Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Основные положения Атеизма:



- существование бога или любой другой сверхъестественной силы противоречит здравому смыслу, логике, науке.

- религия и связанные тексты созданы одними людьми для манипулирования другими.

- единственный источник морали - сам человек

Критика атеизма:

1.атеизм - политическая доктрина

2. Атеизм - "эрзац-религия", вера в отсутствие бога.

3. Атеизм - разрушает материальную религиозную культуру, не имеющую для него ценности.

4. Общество не может быть источником морали.

Спектр религиозных убеждений по Докинзу:

- убежденный теист

-агностик со склонностью к теизму

- агностик (ВПА-временный практ.агностик И ППА-постоянный принцип.агностик )

-агностик со склонностью к атеизму

- атеист по существу

- убежденный атеист

 

Религиозный фанатик = воинствующий атеизм

- Книги Хитченса и Докинза

- «Воинствующий атеизм» в СССР
- Невзоров. «уроки атеизма». Религия-устар предрассудки. Отношение к церкви: «крысы», кот вырвались из клеток.

Псих и религоведы выделяют: 

Вера обыденная - логически выстроенная гипотеза.        

Вера религиозная - не подразумевает рац. аргументов

Мотивы преобщения к религиозной вере

- рациональные мотивы

- иррациональные (психологический кризис)

Типология религиозности по Гордону Олпорту

-внешне ориентированая религиозность (желание использовать веру для обретения соц статуса, интегрироваться в религ сообщ-ва для обретения соц идентичности и т.д.)

-внутренне ориентированная религиозность (стремление приблизиться к сверъестественному, испытать религ переживания)

- Пашковский. Религ переживания:
- видение («внутреннее зрение разума»);
- прозрение (внезапное просветление мысли);
- озарение (внезапное ясное понимание ч-л.);
- благоговение (внезапное чувство подавленности связи с величием);
- экстаз (восторг, близк к умопомешательству);
- страх (безрассудный метафиз страх).

Он же отмечает влияние внешн фaкторов на психоэмоц поведение людей

Рост психоэмоционального напряжение и воцерковление (наиб частые факторы):

-материально-экономические трудности

-потеря работы

-смерть близких

-физ травма

Иерусалимский синдром-умопомешателство отдельных поломников в иерусалиме (культурно-религиозная психопатология): начинают подражать христу

Одержимость-это психопатология. «заразно»

 

15. Религиозные основания террора «Аум Синрикё»

Секта «Аум Синрикё», ныне известная как «Алеф», неорелигиозная организация, возникшая в Японии и в настоящий момент в США, Канаде, Евросоюзе и ряде других стран причисленная к числу террористических организаций. Религиозная корпорация «Аум Синрикё» имеет центры в Нью-Йорке, Бонне и Шри-Ланке. Основана Сёко Асахарой в 1987 г. и получила «мировую известность» в 1995 г., совершив газовую атаку в Токийском метро.

Термин «Аум Синрикё» восходит к санскритскому слову «аум» (Вселенная); приблизительное значение - «учение истины».

Лидер и основатель культа – Сёко Асахара(настоящее имя — Тидзуо Мацумото).

В 1986 г. его организация приняла облик религиозной. В этом же году Асахара достиг «окончательного спасения», побывав в Гималаях.

Асахарой была разработана псевдорелигиозная система, якобы «содержащая в себе сущность всех религий»: элементы йоги, тантрического буддизма, христианства, даосизма, псевдонауки и апокалиптизма (записи Нострадамуса), а также элементы «теории заговора» масонов. Христианскую церковь Асахара считает одним из масонских учреждений.

В 1992 г. Асахара издал книгу, в которой объявляет себя «Христом» — японским абсолютно просветленным наставником и «Агнцем Божьим». Он заявлял, что его миссией является взять на себя грехи всего мира. Асахара говорил, что он может передать своим последователям духовную силу и в конечном счёте унести их грехи и плохую карму. Он также видел злой умысел во всем, что распространяют евреи, масоны и соперничающие с его учением другие японские религии. В конечном счёте Асахара обрисовал пророчество дня страшного суда, который включает в себя Третью мировую войну. По Асахаре, финальный конфликт достигнет своей кульминации в ядерном Армагеддоне. Человечество прекратит свое существование за исключением нескольких избранных — тех, кто сумеет достигнуть Аум. Миссия Аум не только в том, что распространять по миру спасение, но также в том, чтобы пережить этот «конец времен». Асахара предсказывал, что Армагеддон случится в 1997 г. Асахара постоянно делал нападки на евреев и британскую королевскую семью как на главных виновников в заговорах. Он называл США Зверем Апокалипсиса, предсказывая, что Америка со временем нападет на Японию.

 

16. Римско-католическая церковь и фашизм (конфликтологический аспект)

Католическая церковь и фашизм.

Рассекреченные документы говорят, что никакого серьёзного взаимодействия церкви с фашистами. Победа фашистов в Италии (22.10.1922). В феврале такого же года умер папа Бенедикт 16, Пий 11 – долгая результативную любовь к фашизму. Их взаимная симпатия началась раньше. Пий высказывался в поддержку Муссолини ещё до его победы.

Убийство Джакомо Маттеотти (10 июня 1924).Открыто выступил в парламенте против Муссолини, обвинил его в том, что он подстроил победу на выборах фашистов. У него были доказательства, что они фальсифицировать выборы.Маттеотти был символом борьбы с фашизмом, после его смерти могло начаться выступления против фашистов. По мнению некоторых историков восстания не было благодаря пропаганде католической церкви.

Римский вопрос: Муссолини сказал, что должен стать центром католического мира. В 1923 году правительство Муссолини ввело обязательное преподавание религии, сделало католицизм гос религией, везде распятия, было увеличено наказание за убийство или грабёж католического священника.

Римский вопрос: до 1870 существовало ватиканские государство до объединения Италии, папская область была ликвидирована. Папа Пий 9 психанул и объявил себя ватиканского затворника.1929 – Латеранские соглашения: создавалось новое государство – Ватикан, католической церкви предоставлялись очень широкие права: Италии выплачивала крупную сумму Ватикану, правительство гарантировало постоянные выплаты церкви, независимость, свободное перемещение Папы Италии, дали постоянную резиденцию в окрестностях Рима. Кардиналы присягали на верность итальянской короне. Сразу 10 католических праздников стали государственными, свободу СМИ Ватикана.

 

17. Ахимса как конфликтологическая идея и принципы её реализации

Ахимса – поведение и образ действий — ненасилие. Непричинении вреда всему живому (людям, животным, растениям) никогда и никаким образом.

- Любовь и сострадание к людям
- не стоит гордиться своими достижениями
- нужно быть невозмутимым и в радости, и в горе
- удовлетворенным тем, что имеется.

«Правила ахимсы»:
- вегетарианство
- ненасилие относительно внешнего мира
- ненасилие над собой.

Национально-освободительная борьба индийского народа против британских колонизаторов - М. Ганди – 1947 Индия получила независимость. Позже массовое ненасильственное сопротивление было применено движением против расовой дискриминации в США, и в настоящее время ненасильственные методы политической борьбы широко применяются различными силами.

Индуизм. Концепция ахимсы сформировалась в рамках национальной религии индусов - индуизма. Форма брахманизма (верховного божества Брахмы) -- вишнуизм (почитание бога Вишну, охранителя мира) и шиваизм (почитание бога Шивы - разрушителя мира).

Общество должно разделяться на варны - замкнутые социальные группы:
- брахманы (жрецы)
- кшатрии (цари и воины)
- вайшьи (купцы, ремесленники)
- шудры (крестьяне).

У каждой варны был свой закон, правило - дхарма. Дхармой брахманов является служение богам, выполнение религиозных обрядов; дхармой кшатриев - участие в войне, сражениях.
Реинкарнацию - переселение душ, определяется кармой. Процесс переселения душ образно представлялся в виде колеса и носил название сансара (колеса сансары). Освобождение из колеса перерождений называлось мокша.

 

18. Конфликт шиитов и суннитов

Раскол уммы на шиитов и суннитов:

1.отказ от принципа наследования титула «халиф» в годы существования Праведного халифата

2.выдвижение Муавии(он командовал Сирией) на первые роли в умме

3.Убийство Хасана и Хусейна(сыновей Али)

4.создание Амиядской империи.

Сунниты, кроме Корана, руководствуются «сунной» - сводом правил и устоев, основанных на примере жизни пророка Мухаммеда. Сунна базируется на хадисах - сказаниях о словах и поступках пророка. Многие сунниты трактуют Коран буквально, без каких-либо модификаций.

Шииты, в отличие от суннитов, позволяют своим священнослужителям толковать слова и поступки пророка. Само арабское слово «аш-ши'а» в переводе означает «приверженцы». Это - приверженцы Али, четвертого халифа мусульман.

Шииты считают, что первые три халифа - Абу Бакр, Усман и Умар - некровные родственники пророка - незаконно узурпировали власть, и только Али - кровный родственник - обрел ее законно.

Посредник между Богом и человеком. Сунниты – не нужен. Шииты – нужен в виде Имама. Имам. Сунниты – выбирается голосованием. Шииты – потомок рода Али. Шииты почитают высказывания имамов наряду с Кораном и Сунной.

Интерпретация «Шариата» (исламский закон): Временный брак. Сунниты – нельзя. Шииты – можно. Развод, провозглашенный со стороны мужа. Шииты – нет. Сунниты – да. Намазы. Сунниты – 5 раз. Шииты – 3 раза.

2 ключевых понятия: Танзил- буквальное откровение (то что прочитаешь, то что разжевано) Тавил-внутреннее откровение (открывается если следовать правилам)

 «Свидетельствую, что нет Бога кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммед — Пророк Аллаха», — так звучит шахада, «свидетельство», первый столп ислама.

 

19. Суфизм как религиозно-мистическое учение и его конфликтогенность

Суфизм-путь к Аллаху лежит через индивидуальное переживание.

Хасан аль-Басри(642-728)-первый мистик суфизма.

3 фазы суфийской аскезы:

1. Отказ от мира

2. Отказ от удовольствия узнать о своем отказе от мира

3. Полное презрение к миру.

Мансур аль Халладж(858-922)-суфийский учитель, богослов. Предложил концепцию «слияния с богом». Рай- место бесконечных удовольствий для мусульманина, но самое лучшее-это соединение с богом, то есть стать Аллахом.

Его высказывание: я есть Истина(Истина=Аллах).

Мухийдин ибн Араби(1165-1240)-суфийский мыслитель, создатель концепции вахдад аль-вуджут(бог и бытие нечто единое. Бог во всем и все в боге.)

Суфизм – это особое мистико-аскетическое течение в исламе.

Его последователи считали возможным непосредственное духовное общение человека с божеством, достигаемое путем длительных специальных практик. Познание сути божества – единственная цель, к которой суфии стремились в течение всей жизни. Этот мистический «путь» выражался в нравственном очищении и самосовершенствовании человека.

 

 «Путь» суфия состоял из постоянного стремления к Богу, называемого макамат. При достаточном усердии макамат мог сопровождаться мгновенными озарениями, которые были подобны кратковременным экстазам.

Изначально суфизм был одним из направлений исламского аскетизма, и лишь в VIII-X веках учение полностью сложилось как самостоятельное течение.



















Суфии ставили во главу угла сугубо личные переживания и откровения каждого верующего, в отличие от ортодоксов, для которых главным была буква Закона, а человек должен был лишь неукоснительно подчиняться ему. В первые века становления суфийского учения официальные течения в исламе боролись с ним за власть над сердцами верующих. Однако с ростом его популярности суннитские ортодоксы были вынуждены смириться с таким положением.

 

20. Политика Русской православной церкви и конфликтные тенденции в российском обществе

РПЦ как источник конфликтных тенденций в российском обществе

Конфликтные тенденции, которые вытекают из деятельности РПЦ:

1. Десекуляризация

2. Самоорганизация мирян и формирование православной субкультуры, отождествляет с самой рпц

3. Националистическая риторика

4. Православный прозелитизм (-это двойные стандарты людей к православным идеям: за помощь армии,но против образования)

Православие как субкультура:

· Православие.ру

· Православие или смерть!

Самоорганизация православных обществ:

· «Черная сотня»

· Союз православных хоругвеносцев

· Союз «Христианское возрождение»

· Божья воля

· Казачьи организации

Националистическая риторика .

Империализм, глобализм, расширенное понимание русскости: все русские – православные.

Направление миссионерской деятельности РПЦ:

Обращение иноверцев в православие

В середине девяностых церковь выступала резко против миссионерской деятельности и прозелитизма. 1997 год Алексий на соборе выступил против. Однако никто из других церквей не собирался отступать, идти на компромисс. Поэтому была принята концепция миссионерской деятельности РПЦ (2007), разворачивается по пяти направлениям.

1. Воспитательная миссия (работа с уже обращенными в веру)

2. Апологетическая миссия (защита веры, основных положений христианства)

3. Информационная миссия (донесение информации о положительной деятельности православной церкви)

4. Внешняя миссия

5. Миссия примирения

Даниил Сысоев (1974-2009), иерей РПЦ, православный миссионер. Его убили, за «Мы не враги мусульман, мы – враги ислама».

Конфликтная роль РПЦ: гибкое управление религиозными конфликтами, протекающими в околоцерковной среде. Кооптация.

Приоритетные интересы РПЦ: светское образование ( от дошкольного до научно - педагогического); режимные и закрытые общ-ва (система исполнения наказаний, здравоохранение и тд.); СМИ; досуговая жизнь россиян. Цель - обеспечить собственную безопасность, обеспечение лояльности. В 2008 г было начато приобщение школы к РПЦ с указом президента - предмет в "основы религиозной культуры и светской этики".

Андрей Кураев(1963)- протодиакон, старший научный сотрудник МГУ. Теология признана научной. Появилась в универах специальность. Раскрывает содержание теологии, базовые разделы теологии, изучает источники теологического знания, основные вероучения и религиозных обрядов, историч формы и практич деят-ть религ. организаций и тд. Церковь и армия. Освящают оружие. "Рус чел-к идет на войну не убивать, а умирать". (протоирей Дм. Смирнов) Д. Смирнов (1951) - протоиререй, по взаимоотношениям с ВС и правоохранительными учреждениям (2002-2003). Телеканал "союз", Всеволод Чаплин (1968)- протоиерей , настоятель храма СВ. Николая на трех горах. Основные компетенции РПЦ - документ, принятый в 2000 г на Синодальном собрании (регулирует отношения духовенства с представителями светской и др дух. культуры.)

 

21. Типы и характеристика акторов в религиозных конфликтах

Акторы по Каранову:

Индивиды

2. Религиозные организации:
- Церковь – общепризнанная и религиозная организация значительных размеров.
- Деноминация – промежуточное звено между церковью и сектой.
- Секта – менее сложная организация, чаще создается в знак протеста против церкви.
- Культы – чаще организуются вокруг лидеров и имеют оккультный характер.
- Движение – аморфное образование, требующее своего последовательного изучения.

Христианские: православные, католические, протестанты - больше всех, здесь же Околохристианские секты и ереси
Мусульманские: Сунниты (последователи сунны), шииты (последователи али и мухаммеда), суфизм (проповедники самоограничения и повышенной духовности), радикальные группировки - больше миллиарда.
Буддизм: Тхеравада(достижение состояния, полностью свободного от всех загрязнений и заблуждений.),Махаяна, Ваджраяна ...-около 400 миллионов (см 9 вопр)

3. Религии или мемические комплексы, мемплексы (см 4 вопр)

4 также могут выступать нации (этносы) – приверженцы различных религий, личности, а также религиозные и государственные институты (государство и его органы власти, церкви, партии, движения, организации и др.).

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-20; Просмотров: 361; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.043 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь