Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Противоречия в самих религиозных учениях, которые могут и не перерастать в конфликт.
Общими особенностями религиозных конфликтов являются: «взрывной» характер их возникновения, тенденции к быстрой эскалации, тотальной мобилизации и использованию сторонами конфликта всех имеющихся средств и способов ведения борьбы, в том числе и запрещенных международным правом – геноцид, создание концлагерей, депортация, «этнические чистки», захват заложников, террористические акции, массовое мародерство, пытки и т.п.
4. Конфликтогенное влияние «воинствующего атеизма» на религиозную ситуацию в СССР
В Советском Союзе «неутомимая атеистическая пропаганда и борьба» должна была стать задачей общегосударственной. Первые годы - арест патриарха Тихона, тотальным преследованием священников, изъятием церковных ценностей. В 1922 году пополнение бюджета церковным золотом + журнал «Безбожник». В 1925 созданный «Союз воинствующих безбожников СССР». Начало 1920-х в партийно-советских школах стали читать курсы происхождения и классовой сущности религии, объяснялась политика советского государства по отношению к религии и церкви. В 1930 году учреждена антирелигиозная секция. Главной своей задачей научные работники видели подготовку материалов по истории атеизма, свободомыслия, борьбы с религиозными предрассудками. При Хрущеве вторая волна преследования церкви. В газете “Правда” в конце июля 1954 года появляется знаковая статья “Шире развернуть научно-атеистическую пропаганду”, термин “антирелигиозная пропаганда” заменяется на “научно-атеистическую пропаганду. Логика этой замены была связана с тем, что на смену непосредственной борьбе с религией должен прийти синтез антирелигиозной критики и пропаганды науки. В 1950-1960-е годы слово «научный» освещало очень многие стороны жизни. Апелляция к науке была отчасти наивной, но и убедительной для массового сознания. Когда использовалось слово «атеизм», все понимали, что это что-то из безбожия, когда прибавилось слово «научный» ― это получило дополнительный смысл. Была разработана концепция «позитивного атеизма», а за обоснование его особой дидактической роли в обществе, стремящемся к коммунизму, была взята цитата из Энгельса: «Атеизм, как голое отрицание религии, ссылающийся постоянно на религию, сам по себе без нее ничего не представляет и поэтому сам еще является религией». В годы «перестройки» доля религиозных среди проживающих на территории РСФСР перестала уменьшаться. Одновременно был зафиксирован рост общего уровня образования верующих, увеличение доли мужчин в религиозных общинах и даже некоторое общее омоложение общин. Образование, строившееся «не на антирелигиозных, а на безрелигиозных началах» «способствовало развитию эстетического отношения к религии ― увлечение храмовой архитектурой или иконописью без особенного мировоззренческого подтекста». «Гиперприватизация» религии в советское время. Тогда верующие были практически оторваны от общин, религиозные практики им приходилось скрывать, и в результате у многих из них выработалось жесткое противопоставление понятий «религиозного» и «светского».
5. Религиозные конфликты на рубеже XX – XXI вв. Так называемый РЕВАНШ БОГА, что можно упомянуть о 20 веке: - Рост религиозности в России (90-е) - Возникновение религиозных радикальных группировок (ИГИЛ с 2006, Хамас – в секторе газа против Израиля с 1987, Талибан в Афганистане с 1994, Имират Кавказ с 2007, Фронт ан-нусра с 2012 на территории сирии как подразделение аль-каиды(1988) и тп) - США 11 сентября как отдельное событие
-ИСЛАМСКИЙ ФУНДАМЕНТАЛИЗМ
- 8 января 1978 года, первая крупная антиправительственная демонстрация в Куме была подавлена с необоснованной жестокостью. - 1 февраля 1979 года в Иран вернулся опальный аятолла Хомейни, который взял власть в свои руки. Было назначено новое переходное правительство. В марте был проведен референдум о новом политическом устройстве, и 1 апреля 1979 года Иран был объявлен первой Исламской республикой.
Влияние революции Ирана на весь мир: -противостояние ислама и христианства выражается в карабахском, осетино-ингушском, югославском конфликтах, в ущемлении прав славян в центральноазиатских государствах СНГ и т.д.; -противостояние иудаизма и ислама вылилось в палестино-израильский конфликт; -начиная с 1983 г., правительство Судана насильственно обращает в мусульманство живущих в стране протестантов; -в Бирме ведутся военные действия против племени «карен», в большинстве своем протестантов, борющихся за независимость (они насильственно обращаются в буддизм, а в случае отказа подвергаются казни).
- КОНФЛИКТ МЕЖДУ ИНДУИСТАМИ И ИСЛАМИСТАМИ Граница Индии и Пакистана в любой момент рискует превратиться в глобальную линию фронта. Два государства непрерывно обвиняют друг друга в начале вооруженных действий. Конфликт между Индией и Пакистаном, является столкновением двух различных конфессий - индуизма и ислама. Сам раздел Индии на Пакистан и Индийский Союз в 1947 году произошел по конфессиональному признаку. Сейчас в Индии индуизм исповедует более 80% населения страны, однако в некоторых штатах большинство составляют приверженцы других религий. О 21 веке: - 7 января 2015 Шарли Эбдо (Франция) - 26 июня 2015 терракт на пляже Туниса - с января по август 2015 террористы ИГИЛ казнили более 1500 мирных + можно добавить теракт с Питерским самолетом и теракты во Франции - 22 мая 2013 убийство Ли Ригби в Великобритании из-за формы (Музыканта) - Андерс Брейвик напал в Норвегии на лагерь правящей партии 22\07\2011 всего 77 жертв - вечный конфликт шиитов и суннитов (Шииты «Партия Али»). Шиитов везде притесняют и не дают прийти к власти(шииты за потомков пророка, почитают Али. сунниты – за строгое следование сунне без изменений, считают, что потомки Мухаммеда не имеют права называться непоколебимыми правителями выбранными Богом, их бесит Али), они бесятся и этим пользуются различные радикальные группировки
Все эти действия можно рассматривать как религиозное насилие, все более и более нарастающее с приходом 21 века. Религиозное насилие – преднамеренное причинение вреда, убийство, лишение свободы или иное подобное действие, направленное против индивида или группы, совершенное социальными или политическими акторами под воздействием религиозных убеждений.
6. Война, насилие и мир в современной православной апологетике Апологетика — раздел христианского богословия, посвящённый обоснованию вероучения с помощью рациональных средств. Апологетика отстаивает ортодоксально-религиозную точку зрения в вопросе о сущности религии, её происхождении, критикует различные атеистические гипотезы происхождения и сущности религии, выдвигает и исследует доказательства истинности бытия Бога, а также основных положений христианской веры. По ОСИПОВУ «Война и мир»: О войне: В истории нет периода, который обходился бы без войны. С увеличение мощности оружия, которые достигаются с помощью ТНК. 20 век перекрыл все предыдущие века. Война – есть зло? Значит война сопряжена убийством. Тогда убийство это зло или нет? Н: человек убивает, защищая родину – это не грех, если он не будет убивать – будет предателем, это еще больший грех. Нельзя дать однозначный ответ. Все войны начинались либо захватническими или тщеславными мотивами. Церковь, воспринимая войну как зло, но принимает ее если речь идет о защите. Война не желательное, но необходимое средство. Но когда можно назвать войну справедливой, а когда нет? Захватническая – несправедливая. Но сейчас это сложно определить. Фр.компания 1812 г – французская национальная армия за ней остались пожарища, грабежи, насилие и напротив русская армия дошла до парижа без жертв. Метод войны показал какая страна связана со злом, а какая с добром (не тронули мирных – освободительная война). Вот что значит православие, которое проникает в души людей. Гнев есть праведный (когда противостоит злу) – гнев любви (когда родители наказывают ребенка). У Соловьева: не сама смерть, убийство является грехом, а то чувство, из который выходит эта злоба. О мире: Есть 2 понятия мира: 1.Связано с исканием комфорта в жизни, благополучии. Для того, чтобы лучше жить здесь. Это касается только земных удобств. Шалом – ориентирован на земное благополучие. В шаломе остаются все страсти. Этот мир очень непрочный, может оборваться в один миг. 2.Но есть другой мир, мир духа. Мир борьбы со страстями, истоками зла (злом, алчностью, которые порождают войну). Христос призывыет к миру ирини. Мир ирини – мир от страстей. Когда есть ирини – война отменяется. Так где забыли об ирини, без души, там ищут просто мира без войны – это ведет к конфликтам. О преступления (насилие, ненасилие): О профилактике, священники должны проявлять чуткость когда к ним приходят люди и говорят о своих преступных деяниях. Как быть священнику когда ему говорят о готовящихся преступлениях. Сохраняя конфиденциальность, пастырь должен сделать все, чтобы преступление не осуществилось. Он должен призвать его к покаянию. А также он может не указывая на лицо исповедующегося, предупредить тех, кому угрожает опасность. Церковь просит не рассматривать арест как месть, за то, что он сделал, а как средство возможного воспитания человека. О смертельной казни: Церковь ее не принимает, но она есть . 1.СК иногда плохо, у человека должно быть время осознать, что он наделал и прийти к богу. 2. А иногда хорошо – в убийстве человека всегда присутствует 2 стороны, но раз кто-то убивает, значит он убийца. Для жертвы (преступника) смертельная казнь осознает, что он конечен. Палач – должен взять смертный грех, но это не хорошо. Да есть законы справедливые/несправедливые – Н: есть осужденный и кто-то должен дернуть рычаг, чтобы повесить. И ко всем подходят и одни открещиваются, а другой согласиться за деньги – они готовы убивать за деньги, они сами такие люди и актом назначения палача, Бог показывает до чего вы опустились.
7. Естественнонаучная интерпретация роли религиозного фактора в современных социальных конфликтах
Здесь речь идет о различии во взглядах Р. Докинза и Ф. де Вааля относительно влияния религии на конфликтогенез. ДОКИНЗ Де Вааль
8. Конфликтогенность православного фундаментализма в России Начало зарождения относят к началу ХХ века. На общественном уровне его проявлением стали еврейские погромы (1881, 1903), а на политическом — созданием «Союза русского народа». Второй волной роста фундаменталистских настроений отмечены 1980—1990-е годы. В стране действовал ряд религиозно-общественных организаций фундаменталистского характера, таких как «Братство», «Православие или смерть», «Общества ревнителей митрополита Иоанна», «Чёрной сотни», «Славянского мира», «Союза православных граждан», «Общественного комитета за нравственное возрождение отечества», Христианско-патриотического движения «Александр Невский». Значительное влияние на рост православно-фундаменталистских настроений в российском обществе играет позиция РПЦ. Уже к середине 1990-х годов иерархи и священники Русской православной церкви участвовали в лоббировании ужесточения религиозного законодательства по отношению к другим конфессиям, прежде всего нетрадиционным. Общими основами современного православного фундаментализма называются: бескомпромиссный антиэкуменизм, антикатолицизм, антисектантство, антилиберализм, антииндивидуализм, критика «западных ценностей»; государственничество (державность), поддержка национально-патриотических движений. Идеологическими столпами можно назвать теоцентризм, благочестие, Священное Предание и традиция, следование истине Писания и святых Отцов, добродетель и целомудрие, концепции Христианского государства и «Народ и Родина». Социальной базой православного фундаментализма в России являются женщины старшего поколения, интеллигенция (особенно гуманитарная). Во многих случаях фундаментализм представляет собой маргинальное проявление обрядоверия, проявляющееся в форме радикально-националистической идеологии, ненависти к чужакам, политического ангажирования. 9. Религиозный конфликтогенез в теории мемов Рели́гия — особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, объединение людей в организации – общины. Религия = мемплекс (мем=ритуал) Мем (англ. meme) — единица культурной информации. Мемом может считаться любая идея, символ, манера или образ действия, осознанно или неосознанно передаваемые от человека к человеку посредством речи, письма, видео, ритуалов, жестов и т. д. Докинз предложил идею о том, что вся культурная информация состоит из базовых единиц — мемов, точно так же как биологическая информация состоит из генов; и так же как гены, мемы подвержены естественному отбору, мутации и искусственной селекции. Доккинз: СЦИЕНТИЗМ=новая религия. Ритуалы как павлины: затрачивают время и ресурсы для показухи. Люди верят,что религия предохранит их от болезний, но это не доказано – помощь скорее в утешении(как плацебо снимает стресс).Но люди как солдаты, марширующие по приказу под поезд, не отличают – от + команд. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-20; Просмотров: 344; Нарушение авторского права страницы