Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Расцвет софистики. Первые ораторы (Горгий. Антифонт).



К середине V века до Р.Х. риторика из элитарного знания превратилась в общеупотребительную науку и получила широкое распространение сначала в Афинах, а затем и в других греческих городах. Ярким представителями риторики были учителя и преподаватели красноречия — софисты, которые появились в Афинах во второй половине V века до Р.Х.

Этимология слова «софист» происходит от древнегреческого σοϕιστη ´ — «умелец, изобретатель, мудрец, знаток». В широком смысле термин «софист» означал искусного или мудрого человека.
Софисты, отмечает Коринна Куле, «были странствующими учителями и путешествовали из города в город, распространяя свое знание, так что по своему образу жизни были деятелями коммуникации».

 Как полагали софисты, абсолютной истины в мире не существует и истинно то, что можно убедительно доказать. Умелое владение языком, яркость и образность мысли, мастерство убеждения — все это придавало софистам огромную популярность в народе и пользовалось большим спросом.
Первыми афинскими учителями красноречия считаются риторы Корак и Тисий, выходцы с Сицилии. Но все сведения о них носят легендарный характер, из их работ не сохранилось до наших дней ничего.

Горгий. Одним из первых ораторов, софистов и крупнейшим для своей эпохи теоретиком и учителем красноречия, чье творчество дошло до нас хотя бы частично (485 или 483–380 гг. до Р.Х.). Как и Корак и Тисий, он считался учеником выдающегося сицилийского ученого, философа и ритора Эмпедокла. Горгий утверждал, что истинного знания не существует: ведь даже то, что человек пережил сам, он часто вспоминает потом и познает с большим трудом.

Горгию было 58 лет, когда он приехал в Афины послом сицилийского города Леонтины (этот возраст считался глубокой старостью). Афиняне, относившиеся с недоверием к чужеземцам, были, тем не менее, изумлены безупречной чистотой и красотой речи Горгия. Через несколько лет, переехав окончательно в Афины, оратор открыл школу красноречия, которая пользовалась исключительным успехом. Предание сохранило совет Горгия одному из учеников: «Серьезные доводы противника опровергай шуткой, шутки — серьезностью».

За блестяще произнесенную «Олимпийскую речь» Горгий еще при жизни удостоился золотой статуи в Олимпии. Это был небывалый для оратора случай.
«Олимпийская речь» Горгия до наших дней не дошла. В этой речи Горгий обращался к эллинам с призывом объединиться, забыв мелкие взаимные распри, ради победы над общим внешним врагом — персами.

Горгий прославился тем, что, по сути, впервые посмотрел на ораторское искусство не как на дар богов, а поставил его на научную почву, создав теорию красноречия. Специальные теоретические труды Горгия, к сожалению, не сохранились. Зато получили широкую известность и пережили века словесные риторические фигуры, которые принято называть горгиевы (или горгианские) фигуры: антитеза, равночленность, созвучие окончаний.

Антитеза — противопоставление частей фразы друг другу, которое придает ясность и завершенность мысли автора.
Равночленность (в переводе с греч. — «симметрия слогов») — создание в предложении внутренней симметрии, синтаксической гармонии. Все фразы в предложении аналогичны по форме и разделяются на симмеричные по объему части.
Созвучие окончаний — по сути, рифма, которая часто встречается в раночленном предложении.

Эти фигуры Горгий не изобрел — они существовали до него, но впервые широко использовал в ораторском искусстве. Создавая речь, Горгий нагромождал большое количество подобных фигур. Таким образом, поэтический стиль соединялся с прозаическим. В этом и заключалось новаторство Горгия. Со временем стиль, разработанный им, стал настолько популярен, что распространился по всему греческому миру. Многочисленные примеры использования горгиевых фигур можно увидеть в двух сохранившихся речах Горгия, написанных на сюжеты мифов о Троянской войне, — «Елена» (или «Похвала Елене» Рассматривая поочередно каждый пункт, по которому обвинялась Елена, оратор последовательно снимает с нее всякую вину, о том, что она поддалась любви похитившего ее Париса) и «Паламед» (или «Защита Паламеда»).

Оглушительный успех сопутствовал Горгию до конца его дней. Он умер в возрасте ста пяти, а по другим сведениям — ста восьми лет.

 

Антифонт. Выработку новых приемов и методов ораторского искусства продолжил современник Горгия оратор и политический деятель Антифонт (490–411 гг. до Р.Х.). В приемах построения речей он был противоположностью Горгию. От Антифонта до наших дней дошло пятнадцать судебных речей по делам, связанным с убийствами, большинство которых — такие же школьные риторические упражнения. В них оратор практически не использует горгиевы фигуры, мало внимания обращает на план, композицию и внешнюю красоту речей.

В то же время риторика Антифонта весьма практична: он стремится выработать образцы ораторских выступлений, которые могли бы помочь судящимся при составлении обвинительных или защитительных речей. За участие в неудавшемся антидемократическом перевороте Антифонта обвинили в измене. Сохранились фрагменты его оправдательной речи, которая, впрочем, не убедила суд: Антифонт был приговорен к смертной казни.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-20; Просмотров: 898; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.009 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь