в подлинном смысле слова письмо. Как и другие древние народы, египтяне считали письменность даром богов, а все написанное — божественным откровением. Именно этим фактом объясняется анонимность египетских литературных памятников.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-20; Просмотров: 757; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.053 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь