Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Эстрадная поэзия» 50-60-х годов. Лирика и поэмы Евтушенко, Вознесенского.



Эстрадная (громкая) лирика. Рассчитана на слуховое восприятие, на большую аудиторию. Писатели выступали в политехническом музее. Зал ломился от зрителей, т.к народ жаждал перемен, а эти новые стихи вселяли в людей надежду на изменения в жизни.

Евтушенко. Его кредо – нелогичность, разнополярность, опрокидывание норм и поведенческих и идеологических. Он поэт – бунтарь, продолжатель Маяковского. Негативно относился к социализму, который игнорирует личность. Стихотворения Евтушенко многоплановы, противоречивы. У него 2 имиджа: крепкий сибирский парень и неуверенный в себе и во всем человек. Его поэзия была адресована простым, обыкновенным читателям. Его стихам свойственна исповедальность, он ничего не скрывает от людей, это притягивает к его лирике. Он любит людей, их проблемы становятся его проблемами. В стихотворении «4 чулочницы» рассказывает о 4 женщинах, которые на 8 марта говорят о своих мужьях, ругают их, а потом начинают беспокоиться. А 4 одинокая, ей лучше б пил, лишь бы был. Евтушенко открывает сферу обыденной жизни.

Новый этап связан с поездкой на Печору. После этого начинается переосмысление всего творческого пути, появляется тема поэта и поэзии. «Граждане, послушайте меня» бытовая зарисовка (на корабле солдат поет, а его никто не хочет слушать) переходит в другой план, происходит самооценка творчества. «Долгие крики». Сюжет бытовой, но символический. Поэт на одном берегу пытается докричаться до парома, который на другом берегу. Вывод: чтобы пробудить людей, не обязательно громко кричать. Большое место в творчестве занимают патриотические стихи. Поэтизация русских святынь, русского быта, характера. «Идут белые снеги», «Сказка о русской игрушке».

Поэмы.

«Братская ГЭС»

Попытка преодоления кризиса 60-х годов. Преодоление началось с попытки переосмысления самого себя и своего творчества. Ставит себе диагноз – поверхностность. Теперь у него другое кредо – поэт это больше, чем поэт. Поэма не ровная, в ней решил рассказать историю страны со времен Стеньки Разина до современности. Поэма построена как диалог египетской пирамиды – символ рабства и братской ГЭС – символ свободы.

 Вознесенский. Отправил стихотворение Пастернаку. Повесть «Мне 14 лет» написана о встрече с Пастернаком. Наиболее популярная книга – антимиры. Поставлен спектакль, который пользовался большим успехом. Стал известным благодаря стихотворению Гойя (испанский художник-гравер. Он создал рисунки, в кот использует апокалипсические мотивы, мрачные, жуткие картины. Показаны уродства, преступления людей. Они стали толчком для произведений Вознесенского). Он попытался показать музыку горя. В стихотворении передается боль, страдания. Текст строится на вопросах, на которые нет ответа. Вознесенский пытается постичь непознаваемое. Стихотворение о войне, но война не показана, это сложная цепь ассоциаций. Лирический герой перевоплощается в Гойе, потом в горе и в горло повешенной бабы. Для Вознесенского характерно отсутствие цельности, целостных мироощущений.

Васильки Шагала. Шагал – известный худ авангардист. Вознесенский выражает суть творчества Шагала. Через голубой цвет передает главную идею творчества. Шагал любил васильки. Синий – доминирующий цвет в творчестве Шагала. Его поэзия адресована интеллигентам, творческим людям.

 

Тихая лирика» 60-70-х годов. Рубцов, Жигулин, Соколов.

Тихая лирика.

Пришла на смену громкой. Идеи:

Возвращение к национальным русским истокам (духовным, нравственным). Они сделали лирику русской по тематике, по образам. Восстанавливали связи лит-ры с духовностью. Обращаются к образам спасителей России. Опираются на реализм. Наследники Есенина. Эстетическая опора: Пушкин, Тютчев, Блок. Тихая лирика рассчитана на чтение наедине, самостоятельно. Направлена на душевный отклик, а не на рев толпы.

Рубцов. Темы поэзии: родина, русская природа, исторические судьбы народа, добро и зло, жизнь и смерть. Самая выразительная черта – национальный поэт, любил деревню. У Есенина красочный мир, работает с цветом, у Рубцова идет работа со светом, мерцание – символ святости русской земли. Пейзаж – воплощение божественной красоты. «Феропонтово» все направлено на возвышение земной, но не отделенной от неба красоты России. Стих-е посвящено Вологодскому монастырю, построенному Феропонтом. Земля пронизана божьим духом. «Тихая моя родина». Посвящено деревенскому прозаику Белову. Это гимн тихой лирики. Нет криков, полемики – элегическое настроение. Любовь сына и матери показана на природе, земле. Воспевая землю – выражает любовь к матери. Именно в этом магия стихотворения.

В этом стихотворении Николай Рубцов обращает внимание на восприятие родины – “тихая”. Рассмотрим смысловые значения этого слова: негромкая, неторопливая, неприметная, кроткая, смиренная. В них заключено многое: черты русского национального характера – степенность, размеренность труда; особенности образа жизни – всему свое время, всему свой срок; крестьянин живет, подчиняясь той цикличности событий, которую диктует время года. Об этом любил писать В. Белов, земляк поэта, именно ему посвящено стихотворение.
Также в определении “тихая” есть ещё один смысловой оттенок: любовь к родному уголку – такое глубинное чувство, что проявляется оно тихо, молитвенно тихо.
Память о родине наполнена обычными и в то же время необыкновенными для поэта деталями: ива, река, соловей. Каждая из них рождает свой ассоциативный ряд: ивы – воплощение печали; река – дорога жизни, надежд; соловей – радующая душу чудесная трель маленькой пташки. Таково лексическое наполнение трёх коротких слов.
Лирический герой давно не был в родных краях. Первая потребность – поклониться могиле матери. Ведь в сердце вечно живет нерастраченная сыновняя нежность.
Мать моя здесь похоронена
В детские годы мои.
Так уже в первой строфе раскрывается тема сиротства – мальчик потерял мать в раннем детстве.
Нелегко покидать “деревянное” село в глуши северных лесов. Пронзительная, щемящая печаль выражена в следующих строках:
Время придет уезжать –
Речка за мною туманная
Будет бежать и бежать.
Признание в любви к родной деревеньке говорит не только о связи поэта с родиной, это “смертная” связь: здесь похоронена его мать.

 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-21; Просмотров: 810; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.01 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь